Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Проблемы русского XVIII века как исторической эпохи

 

Современный мир рубежа XX–XXI веков характеризуется процессом смены исторических эпох, который связывают обычно с явлениями глобализации, так называемым постинформационным, постиндустриальным миром и т. д. Мы являемся свидетелями и участниками процесса изменения культурно-цивилизационного кода, что выражается в переосмыслении базовых принципов и систем приоритетов в сферах экономики, международных отношений, политики, образования, повседневной жизни и пр. В прошлое уходит историческая эпоха, восходящая к XVIII столетию — веку Просвещения, когда сформировались важнейшие представления о ценности человеческой личности и ее правах, о правовом государстве и разделении властей; был сформулирован принцип презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению; сложились понятия общественной, государственной и национальной безопасности.

Именно в XVIII веке основополагающим принципом международных отношений стал все более подвергающийся сомнению в наши дни принцип национально-государственного суверенитета; с XVIII века начинается завершающаяся сейчас эпоха национальных государств, и тогда же возник национализм как течение общественной мысли, с тех пор играющее важнейшую роль в мировой истории. В XVIII столетии сложились также современная дисциплинарная структура научного знания и представления об образованности; оформились как самостоятельные основные виды литературы и искусства.

Подробнее...

Время Петра Великого

 

Уже в русской дореволюционной историографии за послепетровским временем закрепилось название «эпоха дворцовых переворотов», как правило, ассоциирующееся в массовом сознании с контрреформами, «бироновщиной», «засильем иностранцев» и нередко характеризуемое как «безвременье». Долгое время считалось, что частые смены власти были результатом разрушившего традицию наследования престола петровского указа 1722 г., позволившего государям самим назначать себе преемника, а также особой роли созданной Петром I гвардии, которую он активно привлекал к управлению государством. Внутренняя политика преемников Петра также нередко характеризовалась как контрреформаторская по отношению к наследию великого преобразователя.

Первые попытки выработать более взвешенный взгляд на послепетровскую Россию появились в русской историографии уже на рубеже XIX–XX вв., однако по отношению к историографии в целом соответствующие работы занимали маргинальное положение. В современной историографии принята точка зрения, согласно которой упомянутые выше широко распространенные представления являются в значительной мере историческими мифами, возникшими преимущественно еще в XVIII в. как результат официальной пропаганды.

Подробнее...

Предпосылки петровских реформ

 

Ко времени вступления на престол Петра I Московская Русь значительно расширила свою территорию за счет присоединения Украины, освоения Сибири и Дальнего Востока и представляла собой одно из крупнейших в мире государств с политэтничным населением, для которого были характерны различные политические, хозяйственные и культурные традиции. По своей сути это было уже государство имперского типа, но его политические и социальные институты, восходившие еще к XIV–XV вв. и воплощенные в соответствующей системе и принципах управления, в новых условиях оказались недостаточно эффективны. Это было связано и с изменением геополитического положения России, в результате присоединения Левобережной Украины пришедшей в непосредственное соприкосновение с новым мощным противником — Османской империей.

Зоны интересов двух стран пересекались, что было чревато неизбежными военными конфликтами. Однако, в отличие от России, Турция была в большей степени интегрирована в систему международных отношений того времени и вступление в противостояние с ней означало и определенное позиционирование России относительно других европейских держав. Именно осознание этого факта и вынудило русское правительство еще в период правления царевны Софьи фактически отказаться от принципа внешнеполитической самоизоляции, на протяжении долгого времени лежавшего в основе русской внешней политики, и уже в 1686 г. присоединиться к антитурецкой Священной лиге европейских государств.

Подробнее...

Идейная основа реформ Петра I

 

Идеологическое обоснование преобразований Петра Великого восходит к трудам Г. Гроция, С. Пуфендорфа, Т. Гоббса, Г.-В. Лейбница и других представителей западноевропейской рационалистической философии второй половины XVII — начала XVIII вв., заложивших основы теории регулярного или, как его еще называют, полицейского государства. Основываясь на достижениях естественных наук, эти ученые обосновывали возможность рационального преобразования социальной действительности и создания государства, в котором вся жизнь подчинена строгой и детальной законодательной регламентации, а все население — от монарха до последнего его подданного — трудятся над созданием «общего блага», обеспечивающего процветание страны.

В поддержании бесперебойного функционирования всей государственной системы важная роль отводилась полиции, становившейся, по выражению Петра I, «душой гражданства». Следует при этом учитывать, что в XVIII в. словосочетание «полицейское государство» еще не имело той негативной коннотации, которую оно приобрело позже с появлением соответствующего опыта.

Подробнее...

Начало реформ

 

Первым крупным мероприятием, которым началось самостоятельное правление Петра I после смерти в 1694 г. его матери царицы Натальи Кирилловны, явились Азовские походы 1695–1696 гг. После того, как первый из них потерпел неудачу, вызванную в значительной мере отсутствием у России военного флота, в начале 1696 г. в Воронеже по царскому указу были спешно построены 30 различных судов, что позволило во время второго похода блокировать и захватить турецкую крепость Азов. Эта первая за долгое время военная победа России значительно укрепила политический авторитет Петра и сделала возможным принятие важных решений в иных сферах.

После торжественного празднования победы была введена специальная корабельная повинность, и началось строительство военно-морского флота. Уже эти мероприятия обнаружили острую нехватку специалистов в военном и военно-морском деле, и был объявлен указ о посылке на учебу в Европу нескольких десятков молодых людей из знатных семейств. Сам царь в 1697 г. также отправился за границу в составе Великого посольства.

Подробнее...

Петровская Россия в условиях военного времени

 

Заключив летом 1700 г. мирный договор с Турцией, Россия объявила войну Швеции и двинула свои армии в сторону крепости Нарва. Формально целью войны провозглашалось возвращение «отчин» и «дедин», т. е. прибалтийских земель, некогда входивших в состав Русского государства. Принято также считать, что выход к берегам Балтики был необходимым условием успешного экономического развития страны. Вместе с тем необходимо иметь в виду, что у Петра важнейшим побудительным мотивом к войне была его страстная любовь к морю, а флот и морская торговля для него, ранее побывавшего в Англии и Голландии, были символами могущества государства. Однако особенности социальной структуры русского общества в конечном счете так и не позволили России превратиться в крупную морскую державу.

Вопреки надеждам царя, осада Нарвы оказалась безуспешной, а Северная война началась с сокрушительного поражения русской армии под стенами этой крепости в ноябре того же года. Это событие заставило Петра предпринять ряд энергичных шагов, направленных на укрепление обороноспособности страны: было набрано 10 новых полков, продолжено строительство кораблей в Архангельске и началось литье пушек на первых уральских железоделательных заводах. Уже к началу 1702 г. здесь стали производить железо, по качеству превосходящее европейское.

Подробнее...

Административные реформы Петра Великого

 

Новые задачи, поставленные перед страной Петром I, необходимость концентрации ресурсов, оперативного принятия и исполнения решений в условиях военного времени, а также изменившийся характер самого государства обострили проблему управления имперским пространством, актуализировали необходимость реформирования всей административной системы.

На протяжении всего XVIII столетия тенденции централизации власти и выстраивания властной исполнительной вертикали взаимодействовали с тенденциями децентрализации; происходила борьба принципов федерализма и территориальной автономии с принципами унитарности; властью были опробованы различные модели взаимоотношений центра и регионов, разнообразные формы прямого управления и самоуправления, а также их сочетания. В результате административных реформ Петра сформировался новый управленческий аппарат — бюрократия, к концу века превратившаяся, по сути, в самостоятельную социальную страту, игравшую существенную роль в выработке направлений как внутренней, так и внешней политики.

Подробнее...

Реформы в социальной сфере

 

В своей социальной политике Петр I руководствовался, прежде всего, представлением о том, что каждый житель страны, независимо от своего социального статуса, должен приносить государству пользу, должен быть эффективным элементом единого государственного организма. Во-вторых, Петр не стремился кардинально изменить традиционный для России характер социальных отношений, основывавшийся на крепостной, по сути, взаимозависимости социальных страт друг от друга и государства. Напротив, в крепостничестве царь видел действенное орудие принуждения подданных к исполнению долга перед отечеством. Крепостничество, по мысли царя, было той необходимой формой насилия, без которого невозможно было принудить народ к навязываемому ему властью царя «учению».

В историографии существует также мнение, что крепостничество обеспечило успех петровских преобразований, поскольку именно оно являлось механизмом, позволявшим мобилизовать огромные массы народа. Однако существует и иная точка зрения, согласно которой в самом начале царствования Петра I, когда новая политическая элита и дворянство, как сословие, еще не сформировались и, значит, еще не было политической силы, способной оказать организованное сопротивление реформатору, по крайней мере в теории, существовала возможность ликвидации крепостничества и, следовательно, развития страны по иному пути.

Подробнее...

Экономическое развитие при Петре I

 

По мнению ряда историков, за годы правления Петра I в России произошла своего рода «индустриализация» страны. Если в допетровской России было немногим более 20 промышленных предприятий, то к концу царствования Петра их число возросло более чем в 10 раз. При этом фактически заново возникли целые отрасли как тяжелой, так и легкой промышленности, в частности, железоделательная и медеплавильная, суконная, писчебумажная, стекольная, табачная и др. Немногим менее половины вновь основанных предприятий строились на казенный счет, остальные — на частные капиталы, но также при активной поддержке государства. Проводившаяся Петром политика была направлена на поощрение частной предпринимательской деятельности, в особенности в отраслях, связанных с обеспечением армии. В целом развитие промышленности позволило России на данном этапе преодолеть технологическое отставание от развитых европейских стран и создать мощную современную армию.

Основные кадры рабочей силы для промышленности рекрутировались из крепостного крестьянства, причем законодательство петровского времени разрешало промышленникам недворянского происхождения покупать крестьян к заводам. Это обстоятельство находится в центре дискуссий о характере петровской «индустриализации».

Подробнее...

Церковная реформа

 

Уже при жизни Петра I его политика в отношении церкви наряду с деятельностью созданного им Всешутейшего собора, пародировавшего и высмеивавшего церковные обряды, порождала у современников обвинения царя в атеизме или приверженности протестантизму, а в народных массах способствовала формированию образа царя-антихриста. В действительности Петр был человеком довольно религиозным, а его политика, во-первых, продолжала и развивала тенденцию, восходившую к разрыву царя Алексея Михайловича с патриархом Никоном, а во-вторых, была частью общей политики, направленной на создание регулярного государства. Царь-реформатор руководствовался, прежде всего, представлением о безраздельности собственной власти и подчиненности ей всех, в том числе церковных, институтов. Петр видел в церкви один из инструментов управления подданными и воспитания их в духе служения «общему благу».

Подробнее...

Изменения в культуре, быту, духовной жизни

 

Изменения, происходившие в петровское время в повседневной жизни русских людей, их мировосприятии, самосознании, бытовом поведении, а также в культуре были обусловлены как целенаправленной политикой Петра I, так и опосредованным влиянием перемен в социальной сфере и политической жизни. Большое значение, как уже упоминалось, имело само изменение в самом начале периода реформ внешнего облика русского человека, сбрившего бороду и надевшего европейское платье, что качественно изменило его самовосприятие. Кардинальным образом изменился и образ жизни. Люди, вовлеченные в разнообразные мероприятия петровского времени, приобщались к новым, неизвестным прежде занятиям, им приходилось много передвигаться по стране, решать новые проблемы, иметь дело с новыми видами документов, в которых было необходимо по-новому выражать свои мысли.

Важную роль сыграла предпринятая Петром лингвистическая реформа, начатая в 1708 г. введением так называемого гражданского шрифта для печатания книг светского содержания и приведшая к формированию нового литературного языка. При этом освоение и восприятие этого языка, его лексики, стиля, приемов изложения мысли имело идеологическое значение, ибо означало фактически положительную рецепцию всего комплекса петровских преобразований, поскольку человек начинал мыслить теми же категориями, что и сам царь.

Подробнее...

Наука в России первой четверти XVIII в.

 

Благодаря петровским преобразованиям, в России в XVIII в. впервые формируется наука как самостоятельная сфера профессиональной деятельности. Преобразования сопровождались секуляризацией государства, культуры и самого образа жизни, а также повышением престижности образования и образованности, ставших необходимыми для успешного продвижения по социальной лестнице. При этом изначально развитие науки в России имело определенные социокультурные особенности. Отсутствие в православной культуре традиции естественно-научного знания на начальном этапе формирования науки выдвигало задачу фактически «импортировать» из Европы уже имеющиеся научные и технические достижения, сложившиеся научные институции и формы научной деятельности.

В русском языке отсутствовала даже специальная научная лексика, и в первые десятилетия XVIII в. научные труды публиковались в России на латинском и немецком языках. Но и в последующее время науки, в первую очередь естественные, развивались в рамках иной, европеизированной культуры, существовавшей параллельно с традиционной культурой, в результате чего, по замечанию В. И. Вернадского, возникло «глубокое духовное разделение русского образованного общества: рядом существовали — почти без соприкосновения — люди двух разных систем образования, разного понимания». При этом распространение естественно-научных знаний, в особенности в первой половине XVIII в., встречало определенные препятствия со стороны духовной цензуры.

Подробнее...

Итоги петровских реформ

 

К важнейшим результатам реформ Петра I следует, прежде всего, отнести преодоление кризиса традиционализма путем модернизации аппарата и процедур управления, социальной структуры населения, уклада жизни и культуры, а также за счет ликвидации технологической отсталости. Благодаря петровским преобразованиям, Россия стала активным, полноправным и авторитетным участником системы международных отношений, одной из ведущих мировых держав.

Вместе с тем реформы породили и важнейшее для всей последующей истории страны противоречие между международным статусом России, поддержание которого требовало значительных и постоянных капиталовложений, и скудными ресурсами государства, основным источником которых становилась эксплуатация населения. Реформы также привели к дальнейшему отчуждению народных масс от власти, от государства, которое, приобретая сакральный характер, все больше воспринималось населением как враждебная и, в первую очередь, репрессивная, подавляющая сила. Помимо этого, закрепление и развитие в социальных отношениях принципов крепостничества, ущемление личных прав практически всех социальных групп делали невозможным развитие элементов гражданского общества, тормозили дальнейшее экономическое и социальное развитие страны и таили в себе угрозу нового системного кризиса.

Подробнее...

Послепетровская Россия

 

Петровские преобразования несомненно явились одним из важнейших событий русской истории и оставили глубокий след в общественном сознании, оказавшись в центре начавшейся еще в первой половине XIX в. в споре западников и славянофилов и продолжающейся поныне дискуссии об историческом пути России. В ходе этих дискуссий звучали подчас полярные оценки: от откровенно апологетических — лишь благодаря реформам Петра Великого Россия вступила, наконец, на «магистральный» для всего человечества путь исторического развития, до крайне негативных, утверждающих, что реформы уничтожили российскую самобытность и, как следствие, Россия сошла с предназначенного ей Исторического пути. Иного взгляда на петровские реформы придерживаются некоторые современные историки, полагающие, что Россия и без Петра постепенно пришла бы к тем же изменениям, хоть и медленнее, но зато естественным путем, без насильственной ломки и соответственно, что «цена реформ» была неоправданно велика.

Подробнее...

Внутренняя политика 1725–1741 гг

 

Основное содержание внутренней политики, проводимой сперва Верховным тайным советом (1726–1730), а затем Кабинетом министров (1730–1741), в значительной степени определялось кризисным состоянием финансов страны после смерти Петра I. Длившаяся 21 год Северная война, сопровождавшаяся радикальными изменениями в различных сферах государственной и общественной жизни, пагубным образом сказалась на материальном положении населения. Крестьянство, составлявшее его основную массу и главную производительную силу, было фактически разорено. Установленная Петром I подушная подать была относительно невелика, но разнообразные чрезвычайные налоги и повинности наряду с рекрутчиной изматывали и изнуряли и так полунищее сельское население, отвечавшее на давление государства единственно возможным для него способом — бегством.

Это, в свою очередь, вызывало недовольство экономически зависимого от крестьян дворянства, чьи финансовые потребности в новых культурных условиях резко возросли. Само государство также испытывало значительные финансовые трудности, поскольку содержание регулярной армии и флота, как и продолжение внешней политики Петра I в целом, необходимой для поддержания статуса России как великой державы, требовали значительных капиталовложений. При этом первый опыт сбора подушной подати в 1724 г. показал, что налоги удается собирать далеко не в полной мере.

Подробнее...

Внешняя политика 1725–1741 гг

 

Характер и направленность внешней политики в эти годы определялись в первую очередь нерешенными проблемами на юге и юго-востоке. Еще при Петре I было продолжено продвижение России на юге, где в результате Персидского похода были захвачены Дербент и Баку. Одновременно Турция оккупировала часть персидских владений в Закавказье.

В 1724 г. с ней было подписано соглашение о разграничении сфер влияния в этом регионе. Новое столкновение с Османской империей было, однако, неизбежно, но в первые годы после смерти Петра занятое решением финансово-хозяйственных вопросов правительство страны старалось избегать обострения отношений. Впрочем, в 1726 г. был подписан договор с Австрией, по которому Россия признала Прагматическую санкцию и обе стороны договорились о проведении совместной политики в Европе, в том числе и в отношении Турции. Этот договор на несколько десятилетий вперед предопределил направленность русской внешней политики.

Подробнее...

Внутренняя политика времени царствования Елизаветы Петровны — 1741–1761 гг

 

Нелегитимный характер захвата власти Елизаветой Петровной заставил новое правительство выработать официальную идеологию, его оправдывавшую. В основе этой идеологии лежало, во-первых, всяческое очернение предшественников, якобы поправших наследие Петра Великого, во-вторых, провозглашение курса на преемственность в отношении этого наследия и, в-третьих, создание культа отца императрицы.

Первые шаги новой власти были направлены на реализацию декларированной программы: был ликвидирован Кабинет министров; восстановлены Главный магистрат, Мануфактур-коллегия и Берг-коллегия, упраздненная с началом приватизации предприятий; возвращено политическое значение Сенату, которому было велено рассмотреть все законодательные акты, изданные после смерти Петра I, с тем, чтобы негодные отменить. В 1742 г. было принято решение о проведении новой ревизии душ, и с этого времени ревизии стали проводиться регулярно раз в 15 лет. С их помощью правительство надеялось наладить сбор подушной подати. Ревизия 1744–1747 гг. позволила учесть на 17 % больше налогоплательщиков, чем прежде. Общая же численность населения страны в этот период достигла почти 19 миллионов человек.

Подробнее...

Внешняя политика 1741–1761 гг

 

К середине XVIII в. Россия стала активным участником международных отношений, к помощи которого прибегали и с которым старались наладить сотрудничество все европейские державы.

После прекращения русско-шведской войны страна почти 15 лет жила в условиях мира. В центре ее внешнеполитической доктрины по-прежнему находился союз с Австрией, с которой в 1746 г. был заключен новый оборонительный договор. Между тем на международной арене в эти годы происходит перегруппировка сил, связанная в первую очередь с активизацией Пруссии во главе с королем Фридрихом II, имевшим обширные завоевательные замыслы и развязавшим в 1740–1745 гг. две Силезские войны. Пруссия и ее союзница Франция пытались привлечь Россию на свою сторону, однако в Петербурге видели в усилении Пруссии угрозу и считали необходимым ему противодействовать, а также сохранять союз с Австрией, необходимый для совместных действий против Турции.

Подробнее...

Царствование Петра III

 

Самое короткое в русской истории — всего шесть месяцев — царствование Петра III отмечено, однако, серьезными переменами во внутренней и внешней политике. К числу важнейших следует отнести, прежде всего, изданный в феврале 1762 г. Манифест о вольности дворянства, по которому русские дворяне были освобождены от обязательной службы, получили право свободно выезжать за границу и превратились в единственное в России свободное сословие. Манифест имел серьезные социальные и политические последствия.

Во-первых, он создал основу для формирования социального типа русского сельского помещика, возникновения культуры русской дворянской усадьбы с ее особым миром ценностей, представлявшим собой синтез семейных и родовых традиций, культуры города и деревни, столицы и провинции. Некоторые дворянские усадьбы зачастую являлись крупнейшими культурными и хозяйственными центрами обширных регионов. С другой стороны, резко усилилась диспропорция в уровне привилегированности отдельных сословий, увеличился разрыв между дворянством и другими социальными слоями.

Подробнее...

Русское общество послепетровского времени

 

1730-е — 1750-е гг. были временем, когда семена, посаженные в почву Петром Великим, стали давать первые всходы. Европеизированный стиль жизни все более укореняется в этот период в среде образованного дворянства, причем моделью, образцом для подражания становится царский двор с его стремлением в пышности и роскоши, размахе придворных развлечений и празднеств не уступать ни одному европейскому двору. При этом нравы двора также постепенно эволюционируют. Если при дворе Анны Иоанновны еще были приняты достаточно архаичные формы развлечений, апофеозом которых стала шутовская свадьба в Ледяном доме, то в елизаветинское время подобное уже было невозможно.

В Петербурге существовал придворный оркестр, исполнявший французскую и итальянскую музыку, чрезвычайно популярна была итальянская опера, многочасовые театрализованные представления. Как нельзя лучше стремлению к показной роскоши соответствовал и ставший особенно модным в этот период архитектурный стиль барокко, в котором знаменитым архитектором этого времени Бартоломео Растрелли были выстроены Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе. Атмосфера активного восприятия европейской художественной культуры способствовала развитию и русской национальной культуры.

Подробнее...

Наука в России второй четверти — середины XVIII в.

 

Новый этап в развитии науки в России наступает с основанием по инициативе Петра Великого Санкт-Петербургской Императорской Академии наук (1724, открыта в 1725 г.). В отличие от западноевропейских аналогов, она изначально создавалась не как общественная организация, но как государственное учреждение, а ее члены имели фактически статус государственных служащих. В составе Академии были типография, обсерватория, физический кабинет, анатомический театр, ботанический сад, инструментальные мастерские, гравировальная палата и университет. Для работы в Академии были приглашены видные западноевропейские ученые, развивавшие различные направления науки и подготовившие первые национальные кадры русских ученых. На заседаниях Конференции (общего собрания) Академии регулярно заслушивались и обсуждались научные доклады и диссертации академических ученых. Труды первых российских академиков (в XVIII в. они назывались профессорами) печатались в различных академических изданиях, важнейшим из которых были «Commentarii Academiae Scientiarum Imperialis Petropolitanae» (до 1751 г.).

Подробнее...

Эпоха Екатерины Великой

 

С воцарением в 1762 г. Екатерины II начинается новая страница русской истории, отмеченная серьезными достижениями как во внешней политике, так во внутреннем развитии страны. В исторической литературе существуют различные, подчас полярные оценки этого времени, личности императрицы и результатов ее деятельности. Так, историки, основывающиеся на концепции «просвещенного абсолютизма», делают акцент на консервативном характере проводившейся политики, направленной, по их мнению, на укрепление традиционных институтов российского самодержавия. Особое внимание обращается на разрыв между декларациями власти и реальной политикой.

Иная точка зрения представлена историками, видящими во времени Екатерины попытку реализации либеральной, основанной на идеях Просвещения политической модели. Сама Екатерина II оценивается ими как один из самых успешных реформаторов русской истории, которому удалось почти в полном объеме осуществить намеченную программу преобразований. В рамках этого направления существует и взгляд на екатерининское царствование, как «золотой век» русской истории, когда как никогда прочным было положение России на международной арене, а политические цели власти совпадали с национальными устремлениями.

Подробнее...

Идейная основа царствования и его программа

 

Основу политической программы Екатерины II составили идеи французского Просвещения, развивавшие положения философов-рационалистов конца XVII — начала XVIII вв. Однако императрицей, трезво соотносившей европейский опыт с российскими реалиями и традициями, эти идеи использовались выборочно. Исключительное влияние на нее оказали труды Ш. Монтескье и его идея о трех видах правления — республике, монархии и деспотии. Екатерина была убеждена, что для огромной России приемлема лишь монархическая форма власти, в понятиях XVIII в. определяемая по-русски как самодержавная. Роль монарха она видела, прежде всего, в создании «фундаментальных», т. е. постоянно действующих законов, охватывающих все важнейшие сферы жизни и обеспечивающих таким образом правовую защиту населения, определяющих статус, права и привилегии всех его групп.

Подробнее...

Начальный период екатерининских реформ

 

Первые годы царствования Екатерины II отмечены усилиями власти по стабилизации внутриполитической ситуации, укреплению нового режима, завоеванию популярности в народе. В первой половине 1760-х гг. было раскрыто несколько мелких заговоров среди солдат и офицеров гвардии, завидовавших стремительному взлету некоторых своих бывших товарищей после переворота 1762 г. Наиболее серьезным испытанием для власти стала неудачная попытка в 1764 г. поручика В. Я. Мировича освободить из Шлиссельбургской крепости и возвести на престол свергнутого в 1741 г. принца Иоанна Антоновича.

Основные усилия новой власти были направлены на совершенствование системы управления и упрочение финансового положения страны. Для выработки предложений по законодательному регулированию различных сфер жизни был создан ряд комиссий, однако приняты их предложения были лишь частично.

Подробнее...

«Наказ» Екатерины II

 

В основу «Наказа», написанного в 1764–1766 гг., легли идеи, почерпнутые Екатериной в сочинениях Монтескье, итальянского правоведа Ч. Беккариа и др. просветителей. В «Наказе» подчеркивалось, что Россия является «европейской державой» и именно поэтому преобразования, осуществленные Петром I, оказали благотворное влияние на ее развитие. «Наказ» обосновывал самодержавие как единственно пригодную для России форму государственного устройства. Документ включал общие положения о правах отдельных сословий, причем особое внимание было уделено проблемам формирования «среднего рода людей», как в России этого времени называли аналог французского третьего сословия. Значительная часть «Наказа» была посвящена вопросам юриспруденции и судопроизводства: в нем впервые в России был сформулирован принцип презумпции невиновности, соразмерности преступления и наказания, необходимости отмены пытки как средства дознания. Первоначальный текст «Наказа» содержал также достаточно явное осуждение крепостного права, однако в ходе обсуждения «Наказа» в придворных кругах его текст был отредактирован таким образом, что в нем сохранились лишь глухие намеки на возможность ликвидации крепостничества.

Подробнее...

Уложенная комиссия 1767–1768 гг

 

В состав комиссии было избрано более 550 депутатов, представлявших все социальные группы населения, за исключением помещичьих крестьян и духовенства, за которым не признавались права самостоятельного сословия. Комиссию возглавляли избранный депутатами и утвержденный императрицей «депутатский маршал» и генерал-прокурор Сената, представлявший в комиссии верховную власть. Уложенная комиссия состояла из «общего собрания» депутатов и образованных из их состава ряда «частных» комиссий, которым было поручено составление законопроектов в конкретных областях права.

Дискуссии в комиссии начались с обсуждения существующих законов, а по мере подготовки законопроектов частных комиссий они также поступали на обсуждение в «общее собрание». В целом дискуссии в Уложенной комиссии выявили, с одной стороны, низкий уровень политической культуры большей части депутатов, их неготовность к решению проблем общегосударственного масштаба, неспособность к конструктивной законотворческой деятельности. С другой стороны, обнажились глубокие противоречия как между отдельными социальными, так и национальными группами населения.

Подробнее...

Внешняя политика 1762–1774 гг

 

Резкий поворот во внешней политике, осуществленный ее предшественником, позволил Екатерине II выработать собственную внешнеполитическую доктрину. Поход против Дании был отменен, но и военные действия против Пруссии не возобновлены и с ней был заключен союзный договор. С помощью Пруссии Россия рассчитывала возвести на польский трон своего ставленника Станислава Понятовского, что и было осуществлено в 1764 г. В Петербурге рассматривали Польшу как буфер между Россией и европейскими державами и считали необходимым сохранять существовавший там политический режим, не допуская усиления королевской власти и одновременно требуя от нового короля решить проблему польских диссидентов, т. е. ущемляемого в правах православного населения. Давление на Польшу наряду с рядом ошибок, допущенных русской дипломатией, привели к тому, что в 1768 г. против России выступила Барская конфедерация польских магнатов, результатом чего стало четырехлетнее военное противостояние. Одновременно сближение с Пруссией привело к резкому охлаждению отношений с бывшими союзниками по Семилетней войне — Австрией и Францией. Видя в усилении России угрозу собственной безопасности, эти державы подстрекали к войне с ней Турцию, которая также была обеспокоена активностью России в Польше.

Подробнее...

Социальные движения второй половины XVIII в.

 

Законодательное оформление привилегированного положения дворянства наряду с постоянным ростом его потребностей на фоне интенсивного вовлечения дворян в торгово-предпринимательскую деятельность вело к усилению эксплуатации крепостного крестьянства и постоянному ухудшению его экономического положения. Самодержавию при этом удавалось противостоять давлению со стороны дворянства, требовавшего законодательно закрепить его владельческие права на крестьян как на частную собственность. Правительство делало осторожные попытки регламентировать эти права, вмешиваясь во взаимоотношения крестьян с их владельцами, расследуя случаи особенно жестокого обращения с крепостными и наказывая виновных. Однако развитие института крепостничества, как особого социального феномена, еще не исчерпало себя, и именно во второй половине XVIII в. достигло апогея. Именно в тот период имели место, в частности, такие наиболее одиозные явления, как продажа крестьян без земли с молотка, разлучение крестьянских семей, крепостные гаремы и т. д.

Подробнее...

Внутренняя политика 1775–1796 гг

 

Неудачный опыт Уложенной комиссии 1767–1768 гг., а также восстание Пугачева привели Екатерину II к осознанию неотложности реформ, с одной стороны, и необходимости взять дело преобразований в собственные руки — с другой. К тому же пугачевщина сильно напугала дворянство, сплотившееся вокруг трона, что создавало благоприятные условия для реализации намеченных планов.

Первые шаги были предприняты уже в 1775 г. Сперва был издан манифест, которым провозглашалось право свободного предпринимательства для всех категорий населения, кроме крепостных. Тогда же из городского населения была выделена верхушка гильдейского купечества. Запись в гильдии осуществлялась теперь на основе имущественного ценза, а само гильдейское купечество наделялось рядом привилегий, в частности, освобождением от рекрутской повинности, заменой подушной подати налогом с капитала и др. Все эти меры должны были, по мысли законодателя, стимулировать торгово-предпринимательскую деятельность. Городское население, не записанное в купечество, получило наименование мещанства. Манифест содержал и еще одно важное положение, относившееся к крепостному праву: было запрещено вновь крепостить отпущенных на волю и велено записывать их в мещанство или купечество.

Подробнее...

Внешняя политика 1774–1796 гг

 

Основные направления внешней политики России на втором этапе царствования Екатерины II были теми же, что и прежде, однако расстановка сил на международной арене в это время изменилась.

В 1775 г. началась война за независимость в Северной Америке, и Англия попросила у России предоставить 20 тыс. русских солдат для борьбы с повстанцами. Однако из Петербурга, где справедливо полагали, что, пока Лондон будет занят войной в Америке, он не сможет вмешиваться в русско-турецкие отношения, пришел отказ. Русскому правительству нужна была свобода рук на юге, где необходимо было обезопасить себя со стороны союзного Турции Крымского ханства. Для этого требовалось нейтрализовать и другие европейские державы.

Подробнее...

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика