Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Нравственное воспитание в школе

Рассматривается как ведущий компонент системы всестороннего гармонического развития личности. Трактуется как процесс формирования нравственного сознания, чувств и поведения. В отечественной педагогике разработаны содержание, принципы, методы, средства, формы нравственного воспитания учащихся. Накоплен разнообразный опыт решения данной задачи в работе со школьниками всех возрастных групп.

Важнейшей проблемой науки и практики в настоящее время выступает проблема переосмысления нравственных идеалов, сохранения нравственных ценностей советского периода развития России. Восстановление ранее отвергаемых и гонимых, в частности, из области религиозно-духовных моральных ценностей. Существует риск засорения спектра нравственных норм и предписаний предосудительными формами межличностных отношений и поведения. Особенно в области защиты прав и свобод юных и взрослых граждан страны.

Существенную опасность для нравственного воспитания представляет апологетика богатства, денег, карьеризма, индивидуализма и жажды личного успеха любыми средствами. Полярность школьных моделей нравственности и уроков реальной жизни усложняет работу российского учительства. В спектр нравственного воспитания и перевоспитания интенсивно входят задачи предупреждения, преодоления аморализма из мира взрослых: проституции, алкоголизма, наркомании, преступлений.

Пути использования идей этнопедагогики в работе учителя.

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу этнопедагогики и этнопсихологии. Они выступают ведущими факторами воспитательного процесса, оказвпают огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия - важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии.

Практика этнопедагогики предполагает поэтапность деятельности учителя: первый этап - накопление факторов по отдельным народам второй - сравнительный анализ педагогических традиций, родственных и сопредельных народов и третий этап - обобщение педагогического опыта и идей о воспитании народов конкретной территории.

Основными принципами этнопедагогики являются: глубокая ин-дивидуализация обучения и воспитания; развитие самостоятельности; формирование "Я - концепции" растущей личности.

Раскрытие социально-психолодгсеского смысла народных традиций KiK детерминированного, сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребностной сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, а которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т. д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор).

Народные традиции, в свою очередь, представляют собой важнейший фактор, обеспечивающий организующее действие, своего рода субъективное конституирование этнической общности, ее индивидуализацию. Аккумулируя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание к ближнему, родине, потребности к добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей.

Нравственное развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.

Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует по принципу непосредственно действующей потребности, детерминируя этим поведением и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца.

Наиболее активно усвоение, "присвоение" образцов деятельности и поведения социальных норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. А в старшем школьном возрасте происходит социализация личности. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции, этнопеда-гогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека.

В народной традиции социализация молодежи, подготовка к труду и выбору жизненного пути занимают ведущее место. Об этом свидетельствует богатое наследие устного народного творчества - пословицы, поговорки, предания, сказки и др. С раннего детства через игры, забавы старшие учат младших социальным отношениям, первоначальным навыкам того или иного труда, общению, добротворчеству, воспитывая и обучая одновременно.

Вместе с тем, как показывает изучение опыта школ, в настоящее время утрачены в большинстве своем традиционные виды деятельности, в связи с этим происходит утрата подготовки учащихся к труду, исходя из реальных природно-климатических, социальных и культурно-национальных условий, что снижает конкурентоспособность личности на рынке труда.

В народной педагогике содержание, методы и средства воспитания во многом складываются и определяются требованиями, основанными на религиозных канонах. Религия, как часть общественного сознания, теснейшим образом взаимосвязанная с народными традициями, оказывает влияние на отношения во многих семьях и обществе. Религиозные убеждения содержат принципы, регулирующие не только морально-этические нормы поведения в семье и обществе, но и его личную, хозяйственную и общественную жизнь, определяют образ жизни человека и социума. Приобщение подрастающего поколения к религиозной культуре позволяет сделать предположение, что религиозная культура, аккумулирующая в себя многовековой опыт народа, связи с этнопедагогикой, позволит достойно решить многие задачи, связанные с развитием человека, его морально-этическим отношением к себе, своей семье, ближайшему окружению, сверстникам, людям разных наций, вероисповеданий и сословий. Отправная точка и морального, и религиозного сознания - отдельная человеческая личность и ее взаимоотношение с обществом, миром в т. ч. божественным. В нравственной жизни огромную роль играет вера в торжество Добра, Справедливости. Без такой веры нравственная жизнь человека почти невозможна. Народная педагогика ориентирует человеку на веру. Следует отметить, что там, где сильны религиозные традиции, наиболее устойчиво сохранились и народные традиции. Соответственно этому, воздействие традиций значительно отражается и на детской среде. Однако сами по себе традиции не могут быть основным средством формирования личности ребенка. Их недостатком, в частности, является односторонность воздействия на личностное становление. Так, способствуя воспитанию у детей уважения к старшим, традиции в меньшей степени содействуют формированию у них самостоятельности, способности противостоять неблагоприятным, отрицательным воздействиям среды. То есть, эффективность использования народных традиций зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более, что проблема воздействия народных традиций, этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, связанный с развитием национального самосознания, приводящего порой к негативному отношению к обычаям и нормам других народов. Отсюда исключительно важно найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием присвоения общечеловеческих ценностей и формирования культуры межнациональных отношений.

Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества - музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, байты (дастаны, байты - формы этических произведений у восточных народов) и другие формы народного творчества особенно богатые морально-этическими назиданиями, наставлениями - во многом отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них - мировой культуры, интериоризацию общечеловеческих ценностей, следование велению совести, а не внешним императивам, воспитанию личной порядочности, скромности, действенной доброты, принципиальности, сочетающейся с терпимостью к инакомыслию, не приносящему вреда людям.

Знание традиционной духовной культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой формирования социально-этических норм поведения с высокой культурой межличностного общения и межнациональных отношений.

Анализ воспитательной работы в школах показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторванно от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем, народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добротворческая, совместная со взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта.

Жестко централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами и программами, не позволяет изучать в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание урока, внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях школьников.

Обобщая сказанное, современной школе необходимо учитывать следующие принципы:

интернационализм как идейной основы конструирования отношений, общения в социально-педагогическом комплексе Федерации;

ценности культур народов и значимости народной педагогики как мировоззренческой, инструментальной основы бытовых и профессиональных процессов социализации и становления личности;

терпимости к воззрениям личности, в т. ч. различным религиозным верованиям, к социокультурной среде ее развития;

учета специфики широких социальных движений в России и мире и использования их возможностей, традиций, обычаев в развитии самобытной личности.

Возрождение национального самосознания в единстве с нравственным опытом поведения и духовностью культуры приобретает в настоящеее время особую актуальность. Оно определяется возрастающей ролью человека в создании материальных и духовных ценностей и способствует формированию и развитию гармоничной и конкурентоспособной личности.

Эффективное осуществление этих задач во многом зависит от подготовленности учителей к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. Школа в идеале должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru