Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок истории "Архитектурные стили Западной Европы XI-XIII веков"

 

Цели:

рассмотреть своеобразие архитектурных стилей, господствовавших в Западной Европе в XI – XIII веках;

продолжить формирование навыков работы с иллюстративным материалом, уметь сравнивать и выделять особенное, давать характеристику архитектурных стилей;

продолжить формирование чувства прекрасного, уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.

Тип урока: изучение нового материала
Оборудование:

учебник – Ведюшкин В.А. История средних веков. 6 класс. – М.: Просвещение, 2007

пособие – Арсланова О.В., Соловьев К.А. Поурочные разработки по истории средних веков. 6 класс. – М.: ВАКО, 2008

Презентация PowerPoint

ПК

мультимедийный проектор

интерактивная доска

иллюстрации

 План урока:

Организационный момент.

Романский стиль в архитектуре и его характерные черты.

Зарождение готического стиля в архитектуре.

Домашнее задание.

Ход урока

1. Сегодня мы познакомимся с двумя архитектурными стилями, существовавшими в Западной Европе в Средние века, и научимся их различать, а вы решите, какой вам больше понравится. Для этого мы отправимся в путешествие в прошлое и будем вести «дневник путешественника». 

(Раздается «дневник путешественника).

2. Романский стиль в архитектуре и его характерные черты
XI-XIII века стали временем расцвета средневекового искусства. Наиболее ярко это проявилось в церковной архитектуре.
- Как вы думаете, почему именно храмы стали основными объектами строительства в средневековой Европе? (культура Средневековья была религиозная). Кроме того, церковь обладала огромными богатствами, часть которых тратила на строительство и украшение храмов. Стиль, господствовавший в Европе в XI-XII веках, называют романским («римским»), так как архитекторы того времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы. Это был первый стиль средневекового искусства, распространившийся по всей Европе.
- Вспомните, какой тип храма преобладал в Византии? (крестово-купольный) В отличие от Византии, где базилика уступила место крестово-купольному храму, на Западе базилика сохранялась, а ее форма совершенствовалась.
- Что такое базилика? (здание, разделенное колоннами на проходы – нефы) Сначала центральный неф перекрывали деревянным потолком. Со временем зодчие научились перекрывать нефы каменными сводами. Однако давление тяжелых каменных сводов было таким сильным, что выдержать его могли только очень толстые стены. Чтобы стены не утратили надежность, окна в них делали маленькими, узкими, похожими на бойницы. Поэтому внутри романских храмов царил полумрак, а внешне они напоминали крепости. При опасности храмы часто служили надежным убежищем.Еще одной отличительной чертой романских соборов было наличии полукруглых арок. Этот мотив повторялся и в окнах, и в дверях, внутри здания и при оформлении фасадов. Внутри романские соборы часто были расписаны фресками, украшены скульптурами. Внутрь вел богато украшенный вход – портал (от лат. «порта» -  вход, ворота).
- Какую роль играли скульптура и фрески? Почему соборы называют «Библией в камне»? (знакомили неграмотных прихожан с библейскими сюжетами).

3. Зарождение готического стиля в архитектуре и его характерные черты
В XII веке во Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Именно во Франции в XIII векеон достиг зрелости, а потом распространился по всей Европе и господствовал вплоть до конца Средневековья, т.е. XVI века. Современники называли его «французской манерой», а потомки - готикой (от названия древнегерманского племени готов). В переносном значении «варварский». Термин «готика» появился в эпоху Возрождения. Готику делят на периоды: раннюю, период расцвета и позднюю (пламенеющую). Одной из первых готических церквей является небольшая и очень красивая часовня Сен Шапель в Париже, построенная в середине XIII века при Людовике Святом. Это настоящее царство витражей. (рис. с 186)
- В чем вы видите ее отличие от романского храма? (Высота зданий, много окон) Основные элементы романского храма (башни фасада, порталы, нефы, трансепт) сохранились, но изменились. В основе готического храма – каркас. Благодаря ему удалось поднять каменный свод на такую высоту, что он словно теряется в вышине. С помощью полуарок – аркбутанов – тяжесть свода частично передавалась на внешние опорные столбы – контрфорсы (от лат. «противодействующая сила»). Контрфорсы украшали декоративными башенками – пинаклями. Тяжесть свода распределяется с помощью похожих на ребра нервюр. Высота сводов в готических соборах достигала 40 и более метров. Полукруглые прежде арки вытянулись и словно сломались в верхней точке – такие арки называют стрельчатыми. Вместо маленьких окон-бойниц, пробитых в толще стен, появились огромные окна, а стены почти исчезли. В окна вставляли витражи – изображения из цветного стекла. Центральный круглый витраж называется роза. Храм был полон воздухом и светом. В таком храме человек чувствовал себя иначе. Не смотря на высоту, собор казался легким, ажурным, устремленным ввысь и не подавлял верующего. Стрельчатые арки, остроконечные шпили, сотни статуй на фасадах и внутри здания – все это влекло взор и направляло мысли человека к Богу. (Галерея королей и химеры Нотр Дама). Готический собор был настоящим чудом средневекового искусства, в котором гармонично сочетались архитектура, скульптура, живопись, декоративно-прикладное искусство и звучала органная музыка. Строительство соборов стоило огромных средств и продолжалось десятилетиями, а иногда веками.Интерес к готике существует и сейчас (готы – молодежная субкультура, готическая музыка, неоготика в архитектуре, готические романы).

Вывод: основными архитектурными стилям и в западной Европе XI-XIII веков были романский и готический. Не смотря на общую основу они сильно отличались друг от друга.
Закрепление изученного материала: тест 
Вы заполнили«дневник путешественника», теперь сравним ваши наблюдения с данными таблицы. А теперь на обратной стороне дневника опишите свои впечатления от нашего урока-путешествия.

4. Выставление оценок, параграф ...

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru