Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Развитие глобального мышления обучаемых

 

К приоритетам современной школы в первую очередь относится формирование мировоззрения, отличающегося широтой восприятия мира, специализацию и совершенствование базисных навыков и умений на более высоком уровне. В практике глобально–ориентированного образования предлагаются направления специализации не замыкающиеся в рамках изолированного предмета: географии, биологии, обществознания и др. Каждый учебный предмет в отдельности способствует созданию у обучающихся целостного представления о мире в конкретной перспективе: можно формировать языковую, физическую, историческую и т.д. картины мира. Накладываясь друг на друга, они создают многомерное видение мира в пространстве и времени. Каждый предмет помимо его практической ценности нужно рассматривать как возможность максимальной реализации способностей человека, его творческого плана, личностного роста.

Главное в глобальном образовании – воспитание чувства причастности каждого к жизни человеческого сообщества, установление гармоничных отношений человека с природой, людьми, миром в целом и с самим собой.

Идея глобального образования, призванная раскрепостить человека как свободную творческую личность, а с другой стороны, воспитать у него чувство ответственности за настоящее и будущее мира, в котором он живет, получила поддержку со стороны Министерства образования РФ и ряда учебных заведений России. Глобальное образование — важнейшее средство гуманитаризации педагогических технологий, деидеологизации дисциплин гуманитарного и других циклов, углубления междисциплинарных связей как внутри одного цикла, так и между предметами различных циклов. Глобальное образование способствует приобретению кросс-культурной грамотности на основе знаний собственной национальной культуры и формированию отношения к людям с позиций общечеловеческих ценностей. При этом глобально-ориентированное образование имеет как бы три составляющие мышления учащихся (Ю.Н. Кулюткин, Е.Б. Спасская):

1) направлено по своему содержанию на решение глобальных проблем (социально-экономических, экологических, культурологических, гуманитарных);

2) направлено на подготовку человека как грамотного участника совместной диалоговой деятельности, умеющего работать в «команде», принимать коллективные решения (именно таких решений требуют глобальные проблемы);

3) включает в себя гуманистические принципы образовательной деятельности.

Принципы глобального образования:

-ориентация на развитие личности ребенка (педоцентризм);

-непрерывность;

-активизация познавательной деятельности;

-поиск эффективных технологий;

-целостность (холисткость);

-достоверность;

-органическое единство (когерентность);

-интегративность.

Кроме глобальной тематики, акцент на таких уроках ставится на развитие качеств личности гражданина:

-эмпатии (способность к сочувствию, сопереживанию);

-толерантности (терпимости к другой точке зрения, другому взгляду на проблему и способу ее решения);

-коммуникативной культуры (способности к диалоговому взаимодействию, основанному на бесконфликтности);

-кросс–культурной грамотности (осознание ценности своей культуры в контексте общемировой);

-способности к прогнозированию при выборе решений и способов действий.

Урок глобальной ориентации должен содержать следующие аспекты:

1. Наличие целей глобального образования, т. е. создание условий для понимания целостности мира и взаимозависимости в нем, единства человека и природы, преодоления расщепленности человеческого сознания и души.

2. Реализация задач глобального образования:

формирование мировоззрения учащихся, в котором человек признает и ценит единство мира, осознает свое место в нем;

-развитие кросс-культурной грамотности;

-формирование эксцентрического экологического сознания;

-формирование не предвзятого взгляда на мир (эмпатия, толерантность).

3. Соответствие принципам глобального образования.

4. Введение глобальной перспективы в урок через:

фактический материал глобального содержания;

-надпредметность;

-межпредметность;

-отработку универсальных умений и навыков;

-создание единой картины мира;

-обучение правилам жизнедеятельности;

-многообразную увлеченность;

-атмосферу сотрудничества и свободы на уроке;

-активизацию процесса обучения.

5. Соответствие выбранных образовательных технологий идеям глобального образования: технология эпистем (или проблемно-познавательные темы), технология развивающего обучения, проблемно-модульная технология, технология сотрудничеств, технологии, способствующие развитию критического мышления, целостно-коммуникативный подход к обучению, технология ситуационного обучения (Кейс-стади), технология «Дебаты».

Глобально-ориентированный урок   

Традиционный, тематический урок

                                                                 Цель урока       

Создание условий для формирования учебной деятельности, превращающей школьника в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии; формирование целостного мировосприятия путем комплексного подхода к изучаемому материалу. ЗУН – не самоцель, а средство развития личностных, социально-значимых качеств, компетенций (мыслительных, речевых, эмоционально-чувственных, поведенческих, коммуникативных, физических, творческих)

Вооружение обучающихся твердыми знаниями, умениями и навыками, в основе которых лежит предметная информация, предназначенная для запоминания, и шаблоны ее применения                                Цель носит декларативный характер. Процесс   

Учитываются особенности обучающихся, возрастает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – диалог,       

Отсутствует учет особенностей школьников, падает интерес к учебно-познавательной деятельности. Ведущий способ отношений – монолог.                                                                                                                                 Ведущий способ организации деятельности – коллективная мыслительная деятельность и совместное творчество   монолог.                                                                                                                                                                               Ведущий способ организации деятельности – репродуктивная деятельность, воспроизведение ранее полученной информации.

Функции и эффективность деятельности педагога.    

Ведущий, консультант, организатор, участник совместной деятельности, партнер. С одной стороны, экономия сил педагога (много работают сами учащиеся); с другой – большее время уходит на подготовку

Результат (текущий)

Уровень понимания   возрастает  глубина понимания

Мотивация     внутренний   мотив (эмоционально-эстетический и эмоционально-волевой)

Потребность       осознанная познавательная  

Ведущий (главный солист). С одной стороны, затратность   сил педагога на уроке; с другой – значительно меньше времени уходит на подготовку

Результат (текущий)

Уровень понимания  поверхностное понимание

Мотивация внешний  мотив (морально-дисциплинарный и авторитарно-дисциплинарный)

Потребность: неосознанная познавательная потребность

Отношение обучающихся к уроку   конструктивное

Отношение между педагогом и обучающимися   живая обратная связь    

Отношение обучающихся к уроку

Равнодушное и ли конфликтное

Отношение между педагогом и обучающимися   формальная связь (через журнал)

Здоровьесберегающая направленность урока

Нет утомляемости и усталости  Ценностное отношение к информации   понимание полезности информации

Здоровьесберегающая направленность урока

Усталость и утомляемость

Ценностное отношение к информации   бессмысленность и бесполезность  информации

Результат (перспективный)

Развитый человек, способный самостоятельно адаптироваться в обществе и стать успешным и счастливым  

Результат (перспективный)

Неразвитый человек (развитые ученики в традиционной системе появляются не благодаря, а вопреки системе, как исключение из правил). Большая часть неразвитых людей попадает на путь деградации.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru