Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок истории «Камчатка во второй половине XVIII века»

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

Примечание:

урок предлагаем провести в форме учебной лекции, так как информация достаточно обширная и разнородная. Но возможны и другие варианты.

Цели и задачи.

В результате проведения занятия, учащиеся смогут:

-  узнать о заселении и освоении Камчатки русскими, об управлении территорией, о дальнейшем освоении северо-восточной части Тихого океана;

-  анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, работать с картой;

- оценивать деятельность людей, судьбы которых были связаны с Камчаткой.

Оборудование.

1. В.Д. Сергеев «Страницы истории Камчатки» Учебно–методическое пособие. - Петропавловск–Камчатский, Дальневосточное книжное издательство, Камчатское отделение, 1992. - с. 85-105.
2. Рабочая тетрадь, с. 27.

План урока.

Целеполагание.

Изучение нового материала.

А. Информация учителя по плану:

Заселение территории русскими, их занятия.

Управление территорией.

Промысловые и государственные экспедиции.

Иностранные экспедиции Д. Кука и Ж. Ф. Лаперуза.

Б. Практическая работа «Петропавловск в XVIII веке».

3.  Подведение итогов. Рефлексия.

Ход урока

1. Целеполагание – 5 минут.

Учитель беседует с учащимися по вопросам:

Когда появились русские на Камчатке?

Зачем они пришли сюда?

Чем они занимались?

Он обобщает ответы учащихся и формулирует задачи урока.

2. Изучение нового материала. Информация учителя – 20 минут.

Учитель информирует учащихся по плану, учащиеся делают необходимые записи в рабочей тетради, работают с картой и атласами.

2.1. Заселение территории русскими, их занятия.

Сведения по этому вопросу учитель может найти в пособии В. Д. Сергеева на с. 79-80. Он акцентирует внимание учащихся на следующих занятиях русского населения: государственная служба, земледелие, животноводство (начало), промыслы. Отмечает причины неэффективности земледелия.

2.2. Управление территорией.

Учитель предлагает учащимся на основании услышанной информации подумать и объяснить, почему так часто изменялось управление Камчаткой? Затем дает краткую характеристику административным изменениям.

Дополнительная информация

- С 1710 года Камчатка в составе Сибирской губернии (столица - Тобольск) Якутского уезда.

-  С 1731 года в составе Охотского правления. Административный центр - Охотск, с 1753 года – Анадырский острог. Командиры Камчатки в Большерецке, затем в Верхнекамчатске, в Нижнекамчатске.

- 1783 год. Нижнекамчатский уезд в Охотской области в составе Иркутской губернии. Административный центр – Нижнекамчатск.

- 1803 год. Самостоятельная административная единица – областное управление. Комендант, правитель области Камчатской. Центр – Верхнекамчатск. Подчинение Иркутску.

2.3. Промысловые и государственные экспедиции.

Учитель найдет достаточную информацию в пособии В. Д. Сергеева на с. 85. 99/

Дополнительная информация.
Промысловые экспедиции.

1732 – разрешение на окрытие «незнаемых островов» получил сержант Емельян Басов, реализовать смог в 1743 году вместе с Евтихием Санниковым, промышленник. Дошли до Камандор.

1745-1747 г.г. – Михаил Неводчиков открыл ближние Алеутские острова.

1747 год – четыре компании: Федор Холодилов, Андреян Толстых, Никифор Трапезников, Федор Жуков. Промышленные люди из Тотьмы, Ярославля, Иркутска, Селенги.

Трапезников 22 экспедиции пушнины на 1163467 рублей.

В 1761 году Андреян Толстых открыл острова, получившие его имя. Первая зимовка на Аляске.

За два десятилетия – все Алеутские острова были открыты, составлена итоговая карта походов казаками Петром Шишкиным и Саввой Пономаревым.

1799 год – основание Российско-Американской компании.

Деятельность русских военных экспедиций.

1766-1771г.г. Секретная экспедиция Петра Креницына – Михаила Левашова.

Завершили открытие Алеутских островов, начали исследования Аляски. Проходила в очень неблагоприятных условиях, терпели значительные лишения, 50% экипажей погибли.

1785-1793г.г. Северо-Восточная географическая и астрономическая экспедиция Иосифа Биллингса – Георгия Сарычева.

 Задачи: уточнение сведений о полярных и тихоокеанских островах России, Камчатке, Аляске; составление более современных карт; сбор данных о населении; различные наблюдения.

Результаты: исследовали залив Аляска, остров Каяк, Алеутские острова, Американский берег Берингова пролива, восточный берег Чукотского полуострова. Составили уникальный атлас карт и рисунков. Совершили огромный вклад в мировую науку.

2.4. Иностранные экспедиции.

Изучение этого вопроса можно организовать в виде самостоятельной работы учащихся с текстом пособия В. Д. Сергеева, с. 86-87.

Дополнительная информация

1779 год – английская экспедиция Джеймса Кука – Чарлза Клерка.  Обелиск на месте перезахоронения Клерка поставлен в 1913 году.

1787 год – французская экспедиция под руководством Жана Франсуа Лаперуза. Памятник Лаперузу поставлен в 1843 году на перешейке между сопкой Никольской и мысом Сигнальный. В 1882 год Б. Дыбовский восстановил памятник, пострадавший во время обороны Петропавловска в 1854 году. В 1892 году экипаж крейсера «Забияка» соорудил и установил новый памятник.

Б. Практическая работа «Петропавловск в XVIII веке» - 10 минут.

в связи с какими событиями появился Петропавловск на карте Камчатки.

Этому поселению суждено было сыграть в дальнейшей истории Камчатки особую роль. И предлагает начать работу, которая завершится по окончанию изучения курса.

Р.т.

Информация для учащихся (раздаточный материал)

7 октября  1740 года Ниакина гавань стала называться гаванью святых апостолов Петра и Павла. Чуть позже она стала называться просто Петропавловской гаванью. Это название закрепилось и за поселением на ее берегу. Точных сведений о количестве населения не имеется.

В 1774 году сюда определена команда в 32 человека с двумя унтер-офицерами и командиром Камчатки отдано распоряжение о строительстве батареи.

1789 год. По свидетельству членов экспедиции И. Биллингса-Г. Сарычева жителей было 34 человека, из них 23 казака и 11 камчадалов. На косе стояли 8 домов и балаганы, на перешейке – 4 дома.

С 1790 года в гавань стали назначаться отдельные командиры, так как порт был приведен в оборонительное положение.

1800 год. По указу Павла I в гавани размещается одна рота со штабс-офицером, в ней – 101 человек. В селении расположены церковь, две казармы, пороховой погреб, два казенных дома, провиантский магазин, казенная баня, 6 батарей, мост и караульные помещения.

(Ирина Витер. Хроника строительства города Петропавловска (1740-1923). – Петропавловск-Камчатский, Издательский Центр типографии СЭТО-СТ, 1997, с. 10-15).

Задание.

1. На основании анализа информации заполнить вторую колонку таблицы в рабочей тетради на с. 28.

Учащиеся заполняют таблицу.

3. Подведение итогов. Рефлексия – 5 минут.

Итоговая беседа по вопросам:

Чем занималось русское население на Камчатке?

Для чего переселяли русских крестьян на Камчатку?

Что привлекало русских промышленников на Камчатке?

Почему в конце XVIII века российское правительство снова стало интересоваться Камчаткой?

Какую роль играла Петропавловская гавань в конце XVIII века?

Творческие задания (выполняется по желанию).

2. Подготовить письменные сообщения или рефераты на темы: «Деятельность РАК», «Григорий Шелихов», «Александр Баранов», «Форт Росс».

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru