Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Информатика в начальной школе

 

В современном мире, когда технологии развиваются очень быстро, без знания компьютера просто не обойтись. Чем раньше ребенок будет обладать компьютерной грамотой, тем лучше. Информационная эпоха, в которую мы живем, действительно требует от детей новых навыков - таких, как способность получать, оценивать и интерпретировать большое количество данных. И все это невозможно сделать без компьютерного помощника, который становится основным средством получения информации и общения.

Психологическая готовность ребенка к жизни в информационном обществе должна формироваться с первых лет обучения в школе. Это в первую очередь связано с необходимостью владения компьютерной грамотностью. Но не менее важной задачей является привитие ребенку навыков абстрактного мышления, умения логически мыслить. Все это предъявляет качественно новые требования к обучению в начальной школе. Именно дети младшего школьного возраста легче усваивают основные понятия и получают практические навыки работы на компьютере. Новые информационные технологии в образовании в сочетании с традиционными средствами способствуют развитию ребенка как творческой личности.



Актуальность изучения информатики в начальных классах выражается в том, что рано или поздно дети начинают использовать компьютер — использовать не как предмет изучения, а как удобное средство решения тех или иных повседневных задач. Так почему же не научить ребенка правильному взаимодействию с компьютером, подобно тому, как мы учим его в школе правильно держать ручку и правильно сидеть при письме? Мне кажется, что основные пользовательские навыки лучше усвоятся в раннем возрасте.

В каждом ребенке с детства горит огонек любопытства и любознательности, он готов впитывать в себя все то, что ему неизвестно. Учащиеся начальной школы, как правило, уже имеют определенные представления о компьютере и компьютерных программах. Моя задача, как учителя состоит, прежде всего, в том, чтобы систематизировать эти стихийно сложившиеся представления и связать их с основными понятиями информатики.

Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер – это вовсе не предмет для игры и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения различных задач.

На каждом уроке информатики целесообразно совмещать изучение теоретического материала с выполнением практических заданий для отработки умений и навыков учащихся. Младший школьник должен уметь планировать и организовывать свою деятельность, работать в паре, в группе, работать с различного рода информацией.

Если рассматривать структуру самого урока информатики, то можно выделить следующие этапы:

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку. Обычно в этот этап урока входит приветствие, проверка готовности к уроку учащихся, оборудования, классного помещения, выявление отсутствующих, сообщение плана и целей урока.

2. Проверка домашнего задания, которая проводится разными методами в зависимости от поставленной цели.

3. Введение нового материала, которое осуществляется или на основе сообщения учителя или путем самостоятельной его проработки учащимися.

4. Закрепление нового материала. Организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении по образцу. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путем решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

5. Контроль над результатами учебной деятельности, осуществляемый учителем и учащимися, оценка знаний;

6. Задание на дом. В эту часть урока входит объяснение сущности задания и, если нужно, методики его выполнения.

7. Подведение итогов урока.

Урок может включать все названные элементы (комбинированный урок), или только некоторые (специализированный урок, направленный на решение определенной дидактической задачи).

В течение урока информатики в начальной школе необходимо проводить физкультминутки двигательные и для глаз (1-3 минуты). Работа на компьютере должна строго соответствовать санитарно-гигиеническим требованиям. Для учащихся 3-4 классов время работы на компьютере составляет не более 15 минут. Исходя из этого, целесообразно разделить урок на две части: первая часть урока – это работа с тетрадью и учебником, вторая часть урока – работа за компьютером. Очень важно, чтобы за каждым ребенком было закреплено свое рабочее место, что требуется по технике безопасности.

Результатом работы является развитие грамотной речи, умение детей слушать и слышать друг друга, проявление познавательных интересов, применение знаний на других уроках.

Предмет информатики реализует различные межпредметные связи, то есть при изучении практические задания по информатике наполняются различным предметным содержанием.

В 3-4 классах, когда понятия информатики и информации становятся осознанными, я предлагаю детям создать презентации, подготовить доклады, которые используются на уроках окружающего мира, математики, русского языка, литературного чтения. Это является своеобразной «гимнастикой для ума», дети с удовольствием читают дополнительный материал, делятся своими «открытиями» с товарищами. Все это делает урок познавательным, интересным и запоминающимся.

При работе с младшими школьниками чрезвычайно важно разнообразие форм, методов и приемов работы на уроке. На каждом моем уроке присутствуют элементы игры, проблемные ситуации, исследование, работа в паре, самостоятельная работа.

Если детям предложить что-то новое, необычное, они раскрепощаются, становятся целеустремленными, изобретательными. Именно этот факт наталкивает на мысль применять новые информационные технологии на любом уроке.

Целесообразность изучения информатики в начальных классах подтверждается результатами обучения:

учащиеся знакомятся с видами информационной деятельности;

получили навыки клавиатурного письма;

узнают о видах информационных объектов, сами создали проекты презентации, информационные объекты на разных программах;

у детей повышается уровень логического мышления;

увеличивается скорость мыслительных операций.

Таким образом, уроки информатики в начальной школе дают возможность научить детей применять компьютерную технику в образовательном процессе, повышают мотивацию к учению, развивают наглядно-образное мышление, моторные и вербальные коммуникативные навыки учащихся.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru