Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Четвертая сказка

Когда Женя пришел из школы, Тимоша играл. Он строил из кубиков пирамиды и башни, потом брал один или несколько кубиков и бросал их в постройку. При этом он громко кричал:
– Реагируют со взрывом! – бросался на пол и закрывал голову руками. Потом осторожно приподнимался, смотрел, что осталось от башен, и, довольный, начинал все сначала.


Женя немного постоял, посмотрел, но, так ничего и не поняв, в конце концов спросил:
– Что это ты делаешь?
– Это – химическая реакция, – объяснил Тимоша. – Вот видишь, это – молекула. – Тимоша показал на пирамидку из кубиков. – А это – другая, – и он показал на пару кубиков, зажатых в кулаке. – Смотри: они реагируют со взрывом. – Тимоша бросил кубики в пирамидку и упал на пол.
– Ложись! – закричал он.
Женя грохнулся рядом и зажмурился. Полежал немного и решил встать. Тимоша был уже на ногах и показывал брату результаты:
– Смотри, вот одна молекула образовалась, а вот – другая.
Он показал на кубики, лежавшие на месте «реакции». В одном месте лежало два кубика рядом, а в другом – три.
– Здорово! – обрадовался Женя. – Давай вместе так играть!
Это была очень интересная игра. Дети устраивали реакции, пока не устали. Наконец они сели отдохнуть.
– Помнишь, Женя, мы летали на машине времени на молодую Землю. Там все-все было ядовитое: и солнце, и воздух, и вода. Ты сказал, что там много ядовитых газов. А сейчас их нет. Я думал, думал, куда же они делись, эти ядовитые газы, и знаешь, что я придумал? Наверное, они прореагировали со взрывом и стали чем-нибудь полезным. Правильно я догадался? – Тимоша чуть не лопался от гордости.
– Правильно, только не всегда со взрывом, чаще очень-очень медленно.
– И вот я думаю, думаю, думаю, – серьезно произнес Тимоша, – а во что же они, эти полезности, потом превратились? Ты знаешь?
– Эти ядовитые газы в конце концов превратились в живые существа.
– Женя, а разве так бывает, чтобы ядовитые газы превращались в живые существа? Объясни мне, как это может быть.
– Очень просто, – сказал Женя. – Помнишь, мы говорили про химические элементы?
– Помню, помню. Водород – «аш», кислород – «о»...
– Есть несколько химических элементов, без которых не было бы жизни. Из них построены очень важные молекулы – аминокислоты.
– Трудное слово!
– Трудное, да нужное. Аминокислоты – самые главные для жизни молекулы. В древнем безжизненном океане они были первыми признаками того, что когда-нибудь на Земле появится жизнь. Аминокислоты – молекулы жизни, но, конечно, это – не живые существа.
– А из чего сделаны эти самые а-ми-но-кис-ло-ты?
– Из тех химических элементов, без которых жизнь невозможна. Они называются биогенными элементами. В переводе это означает производящие жизнь.
– Наверное, их очень много, – рассудительно произнес Тимоша. – Жизнь – это сложная штука.
– Конечно, для жизни нужно много всяких химических элементов, но самых главных совсем немного: углерод – С, азот – N и наши знакомые водород – Н и кислород – О. На безжизненной древней Земле водорода и кислорода было очень много...

ll40

– В воде! – выпалил Тимоша. – Вода – это «аш-два-о».
– Ну, ты молодец! – восхищенно заметил Женя. – Скоро ты мне будешь все объяснять, а не я тебе. А теперь смотри. Вот формула ядовитого газа аммиака – NH3. А это формула другого ядовитого газа, метана – CH4.
– Так тут же одни биогенные элементы! – Тимоша обрадовался так, словно знакомых встретил. – Смотри, С – углерод, N – азот и наш любимый приятель водород!
– Но ты помнишь, – продолжал Женя, – какое солнце было тогда на Земле? Под ним нельзя было загорать, такое оно было злое, жестокое. Зато под таким солнцем хорошо шли химические реакции. Да и грозы с вулканами помогали. И в результате этих реакций чего только ни появлялось! В том числе и аминокислоты...
– Как это? – спросил Тимоша. – Я хотел бы посмотреть. Жаль, что наш супер-пупермикроскоп взорвался.
– А давай мы такую игру сделаем! Вырежем биогенные элементы, приделаем к ним ручки – валентности – и будем строить аминокислоты.
– Давай! – обрадовался Тимоша.
Они взяли картон, ножницы и маленькие гвоздики. Потом вырезали из картона красивые обозначения химических элементов: С, Н, О, N. Это означало: С – углерод, Н – водород, О – кислород и N – азот. Гвоздиками они прикрепили ручки-валентности так, чтобы эти ручки крутились в разные стороны и атомам было удобно протягивать их друг другу. Тимоша предложил:
– Пусть у них, как и у нас, будет по две ручки.
Но Женя возразил:
– Нет. У атомов разное количество протонов и электронов, разные свойства и разные валентности, у каждого – своя. Нам тут ничего придумывать нельзя. У водорода валентность – один, у кислорода – два, у азота – три, у углерода – четыре.
И братья сделали вот такие фигурки:

А потом они сидели и строили из них аминокислоты. Женя объяснил, что условие игры одно: в молекуле на одном конце должна быть группа –СООН, а на другом – группа –NН2, иначе это будет что угодно, только не аминокислота. Работа закипела. Мальчики настроили целую кучу молекул аминокислот. А потом весь вечер кроили и перекраивали их.
Чего только они ни построили! И длинных, как змеи, и узорчатых на весь стол, и маленьких, и кругленьких, и угловатых, словом, всяких. Женя сказал:
– Знаешь, вот так же работает и природа. Она когда-то, давным-давно, тоже придумывала, пробовала, строила и наконец выбрала двадцать самых лучших аминокислот. Вот они. Эти аминокислоты – основа всей жизни на Земле.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru