Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Почему современные дети пишут безграмотно?

 

Дети приносят в тетрадках такое, что хоть плачь, хоть смейся - нарочно не придумаешь! На четыре буквы - пять ошибок, про запятые вообще молчу. Это уже не русский язык - в нем же нет слов «Йупка», «Сабака» и «Ашыплась». Учителям впору выдавать дипломы переводчиков за проверку сочинений, и валерьянку - в подарок. Что происходит, люди добрые?

Как слышится, так и пишется

Специалисты приводят пугающие цифры: у каждого третьего школьника - дислексия или дисграфия. То есть, либо пишет отвратительно, либо читать не умеет. Еще в 50-е годы таких детей было всего 6 процентов - и то учителя жаловались.

- Программы начальной школы сейчас безобразные! - уверена Людмила Ясюкова, кандидат психологических наук, экс-сотрудник лаборатории социальной психологии СПбГУ. - Ко мне родители приводят детей, мы пытаемся их как-то переучивать. Дело в том, что у детей сейчас на уроках русского языка поголовно развивают слуховую доминанту. Раньше, в 80-х, школьников сперва знакомили с буквами, с правилами построения слов и предложений. А сейчас дети учат звуки - и пишут, как слышат: «йожыг» вместо ежика.

Ребятам, которые уже привыкли ориентироваться на слух, бывает сложно переучиться и писать правильно. Еще бы - сперва от них требуют писать «ва кно», а через пару лет лепят за это двойку.

- У нынешних детей формируется зрительно-неграмотный образ слова, - продолжает Людмила Аполлоновна. - Чем чаще они видят написание «лесница», тем больше оно запоминается как правильное. Школьники начинают писать так автоматически.

А вот «книжные» дети могут не знать ни единого правила, и писать без единой ошибки. Потому что в книгах они чаще видят правильное написание слов, и запоминают так.

НЕ ТЕ ДЕТИ, НЕ ТЕ УЧИТЕЛЯ

Другие эксперты винить во всем фонетику не спешат:

- Программа с таким обилием фонетики - это развивающая программа Эльконина-Давыдова, - объясняет автор учебников по русскому языку Ольга Узорова. - Она, действительно, непростая, справиться с ней может только очень сильный учитель, влюбленный в фонетику. Я, например, с ней не связываюсь. Но бывает, что программу спускают сверху, и если учитель неопытный, будет завал.

Кроме учителей, отбирать надо и учеников. Особенность этой программы в том, что детям нужно каждый раз изобретать велосипед, и открывать каждое правило заново. И заниматься этим на уроке хочется не всем.

- Эта программа больше рассчитана на аудиалов - детей, которые лучше воспринимают все на слух. А у нас сейчас большинство визуалы, им нужен текст и картинки, - считает Роман Дощинский, учитель русского языка и литературы, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы Москвы. - Поэтому нужно предварительно отбирать детей в классы по таким программам. И не надо ждать результата сразу - он появится, но через несколько лет.

ВМЕСТО ПРАВИЛ - МУЛЬТФИЛЬМЫ

Но и те, кто учится по другим программам, пишут немногим лучше! Так что причина не только в учебниках.

- На мой взгляд, сейчас чрезмерно увлекаются проектной деятельностью и метапредметными связями - это когда на уроке математики надо вспомнить, что проходили по природоведению, - говорит Ольга Узорова. - На все это уходит время. Программа рассчитана на то, чтобы ребенок на уроке 45 минут занимался русским языком, а не смотрел мультфильмы по 15-20 минут. Да, это выглядит красиво - работа в парах, работа в командах, фильм посмотрели. Но то, что тему красочно подали, не значит, что ребенок все сразу усвоил. Пока ученик энное количество раз не напишет слово и само по себе, и в предложении, - он его не запомнит.

Обрывок одного урока, шоу на втором - вот и получается, что все нудные, но важные упражнения ребенку приходится делать дома. И так по большинству предметов! Конечно, родители могут взять на себя роль учителей, но и они не железные. А засиживаться над тетрадками приходится до ночи.

- Самый прямой путь к грамотности, на мой взгляд - это диктанты, - советует Узорова. - Не обязательно писать большие тексты, достаточно двух-трех предложений, но каждый день. Обязательно выделять орфограммы - это помогает научиться видеть «мины». Тогда любая программа пойдет во благо.

ГОРОДСКИЕ МАУГЛИ

Можно во всем винить школу - вот только нередко в первый класс приходят «городские маугли». Это дети, которые очень плохо разговаривают.

- Все больше детей приходят в школу с неразвитой речью, - продолжает Ольга Узорова. - А это первое, на что смотрят учителя. Считать и писать мы ребенка научим - можно и зайца научить на велосипеде ездить. Но если у ребенка не развита речь, это все, труба. Потому что в первом классе мы развиваем письменную речь, переводим в нее устную. А если дети приходят неготовые, им надо быстренько развить и то, и другое. И у них просто каша в голове и тихий ужас в глазах.

Почему такое получается - понятно. Родители и друг с другом-то не разговаривают, не то, что с ребенком! Папа в компьютере, мама в планшете, ребенок в телефоне. Чтобы развивать речь, нужно общаться.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru