Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Конспект урока "Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом…»" (история и ОБЖ)

 

Цели урока:

Познакомиться с историей наградной системы России.

Узнать какими орденами за различные заслуги и отличия награждали граждан СССР.

Научиться работать с историческими документами.

Продолжить формирование умений и навыков работы в группе. Аргументировано отстаивать свое мнение.

Содержание урока:

Орден – высшая государственная награда.

Награды Великой Отечественной войны.

Славные традиции ветеранов войны продолжаются…

Оборудование:

1. Историческая карта: Великая Отечественная война Советского Союза 1941–1945 г.г.
2. Исторические документы:

Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1928 года «Общее положение об орденах СССР»

Приказ президента РФ от 2 марта 1994 года за № 442 «Положение о государственных наградах»

Приказ президента РФ от 2.03.1994 года за № 442 «Об изменении наградной системы РФ»

Приказ министра обороны РФ № 280 от 7.08.1996 год «Об упорядочении решения вопросов, связанных с награждением личного состава ВС РФ»

3. Выставка книг, использованной литературы.
4. Газета «Камчатская правда» от 13 апреля 1945 года.
5. Медали: «За отвагу», «За заслуги перед отчеством, II степени».
6. Ордена: «Трудового Красного Знамени», «Ленина», «Отечественной войны».
7. Цветные изображения орденов: «Трудового Красного Знамени», «Ленина», «Отечественной войны», «Победы».

ХОД УРОКА

Учитель истории: Так как на уроках истории закончилось изучение Великой Отечественной и II Мировой войны, наша основная цель урока – акцентировать внимание на те факты и исторические события, которые помогут наиболее полно раскрыть тему урока. На уроке учащиеся смогут выступить в роли корреспондентов.

Учитель ОБЖ: Самое главное, что мы должны узнать – за что и как вручались боевые награды участникам ВОВ и тыла, из уст очевидцев или их потомков.

Стихотворение А. Твардовского:

Учитель истории:

Все в мире сущие народы,
Благословите светлый час!
Отгрохотали эти годы
Что на земле застигли нас.

Учитель ОБЖ:

Еще теплы стволы орудий
И кровь не всю впитал песок,
Но мир настал. Вдохните, люди,
Переступив войны порог.

3 августа, 1945 год

Учитель ОБЖ: Эти строки написаны поэтом-фронтовиком, корреспондентом А. Твардовским.

Учитель истории: Да, сегодня мы будем говорить о войне, о той страшной далекой войне. О войне, которая унесла более 26 млн. советских людей. О войне, которая стерла с лица земли более 70 тыс. деревень, более 1.700 городов. О войне, которая длилась 1.418 дней и ночей.
Великая Отечественная война (ВОВ) – война, которую вел советский народ с фашистским захватчиками. Война, которая закончилась нашей полной победой.
В этом году – 9 мая мы будем отмечать 60-летие этой славной победы. В этот день мы будем вспоминать тех, кто погиб защищая нашу Родину, тез кто погиб от фашисткой пули, тех, кто погиб  в немецком концлагере, тех, кто умер от голода в блокадном Ленинграде, и, конечно, будем чествовать наших ветеранов!

Учитель ОБЖ:  В тяжелых боях с врагами проявляли мужество, отвагу, героизм советские воины. Яркими страницами в историю ВОВ вошли: героическая оборона Одессы, Киева, Севастополя, Москвы, Сталинграда, Новороссийска. Освобождение от немецких захватчиков Белоруссии, Украины, Молдавии. Подвиги советских воинов никогда не будут забыты. В период ВОВ советское правительство уделяло особое внимание вопросу награждения орденами и медалями СССР героев фронта и тыла. Тема нашего урока сегодня это строчка из песни, которая так и звучит: «Но простые и строгие слышим слова: «Боевым награждается орденом ...»

Учителя обращаются к целям урока.

Учитель ОБЖ: Ордена –  это почетные государственные награды за  воинские и другие отличия и заслуги. Это свидетельство признания особых заслуг. Медали как государственные награды впервые были учреждены при Петре I в нач. XVIII века.

Учитель истории: Какова же история становления наградной системы России? Кто стоял у ее истоков? Какие были первые русские ордена? Об этом сейчас и пойдет речь.

Сообщение учащегося.

Учитель истории:  Но сегодня мы будем говорить о высшей государственной награде – об ордене. Мы предлагаем вам обратиться к историческим документам:

Постановление ЦИК и СНК СССР от 7 мая 1928 года «Общее положение об орденах СССР»

Приказ президента РФ от 2 марта 1994 года за № 442 «Положение о государственных наградах», «Об изменении наградной системы РФ»

Приказ министра обороны РФ №280 от 7.08.1996 год «Об упорядочении решения вопросов, связанных с награждением личного состава ВС РФ».

Учитель ОБЖ: Мы предлагаем изучить эти документы по группам и ответить на следующие вопросы:

Вопрос первой группе учащихся: Кто имеет право быть награжденным орденом? Каков порядок награждения?

Вопрос второй группе учащихся: Какие льготы были предоставлены орденоносцам?

Вопросы третьей группе учащихся:

Каким актом регламентирована наградная система Российской Федерации в настоящее время?

Какие государственные награды учреждены в Российской Федерации?

Какие награды дореволюционной России и СССР сохранены в наградной системе Российской Федерации?

Дается время на изучение документов, заслушиваются ответы учащихся.

Ответ ученика на первый вопрос: Орденами СССР награждались как отдельные граждане, так и войсковые соединения и в/ч, предприятия, учреждения, организации и города.

Ответ второй группы учащихся: Зачитываются основные положения об орденах СССР от 7 мая 1928 года.

Учитель истории (после ответа второй группы): Все течет, все меняется. Мы уже живем в совершенно в другом государстве. В государстве, которое идет по пути построения правовых основ, развитого гражданского общества, демократии. Эти изменения не могли не отразиться на наградной системе России.

Ответ третьей группы учащихся: После распада Советского Союза изменилась и наградная система. Положение о государственных наградах Российской Федерации, ордена и медали, их статусы и положения, а также знаки отличия Российской Федерации определены Указом № 442 Президента Российской Федерации от 2 марта 1994 г.
Учреждены следующие государственные награды Российской Федерации:

звание Героя Российской Федерации;

орден «За заслуги перед Отечеством»;

орден Жукова;

орден Мужества;

орден «За военные заслуги»;

орден Почета;

орден Дружбы;

медаль ордена «За заслуги перед Отечеством»;

медаль «За отвагу»;

медаль «Защитнику свободной России»;

медаль «За спасение погибавших»;

медаль Суворова;

медаль Ушакова;

медаль Нестерова;

 медаль  «За отличие в охране государственной границы »;

медаль «За отличие в охране общественного порядка»;

юбилейная медаль  «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»;

медаль Жукова;

знак отличия «За безупречную службу».

В системе государственных наград сохранены военный орден Святого Георгия и знак отличия Георгиевский крест, военные ордена Суворова, Ушакова, Кутузова, Александра Невского, Нахимова, награждают которыми за подвиги и отличия в боях по защите Отечества при нападении на Российскую Федерацию внешнего противника.
Звание Героя Российской Федерации присваивает за заслуги перед государством и народом, связанные с совершением геройского подвига, Президент Российской Федерации. Он вручает Герою Российской Федерации знак особого отличия – медаль «Золотая Звезда» и грамоту о присвоении звания Героя Российской Федерации.
Герои Российской Федерации пользуются льготами, установленными законодательством.

Учитель истории: Но сегодня мы будем говорить о тех орденах, которые вручались за героизм мужество советских воинов и тружеников тыла в годы ВОВ. 60 лет минуло после окончания войны. Для истории государства – это миг, для человека – это целая жизнь. Но навсегда в памяти людей останутся те страшные годы, то трагическое начало войны.
Ответ учащегося(план Барбаросса, карта, видео): Немецкое командовании тщательно готовилось к войне с СССР.
Ещё 18 декабря 1940 г – был утвержден немецкий план нападения на Советский Союз план «Барбаросса». Это был план блицкрига – молниеносной войны. Удар по СССР должен был быть внезапным, мощным. С Советским Союзом немцы планировали покончить в летнюю компанию.

Работа по карте

В соответствии с планом наступления на Советский Союз должно быть развернуто в трех направлениях:

Из Восточной Пруссии армия «Север» – основная задача захватить Ленинград.

На центральном направлении армия «Центр» – должна нанести мощный удар, конечная цель Москва.

На южном участке фронта группа армии «Юг» должна была захватить Киев.

Конечной целью всей операции должно было быть создание заградительного барьера против азиатской России, по общей линии Архангельск – Волга, т.е. парализовать главные промышленные районы СССР, Урал должен был быть подвергнут мощному авиаудару.
Для осуществления этого плана на советской границе было сосредаточено190 дивизий, 5,5  млн. солдат и офицеров, 4 тыс. танков, 5 тыс. самолетов, 4 тыс. орудий и минометов – никогда ни одно государство не обрушивало на другое такую грозную силу. Советский народ столкнулся с сильным и коварным врагом, вероломно нарушившим его мирную жизнь.

Учитель ОБЖ: Но немецким планам не суждено было сбыться. Весь советский народ встал на защиту своей Родины. Советские солдаты сражались с врагом до последнего патрона, до последнего дыхания. Сражались пограничные заставы, крепости, дивизии, корпуса армии. За подвиги и отличия на фронтах и в тылу было вручено:

10.900 боевых орденов

7 млн. воинов награждены орденами и медалями

свыше 11,5 тыс. человек удостоены звания Героя СССР

более 16 млн. тружеников тыла награждены медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов»

Ребята, вам было дано задание среди учащихся нашей школы найти тех, чьи деды и прадеды воевали на фронтах ВОВ, ковали победу в ее тылу, чьи семьи хранят награды своих родных, и могли бы о них рассказать.

Рассказ о встрече с дедушкой нашего выпускника, ветераном ВОВ Нестерова А.П.

Сообщение учащегося об ордене Отечественной войны

Рассказ Сидоренко Артёма учащегося 7 «Б» класса о своем прадеде, участнике трудового фронта.

Сообщение об ордене Ленина, Трудового Красного Знамени, демонстрация газеты «Камчатская правда» от 13.04.1945 года.

Учитель ОБЖ: Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют.

Рассказ Лазаренко Павла, учащегося 6 «Б» класса о своем прадеде, участнике трудового фронта.

Учитель истории: На уроках истории мы говорили о том вкладе, который внесла Камчатка в победу. Петропавловск – один из перевалочных портов по поставкам ленд-лиза. За годы войны по Тихому океану было переброшено около 9 млн. тонн грузов. Наши труженики работали, как будто воевали, давая по 200 и более процентов плана. Наши земляки собрали более 71 млн. руб., которые были сданы в фонд обороны. На них строились танки, самолеты. Наши земляки участвовали в освобождении Курил. Так давайте еще раз вспомним имена героев.

Ответы учащихся по цепочке:

А.Р.Гнечко – командующий Камчатского оборонительного района, ему подчинялись сухопутные войска, обороняющие Камчатку и в оперативном отношении Петропавловская военно-морская база, 128 смешенная авиадивизия, 60-й Камчатский пограничный отряд.

Д.Г.Понамарёв – капитан первого ранга командир Петропавловской военно-морской базы.

Т.А.Почтарёв – командир батальона морской пехоты, сформированного из моряков добровольцев, его батальон стал ядром передового отряда при высадке на о. Шумшу.

П.И.Шутов – майор, командир первого отряда по высадке на о. Шумшу.

В.И.Сигов – возглавлял экипаж самоходной баржи Камчатморстроя, будучи дважды ранен не покинул свой пост и продолжил рейс к местам высадки Курильского десанта

Н.А.Вилков – старшина первой статьи, забросал дот гранатами, когда японцы вновь открыли огонь, закрыл амбразуру дота собственной грудью. В том же году подвиг Вилкова был повторён матросом Ильичёвым.

А.Н.Виноградов – возглавлял строительство главного торгового порта в Петропавловске с 1943 г., был удостоен ордена Ленина. Крупнейший строитель Камчатки и один из крупнейших гидростроителей мира.

А.А.Афанасьев – с 1942 г. уполномоченный Госкомитета Обороны по перевозкам грузов на Дальний Восток, с 1942 г. – первый заместитель наркома Морфлота СССР.

А.И.Щетинина – первая в мире женщина капитан дальнего плавания. В 30-е г. работала на судах Акционерного Камчатского общества Наркомата рыбпрома. За работу в годы войны награждена медалью «За оборону Ленинграда, орденом Красной Звезды.

М.В.Стукалин – с 1941 г. начальник военно-лоцманской службы Петропавловск-Камчатской базы.

Учитель ОБЖ: Высшим военным орденом является орден победы, учрежденный в ноябре 1943 года. О нем стоит поговорить отдельно.

Сообщение учащегося об ордене Победы.

Учитель истории: Давно закончилась война. Заросли окопы, фронтовые дороги, затянулись раны, но люди помнят…

Учитель ОБЖ: Не только помнят, но продолжают славные традиции ветеранов войны сегодняшние защитники Отечества, те, кто обучается в военных училищах, несет службу в рядах Российской Армии, служит в горячих точках и оберегает наш покой – наши пограничники. Камчатка это Форт-Пост России. От людей, которые несут  здесь свою службу, зависит покой всей страны. Слово предоставляется дедушке нашего пятиклассника Вани Самойлова, ветерану пограничных войск Самойлову Анатолию Васильевичу (Рассказ об интересных случаях, за время его службы на границе, за которые был награжден  медалями  «За отличие в охране государственной границы», «За безупречную службу»)

Учитель истории:

Мы часто вспоминаем,
Всех, кем Отчизна спасена:
Из ада вышедших, живых,
Погибших, без вести пропавших
С высоким званием рядовых.

Учитель ОБЖ:

Дорогие ветераны, носите ордена!
Они вам за Победу,
За раны честные даны.
Носите ордена!

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru