Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок истории "Родился спаситель мира, о котором все мечтали, о котором предвещали пророки".

Начало: Деревенская изба, печь в углу скромно убранная елка.

Дед: Ох, старуха! Выглянь-ка в окошко. Ночь, то, какая! Что за луна, а снег как под валенками поскрипывает да искрится!

Бабка: Ночь перед Рождеством всегда такая: небо без туч и ветры стихли.

Дед: Да –а! Ночь особенная! Ну-ка баба по амбару помети, по сусекам поскреби - набери мучицы! Да испеки нам колобок к праздничку!

Бабка весело берется за дело. Проходит немного времени.

Бабка: Дед! Слезай с печи. Посмотри сюда, какой колобок получился! С праздником тебя!

Дед: Ах, какой румяный! Пышный! Завтра его съедим!

Бабка: Дед, гляди диво то какое! Колобок с нами разговаривает! Живи кругленький с нами!

Мы не станем тебя кушать -

Будем сказки твои слушать!

Дед:

Я с тобою не расстанусь,

Будь сыночком мне на старость!

Вот тебе колобок блюдечко, будешь на нем полеживать да с боку на бок переваливаться, с праздником тебя! Бабка, я ведь и тебе подарок купил. (Вынимает платок) Будешь у меня краше всех.

Бабка: Спасибо! А я тебе к Рождеству рубаху украсила узорами. Ну-ка примерь! (Уходят)

Колобок: Ах, ничего я в жизни не знаю! Только одно и понял Завтра праздник. Все подарки друг другу дарят. А я что подарю бабушке и дедушке? покачусь ка я по белу свету, поищу подарков подходящих, аза одно узнаю, что это за праздник такой. И правда какая ночь светлая. Эх! Покачусь!

Колобок:

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Но ушел не навсегда

Да, да, да!

Выходит Василиса: Ой! кто это? А я думала это мое яблочко с волшебной тарелочки упало.

Колобок: Нет это я! Я от дедушки ушел…

Василиса: Так ты и есть колобок. Да слышала, слышала я твою песенку! А за чем ты ко мне пришел! Как сюда закатился!

Колобок: Случайно, а ты Василиса Премудрая

Василиса: Да.

Колобок: Красивая.

Василиса: Да ладно, вот если мою сестру Василису Прекрасную увидишь, тогда не так заговоришь.

Колобок: А где же она?

Василиса: Уехала. Рождественский подарок трем богатырям повезла. Скатерть самобранку. Богатыри кушать ой как любят.

Колобок: И тут празднуют Рождество, Василиса, а что такое Рождество?

Василиса: Как, ты не знаешь?

Колобок: Нет. У меня слишком маленький жизненный опыт.

Василиса: Ну тогда простительно! А расскажет тебе о празднике Рождества моя сестра Елена Прекрасная.

Помню я как в детстве в первый раз,

Слышала о Рождестве рассказ.

Я была взволнована до слез

Ведь Родился маленький Христос.

Не в богатом именитом доме

И лежал не в пышной колыбели

А в глухой пещере на соломе.

Колобок: А кто же этот маленький Христос?

Елена Прекрасная: Рассказ о Рождестве.

А это Господь наш, имя которому Иисус Христос! Он родился не во дворце, среди знати и роскоши, а в пещере среди овец, которые укрывались там от ночного холода. Это было в окрестностях города Вифлеема. В стране Иудее. Родившегося Спасителя приветствовали пастухи, поверившие ангелу, который открыл им истину о Христе. Случилось это два тысячелетия назад Как вы думаете, зачем Господь пришел на землю? Все просто. Он, любя людей и заботясь о них, хотел показать смысл жизни и открыть путь к вечному счастью. Поэтому его назвали Иисус, что по-русски значит спаситель, Христос – помазанник Божий. Давай ка колобок, возьмем волшебную тарелочку с яблочком

Вместе:

Яблочко по тарелочке

Кружи, кружи, кружи

Все, что нам интересно,

Покажи, покажи, покажи!

На сцену выходят волхвы и говорят:

- Как темно было – и вдруг такой яркий свет.!

- В небе звезда зажглась новая большая

На землю спускается ангел.

“Не бойтесь! ….Я принес вам и всем людям великую новость. Сегодня в Вифлееме родился Сын Божий – Иисус!”

Родился спаситель мира, о котором все мечтали, о котором предвещали пророки. Это Иисус Христос! Вы найдете его в той пещере!

Волхвы решили, что им обязательно надо пойти в Вифлеем и увидеть новорожденного.

Чтоб на Христа взглянуть

Чтоб поклониться Богу,

Тотчас отправились мы в путь,

В опасную дорогу.

В дар младенцу принесем

Меду, трав душистых,

Путь по звездочке найдем. Яркой, серебристой.!

Ангел. Волхвы Принесли Иисусу золото - как царю царей,

Ладан - как Богу.

Миро – как человеку смертному, которому суждено умереть за людей и избавить всех их от греха.

Учитель: Праздник Рождества имеет и другие легенды о православных святых.

История о святом Николае.

Учитель: Святого Николая в каждой стране называют по разному. В Америке, Канаде, Нидерландах и нескольких других странах Святого Николая зовут Санта Клаус. Он очень похож на нашего Деда Мороза, только вместо шубы у него красная куртка и колпак.

Начинаем показ слайдов с рассказом.

Далее учитель или ведущий сообщает, что в нашем селе, или неподалеку от нас, если показывать мероприятие в другой школе, есть село Григорьевское. В этом селе храм освящен в честь Рождества Христова.

Рассказ о местном храме.

Село Григорьевское находится в 25 верстах от Зарайска и 35 верстах от Рязани при реке Алешне, впадающей в реку Мечу. Состоит из 220 дворов.

(Выписка сделана из документа под названием: "Церковная и бытовая старина в Рязанской губернии." )

Эти записи были переписаны из тетрадей Володина А.А., когда мы его посещали при жизни.

Григорьевское в старину принадлежало Солотчинскому монастырю. Близ села есть небольшие березовые лесочки, а раньше, говорят, были дубовые рощи. В состав прихода входили деревни: Мухино, Федоровское, Тюнино.

Приход села Григорьевское некогда распадался на два, т. к храмов в нем было тоже два. Первый в честь Рождества Христова, второй - во имя Дмитрия, оба деревянные.

По приправочным книгам 16 века упоминается о придельном иконостасе "Богоявления Господня."

К концу 17 века церковь(по свидетельству Епископа Коломенского и Каширского) за теснотою была разобрана и вновь построена в 1834 году на месте бывшего храма усердиями прихожан.

В 1873 году в трапезной устроен новый иконостас в честь Рождества Христова. Трудился над этим Филипп Новиков и другие образованные деятели.

Церковь имеет вид четырехугольной одноэтажной с двумя алтарями и деревянным шарообразным куполом. Сделан купол из соснового леса, стены обшиты тесом и окрашены, трапезная крыта на двух скатах.

(записано из тетрадей Володина А.А.)

По приправочной книге 1676 года при церкви Рождества Христова упоминается придел в честь Богоявления Господня, три двора поповых, двор дьякона, двор монастырский, двор Просвирницин и 180 дворов приходских. Вместо построенной в 1786 году церкви, существует ныне Христорождественская, построенная в 1834 году. При ней земли усадебной и пахотной значится 35 десятин. По штату 1873 года положено 2 священника и 2 псаломщика. В состав прихода, кроме села, входят: дер. Колянинское, Тюнино, Федоровское и Мухино. В них при 566 дворах 1685 душ мужского пола и 1881 душ женского пола.

(Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии.)

Монастырское село даже внешне заметно отличалось от села частновладельческого. Частновладельческие села были невелики по размерам и разбиты на части. Монастырское же село, имевшее одного хозяина, всегда образовывало своеобразный единый комплекс с общими постройками.

Принадлежащие одному монастырю села лежали недалеко друг от друга, образуя своеобразные "гнезда".

Привыкшие к строгому порядку и контролю за крестьянами, монастыри внимательно следили за хозяйственной жизнью села.

Правда, соблюдение порядка монастырь требовал не только в работе. Кроме всего прочего монастырский старец и местный священник здесь строго следили и за исполнением религиозных обрядов, посещением церкви. Когда однажды в нашем селе девчата и молодые женщины позволили себе игры и катания на снегу на сырной неделе, монастырские власти велели на общем сходе наказать нещадно плетьми всех участниц потехи, а заодно и их отцов, матерей и мужей.

Но в 17 веке у монастырских крестьян сложилась и целая система защиты своих прав. Прежде всего это деятельность органов общинного самоуправления - собрания выборных старост. Если же их деятельность не приносила успеха, то крестьяне организованно отказывались от работы на монастырь. Вот как в "григорьевском деле" 1688-1690 годов.

В 1688 году Солотчинский монастырь решил увеличить оброк с крестьян в 2, 5 раза. Крестьянские хоз-ва, мол, забогатели, пора и сборы с них увеличить. Но крестьяне посчитали это неприемлемым нарушением их прав и собрались на сход. Пришли из села Григорьевского и Бильдино с деревнями " все выборные и рядовые крестьяне до отдельного человека."Обсудив дело, решили подать жалобы - челобитные в монастырь и сразу же в Рязань - митрополиту.

Жалобы дали результат: оброк архимандрит решил повысить только в два раза, а митрополит со своей стороны прислал в монастырь грамоту со строгим требованием: "тесноты крестьянам ни какой не чинить" не наказывать их и не мучить.

Крестьяне почувствовали, что на их монастырские власти тоже есть управа, и в1690 году старосту села Григорьевское, действовавшего по их мнению вяло, самостоятельно переизбрали.

Когда мы ходили в церковь, на кружках краеведения, то разговаривали с постоянной прихожанкой храма Морозовой Н. М. Она рассказывала про то, как с Фруктовой, еще до войны, везли в село кирпич для церкви. Везли на санях, вручную.

Она подарила нам старое фото, где храм еще с колоколом.

Сейчас ей 82 года, родилась она 17 сентября 1925 года.

- 21 ноября мы посещали нашу церковь и поговорили с Надеждой Михайловной. Она рассказала нам, что все ее корни в Григорьевском. Выросла она, можно сказать, в церкви. Рядом с ее домом жила монашенка и водила ее маленькую в церковь. Монашенку ту звали Праскева. Дедушка Надежды Михайловны строил эту церковь. В 1935 году с церкви были сняты колокола и разбиты. А в 1937 году церковь закрыли и церковную утварь разобрали по домам, прятали. После часть увезли в Зарайск, часть в Солотчу. Иконостас разломали и некоторые топили им печи. У нас есть теперь фото, где изображено распятие, это распятие имеет интересную историю. Крест был привезен с Солодчи и когда много времени спустя кто-то из прихожан поставил около него свечу, то распятие обгорело, почистив его, батюшка и все -все увидели, что под новым крестом, старый. Распятие повезли на реставрацию и, оказалось, что это старый крест из Григорьевского. (Эту историю рассказал нам батюшка в эту среду, а мы ее записали.)

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru