Инклюзивное образование является одним из основных направлений модернизации системы специального образования во многих странах мира. Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов от 2006 года «Государства-участники (в том числе и Россия) признают права инвалидов на образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях» (статья 24).
Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.
В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Задержка психического развития (ЗПР) - одна из наиболее распространённых форм психических нарушений. Задержка психического развития - это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
В этой связи можно говорить и об изменениях в системе образования, которые определяют ее приоритетные задачи. Так одной из таких задач является введение инклюзивного («включенного») обучения, создание «доступной среды» для всех без исключения детей. Указанный факт подкрепляется существующими международными и федеральными нормативными документами, в числе которых Конвенция о правах ребенка, Саламанская декларация (1994 г.), Закон Российской Федерации «Об образовании» (2012 г.), Федеральный Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и др.
При рассмотрении проблемы формирования коммуникативных навыков младших школьников, следует уточнить, на наш взгляд, видение таких основных понятий, как «общение», «коммуникация», «коммуникативные навыки». В трудах Ю.А. Каляевой, А.А. Кидрона, А.А. Леонтьева, М.И. Лисиной, Л.Р. Мунировой, Р.С. Немова, Н.В. Пилипко, Е.В. Руденского, И.И. Рыдановой, В.Д. Ширшова, «коммуникация» также определяется как синоним «общения». Некоторые авторы отождествляют понятия «общение» и «коммуникация», понимая под ними «процесс передачи и приема информации, осознанную и неосознанную связь».
Биологическое и психическое неблагополучие ребенка, часто является пусковым механизмом нарушений его взаимодействия с окружающим миром. У ребенка с интеллектуальными нарушениями наблюдаются отставания в развитии всех психических и частично физиологических функций. Обучение, воспитание и развитие детей с интеллектуальными нарушениями и отклонениями в поведении - сложная социально-педагогическая проблема. Основной целью специальной педагогики является раннее выявление и преодоление недостатков в развитии личности ребенка, помощь ему в успешном освоении картины мира и адекватной интеграции в социум.
Особенности познавательной деятельности школьников с задержкой психического развития рассматривались в исследованиях Т.П. Артемьевой, Л.Н. Блиновой, В.И. Лубовского, М.С. Певзнер и других специалистов.
На данном этапе развития нашего общества число детей, имеющих задержку психического развития, постоянно увеличивается. По данным Министерства образования РФ, за последние 10 лет количество детей с нарушением интеллекта снизилось на 14-15%, а количество детей с задержкой психического развития (ЗПР) увеличилось в 2 раза.
По данным разных авторов, число детей данной категории колеблется в пределах 5-11 % от детской популяции. Эта группа детей имеет стойкую тенденцию к увеличению: во-первых, из-за ослабления материнского и детского здоровья в целом по стране (В.И. Лубовский, Ю. Дауленскене, Л. Тарнпол и др.); во-вторых, в связи с тем, что успехи теории и практики дифференциальной диагностики позволяют всё более точно обнаруживать детей с данной особенностью развития.
Младший школьный возраст – это особое время для становления личности ребенка, так как происходят значительные позитивные изменения и преобразования в формировании личности ребенка.
Ориентация в пространстве как психологический феномен в его разнообразных формах имеет универсальное значение для всех сторон деятельности человека. Эта ее универсальность связана с тем, что она является необходимым условием его социального бытия, формой отражения окружающего мира, условием успешного познания и активного преобразования действительности. Свободное оперирование пространственными образами является тем фундаментальным умением, которое объединяет разные виды учебной и трудовой деятельности.
Механизм психологического характера, связанный с уходом детей и подростков в неформальные объединения, очень хорошо изучен. В его основе лежит потребность в общении со сверстниками. Человек в подростковом возрасте подразумевает себя как личность, задумывается над своим "Я": "Каков я? Отношусь ли я к таким, как все? Или я не такой как все? И как следствие, у подростка возникает потребность в том, чтобы можно было найти себя в социуме или подражать уже сформировавшемуся идеалу, реализовывая бурно проявляющееся чувство "взрослости".