Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Семнадцатая сказка

Дня через два Женя спросил у Тимоши:
– У тебя в копилке много денег?
Тимоша пошел, погремел копилкой и сказал:
– Наверное много.
– Доставай все, – скомандовал Женя. – Мне папа денег дал. Пойдем в магазин «Умелые руки».


– А что мы будем покупать? – спросил Тимоша. Сердце его радостно забилось, потому что он очень, ну просто чрезвычайно любил покупки, особенно подарки.
– Хочу сделать биологического робота, – серьезно ответил Женя. – Нужно купить много материалов и деталей. Но боюсь, что папиных рулей нам не хватит.
В ответ Тимоша вытряс из копилки все монетки и рассовал их по карманам. Женя пустяками не занимается. Если он что-то придумал, значит, наверняка, будет интересное дело. А на это никаких денег не жалко.

ll18В магазине «Умелые руки» продавалась масса интересных вещей. Одни из них были сломаны, другие – недоделаны, третьи – разобраны на части. Продавались обрезки и отходы разных материалов. У Тимоши даже глаза разбежались. Но Женя повел его прямо в отдел «Биологические детали». Там он внимательно осмотрел витрину и вдруг крепко сжал Тимошину руку:
– Нам повезло! Смотри, сегодня продается комплект для сборки биологического робота.
Комплект стоил дорого. Пришлось отдать и папины деньги, и почти все Тимошины сбережения. Осталось у них только немного мелочи.
Женя озадаченно почесал в затылке:
– Даже на метро не хватит!
– Ничего, мы пешком дойдем, – ответил Тимоша, прижимая к себе огромный пакет. Он весь сиял, потому что они купили замечательную вещь: во-первых, большую, во-вторых, не для кого-нибудь, а для себя, в-третьих, ее можно собирать, как конструктор, а в-четвертых, с биологическим роботом можно будет играть. Подумаешь, пройти пару остановок пешком, когда у тебя в руках целый пакет радости!

Идти, впрочем, оказалось не так уж легко. Пакет был тяжелым и неудобным, а нести его надо очень осторожно, чтобы не повредить хрупкие детали, которые находились внутри. Мальчики изрядно устали и измучились. Хотя нести пришлось, конечно, Жене, Тимоша бежал рядом и давал брату полезные советы.
Едва мальчики пришли домой, Тимоша закричал, сбрасывая пальто и ботинки:
– Ну, давай скорее делать робота!
Жене самому не терпелось заняться этим интересным делом.
Мальчики расположились прямо на полу: ведь для постройки нужно было много места. Папа с мамой обещали им не мешать и не ругать за беспорядок. Братья принялись за работу.
– В биологическом роботе, – объяснял Женя, – все устроено, как в живом организме. Поэтому ты сейчас еще и узнаешь, как мы с тобой устроены.
– И ты узнаешь? – спросил Тимоша, листая книжечку с трудным названием «Инструкция».
– Я-то все эти премудрости давно знаю, – небрежно отмахнулся Женя, раскрывая пакет. – Помнишь, мы с тобой говорили про ткани? Про живые ткани.
– Помню, – отвечал Тимоша, помогая брату раскладывать баночки, сверточки и кульки из пакета, – Только я твои объяснения проспал.
– Сейчас мы из этих тканей будем делать биоробота. Сначала нам нужен скелет...
– Покойник, что ли? – с испугом спросил Тимоша.
– Почему покойник? – не понял Женя.
– Так в страшных сказках бывает: покойники, скелеты, гробы, кладбища.
– Нет, – засмеялся Женя, – скелет – это не покойник. Скелет – это все кости, которые есть в человеке или в животном. Они его держат, не дают упасть и позволяют двигаться. Вот что такое скелет.
– Скелет состоит из ткани? – осведомился Тимоша.
– Из ткани, – подтвердил Женя, – из костной ткани. Клетки костной ткани очень твердые, прочные, ведь на них все тело должно держаться.
ll17В это время Тимоша поднял самый большой сверток – на пол посыпались кости.
Женя кинулся к брату:
– Тимоша! Нужно быть осторожнее. Если мы так будем обращаться с деталями, то сможем только какого-нибудь урода сделать.
Тимоша виновато подобрал косточки, а Женя начал их складывать: это – череп для головы, это – позвоночник для туловища. Кости рук, кости ног...
– А это для птички? – засмеялся Тимоша и поднял что-то похожее на клетку.
– Это клетка для сердца, – ответил Женя. – Она так и называется – грудная клетка. Давай ее сюда, мы ее к позвоночнику прикрепим. Вот так. Теперь нам нужны кости таза.
– Тут тазов нет, – всполошился Тимоша. – Это не баня и не ванная.
– Вот они, кости таза, – показал Женя, – В этот таз кишки складывают. – Он приделал кости таза к позвоночнику. А к костям таза прикрепил длинные кости ног.
– Давай коленные чашечки! – распорядился он.
Тимоша опять удивился:
– То тазы, то чашечки. Что мы – в дочки-матери играем, что ли!
Женя порылся в пакете и сказал:
– Дочки-матери здесь ни при чем. Эти чашечки нужны для колена. Здесь будет сустав.
– А зачем? – Это был любимый Тимошин вопрос.
– Сам видишь, кости не гнутся, – объяснил Женя, тщательно прилаживая коленную чашечку к ноге будущего биоробота. – А мы, когда ходим, сгибаем ногу. Чтобы ноги сгибались, их делают из двух частей, а посередине вставляют сустав. Вот и готов отличный коленный сустав. – Женя с удовольствием рассматривал свою работу.
– Так это же у нас коленка получилась! – узнал Тимоша. – Так бы сразу и сказал, а то обыкновенную коленку суставом называешь!
Но Женя уже был увлечен прикреплением стопы с пяткой и длинными пальцами и ничего не ответил. Тимоша вдруг затих, что-то внимательно рассматривая в пакете.
– Смотри! Локтевой сустав! Это для руки! – вдруг закричал он.
– Откуда ты узнал? – удивился Женя.
– Здесь написано, – Тимоша показал пальцем на надпись на обертке.
– Разве ты умеешь читать? Ты же еще только буквы выучил!
– Научился, – ответил малыш. И добавил застенчиво – Я хочу быть умным, как ты. А без чтения умным не станешь.
– Молодец, – похвалили его Женя, довольный, что младший брат так ценит его знания и интеллект. – Раз уж начал читать, теперь быстро все премудрости узнаешь. В книгах чего только не написано. В школу пойдешь – отличником станешь. А пока надо закончить со скелетом. Приделываем руки: плечевая кость, локтевой сустав, кости предплечья, кости запястья, кости пясти, фаланги пальцев...
– Что ты все бормочешь непонятные слова? – не выдержал Тимоша, озадаченно рассматривая, как мелькают косточки в ловких руках брата.
– Из всего этого сделаны руки, – коротко ответил тот, прикрепляя последние косточки. – Ну вот, скелет готов.

ll16

Мальчики с удовольствием рассматривали результаты своих трудов: на полу лежал маленький хорошенький скелетик.
– Давай внутренние органы вставим и пойдем ужинать, предложил Женя.
– Давай, а какие мы органы вставлять будем?
– Сначала, конечно, мозг, – распорядился Женя, деловито раскрывая баночки с внутренними органами.
– Мозг вставляем в голову? – осведомился Тимоша.
– В голову, – подтвердил Женя, – и в позвоночник.
– Ты хочешь сказать, что в спине есть мозг?
– Вот именно, там находится спинной мозг. Помоги мне.
Мальчики осторожно вставили серый, похожий на застывший кисель головной мозг в черепную коробку робота, а узенькую упругую ленту спинного мозга заправили в позвоночник.
– А почему спинной мозг длинный и ровный, а позвоночник из каких-то шариков сделан? – не унимался Тимоша.
– На позвоночнике держится все тело, это главная часть скелета, поэтому он должен быть очень прочным. Но здесь не подойдет просто твердая палка, как бедро, например. (Женя показал на самую толстую кость в верхней половине ноги.) – Тогда бы мы всегда ходили с прямой спиной и не могли бы наклоняться. Поэтому в позвоночнике много-много суставов между отдельными маленькими косточками – позвонками.
– Наверное, людоедихи из них бусы делают, – задумчиво промолвил Тимоша, трогая пальцем соединенные друг с другом шарики позвонков.
– Посмотри, как хитро распорядилась природа, – показал Женя, – Из-за того, что суставчиков много, мы можем гнуться в разные стороны. А из-за того, что позвонки такие крепкие, нежный спинной мозг надежно спрятан, да и остальные кости работают без опаски – опора у них надежная.
Тимоша завел руку за спину и потрогал свой позвоночник.
– Вот, оказывается, какая вещь нужная. А я думал – спина бесполезная часть тела, только дырку закрывает, чтобы внутренности не вываливались.
– Вот давай внутренностями и займемся, – предложил Женя, – а то мы с тобой заболтались, а работы еще много. Давай заселим грудную клетку. Где у нас сердце и легкие?
– Тяжелые тоже вставлять будем? – осведомился Тимоша с озабоченным видом.
– Какие тяжелые? – не понял брат.
– Ты сказал, что легкие нужно вставить, значит, и тяжелые тоже, я думаю.
– Нет, Тимоша, – с улыбкой объяснил Женя. – Никаких тяжелых в организме нет. А вот легкие есть. Мы ими дышим. Их и легкими назвали потому, что в них много воздуха. Легкие и сердце живут в грудной клетке.
Женя закрепил винтиками сердце и легкие. Тимоша, полез в очередной пакет и вдруг закричал:
– Ой, что это? Шланг какой-то.
Женя бросился к нему:
– Осторожно, это кишки. Не порви, пожалуйста. Это мы в брюшную полость положим.
– А, в таз! – вспомнил, смеясь, Тимоша.
– Вот именно, – подтвердил Женя, аккуратно расправляя в тазу складочки кишечника. – Раз ты умеешь читать, то найди мне, пожалуйста, почки, печень, селезенку и мочевой пузырь. Mы их сюда же положим.
Тимоша покопался в пакетиках, нашел то, что просил брат, потом сказал:
– Тут еще один пакетик остался. Написано: «Желудок».
– Отлично! Это последний орган. Сейчас мы и его прикрепим, и можно ужинать. Только ты кушай скорее, у нас еще масса работы впереди. Боюсь, мы сегодня не успеем.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru