Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

«После побоища Игоря Святославича с половцами» (В. М. Васнецов)

 

Русский народ всегда славил своих защитников. Об их подвигах ещё в древности слагались былины. Про героев давних времён, которых мы знаем толь­ко по народным песням и сказкам, рассказывают многие произведения Виктора Михайловича Вас­нецова. Одно из них — картина «После побоища Игоря Святославича с половцами».

В середине XI века с востока в причерномор­ские степи пришли половцы. В основном они за­нимались кочевым скотоводством. Важную роль в их жизни, как и в жизни других кочевников, игра­ли грабительские войны. Войско половцев состоя­ло из лёгкой и тяжёлой конницы и отличалось большой подвижностью. В сражениях принимали участие и женщины. В 1054 году половцы впервые столкнулись с рус­скими и с тех пор многократно нападали на рус­ские земли, нанося тяжёлые поражения войскам киевских князей. Они сжигали поселения, убива­ли и уводили в плен жителей. Только в первой чет­верти XII века великому князю Киевскому Влади­миру Мономаху удалось сплотить большую часть русских князей и нанести половцам ряд тяжёлых ударов.

Подробнее...

«Александр Невский» (П. Д. Корин)

 

В годы Великой Отечественной войны многие художники обратились к героическим страницам истории нашей страны. Особенно их волновала тема победы над иноземными захватчиками. Живопис­цы проводили параллель между героическим про­шлым и современными событиями, когда весь на­род, как и в старину, поднялся на защиту своего Отечества. 7 ноября 1942 года в тревожные дни Ста­линградской битвы в залах Третьяковской галереи, на первой большой выставке военных лет, появи­лась картина Павла Дмитриевича Корина «Алек­сандр Невский».

Александр Ярославич родился в 1220 году и был внуком князя Владимирского Всеволода Большое Гнездо. В 1236 году юный Александр стал новго­родским князем. В июле 1240 года с войском на борту шведский флот во главе с князем Биргером вошёл в устье Невы. Неприятель рассчитывал за­хватить Неву, Ладожское озеро и Новгород. Биргер поднялся по Неве до впадения в неё реки Ижоры и разбил военный лагерь.

Подробнее...

«Видение отроку Варфоломею» (М В. Нестеров)

 

Художник Михаил Васильевич Нестеров родил­ся в 1862 году в городе Уфе. Семья была староза­ветной — все верили в Бога, ходили в церковь, соблюдали посты, радовались православным празд­никам. Все переживания детства — радости и пе­чали, представления о высшей правде, о совер­шенной красоте — связывались у М. В. Нестерова с религиозным чувством. Позже это сказалось в его художественном творчестве.

В 1890 году М. В. Нестеров написал картину «Ви­дение отроку Варфоломею». Этим произведением он начал ряд картин, посвящённых жизни и тру­дам Сергия Радонежского. Это был выдающийся деятель Древней Руси, который способствовал её объединению и сыграл большую историческую роль в период борьбы с монголо-татарским игом в конце XIV века.

В первой четверти XIV века в селе Радонеж под Москвой поселился боярин Кирилл. Его младший сын Варфоломей с детства любил уединение, мало играл с другими детьми, ходил на все службы в церковь. Когда Варфоломею исполнилось семь лет, он чудесным образом овладел грамотой с помощью ангела, который явился ему в образе старца. С этого времени мальчик стал читать священные книги.

Подробнее...

«Покорение Сибири Ермаком» (В. И. Суриков)

 

Огромный вклад в развитие не только русской, но и мировой исторической живописи внёс Ва­силий Иванович Суриков. Он известен как автор монументальных картин на темы русской истории. Иногда создаётся впечатление, что Суриков поль­зовался «машиной времени», — столь легко и не­принуждённо он перебирается из века в век, даря нам живые и точные образы прежней жизни. Ху­дожник М. В. Нестеров писал о нём: «Суриков по­ведал страшные были минувшего, представил в своих образах человечеству героическую душу сво­его народа». Картину «Покорение Сибири Ерма­ком» В. И. Суриков писал четыре года и закончил её в 1895 году.

В середине XVI века на территории Сибири на­ходилось Сибирское ханство. Оно возникло после распада Золотой Орды. Главный город ханства на­зывался Сибирь, или Кашлык. От этого русские и прозвали Сибирью всю страну за Уралом. Во главе Сибирского ханства стоял татарский хан Кучум. Сибирь была богатым краем. Прежде всего, она сла­вилась мехами. На Руси пушнину называли мягкой рухлядью.

В середине XVI века на границе с Сибирским ханством богатые купцы Строгановы занялись до­бычей соли, руды, охотой на пушных зверей. Для обороны восточных границ Строгановы содержа­ли небольшое войско. Набрать такое войско тогда было нетрудно.

Подробнее...

«Московская улица XVII века в праздничный день» (А. П. Рябушкин)

 

Художник Андрей Петрович Рябушкин писал жанровые картины, посвящённые в основном праздничной, обрядовой стороне народного быта допетровской Руси. С особой любовью он отно­сился к русской старине, к традиционному укла­ду русской жизни. В его картинах нет динамиче­ского действия. Все его произведения отличают размеренность и неторопливость, присущие на­родному быту. Художник внимательно изучал древнее зодчество, интерьеры, костюмы, так как они очень хорошо передают дух ушедших эпох. Одно из известнейших полотен А. П. Рябушки- на — «Московская улица XVII века в празднич­ный день». Это яркое и красивое полотно с боль­шой точностью показывает реальную сцену город­ской жизни. Пространство картины заполняют обыкновенные горожане, ничем не замечательные люди.

Русские города, как правило, стояли по бере­гам рек и озёр, на торговых путях. К XVII веку особенно выделялись размерами и богатством Мо­сква, Псков, Новгород, Вологда, Ярославль, Ко­строма, Нижний Новгород. На Севере Архангельск был воротами России в Белое море. На Юге Аст­рахань открывала путь в Каспийское море. Горо­дов в стране было во много раз меньше, чем дере­вень, но каждый город был во много раз больше любой деревни. Здесь жили самые образованные люди, строились самые красивые здания.

Подробнее...

«Сидение царя Михаила Фёдоровича с боярами в его государевой комнате» (А. П. Рябушкин)

На картине «Сидение царя Михаила Фёдоро­вича с боярами в его государевой комнате» худож­ник А. П. Рябушкин изобразил один из эпизодов повседневной жизни русского царя.

Первый русский царь из династии Романовых Михаил Фёдорович родился в 1596 году. Он был внуком боярина Никиты Романовича Захарьина-Юрьева, родного брата Анастасии Романовны, первой жены царя Ивана IV. Его отцом был боя­рин Фёдор Никитич Романов. Позднее отец Ми­хаила стал патриархом Русской Православной Цер­кви.

В ноябре 1612 года, после освобождения Моск­вы от поляков, Михаил с матерью уехали в Кост­рому. Там в марте 1613 года они узнали о том, что Земский собор избрал Михаила Романова царём. Мать Михаила, тревожась за судьбу юного сына, сначала решительно отказалась принять предложе­ние Земского собора, но после шестичасовых уго­воров согласилась. Вскоре Михаил Фёдорович вер­нулся в Москву, a 11 июня 1613 года был венчан на царство. Он стал основателем царской динас­тии Романовых, которая правила Россией больше трёхсот лет.

Михаил Романов был избран царём не пото­му, что был лучше других, а потому, что устраи­вал всех. В отличие от иных претендентов Михаил был относительно нейтрален, и многие надеялись, что с его приходом к власти удастся преодолеть Смуту в государстве.

Подробнее...

«Боярыня Морозова» (В. И. Суриков)

 

Сюжет для картины «Боярыня Морозова» Ва­силий Иванович Суриков взял из русской исто­рии XVII века. В этот период возникла необхо­димость реформирования церкви, так как выяс­нилось, что в русских богослужебных книгах накопилось много искажений. Это произошло по­тому, что до появления книгопечатания церков­ные книги переписывались от руки. В них вкрались ошибки и описки. В церковных обрядах также про­изошли некоторые отклонения от греческих об­разцов.

В ходе предстоящей реформы предполагалось ис­править все неточности.

Реформа церкви была связана с внешнеполи­тической обстановкой. В планы правительства царя Алексея Михайловича входило объединение пра­вославных церквей Украины и балканских стран с Русской Православной Церковью. Для этого нуж­но было их уравнять в обрядном отношении.

Весной 1653 года патриарх Никон начал рефор­му церкви. Вскоре были изданы первые постанов­ления по унификации обрядов и установлению единообразия церковной службы. Отныне право­славные должны были креститься не двумя, а тре­мя перстами, крестные ходы вокруг храмов со­вершать по ходу солнца, а не наоборот. Земные поклоны были заменены поясными, для богослу­жения стали использовать иконы только грече­ского письма. Изменения коснулись текстов мо­литв, церковных песнопений, одежды священни­ков. Исправление церковных книг было поручено приезжим грекам и киевским учёным монахам, а за основу были взяты греческие образцы.

Подробнее...

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (К Е. Репин)

 

В 1870-е годы Илья Ефимович Репин увлёкся исторической темой. Художника привлекали силь­ные натуры, судьбы которых связаны со значи­тельными историческими событиями. Он написал картину «Царевна Софья Алексеевна через год пос­ле заключения её в Новодевичьем монастыре во время казни стрельцов и пытки всей её прислуги в 1698 году», а затем «Иван Грозный и сын его Иван». Последним значительным историческим произведением И. Е. Репина была картина «Запо­рожцы пишут письмо турецкому султану».

В XVI—XVIII веках существовала Запорожская Сечь. Это была своеобразная «республика» укра­инского казачества за Днепровскими порогами. Каждый казак был обязан нести военную службу за свой счёт. Суровые условия жизни, связанные с постоянной опасностью, привели к тому, что на Запорожье почти не было семейного населения. Запорожская Сечь долго сохраняла свою незави­симость. Её героическая борьба против Турции и Крымского ханства подрывала военную мощь этих государств. После подавления Пугачёвского восста­ния в 1775 году Запорожская Сечь была ликвиди­рована. Часть запорожцев ушла за Дунай, другие были переселены на Кубань.

Подробнее...

«Пётр I» (В. А. Серов)

 

В 1906 году известный издатель и книгопрода­вец И. Н. Кнебель предложил Валентину Александ­ровичу Серову написать картину из Петровской эпохи для затеянной им серии исторических кар­тин для гимназий и начальных школ. Художник согласился. Он увлёкся сложным образом Петра I — великого преобразователя России, основателя и строителя Санкт-Петербурга, жестокого самодер­жца, перед которым преклонялись одни и кото­рого проклинали другие россияне.

Серов хотел показать зрителям «своего» ужас­ного Петра, а не того, по словам художника, «сла­щавого оперного героя и красавца», каким выхо­дил первый русский император из-под кисти боль­шинства живописцев. В результате появилась вовсе не «школьная» картина, а грандиозное полотно, на котором Пётр I показан таким, каким он был в представлении художника.

Подробнее...

«Пётр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (Н. К Гё)

 

Картину «Пётр I допрашивает царевича Алек­сея Петровича в Петергофе» художник Николай Николаевич Ге создал в 1871 году. Незадолго до этого он вернулся из Италии. Впоследствии худож­ник писал: «Десять лет, прожитых в Италии, ока­зали на меня своё влияние, и я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим всё в России в новом свете. Я чувствовал во всём и везде влия­ние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлёкся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою карти­ну: „Пётр I и царевич Алексей"».

В октябре 1724 года император Пётр I просту­дился, помогая спасать солдат с потерпевшего кру­шение в Финском заливе бота. Это стало одной из причин резкого обострения давней болезни. Рано утром 28 января 1725 года на 53-м году жизни им­ператор скончался. Встал вопрос о наследовании престола.

Долгое время наследником престола считался царевич Алексей. Это был сын Петра от первого брака с Евдокией Фёдоровной Лопухиной. Алек­сей родился в феврале 1690 года. До восьми лет мальчик воспитывался матерью. Он привык любить и уважать всё то, что любила мать, и не любить того, чего она не любила. Царица Евдокия Фёдо­ровна не хотела и не могла скрывать своего раз­дражения против мужа. Она и её приближённые осуждали при Алексее нововведения Петра I и порицали его невнимание к царице. В 1698 году Пётр I заточил царицу Евдокию в Суздальский мо­настырь.

Подробнее...

«Переход Суворова через Альпы» (В. И. Суриков)

 

Картину «Переход Суворова через Альпы» Ва­силий Иванович Суриков закончил в 1899 году. Её появление совпало со столетним юбилеем изобра­жённого на ней события. Сам художник утверж­дал, что это случайное совпадение.

В конце 1795 года Россия заключила союз с Ан­глией против революционной Франции. Генерал- фельдмаршал А. В. Суворов был поставлен во главе 60-тысячной армии, готовой выступить против Франции. Неожиданная смерть императрицы Ека­терины II в ноябре 1796 года отсрочила вмеша­тельство России в войну против Франции. Новый император Павел Петрович стал вводить в русской армии прусские порядки. Великий русский пол­ководец А. В. Суворов, который отрицательно от­носился к нововведениям Павла, был отправлен в ссылку в своё имение. Первоначально Павел отка­зался от какого-либо активного участия в делах ан­тифранцузской коалиции. Вскоре ситуация изме­нилась.

В 1798 году французский генерал Наполеон Бо­напарт захватил Ионические острова, Египет, ос­тров Мальту. Магистр Мальтийского ордена бежал, а гроссмейстером Ордена был объявлен Павел. Бу­дучи православным, он взял под своё покрови­тельство Мальтийский рыцарский орден, который был подчинён Папе Римскому.

Подробнее...

«Наполеон I на Бородинских высотах» (В. В. Верещагин)

В конце XIX века Василий Васильевич Вереща­гин создал серию картин, посвящённую Отече­ственной войне 1812 года. Серия включает двад­цать полотен, в которых показаны эпизоды втор­жения в Россию французской армии во главе с Наполеоном и борьбу с нею русского народа.

12 июня 1812 года французская армия без объяв­ления войны переправилась через реку Неман, по которой проходила русская граница, и тремя ко­лоннами устремилась в глубь России. Началась Оте­чественная война 1812 года. Узнав о вторжении французов, Александр I направил к Наполеону генерала А. Д. Балашова с предложением прекра­тить военные действия и начать мирные перего­воры.

Наполеон принял А. Д. Балашова в Вильно. Он самоуверенно отказался от предложения русского царя. Предвкушая лёгкую победу в войне, фран­цузский император спросил Балашова, какая до­рога ведёт в Москву. «Ваше величество, этот воп­рос меня затрудняет, — отвечал тот, — римляне в подобных случаях говорили, что все дороги ведут в Рим. Поэтому русские считают, что дорогу на Москву выбирают по желанию. Например, швед­ский король Карл XII шёл через Полтаву». Напо­леон сделал вид, что не понял намёка русского генерала.

Подробнее...

«Синопский бой» (И. К. Айвазовский)

 

Иван Константинович Айвазовский говорил, что море — это вся его жизнь. Художника образно называли певцом моря за его возвышенную и по­этическую любовь к бескрайним водным просто­рам. После окончания Академии художеств Айва­зовский некоторое время плавал на кораблях Чер­номорского флота. Во время своих путешествий он познакомился со многими легендарными флото­водцами: П.С. Нахимовым, В.А. Корниловым, М.П. Лазаревым и другими.

На протяжении всего своего творчества И.К. Айвазовский не раз обращался к изображе­нию исторических битв. Эпизоды морских сра­жений Русско-шведской войны 1788—1790 го­дов, Крымской войны, Русско-турецкой войны 1877—1878 годов и других отражены во многих его произведениях. Писал эти полотна художник со знанием дела — он прекрасно знал устройство и конструкцию боевых кораблей. Победы русских моряков восхищали его. С русским флотом он дружил столь тесно (и «взаимно»), что, когда в 1846 году художник отмечал в Феодосии десяти­летие своей творческой деятельности, его пришла приветствовать целая эскадра под командованием В. А. Корнилова, будущего героя Крымской вой­ны.

Подробнее...

«Арест пропагандиста» (И. Е. Репин)

 

Юность Ильи Ефимовича Репина пришлась на 1860-е годы (он родился в 1844 году) — период, когда в российской жизни заявили о себе самые разнообразные общественные силы. Впоследствии художник создал ряд произведений, героями ко­торых стали революционеры-народники. Наиболее известные среди этих работ — «Сходка», «Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста».

В конце 1860 — начале 1870-х годов сложилось несколько близких революционных течений, по­лучивших название народничества. Народники при­знавали развитие капитализма в России, но счи­тали его упадком, регрессом, выступали против него как фактора, мешавшего осуществлению ре­волюции. Народники надеялись, что Россия перей­дёт к социализму, минуя капитализм. Основой для такого перехода, по их мнению, была крестьян­ская община. Интеллигенции в этом процессе на­родники отводили основную роль. Они полагали, что интеллигенция находится в долгу перед наро­дом, прежде всего перед крестьянством, и должна избавить его от гнёта и эксплуатации. Большин­ство народников считало политическую борьбу ненужной и даже вредной.

Подробнее...

«Выступление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» (И. И. Бродский)

 

Художник Исаак Израилевич Бродский одним из первых запечатлел на своих полотнах события 1917 года и образ В. И. Ленина. Картина «Выступ­ление В. И. Ленина на митинге рабочих Путиловского завода в мае 1917 года» была написана им в 1929 году. Взявшись за исполнение картины, ху­дожник приступил к сбору материалов по теме. По его просьбе были проведены собрания старых путиловцев, помнивших митинг на заводе 20 мая 1917 года и выступление на нём В.И.Ленина. Рас­сказы рабочих помогли И.И.Бродскому предста­вить себе это событие.

В 1917 году в ходе Февральской революции в Петрограде образовалось два органа власти: Пет­роградский Совет и Временное правительство. Большинство в Советах весной 1917 года принад­лежало меньшевикам и эсерам. Большевиков в Со­ветах было немного, а их влияние невелико. Это произошло потому, что в начале 1917 года партия большевиков была малочисленной (около 20 ты­сяч) и не пользовалась широкой поддержкой масс. В России было около 10 тысяч большевиков, ос­тальные находились в эмиграции. В Петрограде на­считывалось всего две тысячи большевиков. При­езд В.И.Ленина в Петроград резко изменил ситуа­цию.

Подробнее...

«Оборона Севастополя» (А. А. Дейнека)

 

22 июня 1941 года в 3 часа 30 минут фашистская Германия без объявления войны напала на Совет­ский Союз по всей западной границе от Заполя­рья до Чёрного моря. Началась Великая Отечествен­ная война. Начальный период войны завершился тяжёлым поражением Красной армии. Преимуще­ство немцев было подавляющим. Многим казалось, что Красная армия разгромлена и война близится к концу. Однако в августе—сентябре 1941 года бла­годаря героическому сопротивлению советских войск наступление фашистской армии стало замед­ляться.

19 сентября 1941 года немцы вошли в Киев. Пос­ле утраты этого города теряла стратегический смысл оборона Одессы, которая продолжала сражаться в глубоком немецком тылу. На её захват было бро­шено 18 гитлеровских дивизий, что значительно превышало силы оборонявшихся. Но все попытки врага взять город с ходу успехов не имели. Защит­ники Одессы 73 дня сражались в окружении и только 16 октября 1941 года покинули город. Ухо­дящие войска вывезли почти всё военное имуще­ство и тысячи тонн промышленного оборудова­ния. Отдельная приморская армия, защищавшая Одессу, была эвакуирована в Крым.

Подробнее...

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru