Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Высшая нервная деятельность человека

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «в чем заключается отличие человека от животного?», а затем ознакомьтесь с таблицей.



Отличие человека от животного

 119

Ознакомившись с таблицей, постарайтесь выразить ее содержание тремя словами.

Сознание!

Речь!

Труд!

Вот три отличия человека.

«Но ведь животные тоже могут трудиться! – возразят некоторые из вас. – например – лошади». Да, могут. Но не по своей воле, не осознанно. К труду животных принуждает человек и он пользуется результатами этого труда.

Если же попытаться свести содержание таблицы к одному-единственному слову, то этим словом будет «сознание». Благодаря наличию сознания мы можем говорить, то есть обмениваться информацией с помощью звуков, и трудиться – приобретать определенные навыки и применять их на практике.

Сознание это свойство высшей нервной деятельности человека, способность мыслить, рассуждать и определять свое отношение к действительности. Можно сказать и иначе: «сознание – это высший уровень психического отражения объективной реальности».

Благодаря работе органов чувств, мы постоянно получаем различные ощущения – информацию об окружающем мире.

Из ощущений складывается целостный образ предмета или явления. Иначе говоря, из ощущений складывается восприятие, которое отражает предмет или явление в целом, суммируя его свойства.

Ощущения и восприятия фиксируются нашей памятью в виде представлений – образов, сохранившихся в нашем сознании. Память – это способность сохранять и воспроизводить в сознании различные впечатления и приобретенный опыт. Также «памятью» называют и сам запас впечатлений, хранящихся в сознании. Если вы не видите что-то в данный момент, но имеете об этом представление, то сможете о нем рассказать. Память – основа сознания. Недаром же великий русский физиолог Иван Михайлович Сеченов (1829–1905) говорил: «Человек без памяти оставался бы вечно в положении новорожденного». Да, так бы оно и было. Без памяти нет сознания.

Существует много видов памяти.

Механическая память основана на многократном повторении того, что нужно запомнить. Так, например, мы заучиваем наизусть стихи.

Словесно-логическая память основана на установлении взаимосвязи между фактами. Пример – решение математической (или какой-то иной) задачи с использованием правил и формул. Мы услышали или прочитали правила, запомнили их и применили к месту, чтобы решить задачу.

Зрительная память сохраняет зрительные образы – лица людей, расположение улиц и т. п.

Слуховая память помогает нам различать голоса и, вообще, отличать одни звуки от других.

Двигательная память отвечает за запоминание движений. Тренируясь, спортсмены в первую очередь развивают двигательную память. Двигательная память обеспечивает ловкость и сноровку в труде.

Эмоциональная память сохраняет чувства, которые мы испытываем к чему-либо или к кому-либо. При мысли о любимом артисте или о любимом лакомстве у нас улучшается настроение – это «включается» эмоциональная память.

Другой основой сознания является мышление. «Я мыслю, значит существую», сказал французский философ, математик и физиолог Рене Декарт (1596–1650). Мышление – это способность получать новую информацию на основе накопленных знаний. Можно сказать, что мышление – это целенаправленное использование, развитие и приращение знаний. Мышление тесно связано с речью, поскольку мы думаем и выражаем свои мысли при помощи слов (можно думать и образами, но словами мы думаем чаще).

Различают следующие виды мышления:

1. Наглядно-действенное – это мышление, опирающееся на непосредственное восприятие предметов и реальных преобразованиях в процессе действий с ними. Например – при выполнении лабораторных работ.

2. Наглядно-образное – это мышление, опирающееся на представления и образы (например – при решении ряда задач). В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь образно, реальных преобразований с предметами не происходит.

3. Отвлеченное или абстрактное (его также называют «словесно-логическим») – это мышление, осуществляемое при помощи логических операций с понятиями. Например, мы не можем видеть, как по проводам идет электрический ток или как по нервным волокнам идут импульсы, но мы оперируем этими понятиями.

Схема взаимодействия сознания с материальным миром


Наше сознание материально. Оно порождается материальны миром, воздействует на него, отражает его и осознает себя в нем.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru