Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Французский язык. Рабочие программы. 5 - 11 классы

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время ни у кого не возникает сомнения в необходимости владения хотя бы одним иностранным языком. Развивающиеся международные экономические, политические и культурные связи, научно-технический прогресс повысили престиж иноязычной грамотности настолько, что владение иностранными языками становится одним из условий профессиональной компетентности специалиста.

Кроме того, огромные образовательные возможности иностранного языка как филологической дисциплины осознаются не только специалистами в области преподавания, но и самими учащимися, и их родителями. Этим объясняется возрастающая потребность в изучении двух и более иностранных языков.

Расширяется спектр изучаемых языков. На этом фоне повышается интерес к французскому языку – языку литературы и искусства, моды и дипломатии, международному языку математики и почтовой связи, интерес к Франции и французскому народу, с которым нас связывают давние культурные традиции.

Изменившееся отношение к иностранным языкам отразилось на языковой политике нашей страны и обусловило необходимость создания новых программ, концепций, курсов, УМК.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА.

МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

--------------------------------------------------------------------------------------------

Одна из основных задач курса "Danslemondedufrançais"- помочь учащимся войти в мир французского языка и французской культуры, поэтому обучение языку осуществляется через культуру страны, а обучение культуре – через язык. Исходя из того, что содержанием образования является культура, авторы считают, что содержанием иноязычного образования должна стать иноязычная культура.

Процесс иноязычного образования, являющийся одним из видов образования вообще, включает в себя фактически четыре процесса:

познание, которое нацелено на овладение культурологическим содержанием иноязычной культуры (сюда относится не только культура страны, собственно факты культуры, но и язык как часть культуры);

развитие, которое нацелено на овладение психологическим содержанием иноязычной культуры (способности, психические функции и т.д.);

воспитание, которое нацелено на овладение педагогическим содержанием иноязычной культуры (нравственный, моральный, этический и т.п. аспекты);

учение, которое нацелено на овладение социальным содержанием иноязычной культуры, социальным в том смысле, что речевые умения усваиваются как средства общения в социуме.

Таким образом, согласно определению, данным доктором педагогических наук, заслуженным деятелем науки, профессором Е.И.Пассовым "иноязычная культура есть та часть общей культуры человечества, которой учащийся может овладеть в процессе коммуникативного иноязычного образования в познавательном (культурологическом), развивающем (психологическом), воспитательном (педагогическом) и учебном (социальном) аспектах".

Назовем те методологические принципы, которыми руководствовались авторы при разработке курса "Danslemondedufrançais":

системно-структурный подход к построению курса и составляющих его УМК для каждого класса;

моделирование как метод решения основных методологических проблем курса и отдельных УМК;

интегрированный подход к организации аспектов иноязычной культуры, видов и сторон речевой деятельности и др.;

деятельностный подход, определяющий целенаправленность, мотивированность и наличие смысла учебной деятельности;

принцип развивающего обучения, определяющий ведущую роль развития функций, способностей, речевых механизмов, интеллекта, мотивационной и других сфер личности, творческого начала и др.;

коммуникативность как основа всей технологии иноязычного образования.

Коммуникативность как методологический принцип, предлагаемый Липецкой методической школой, выделяется нами особо, поскольку он включает в себя целый ряд понятий, безусловно, знакомых учителю по другим источникам, но трактуемых несколько иначе.

Мотивированность. Любое высказывание, речевое действие ученика должно побуждаться внутренней потребностью, т.е. мотивом. Появление мотива зависит от интереса к материалу, от новизны материала, способа его подачи, постановки задания.

Целенаправленность. Ученик всегда должен понимать, зачем он говорит какую-то фразу, читает, слушает или пишет что-то.

Индивидуальность отношения. За каждым учеником признается право выражать свою индивидуальность в отношении к тому, что обсуждается на уроке и происходит в мире. Учитель должен поддерживать стремление ученика в утверждении своей индивидуальности, более того, учитывать природные данные ученика и его возможности как субъекта образовательного процесса.

Речемыслительная активность. Речемыслительной она становится только в том случае, если учащийся решает какую-то речемыслительную задачу. Тогда его активность не обязательно проявляется внешне: она возможна и при чтении, и при слушании, и при думании.

Ситуативность. В предлагаемой концепции ситуация есть система взаимоотношений общающихся, а не совокупность обстоятельств. Таким образом, ситуативность понимается как соотнесенность высказываний с взаимоотношениями речевых партнеров.

Информативность. Она субъективна, индивидуальна: то, что информативно для одного ученика, неинформативно для другого. Курс "Danslemondedufrançais " выстроен таким образом, чтобы обеспечить информативность для всех учащихся.

Новизна. Важнейший признак истинно коммуникативной технологии заключается в том, что постоянно меняются, варьируются все элементы образовательного процесса: содержание, проблемы, предметы обсуждения, ситуации, формы и организация уроков, виды работ, приемы обучения, речевые партнеры и т.д.

Эвристичность. Эвристичным, т.е. незапланированным, неподготовленным заранее, незаученным, нестандартизированным и т.п., иначе говоря, непредсказуемым должно быть любое речевое действие ученика.

Функциональность. Любая речевая единица (слово, словосочетание, фраза, сверхфразовое единство, текст) имеет свою форму и выполняет свои определенные функции. Речевая деятельность (в любом своем виде) и существует для того, чтобы выполнять определенные речевые функции - подтвердить что-то или отказать в чем-то, согласиться или усомниться, выразить желание или просьбу, пригласить или обещать, заверить кого-то в чем-то или разубедить и т.д. и т.п. Форма и ее функции едины, неразрывны. Ведущим элементом в речи является функция, ту же роль она должна играть и в овладении речевым материалом. Тогда ученики будут не только знать, но и уметь.

Легко заметить, что все характеристики коммуникативности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это и неудивительно, ибо моделью для них послужило реальное общение. Таким образом, только соблюдение всех перечисленных характеристик на их оптимальном уровне дает право назвать образовательный процесс коммуникативным.

 

ЦЕЛИ ОБУЧЕНИЯ ФРАНЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

Курс "Danslemondedufrançais"опирается на Концепцию коммуникативного иноязычного образования (нужно дать сноску: Е.И. Пассов. "Программа – концепция коммуникативного иноязычного образования". – М.: Просвещение, 2000.), Федеральный государственный образовательный и ставит перед собой следующие стратегические цели:

учебная цель - овладение определенной номенклатурой умений, которые обеспечивают успешное общение в образовательной, бытовой, социальной, семейной, культурной, зрелищно-массовой, административной сферах, а также, в сфере общественной деятельности, сфере игр и развлечений. Имеются в виду умения в четырех основных видах речевой деятельности - говорении, письме, аудировании, чтении как средствах общения и умения собственно общения (умение вступать в общение, умение поддерживать общение, умение завершить его, умение понимать сказанное собеседником однократно, умение понимать сказанное в нормальном темпе, умение переспрашивать собеседника, умение выражать основные речевые функции, умение говорить выразительно). Уровень этих умений должен быть достаточным не только для чисто прагматических целей (общение как таковое), но и как база для дальнейшего совершенствования в языке, как средство познания в любой из указанных сфер, как средство развития личности, как средство овладения профессиональной деятельностью и совершенствования в ней;

познавательная цель, которая двуедина по своему составу. Во-первых, это познание определенной совокупности фактов французской культуры, представляющих в целом ее модель, способную быть репрезентантом этой культуры, раскрывать менталитет французского народа. Овладение французской культурой осуществляется в постоянном диалоге с родной и служит повышению статуса ученика как субъекта родной культуры; во-вторых, это познание системы и структуры французского языка;

развивающая цель - использование языка как уникального тренажера для развития способностей, облегчающих и интенсифицирующих процесс овладения необходимыми умениями, а также способностей, лежащих в основе всей интеллектуальной деятельности человека и определяющих успешность всей его жизнедеятельности как личности;

воспитательная цель - присвоение основных ценностей, составляющих нравственную основу духовной личности: мировая культура, французская культура, родная культура как ценность, человек и его права, свобода, собственное достоинство и достоинство людей, общение и гуманитарное мировоззрение, межкультурное сотрудничество. Языковое (культурное по своей сути, точнее, межкультурное) образование - едва ли не самая подходящая возможность воспитания уважительного отношения к другому языку, культуре, народу.

Указанные стратегические цели не изолированы друг от друга. Их вычленение чисто условно и служит лишь четкому осознанию каждой из них; реализация же этих целей возможна только комплексно, ибо каждая цель обусловлена всеми остальными.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ФРАЦУЗСКОМУ ЯЗЫКУ

В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ

Федеральный государственный стандарт основного общего образования формулирует требования к результатам освоения основной образовательной программы в единстве личностных, метапредметных и предметных результатов (См.: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897).

Личностные результаты

Одним из главных результатов обучения иностранному языку является готовность выпускников основной школы ксамосовершенствованию в данном предмете, стремление продолжать его изучение и понимание того, какие возможности дает им иностранный язык в плане дальнейшего образования, будущей профессии, общего развития, другими словами, возможности самореализации.

В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагаетдостижение следующих личностных результатов (См.: Примерные программы основного общего образования.Иностранный язык. — М.: Просвещение, 2011. — С. 9—14. —(Стандарты второго поколения)):

—формирование мотивации изучения иностранных языков и стремление к самосовершенствованию в образовательной области «Иностранный язык»;

—осознание возможностей самореализации средствами

иностранного языка; стремление к совершенствованию собственной речевой культуры в целом; формирование коммуникативной компетенции и межкультурной и межэтничекой коммуникации; развитие таких качеств, как воля, целеустремленность, креативность, инициативность, эмпатия,трудолюбие, дисциплинированность;

—формирование общекультурной и этнической идентичности как составляющих гражданской идентичности личности;

—стремление к лучшему осознанию культуры своего народа и готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран; толерантное отношение к проявлениям иной культуры, осознание себя гражданином своейстраны и мира;

—готовность отстаивать национальные и общечеловеческие (гуманистические, демократические) ценности, своюгражданскую позицию.

Метапредметные результаты

С помощью предмета «Иностранный язык» во время обучения в основной школе учащиеся развивают навыки и умения учебной и мыслительной деятельности, постепенно формирующиеся в процессе изучения всех школьных предметов. Среди прочих можно выделить умение работать с информацией, осуществлять ее поиск, анализ, обобщение, выделение главного и фиксацию. Всему этому на уроке иностранного языка учит постоянная работа с текстом устным и письменным. При работе с письменным текстом отрабатываются специальные навыки прогнозирования егосодержания, выстраивания логической последовательности, умение выделять главное и опустить второстепенное и т. п. Планируя свою монологическую и диалогическую речь, школьники учатся планировать свое речевое поведение в целом и применительно к различным жизненным ситуациям. Они учатся общаться, примеряя на себя различные социальные роли, и сотрудничать, работая в парах и небольших группах. В этом смысле потенциал предмета «Иностранный язык» особенно велик. И наконец, данный предмет, как и многие другие предметы школьной программы, способен постепенно научить школьника осуществлять самонаблюдение, самоконтроль и самооценку, а также оценку другихучастников коммуникации.

В соответствии с Примерной программой основного общего образования изучение иностранного языка предполагает достижение следующих метапредметных результатов:

—развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;

—развитие коммуникативной компетенции, включая

умение взаимодействовать с окружающими, выполняя разные социальные роли;

—развитие исследовательских учебных действий, включая навыки работы с информацией; поиск и выделение нужной информации, обобщение и фиксация информации;

—развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, опуская второстепенные, устанавливать логическую последовательность основных фактов;

—осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности на иностранном языке;

—формирование проектных умений.

Предметные результаты предполагают формирование навыков (произносительных, лексических, грамматических) и развитие умений в 4-х основных видах деятельности, а именно: говорении, чтении, аудировании, письме.

Говорение:

•умение высказаться целостно как в смысловом, так и структурном отношениях (на любом уровне речевых единиц).

• умение высказываться по обсуждаемой проблеме логично и связно, продуктивно как по содержанию, так и по форме.

• умение проводить свою стратегическую линию (аргументировать, изложить факты, привести примеры), соотносить ее со стратегической линией собеседника;

• умение сравнивать факты культуры Франции и своей страны, давать им оценку.

• умение общаться на разных уровнях адекватно ситуации: с одним собеседником, с группой;

• умение общаться в различных организационных формах: интервью; одно- или обоюдостороннее воздействие, побуждение; планирование совместных действий; обсуждение проблемы, чьей-либо точки зрения; обмен мнениями;

• дискуссионные умения: аргументация, контраргументация, комментирование, сравнение.

 

Чтение:

•умение понять основную идею, смысл текста.

•умение выбрать материал для чтения в зависимости от интересов, желаний, необходимости и обстоятельств.

• умение читать достаточно быстро с целью извлечения информации, необходимой для обсуждения проблем.

• умение синтезировать информацию из разных источников.

• умение адекватно ситуации использовать аутентичные тексты.

• умение догадываться о значении неизвестных слов по словообразовательным элементам, по контексту, по аналогии с родным языком; о содержании текста по заголовку;

• умения пересказать прочитанное.

Аудирование:

• умение понимать речь в фонозаписи в нормальном темпе.

• умение понимать высказывания разного характера и стиля

• умение адекватно реагировать на услышанное.

• умение понимать сказанное собеседником однократно и переспрашивать, если что-то непонятно.

Письмо:

• умение заполнять определенные виды деловых бумаг.

• умение написать свое письмо и ответ на полученное письмо

• умение выписывать из прочитанного то, что необходимо.

• умение составить план и тезисы своего высказывания (устного или письменного).

• умение зафиксировать свои размышления по поводу предложенного проблемного вопроса в письменной форме, оформив их правильно как в лексическом и грамматическом плане, так и в стилистическом.

Перевод:

• умение переводить со словарем.

• умение оформить мысль на ИЯ в соответствии со стилистическими нормами родного языка

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Одна из основных задач данного курса – помочь учащимся войти в мир французского языка и французской культуры. Всякая культура национальна по содержанию и индивидуальна по способу присвоения. Всякая культура усваивается в форме четырех элементов:

1) знаний о различных сферах бытия;

2) опыта действования в различных сферах;

3) творчества как преобразования и переноса приемов деятельности в новые непредвиденные условия;

4) отношения к деятельности, ее объектам, всему, что с ней связано, соотнесенного с системой ценностей человека .

Серия "Danslemondedufrançais" знакомит учащихся с французским языком и культурой Франции, помогает постичь систему ценностных нормативов народа страны изучаемого языка, а также проблемы, волнующие французскую молодежь.

Каждый УМК предоставляет учащимся возможность сопоставить факты французской культуры с фактами родной культуры, выразить свое мнение по обсуждаемой проблеме и сравнить его с мнением представителей французской молодежи. Таким образом, содержательную основу каждого УМК серии "Danslemondedufrançais" составляют проблемы. Они отобраны с учетом возрастных особенностей для каждой ступени обучения. Стратегия обучения, построенная на основе диалога культур, проявляется в динамике обсуждения проблем и проблемных вопросов, в столкновении мнений русских и французских подростков, способствующих изменению всей системы отношений подростков с окружающими людьми и с самими собой, формированию индивидуальности.

Проблемы отражают все сферы жизни человека, все области его деятельности и поэтому значимы для человека и соотнесены с его внутренним миром. Они не имеют окончательного решения: каждый общающийся решает их для себя сам. А поскольку личностное отношение к проблемам у людей разное, то их обсуждение актуализирует всю систему взаимоотношений участников обсуждения, обеспечивая естественную мотивированность общения.

Содержание каждой из проблем составляют предметы обсуждения десяти различных видов:

- событие (общественное),

- поступок (личный),

- общеизвестный факт, установленный объективно,

- факт, не отражающийся на других,

- понятие,

- объективная сентенция, годная не для всех случаев жизни,

- спорное субъективное утверждение,

- массовое явление,

- "ненормальное" положение вещей, состояние,

- "ненормированное" поведение, отражающееся на других.

Совокупность всех знаний общающихся о предметах обсуждения и составляет предметное содержание общения. Чем разнообразнее перечень проблем, используемых в овладении иноязычной культуры (ИК), чем больше предметов обсуждения задействовано, тем больше объем различных знаний актуализируется в сознании каждого обучаемого по разным проблемам и, следовательно, тем богаче становится опыт его общения и сами высказывания.

На основе предметов обсуждения формулируются речемыслительные задачи, включаемые в задания и упражнения разных видов и типов.

Предметы обсуждения представляют собой логико-содержательные единицы проблемы, единицы проектирования смыслового содержания будущих речевых произведений учащихся. Они же являются и единицами группировки лексического и грамматического материала этих произведений.

В рамках каждой проблемы можно выделить определенное (но не равное) количество предметов обсуждения названных выше десяти видов. Предметы обсуждения связаны между собой в сознании человека ассоциативно, логически и , главное, в смысловом отношении.

Проблемный подход к определению предметного содержания общения наиболее продуктивен в рамках концепции овладения ИК:

- проблемный подход "вбирает" в себя тематический, обеспечивая подлинную мотивацию общения;

- решение проблем общения дает пищу для мозга, постоянно совершенствуя работу психофизиологических механизмов речи, развивает и воспитывает обучаемых;

- объём знаний и опыт общения, актуализируемые и приобретаемые в ходе решения проблем, позволяют реализовать и познавательный аспект ИК;

- проблема, являясь содержательной основой ситуации, выступает в качестве содержательной основы эвристической организации материала в обучении. Данное положение есть обязательная предпосылка развития умений общаться со всеми присущими им качествами.

УМК-1 (5 класс) знакомит учащихся с отдельными фактами французской культуры, формирует навыки речевой деятельности в наиболее распространённых сферах общения: семья, быт, место жительства, родной город, страна изучаемого языка, система образования, любимые занятия, домашние животные, профессии, качества характера, времена года, месяцы, дни недели, даты.

Содержательной основой последующих УМК являются проблемы общения.

УМК-2 (6 класс) предлагает учащимся обсудить следующие проблемы:

• À l’école comme à l’ école...

• Comment occupez-vous vos loisirs?

• Comment ça va en famille?

• Tout le monde aime les fêtes, et vous?

• Manger pour vivre et non pas vivre pour manger.

• Est-ce facile d’être en forme?

• Pour chaque oiseau son nid est beau.

• Tout le monde aime les voyages.

УМК-3 (7 класс):

• C'est chouette, les vacances!

• Les jours se suivent et ne se ressemblent pas

• A chacun ses souvenirs d'enfance

• Des goûts et des couleurs on ne discute pas

• Si on parlait de l'argent de poche

• Loisir, quel plaisir!

• Pourquoi apprendre les langues étrangères

• Dis-moi qui tu hantes, je te dirai qui tu es

УМК-4 (8 класс):

• Les aventures pour tous les goûts

• La lecture, c’est comme une découverte

• C’est vivant, l’Histoire!

• Ils ont fait la gloire de la France

• La francophonie, qu’est-ce que c’est?

• Les Français, comment sont-ils?

• L’enseignement:mode d’emploi

•Quel est votre héros?

УМК-5 (9 класс):

• À chacun son mode de vie

• Êtes-vous contents de vivre ?

• La beauté,est-ce important pour vous ?

• Faites une fête

• La communication, est-elle à la portée de tous?

• Qu’est-ce qui vous aide à vous orienter dans le monde ?

• Tous differents, tous semblables…

• Peut - on un jour réaliser son rêve ?

УМК-6 (10-11классы):

• Qu'est-ce que l'"État"?

• Paris n'est pas toute la France

• L'art est immortel, n'est-ce pas?

• Sans quels noms on ne peut pas imaginer la littérature française?

• Jeunesse: âge heureux?

• Métier: le dédale des possibilités

• La science, a-t-elle toujours raison?

• Comment voyez-vous l'avenir de notre planète?

Обучение произносительной стороне речи

Основные задачи, связанные с обучением произносительной стороне речи решаются на начальном этапе обучения, поэтому весь текстовый материал УМК-1, подлежащий усвоению, сопровождается прослушиванием звукового приложения. Это помогает учащимся в формировании звукового образа слова. Произносительный навык состоит из двух операций: операции артикулирования и операции интонирования. Особая роль при формировании произносительных навыков отводится учителю, т. к. именно он призван объяснить учащимся специфику произнесения звуков и особенности интонации. Следует отметить, что звуки даны не изолированно, а в речевом потоке: в слове, словосочетании, фразе. Формирование произносительных навыков УМК-1 предполагает усвоение учащимися следующих фонетических явлений:

Особенности произношения французских гласных: гласные переднего и заднего ряда; открытые и закрытые звуки

Полугласные звуки [w, ɥ, j]

Особенности произношения французских согласных; формирование произношения новых специфических звуков [ r ],[ l ].; размыкание французских согласных в конце слова

Носовые звуки [ ã, õ, ǽ, έ]

Явления связывания и сцепления.

Интонация и её особенности: ритмическая группа, ударение

Интонация повествовательного, вопросительного и восклицательного предложения

Интонация распространенного повествовательного предложения с однородными членами

Работа по формированию произносительных навыков и их дальнейшему совершенствованию продолжается в следующих УМК на этапе формирования лексических и грамматических навыков. Здесь также используется звуковое приложение.

Обучение лексической стороне речи

Каждый из УМК серии "Danslemondedufrançais" решает специфические задачи по овладению лексической стороной речи. В ходе всего курса обучения учащиеся усваивают 1800 ЛЕ, из которых 1500 – для продуктивного овладения. При формировании лексических навыков используются следующие средства: расширяющиеся синтагмы, функционально-смысловые таблицы, лексические таблицы, комплекс условно-речевых упражнений.

Расширяющиеся синтагмы(РС)

Синтагма (какое-либо слово или словосочетание, имеющее в речи самостоятельный смысл) в каждой последующей фразе расширяется либо прямолинейно, либо трансформируясь. Ключевое слово повторяется в каждой фразе. В первой фразе даётся значение нового слова (словосочетания) в вопросительной форме; диктор, а в след за ним и учащиеся как бы спрашивают себя, запоминая новое значение. В последующих фразах оно должно быть понято без перевода и в результате многократного восприятия ученики запоминают его.

Например: – Une matière préférée? (любимыйпредмет?)

         J’ai deux matières préférées.

         Mes matières préférées sont le français et l’anglais.

Функционально-смысловая таблица (ФСТ)

ФСТ является одним из основных средств на этапе формирования лексических навыков говорения. Она дает возможность ввести достаточно большое количество лексических единиц, которые необходимы учащимся, чтобы ответить на основной проблемный вопрос таблицы, расположенный в качестве заголовка, а также на ряд отдельных вопросов, находящихся в самой таблице.

Pourquoialler à l’école ?

Avec quels sentiments les élèves vont-ils à l'école?

Les élèves vont à l'école…

 

с удовольствием

с радостью

 

охотно

 

неохотно

 

avecplaisir

 

volontiers

 

 

avec joie

 

 

àcontrecoeur

Pourquoi les élèves vont-ils à l'école?

 

Les élèves vont à l’école pour…

учиться

приобретать знания

 

научиться читать

научиться писать

faire les études

 

 

apprendre à lire

 

avoir des connaissances

 

apprendre à écrire

 

Qu'est-ce qu'ils aiment faire?

 

 

Ilsaiment…

общаться с друзьями

 

организовывать

праздники

 

получать хорошие оценки

узнавать что-то новое

communiquer avec les copains

 

 

 

 

recevoir de bonnes notes

 

 

organiser des fêtes

 

 

 

apprendre quelque chose de nouveau

Qu'est-ce qu'il faut faire pour avoir de bonnes notes?

 

Pour avoir de bonnes notes il faut…

il ne faut pas…

прилагать усилия

 

быть внимательным

 

пропускать уроки

 

 

опаздывать

faire des efforts

 

 

 

 

manquer les classes

 

 

 

être attentif (ve)

 

 

 

 

être en retard

 

Лексическая таблица (ЛТ) - это специально организованные группы слов (иногда и словосочетаний), семантически и функционально объединенных вокруг каких-либо понятий. Например, «lhistoire», «levoyage» etc. Такое понятие всегда является центральным, ключевым для тематики урока. Такая организация даёт возможность объединить все слова, необходимые для данной проблемы. ЛТ предусматривает обобщение лексического материала, изученного в предыдущих классах, его систематизацию в семантическом и содержательном планах.

Преимущество ЛТ заключается в том, что они в значительной мере способствуют развитию скорости чтения, а также выработке мгновенного узнавания и понимания слов и словосочетаний, ведь учащийся для подготовки высказывания вынужден многократно и желательно быстро просматривать ЛТ.

Комплекс условно-речевых упражнений (УРУ)

Комплекс УРУ первых уроков цикла предназначен для формирования лексических навыков говорения. Это упражнения в имитации, подстановке, трансформации и репродукции. Имитативные упражнения проходят при работе с ФСТ, когда учащиеся произносят вслед за диктором ЛЕ, а затем оформляют свой ответ на поставленный вопрос. Подстановочные УРУ характеризуются тем, что в них происходит подстановка ЛЕ в предложенный речевой образец.

В трансформационных УРУ происходит определенная трансформация реплики учителя.

В репродуктивных упражнениях предполагается самостоятельное употребление учащимися ЛЕ, усвоенных в предыдущих упражнениях.

Обучение грамматической стороне речи

В плане обучения грамматической стороне речи у каждого УМК серии "Danslemondedufrançais" также имеются свои специфические цели и задачи. При формировании грамматического навыка используются следующие коммуникативные технологии: презентация грамматического явления, объяснение его функционирования в речи и формообразования, комплекс условно-речевых упражнений, которые предусматривают имитацию, подстановку, трансформацию и репродукцию грамматического материала.

Распределение грамматического материала в курсе обучения французскому языку как второму иностранному может быть представлено в следующей таблице:

УМК-1

5 класс

Имя существительное: род, число

Артикль: определённый, неопределённый, слитный

Имя прилагательное: род, число, указательные прилагательные; притяжательные прилагательные.

Имя числительное: количественные и порядковые числительные

Местоимение: личные местоимения; местоимения в роли подлежащего, вопросительные местоимения "qui, que".

Глагол: самостоятельные и вспомогательные глаголы, спряжение французских глаголов I группы, неправильных глаголов (être, avoir, aller, faire), возвратных глаголов в настоящем времени.

Предлоги

Порядок слов в повествовательном и вопросительном предложении

 

УМК-2

6 класс

Артикль: частичный артикль; употребление определенного артикля после глаголов aimer, adorer, préférer, détester, употребдение артикля перед именами собственными

Отсутствие артикля:   употребление предлога de после существительных, обозначающих количество, а также после наречий plus, moins, trop, assez, beaucoup, unpeu; употребление предлога de после отрицания.

Имя прилагательное: согласование прилагательных в роде и числе с существительным; место прилагательных; замена неопределенного артикля предлогом de, если перед существительным во множественном числе стоит прилагательное;. Неопределенные прилагательные (tout, touteautre, certains, certaines). Указательные прилагательные (ce, cet, cette, ces)

Наречие: степени сравнения наречий; наречия en, y:   их функции, место в предложении.

Местоимение: личные местоимения в роли прямого дополнения (me, te, la, le, nous, vous, les).(COD); личные местоимения в роли косвенного дополнения (COID) (me, te, lui, nousvous, leur); неопределенные местоимения (on, lun, lautre, lune, lautre, lesuns, lesautres, tout, toutlemonde, tous, chacun, chacune, certains). Самостоятельныеличныеместоимения:moi, toi, lui, elle, nous, vous eux, elles, moi aussi… Указательныеместоимения: простыеисложные: ce, ceci, cela, ça; celui, celui –ci, celui –là , celle, celle –ci ,celle –là, ceux , ceux –ci,

   ceux –là,celles, celles –ci, celles –là.

Глагол: спряжение глаголов I группы в настоящем времени; особенности спряжения глаголов Iгуппы (préférer, célébrer, manger). Cпряжениеглаголов II группы (le présent) finir, choisir, enrichir, se divertir, se réunir. Спряжениеглаголов 3 группывнастоящемвремени: lire, écrire, apprendre, devoir, vouloir, pouvoir, connaître, partir, savoir, sortir, revenir, venir. Спряжение возвратных глаголов в настоящем времени: sintéresser, sedivertir, seréunir. Повелительное наклонение глаголов первой, второй и третьей группы.

Грамматические конструкции:

devoir

vouloir         +infinitif

pouvoir

il faut + infinitif; apprende à faire qch; se divertir à + inf; savoir+ inf

Отрицательные конструкции:

ne… rien; ne… jamais; ne… personne; ne… aucun (e);   ne… nulle part;

ni… ni

Ограничительный оборотne… que

 

УМК-3

7 класс

Passé composé des verbes conjugués avec avoir

Passé composé des verbes conjugués avec être

Imparfait des verbes du 1-e, 2-e, 3-e groupe

Futur immédiat, passé immédiat

Participe présent, gérondif

Futur simple des verbes du 1-e, 2-e, 3-e groupe

Présent du subjonctif

Degrés de comparaison des adjectifs

УМК-4

8 класс

Phrases interrogatives

Discours indirect

Question indirect

Passé simple ; passé composé

Possessifs: les adjectifs possessifs et les pronoms possessifs

Plus-que-parfait

Voixpassive

Conditionnel présent;

Pronoms relatifs simples qui, que, dont

Concordance des temps dans le plan du passé

Prépositions

Pronoms relatifs composes

Mise en relief: c’est ... qui , c’est   ... que, ce sont ... qui, ce sont   ... que 

Phrase complexe

Futur antérieur

pronomspersonnelsobjets

 

УМК-5

9 класс

Грамматикадляповторения:

Impératif

Pronoms personnels: sujet, complément d'objet direct, complément d'objet indirect, pronoms personnels toniques

Adjectifs: la concordance des adjectifs avec le nom en genre et en nombre, la place des adjectifs, les degrés de comparaison.

Pronoms interrogatifs

Adjectifs possessifs;

Adjectifs démonstratifs

Articles partitifs

Concordance des temps dans le plan du présent; le présent, l’imparfait, le passé composé, le futur simple

Concordance des temps dans le plan du passé; l’imparfait, le passé composé, le plus-que-parfait, le futur dans le passé.

Subjonctif

Conditionnel présent

 

УМК-6

10-11 классы

Грамматикадляповторения:

Degrès de comparaison des adjectifs, forme passive, passé composé

Superlatif, adjectifs numéraux, ordinaux, possessifs, démonstratifs, article partitif, place des adjectifs, pronom adverbial "y", pronom "on".

Pronoms démonstratifs, passé composé, imparfait, négation

Participe présent, gérondif, futur simple

Passé composé (avoir, être)

Futur simple, conditionnelprésent

Subjonctifprésent

Phrase complexe, forme passive

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Организация учебного процесса носит цикличный характер. Это означает, что процесс обучения разбит на циклы, т.е. на определенные отрезки, включающие несколько уроков, объединённых общим содержанием. Каждый цикл посвящен обсуждению какой-либо проблемы обсуждения, что отражено в названии цикла. Поскольку в каждом из циклов усваивается определенная доза объектов обучения, цикличность выступает в качестве механизма учебного процесса. В каждом цикле содержится комплекс целей: учебных, познавательных, развивающих и воспитательных.

Усвоение материала внутри каждого цикла проходит через следующие этапы:

1 этап- формирование навыков (лексических, грамматических, произносительных);

2 этап – совершенствование навыков (лексических, грамматических, произносительных);

3 этап – развитие умений (чтения, говорения, аудирования, письма)

Для каждого этапа предусмотрена определенная система упражнений.

Так, на этапе формирования навыков – это имитативные, подстановочные, трансформационные и репродуктивные упражнения. Кроме того, используются различные виды опор: функционально-смысловые таблицы (учебник для 6 класса), лексические таблицы (учебник для 7, 8 классов), ассоциограммы (учебник для 9 класса), расширяющиеся синтагмы.

На этапе совершенствования навыков – это подстановочные, трансформационные и репродуктивные упражнения. В качестве основной опоры на данном этапе выступает разговорный текст, в котором содержится мнение французских школьников по обсуждаемой проблеме.

Для этапа развития умений характерна своя система упражнений:

а) для развития умения читать – содержательная идентификация, содержательный поиск,

смысловой выбор, интерпретация прочитанного;

б) для развития умения аудировать – содержательная идентификация, смысловой выбор, интерпретация прослушанного;

в) для развития умения писать – письменное изложение своей точки зрения по обсуждаемой проблеме (сочинение-размышление), переписка со своими французскими сверстниками (написание писем, предполагающих ответ на полученное письмо и запрос информации);

г) для развития умения говорить – репродуктивные и продуктивные упражнения с использованием различного вида опор: логико-синтаксические схемы, иллюстративная наглядность, схемы, статистические данные, функциональные опоры (при обучении диалогу учебники для 7,9 классов), логико-смысловая карта проблемы (при обучении дискуссии учебник для 9 класса).

Структура цикла учебника для 5 класса (цикл состоит из 7 уроков)

1 -5 уроки

6-7 уроки

Исходя из специфики первого года обучения, новый материал вводится на каждом уроке и проходит этапы формирования, совершенствования навыков и развития умений. Основной упор делается на формировании лексических, грамматических, произносительных навыков, а также перцептивных навыков чтения.

Повторение пройденного материала представлено в рубриках: 1)учимся   правильно произносить по-французски; 2)повторяем правила чтения;3) повторяем грамматику; 4) о чем вы можете рассказать

Структура цикла учебника для 6 класса (цикл состоит из 6 уроков)

№ урока

Основные цели и задачи урока

1.

Формирование лексических навыков

2.

Формирование грамматических навыков

3.

Формирование грамматических навыков

4.

Совершенствование лексических и грамматических навыков

5.

Развитие умения читать

6.

Тестовый контроль

 

Структура цикла учебника для 7 класса (цикл состоит из 7 уроков)

№ урока

Основные цели и задачи урока

1.

Формирование и совершенствование лексических навыков

2.

Формирование грамматических навыков

3.

Совершенствование лексических и грамматических навыков

4.

Развитие умения аудировать и говорить

5.

Развитие умения говорить: обучение диалогу

6.

Развитие умения читать и понимать прочитанное

7

Уроки контроля по видам речевой деятельности

Структура цикла учебника для 8 класса (цикл состоит из 8 уроков)

№ урока

Основные цели и задачи урока

1.

Формирование и совершенствование лексических навыков

2.

Формирование грамматических навыков

3.

Формирование грамматических навыков

4.

Развитие умения читать и понимать прочитанное (художественный текст)

5.

Развитие умения читать и понимать прочитанное (публицистический, научно-популярныйтекст)

6.

Развитие умения аудировать и говорить

7

Уроки контроля по видам речевой деятельности

8.

Проектная работа

 

Структура цикла учебника для 9 класса (цикл состоит из 9 уроков)

Учебник для 9 класса призван обобщить пройденный материал базового курса, поэтому здесь свернут этап формирования навыков.

№ урока

Основные цели и задачи урока

1.

Совершенствование лексических навыков

2.

Совершенствование грамматических навыков

3.

Развитие умения читать и понимать прочитанное (тексты различных жанров)

4.

Развитие умения аудировать и говорить

5.

Развитие умения говорить: обучение диалогу

6.

Развитие умения говорить: обучение дискуссии

7

Развитие умения говорить: дискуссия

8.

Уроки контроля

 

Структура цикла уроков 1-й части УМК 10-11 (10 класс, первые четыре цикла):

№ урока

Основные цели и задачи урока

1.

Развитие умения читать тексты информативного характера.

Развитие умения обобщить прочитанное, услышанное.

2.

Дальнейшее развитие умения читать тексты информативного характера.

Развитие умения выбирать нужную информацию из нескольких текстов для чтения, интерпретировать прочитанное, услышанное.

3.

Формирование навыков перевода.

Развитие умения читать и переводить прочитанное.

4.

1. Развитие умения общаться в ситуациях социально-статусных             взаимоотношений (социальные контакты).

2.   Развитие умений выражать определенные речевые функции, как в     письменной, так и в устной форме.

5.

Развитие умения общаться в группе (интерактивный способ общения).

Развитие умения комбинировать речевой материал цикла для подготовки творческих заданий.

6.

Развитие умения высказываться продуктивно как по содержанию, так и по форме. Проектная работа.

Развитие умения оценить услышанное.

7-8.

Уроки контроля. Подготовка к ЕГЭ.

 

Структура цикла уроков 2-й части УМК 10-11 (11 класс, последние четыре цикла):

№ урока

Основные цели и задачи урока

1.

Дальнейшее совершенствование лексических навыков говорения (развитие умения тематической группировки лексики).

2. Развитие ассоциативных связей слова.

2.

Дальнейшее совершенствование грамматических навыков.

Дальнейшее развитие умения аудирования (извлечение из прослушанного аудиотекста необходимой информации).

3.

Развитие умения переводить.

Развитие умения анализировать текст и передавать содержание прочитанного.

4.

Дальнейшее развитие умения общаться в ситуациях статусно-ролевых взаимоотношений.

Развитие умения строить высказывание в диалогической форме.

5.

Развитие умения анализировать и комментировать фактологические данные на основе опор.

Развитие умения комбинировать речевой материал для построения монологического высказывания по обсуждаемой проблеме .

6.

Развитие умения аргументированно и обоснованно изложить свою точку зрения по проблеме. Обучение дискуссии.

Развитие умения высказываться связно и логично.

7-8.

Уроки контроля.

Каждый УМК данной серии целенаправленно готовит учащихся к сдаче ЕГЭ, так как содержит в большом количестве упражнения, предусмотренные для подготовки к ЕГЭ.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПОНЕНТОВ УМК

СЕРИИ “DANSLEMONDEDUFRANÇAIS

КаждыйУМКсерии"Danslemondedufrançais" состоит из следующих компонентов: учебник, рабочая тетрадь;книга для чтения;книга для учителя;звуковое приложение.

Учебник является основным компонентом каждого УМК. Он четко структурирован в зависимости от целей и задач того или иного года обучения. Материал учебника, подлежащий усвоению, разбит на циклы. В каждом цикле предполагается обсуждение проблемы, которая соотносится с возрастными особенностями учащихся. В каждом цикле прослеживается этапность освоения речевого материала. Технологию выполнения упражнения раскрывают установки перед упражнением и образцы-модели. Установка перед упражнением мотивирует учащихся на его выполнение, так как в ней заложена информация не только о том, как его делать, но и зачем. Иллюстративный ряд, представленный схемами, рисунками, фотографиями, слайдами, репродукциями помогает в обсуждении проблемы, знакомит учащихся с фактами культуры страны изучаемого языка, развивает познавательную активность. В каждом учебнике есть приложения: французско-русский словарь (во всех учебника), таблицы спряжения неправильных глаголов (начиная с 7 класса), функциональный словарь (8 класс) и другие.

Рабочая тетрадь – неотъемлемый компонент каждого УМК. Она дополняет материал учебника и содержит упражнения, направленные на дальнейшее совершенствование лексических и грамматических навыков и таких их качеств, как автоматизированность и устойчивость.Тетрадь имеет свои особенности и структуру для каждого года обучения. Материалы рабочей тетради соотносятся с циклом учебника исгруппированы в рубрики. Так, вУМК-1 представленыследующиерубрики: АВС… Coindelexique. Coin de grammaire. Coin de la lecture. Coin de l’audition. Coin des surprises. Coin des rimes. ВУМК-2 каждыйциклрабочейтетрадисостоитизсерииупражнений,объединенных в такие рубрикикак Vocabulaire, Grammaire (À répéter, À s’exercer) ит.д.

Книга для чтения также является одним из неотъемлемых компонентов каждого УМК. Ее цель - дальнейшее развитие умения читать. Книга для чтения предназначена как для самостоятельной работы учащихся дома, так и для работы в классе под руководством учителя. Работа с книгой для чтения должна проходить параллельно с изучением материала учебника, так как они соотносятся друг с другом в содержательном плане.

Книга соотносятсясцикломучебникаи состоит из глав, в каждой из которых есть своичасти, например: Poésieautourdenous, Léctures, Pourensavoirplus, Petitssketchespourrireидр.

В книге для учителя представлена структура и специфика учебника, объясняются цели и задачи обучения в том или ином классе.В ней описана система упражнений и особенности каждого цикла. Таким образом, книга для учителя состоит из двух частей: в первой части разъясняются общие положения, на которых построено обучение в том или ином классе, во второй - даны рекомендации и советы по проведению конкретных уроков. Такое построение книги предоставляет учителю возможность проявить творчество, лучше адаптировать материал учебника к конкретному классу, учесть специфику данной группы учащихся и реализовать индивидуальный подход в обучении.

.Звуковое приложение обеспечит аудитивную поддержку при формировании лексических и грамматических навыков говорения, а также при обсуждении той или иной проблемы учебника. Использование данного компонента необходимо для формирования произносительных навыков и для развития умения аудирования.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru