Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок истории "Оборона древнерусского города от кочевников"

 

Цель: Добиваться усвоения знаний на основе их практического применения, выйти на более высокий уровень обобщения, систематизации учебной информации.

Задачи:

Образовательные:

Выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме “Меры времени”, “Умножение и деление чисел”, “Решение арифметических задач”, “Соседи восточных славян”, “Основные занятия восточных славян”, “Оборона Руси от врагов”;

Обобщить материал как систему знаний;

Научить оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; научить отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

Вовлечь в активную деятельность;

Формировать патриотические качества личности, создать условия для реализации образовательного потенциала;

Совершенствовать навыки общения.

Коррекционно-развивающие:

Развивать навыки анализа, обобщения, сопоставления;

Умения выступать и защищать свою точку зрения;

Корригировать процессы воспроизведения учебной информации.

Тип урока: урок применения полученных знаний, умений, навыков.

Форма урока: игра.

Организация урока:

- Интегрированный урок по образовательным областям “математика” – “история”. Урок проводят два педагога. Рабочее время – 40 минут.
- Класс разделён на группы по 2-3 человека, предполагается как групповая, так и индивидуальная и фронтальная деятельность детей.
- За правильные ответы группа или отдельный ученик получают жетоны.

I. Орг. момент.

Вступление: Здравствуйте, ребята!

Мы рады встрече с вами. А собрались мы здесь для того, чтобы поговорить о серьёзных вещах.

Что для вас значат слова “Русь”, “Россия”, “Родина”? Должен ли человек любить родину? Знать её историю? Для этого надо обратиться к давно прошедшим дням, истокам русского народа.

- Сегодня у нас с вами необычный урок.
- Сегодня у нас с вами историко – математическая игра которая называется “Оборона древнерусского города от кочевников”.
- Мы перенесёмся в древние времена, на 10 веков назад.
- Давайте подсчитаем, в каком веке мы окажемся?

(11 век).

Мы оказались в 11 веке на земле древних славян.

II. Постановка цели урока:

“Соседи древних славян”.

Давайте вспомним: А кто были соседи древних славян? (работа с картой на слайде). На юге от восточных славян жили греки и болгары. На западе располагались ливы и эсты. Финские племена были северными соседями. По берегам Балтийского моря жили скандинавы, славяне называли их варягами. Кочевники были восточными соседями славян.

- Перед вами листочки с заданием. Прочитайте своё задание.

ЗАДАНИЕ: Защитить крепость от кочевников до прихода дружины князя.

Вашим главным оружием должны стать ваши знания по истории России и математике. И ваши умения использовать свои знания при выполнении заданий.

Ш. Актуализация знаний.

“Древнерусский город”.

Повторение, беседа “Как был защищён древнерусский город?”

Чтобы защитить город от кочевых племён, вокруг копали глубокие рвы и насыпали высокие валы. Ров наполнялся водой. Через него был перекинут подъёмный мост, который вёл к городским воротам. На ночь ворота закрывали, а мост поднимали.

Крепостные стены строили из крепкого дерева или камня. За стенами горожане укрывались во время нападения врагов. Вдоль крепостной стены стояли высокие крепостные башни.

В центре города стоял княжеский двор, который огораживали крепостью.

Вот город, который мы будем защищать от кочевников.

ПРАВИЛА ИГРЫ:

А) Перед кочевниками 3 основных препятствия:

Ров с валом. – 1 атака.

Городская стена. – 2 атака.

Укреплённый княжеский двор с церковью. – 3 атака.

Б) Если вы набираете хотя бы половину жетонов за правильные ответы – это значит, что вы отбили атаку врагов.
В) Если вам не удастся набрать половину жетонов – считайте, что кочевники победили в этом штурме и продвинулись к следующему укреплению.

ИТАК, МЫ НАЧИНАЕМ:

- Вот он, наш древнерусский город.
- Полчища кочевников у его стен. Жестокие, сильные, решительные, храбрые воины, они не знают пощады. Их ремесло – убивать.
- Но на их пути становятся храбрые и отважные русские воины, защитники своего города, своей родины, своего дома. Это мы с вами.

Кочевники подошли ко рву, наполненному водой. В бой, друзья!

IV. Основной блок работы.

1 тур: Ров с валом.

“Блиц-опрос”.

(Разыгрывается 15 жетонов, 10 за ответы и 5 за дополнение к ответам).

Вопросы:

1.

И: Назовите предков украинцев, русских и белорусов (восточные славяне).
М: Назовите первый зимний месяц? (декабрь).

2.

И: Назовите основные занятия восточных славян (земледелие, рыболовство, охота, собирательство, бортничество).
М: В одной русской сказке царь послал своего стрелка за тридевять земель.

Вопрос: Тридевять – это сколько? (3*9 = 27)

3.

И: Назовите племена кочевников – основных врагов славян (половцы, печенеги, хазары).
М: Все вы знаете, что такое циркуль и зачем он нужен. А как связан геометрический инструмент циркуль и кольчуга воина? Кстати, на изготовление кольчуги у древних воинов уходило 20 000 тысяч колец и весила кольчуга около 15 килограмм.

4.

И: Что такое язычество? (поклонение нескольким богам).
М: В Древней Руси деньгами служили серебряные бруски. Их называли гривнами. Если вещь стоила меньше 1 гривны, то отрубали половину. Тоже ведь деньги.

Как называлась отрубленная часть серебряного бруска? (рубль).

5.

И: Что такое святилище? (место для преклонения и жертвоприношений богам).
М: На некоторых монетах изображался всадник с копьём в руке. Как назывались эти монеты? (копейки).

Итоги работы.

2 тур: Крепостная стена.

В этом туре вам предстоит отражать атаки кочевников с помощью математических знаний. У нас …жетонов.

1 задание: За выполнение задания по 3 жетона, за дополнительные ответы -3жетона дополнительно.

1) Знаете ли вы, что неделя у древних славян состояла из 9 дней.

Эти дни назывались так: Детям даётся название дней в произвольно рассыпанном виде.

- понедельник;
- вторник;
- тритейник;
- четверг;
- пятница;
- шестица;
- седьмица;
- осьмица;
- неделя.

Задание: Сложите название этих 9 дней по порядку так, как это было у древних славян.

Проверка.

2) Дополнительные вопросы: Какие названия дней недели сохранились до нашего времени?

Кстати, в старинных сказках до сих пор можно встретить древние названия дней недели. Например, в сказке “Конёк- Горбунок” П. Ершова есть такие строки:

“… и на первую седьмицу он поехал в Град-столицу..:
“…вот осьмица уж прошла и неделя подошла..”

Объясните.

2 задание: Разыгрывается 2 жетона.

Из истории вы знаете такие слова, как “летопись”, “летоисчисление”, “Сколько вам лет?”. Что общего во всех этих словах? (ЛЕТО).
У древних славян год назывался словом “ЛЕТО” и состоял из 3 сезонов - Зима, Весна, Осень. Сколько это месяцев? (9 месяцев).

Разыгрывается по 2 жетона на группу.

Задача.

Когда мальчику исполнялось 108 месяцев – наступало его совершеннолетие.

После чего мальчиков начинали обучать родовым ремёслам и воинскому искусству. Определите возраст совершеннолетия древнеславянских мальчиков. 108 месяцев – сколько это лет?

(108:9=12 лет).

3 задание: Разыгрывается по 2 жетона на группу

Какие деньги были у древних славян? (гривны, рубли, копейки). А что такое “меховые деньги”?

1 шкурка лисы = 1 кун.
1 гривна 25 кунов.
Боевой конь стоит 3 гривны. Сколько это кунов?

Дополнительно: Давайте рассмотрим боевое снаряжение русского воина.

Вон одет в шлем, кольчугу. А что надето на ноги воина? (ноговицы).

Итоги и результаты.

3 тур Укреплённый княжеский двор с церковью.

В этом туре вам предстоит отражать атаки кочевников с помощью исторических знаний. У нас …жетонов.

1 задание: разыгрывается по 2 жетона и 2 жетона за дополнительные ответы.

Перед вами разрезанные картинки. Вам нужно их соединить и назвать, что это такое и как это называется в общем (борона-суковатка, серп, коса, вилы, соха – орудия труда). Проверка, слайд 14.

2 задание: разыгрывается 5 жетонов.

Почему славяне говорили “Хлеб всему голова”? (был главной пищей славян, доставался тяжёлым трудом).

Какие ещё пословицы, поговорки о хлебе вы знаете?

3 задание: разыгрывается по 3 жетона на группу.

Славяне занимались не только сельскохозяйственным трудом, но и были хорошими ремесленниками. Вашему вниманию предлагается кроссворд. Вопросы.

Мастер по изготовлению изделий из железа.

Короб из бересты.

Особая печь в кузне.

Мастер, который занимался изготовлением посуды.

Мастер по изготовлению бочек.

Деревянная лодка.

Итоги, подсчёт жетонов, результаты выполнения задания урока.

IV. Итоги занятия.

России определено было высокое предназначение: её необозримые равнины поглотили силу кочевников и остановили их нашествие..”.

А.С.Пушкин.

Благодаря силе, мужеству и славе наших далёких предков которые до последней капли крови защищали свои земли, свои дома, свои города и семьи. Это люди , на которых мы должны стараться походить. Люди, которых мы должны помнить. Ведь, если бы их не было, то не было бы нашей страны и, может быть, не было бы и нас с вами.

Для того, чтобы походить на них нам нужно любить свою Родину, свой край, свою землю, хорошо учиться, много читать, заниматься спортом, не лениться, а трудиться, не бояться трудностей, работать над собой, бороться со своими недостатками, стараться быть первым во всех школьных делах, готовить себя к трудовой жизни. Всем спасибо за внимание.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru