Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Конспект урока "ИЗОБРАЖЕНИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ В ПЕЙЗАЖЕ" (на примере пейзажей русских художников)

 

Цель:

Воспитательная:  воспитание эстетических чувств к природе, труду художника, формирование художественного восприятия окружающего мира

Развивающая: развитие образного мышления, воображения, внимания;

Обучающая: научить изображать пейзаж с натуры и по представлению

Задачи:

Знакомство с понятием перспективы и ее

различными видами перспективы

Знакомство с пейзажем как жанром изобразительного искусства

Знакомство с работами великих художников.

Самостоятельное поэтапное рисование пейзажа с учетом последовательности этапов.

Оборудование для учеников: мольберты, бумага (формат А4 и А3), карандаши различной мягкости, ластик, акварельные краски, работы из методического фонда.

Оборудование для преподавателя: компьютер, монитор, компьютерный диск , мольберт, бумага, карандаш, ластик.

Структура урока:

I – Организационный момент — 5 мин

Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к занятиям, проверка присутствующих, заполнение журнала

II – Изучение нового материала – 35 мин

Введение в тему урока —  5 мин

Лекция и презентация нового материала- 10 мин

Практическая демонстрация педагогом последовательности действий учащихся —  10 мин

III – Практическое выполнение работы – 30 мин

IV – Рефлексия – 15 мин

Подведение итогов, сравнение результатов тестовых работ с выполненными работами под руководством преподавателя. Выявление ошибок и пути исправления.

V – Выдача домашнего задания — 5 мин

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие; проверка готовности учащихся и кабинета к уроку;

2. Введение в тему урока 

Основные термины:

Пейза́ж (от фр.  Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

Перспекти́ва ( от фр. perspective  и лат.  perspicere — смотреть сквозь) — наука об изображении пространственных объектов на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.

Другими словами, это:

Явление кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении. Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися в точку на горизонте.

Способ изображения объемных тел, передающий их структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.

Пленэ́р (от фр. en plein air — «на открытом воздухе») — живописная техника изображения объектов при естественном свете и в естественных условиях. Этот термин также используется для обозначения правдивого отражения красочного богатства натуры, всех изменений цвета в естественных условиях, при активной роли света и воздуха.

3. Лекция и демонстрация презентации со слайдами.

Человек начал изображать природу давно. Но почти всегда эти изображения служили лишь фоном для портрета, сценки. И только в 17 веке появились пейзажи-картины, в которых природа стала их главным содержанием.

Создали этот жанр голландские живописцы. Они очень любили свою маленькую и прекрасную страну и рисовали свою землю: песчаные дюны, зеленеющие луга с пасущимися стадами, дороги, ветряные мельницы у реки.

Пейзажная живопись очень разнообразна. Есть пейзажи, точно передающие те или иные уголки природы, а есть такие, которые создала фантазия художника.

В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельскийгородской (в том числе архитектурный и индустриальный) пейзаж. Особую область составляет изображение морской стихии — морской пейзаж или марина. При этом пейзажи может быть как камерными, так и панорамными.

Природа сближает людей, рождает у них сходные настроения, раздумья, переживания. Художники зачастую изображают один и тот же мотив. Однако видят они и передают его по-разному, по-своему. Никогда не спутаешь картину Левинтана с картиной Шишкина, работы Куинджи и Поленова. Чтобы научиться, не только различать произведения разных мастеров, видеть особенности манеры каждого из них, нужно не только знать, что обычно изображает данный художник, но и как он это делает, т.е. к каким средствам художественной выразительности обращается.

История понятия

Перспектива как наука появилась в эпоху "Ренессанса", поскольку в то время достигло расцвета реалистическое направление в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости позволила решить проблему, стоявшую перед архитекторами и художниками. Многие из них использовали для определения перспективы стекло, на котором обводили правильное перспективное изображение требуемых предметов.

Расцвет пейзажной живописи ознаменовало развитие пленерного пейзажа, связанного с изобретением в XIX веке метода производства тюбиковых красок. Живописец мог работать вдали от своей мастерской, на природе, при натуральном освещении. Это значительно обогатило выбор мотивов, приблизило искусство к зрителю, дало возможность творцу воплотить свои непосредственные эмоциональные впечатления в произведение живописи.

Современные представления о пейзаже сформировались на протяжении столетий с развитием художественных приемов для его изображения. В пейзажном произведении особое значение придаётся построению перспективы и композиции вида, передаче состояния атмосферы, воздушной и световой среды, их изменчивости.

Прямая линейная перспектива

Прямая линейная перспектива— это вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана). Теория линейной перспективы впервые появилась у Амброджо Лоренцетти в XIV веке, а вновь она была разработана в эпоху "Возрождения" Брунеллески,  Альберти), основывалась на простых законах оптики и превосходно подтверждалась практикой. Отображение пространства на плоскость сначала простой камерой обскура с простым отверстием (стенопом), а затем и с линзой полностью подчинено законам линейной перспективы. Прямая перспектива долго признавалась как единственное верное отражение мира в картинной плоскости.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru