Современный мир рубежа XX–XXI веков характеризуется процессом смены исторических эпох, который связывают обычно с явлениями глобализации, так называемым постинформационным, постиндустриальным миром и т. д. Мы являемся свидетелями и участниками процесса изменения культурно-цивилизационного кода, что выражается в переосмыслении базовых принципов и систем приоритетов в сферах экономики, международных отношений, политики, образования, повседневной жизни и пр. В прошлое уходит историческая эпоха, восходящая к XVIII столетию — веку Просвещения, когда сформировались важнейшие представления о ценности человеческой личности и ее правах, о правовом государстве и разделении властей; был сформулирован принцип презумпции невиновности и соразмерности наказания преступлению; сложились понятия общественной, государственной и национальной безопасности.
Именно в XVIII веке основополагающим принципом международных отношений стал все более подвергающийся сомнению в наши дни принцип национально-государственного суверенитета; с XVIII века начинается завершающаяся сейчас эпоха национальных государств, и тогда же возник национализм как течение общественной мысли, с тех пор играющее важнейшую роль в мировой истории. В XVIII столетии сложились также современная дисциплинарная структура научного знания и представления об образованности; оформились как самостоятельные основные виды литературы и искусства.
Первые попытки выработать более взвешенный взгляд на послепетровскую Россию появились в русской историографии уже на рубеже XIX–XX вв., однако по отношению к историографии в целом соответствующие работы занимали маргинальное положение. В современной историографии принята точка зрения, согласно которой упомянутые выше широко распространенные представления являются в значительной мере историческими мифами, возникшими преимущественно еще в XVIII в. как результат официальной пропаганды.
Зоны интересов двух стран пересекались, что было чревато неизбежными военными конфликтами. Однако, в отличие от России, Турция была в большей степени интегрирована в систему международных отношений того времени и вступление в противостояние с ней означало и определенное позиционирование России относительно других европейских держав. Именно осознание этого факта и вынудило русское правительство еще в период правления царевны Софьи фактически отказаться от принципа внешнеполитической самоизоляции, на протяжении долгого времени лежавшего в основе русской внешней политики, и уже в 1686 г. присоединиться к антитурецкой Священной лиге европейских государств.
В поддержании бесперебойного функционирования всей государственной системы важная роль отводилась полиции, становившейся, по выражению Петра I, «душой гражданства». Следует при этом учитывать, что в XVIII в. словосочетание «полицейское государство» еще не имело той негативной коннотации, которую оно приобрело позже с появлением соответствующего опыта.
После торжественного празднования победы была введена специальная корабельная повинность, и началось строительство военно-морского флота. Уже эти мероприятия обнаружили острую нехватку специалистов в военном и военно-морском деле, и был объявлен указ о посылке на учебу в Европу нескольких десятков молодых людей из знатных семейств. Сам царь в 1697 г. также отправился за границу в составе Великого посольства.
Вопреки надеждам царя, осада Нарвы оказалась безуспешной, а Северная война началась с сокрушительного поражения русской армии под стенами этой крепости в ноябре того же года. Это событие заставило Петра предпринять ряд энергичных шагов, направленных на укрепление обороноспособности страны: было набрано 10 новых полков, продолжено строительство кораблей в Архангельске и началось литье пушек на первых уральских железоделательных заводах. Уже к началу 1702 г. здесь стали производить железо, по качеству превосходящее европейское.
На протяжении всего XVIII столетия тенденции централизации власти и выстраивания властной исполнительной вертикали взаимодействовали с тенденциями децентрализации; происходила борьба принципов федерализма и территориальной автономии с принципами унитарности; властью были опробованы различные модели взаимоотношений центра и регионов, разнообразные формы прямого управления и самоуправления, а также их сочетания. В результате административных реформ Петра сформировался новый управленческий аппарат — бюрократия, к концу века превратившаяся, по сути, в самостоятельную социальную страту, игравшую существенную роль в выработке направлений как внутренней, так и внешней политики.
В историографии существует также мнение, что крепостничество обеспечило успех петровских преобразований, поскольку именно оно являлось механизмом, позволявшим мобилизовать огромные массы народа. Однако существует и иная точка зрения, согласно которой в самом начале царствования Петра I, когда новая политическая элита и дворянство, как сословие, еще не сформировались и, значит, еще не было политической силы, способной оказать организованное сопротивление реформатору, по крайней мере в теории, существовала возможность ликвидации крепостничества и, следовательно, развития страны по иному пути.
Основные кадры рабочей силы для промышленности рекрутировались из крепостного крестьянства, причем законодательство петровского времени разрешало промышленникам недворянского происхождения покупать крестьян к заводам. Это обстоятельство находится в центре дискуссий о характере петровской «индустриализации».
Важную роль сыграла предпринятая Петром лингвистическая реформа, начатая в 1708 г. введением так называемого гражданского шрифта для печатания книг светского содержания и приведшая к формированию нового литературного языка. При этом освоение и восприятие этого языка, его лексики, стиля, приемов изложения мысли имело идеологическое значение, ибо означало фактически положительную рецепцию всего комплекса петровских преобразований, поскольку человек начинал мыслить теми же категориями, что и сам царь.
В русском языке отсутствовала даже специальная научная лексика, и в первые десятилетия XVIII в. научные труды публиковались в России на латинском и немецком языках. Но и в последующее время науки, в первую очередь естественные, развивались в рамках иной, европеизированной культуры, существовавшей параллельно с традиционной культурой, в результате чего, по замечанию В. И. Вернадского, возникло «глубокое духовное разделение русского образованного общества: рядом существовали — почти без соприкосновения — люди двух разных систем образования, разного понимания». При этом распространение естественно-научных знаний, в особенности в первой половине XVIII в., встречало определенные препятствия со стороны духовной цензуры.
Вместе с тем реформы породили и важнейшее для всей последующей истории страны противоречие между международным статусом России, поддержание которого требовало значительных и постоянных капиталовложений, и скудными ресурсами государства, основным источником которых становилась эксплуатация населения. Реформы также привели к дальнейшему отчуждению народных масс от власти, от государства, которое, приобретая сакральный характер, все больше воспринималось населением как враждебная и, в первую очередь, репрессивная, подавляющая сила. Помимо этого, закрепление и развитие в социальных отношениях принципов крепостничества, ущемление личных прав практически всех социальных групп делали невозможным развитие элементов гражданского общества, тормозили дальнейшее экономическое и социальное развитие страны и таили в себе угрозу нового системного кризиса.
Это, в свою очередь, вызывало недовольство экономически зависимого от крестьян дворянства, чьи финансовые потребности в новых культурных условиях резко возросли. Само государство также испытывало значительные финансовые трудности, поскольку содержание регулярной армии и флота, как и продолжение внешней политики Петра I в целом, необходимой для поддержания статуса России как великой державы, требовали значительных капиталовложений. При этом первый опыт сбора подушной подати в 1724 г. показал, что налоги удается собирать далеко не в полной мере.
В 1724 г. с ней было подписано соглашение о разграничении сфер влияния в этом регионе. Новое столкновение с Османской империей было, однако, неизбежно, но в первые годы после смерти Петра занятое решением финансово-хозяйственных вопросов правительство страны старалось избегать обострения отношений. Впрочем, в 1726 г. был подписан договор с Австрией, по которому Россия признала Прагматическую санкцию и обе стороны договорились о проведении совместной политики в Европе, в том числе и в отношении Турции. Этот договор на несколько десятилетий вперед предопределил направленность русской внешней политики.
Первые шаги новой власти были направлены на реализацию декларированной программы: был ликвидирован Кабинет министров; восстановлены Главный магистрат, Мануфактур-коллегия и Берг-коллегия, упраздненная с началом приватизации предприятий; возвращено политическое значение Сенату, которому было велено рассмотреть все законодательные акты, изданные после смерти Петра I, с тем, чтобы негодные отменить. В 1742 г. было принято решение о проведении новой ревизии душ, и с этого времени ревизии стали проводиться регулярно раз в 15 лет. С их помощью правительство надеялось наладить сбор подушной подати. Ревизия 1744–1747 гг. позволила учесть на 17 % больше налогоплательщиков, чем прежде. Общая же численность населения страны в этот период достигла почти 19 миллионов человек.
После прекращения русско-шведской войны страна почти 15 лет жила в условиях мира. В центре ее внешнеполитической доктрины по-прежнему находился союз с Австрией, с которой в 1746 г. был заключен новый оборонительный договор. Между тем на международной арене в эти годы происходит перегруппировка сил, связанная в первую очередь с активизацией Пруссии во главе с королем Фридрихом II, имевшим обширные завоевательные замыслы и развязавшим в 1740–1745 гг. две Силезские войны. Пруссия и ее союзница Франция пытались привлечь Россию на свою сторону, однако в Петербурге видели в усилении Пруссии угрозу и считали необходимым ему противодействовать, а также сохранять союз с Австрией, необходимый для совместных действий против Турции.
Во-первых, он создал основу для формирования социального типа русского сельского помещика, возникновения культуры русской дворянской усадьбы с ее особым миром ценностей, представлявшим собой синтез семейных и родовых традиций, культуры города и деревни, столицы и провинции. Некоторые дворянские усадьбы зачастую являлись крупнейшими культурными и хозяйственными центрами обширных регионов. С другой стороны, резко усилилась диспропорция в уровне привилегированности отдельных сословий, увеличился разрыв между дворянством и другими социальными слоями.
В Петербурге существовал придворный оркестр, исполнявший французскую и итальянскую музыку, чрезвычайно популярна была итальянская опера, многочасовые театрализованные представления. Как нельзя лучше стремлению к показной роскоши соответствовал и ставший особенно модным в этот период архитектурный стиль барокко, в котором знаменитым архитектором этого времени Бартоломео Растрелли были выстроены Екатерининский дворец в Царском Селе и Большой дворец в Петергофе. Атмосфера активного восприятия европейской художественной культуры способствовала развитию и русской национальной культуры.
Иная точка зрения представлена историками, видящими во времени Екатерины попытку реализации либеральной, основанной на идеях Просвещения политической модели. Сама Екатерина II оценивается ими как один из самых успешных реформаторов русской истории, которому удалось почти в полном объеме осуществить намеченную программу преобразований. В рамках этого направления существует и взгляд на екатерининское царствование, как «золотой век» русской истории, когда как никогда прочным было положение России на международной арене, а политические цели власти совпадали с национальными устремлениями.
Основные усилия новой власти были направлены на совершенствование системы управления и упрочение финансового положения страны. Для выработки предложений по законодательному регулированию различных сфер жизни был создан ряд комиссий, однако приняты их предложения были лишь частично.
Дискуссии в комиссии начались с обсуждения существующих законов, а по мере подготовки законопроектов частных комиссий они также поступали на обсуждение в «общее собрание». В целом дискуссии в Уложенной комиссии выявили, с одной стороны, низкий уровень политической культуры большей части депутатов, их неготовность к решению проблем общегосударственного масштаба, неспособность к конструктивной законотворческой деятельности. С другой стороны, обнажились глубокие противоречия как между отдельными социальными, так и национальными группами населения.
Первые шаги были предприняты уже в 1775 г. Сперва был издан манифест, которым провозглашалось право свободного предпринимательства для всех категорий населения, кроме крепостных. Тогда же из городского населения была выделена верхушка гильдейского купечества. Запись в гильдии осуществлялась теперь на основе имущественного ценза, а само гильдейское купечество наделялось рядом привилегий, в частности, освобождением от рекрутской повинности, заменой подушной подати налогом с капитала и др. Все эти меры должны были, по мысли законодателя, стимулировать торгово-предпринимательскую деятельность. Городское население, не записанное в купечество, получило наименование мещанства. Манифест содержал и еще одно важное положение, относившееся к крепостному праву: было запрещено вновь крепостить отпущенных на волю и велено записывать их в мещанство или купечество.
В 1775 г. началась война за независимость в Северной Америке, и Англия попросила у России предоставить 20 тыс. русских солдат для борьбы с повстанцами. Однако из Петербурга, где справедливо полагали, что, пока Лондон будет занят войной в Америке, он не сможет вмешиваться в русско-турецкие отношения, пришел отказ. Русскому правительству нужна была свобода рук на юге, где необходимо было обезопасить себя со стороны союзного Турции Крымского ханства. Для этого требовалось нейтрализовать и другие европейские державы.
Существенную роль в появлении в России общества сыграла личность самой императрицы — человека с широкими духовными запросами. Она переписывалась с просветителями, занималась журналистикой, литературным и научным творчеством, собирала коллекцию живописи, положившую начало Государственному Эрмитажу, основала Публичную библиотеку в Петербурге, немало сделала для дальнейшего развития и украшения северной столицы России.
Ряд как русских дореволюционных, так и современных отечественных и зарубежных историков отказывают Павлу в существовании у него какой-либо политической программы и рассматривают его действия как хаотичные, непродуманные и вызванные, прежде всего, стремлением разрушить созданное его предшественницей, по сути солидаризируясь с тем общественным мнением, которое в конечном счете привело к перевороту 11 марта 1801 г.
Уже в ноябре 1796 г. были восстановлены Берг-, Мануфактур- и Коммерц-коллегии, а позднее и Камер-коллегия. Особым указом были также восстановлены некоторые ликвидированные в предшествующий период традиционные органы местного управления в Прибалтике (прежде всего, судебные) и на Украине; сокращено общее число губерний с 50 до 41 ив качестве самостоятельной административной единицы создана Область Войска Донского.
Развитие точных наук того времени по-прежнему связано в первую очередь с именами Л. Эйлера и Д. Бернулли. Первым из них в 1772 г. был выведен так называемый закон взаимности квадратичных вычетов, оказавший влияние на последующие исследования многих ученых в России и за рубежом.