Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Классный час "Всемирный День Земли"

Цели:

привлечь внимание учащихся к проблемам окружающей среды;

пропагандировать бережное и внимательное отношение к природе;

повышать и поддерживать творческую активность учащихся.

Оборудование, оформление и реквизит:

природоохранные знаки, заранее заготовленные учащимися объединений;

выставка рисунков на тему «Сохраним родную природу»;

плакат «Всемирный День Земли»;

костюмы инопланетян, изготовленные из бросового материала;

декорация телевизора и машины времени;

3 конверта с вложенными в них карточками – рисунками: человек, рубящий дерево, где топор перечёркнут; громко играющее в лесу радио – перечёркнуто; ёжик в кепке – перечёркнут; человек, топчущий цветы;

светомузыка или ёлочные гирлянды.

Использованная литература.

Журнал «Юннатский вестник». Выпуск 1, 2. Благовещенск, 1994.

Журнал «Юннатский вестник». Выпуск 7. Благовещенск, 1996.

Зайцева О. В., Карпова Е. В. На досуге: игры в школе, дома, во дворе. Ярославль, Академия Развития, 1997.

Левитман М.Х. Экология – предмет: интересно или нет? Санкт – Петербург, Союз, 1998.

Отдел туризма и краеведения. Методические рекомендации по проведению игры – путешествия. Челябинск, 1987.

Рекомендации по проведению массового мероприятия - экологический праздник «Береги природу, человек!». Магадан, 1991.

Традиция праздновать 22 апреля День Земли восходит к 1840 - м годам, когда Дж. Стерлинг Мортон приехал со своей семьёй на территорию штата Небраска. Там его взору открылись бескрайние прерии с одинокими деревьями, которые должны были пойти на дрова или на строительство домов. Негде было укрыться от солнца и ветра, а иссушённая земля давала скудный урожай. Мортон и его жена сразу занялись посадкой деревьев и развернули кампанию по пропаганде озеленения. Впоследствии Мортон отстаивал идею озеленения именно в этой равнине. Он также предложил, чтобы жители Небраски установили день, посвящённый озеленению. Идея получила всеобщую поддержку. В течение одного дня жители высадили около одного миллиона деревьев. В 1882 году в штате Небраска День Дерева был объявлен официальным праздником, который отмечался 22 апреля – в день рождения Мортона. С 1970 года все, кто празднует День Дерева, стали активно пропагандировать охрану окружающей среды и знакомить других людей с проблемой истощения природных ресурсов. Праздник получил новый день рождения – 21 марта, новое название – День Земли – и стал международным.

Действующие лица:

гости из будущего: 1 гость, 2 гость, 3 гость;

телеведущий;

ведущий (педагог).

В классе гаснет свет, мигают огни. Звучит композиция Дианы «Оглянись!» Выходят гости из будущего.

1 – й гость. Человек нашего времени уникален и всемогущ. Он создал гениальные станки и сверхточные приборы, никого не увидишь многолетними космическими полётами. А как изменился облик Земли! Там, где были горные хребты, встали города!

2 – й гость. Да, я согласен, но всё же ты говоришь об искусственном облике Земли, в то же время человек не может самого простого – создать заново животных или растения, которые сам погубил. Даже если люди объединят всех учёных, все институты и лаборатории, они не смогут создать самую примитивную растительную и животную клетку.

3 – й гость. А даже если какой – нибудь организм уникален и неповторим, такая ли действительно беда, если он исчезнет? Тем более, что среди них есть вредные, и кроме вреда мы от них ничего не получаем.

1 –й гость. Но возникает вопрос, а для кого они вредны? Для человека?

Диалог прерывается, включается телевизор, звучит информация телеведущего.

Телеведущий. Внимание! Сегодня 22 апреля 2060 года. Город Тимашевск и все прилегающие территории в радиусе 25 километров объявляются зоной экологического бедствия. По данным экологической лиги в атмосфере превышение углекислого газа – в 9 раз; температура + 35 градусов по Цельсию при влажности 95%; ожидаются осадки в виде кислотных дождей; ветер сильный с порывами до 28 м/сек. Возможны пылевые бури. Уровень воды в Амуре в полтора раза ниже нормы. Предостережение: запрещается употреблять пищу, не прошедшую контроль. Воду для пищевых нужд разрешается использовать только из спецхранилищ. Следующая информация об экологической обстановке через 2 часа. Следите за выпусками новостей.

1 –й гость. Ребята, случилось очень страшное. Пока мы с вами вели разговоры о могуществе человека, он сотворил с природой то, что может погубить его самого Что вы можете предложить для исправления ситуации?

2 – й гость. Я предлагаю срочно провести дезинфекцию, дезактивацию города, а если не поможет, выселить всех жителей, а город захоронить по типу атомных электростанций, покрыть бетоном – и всё!

3 – й гость. Нет, ведь известно, что природа может самоочиститься и самовосстановиться, вот и давайте всех выселим, а сами посмотрим со стороны, что же произойдёт.

1 – й гость. Нет, хоронить или выжидать не стоит, при существующей науке и технике кое – что можно сделать. Есть уже теория, согласно которой можно найти в прошлом время, которое явилось отправной точкой экологической катастрофы и попытаться исправить допущенные просчёты. Давайте запросим главный информационный центр о времени начала экологической катастрофы. (Нажимает на кнопку телевизора, появляется телеведущий.)

Телеведущий. Экологические изменения резко появились в 90 – е годы ХХ века, но действительных мер тогда принято не было.

1 – й гость. А были ли ученики нашего возраста заинтересованы в решении экологических задач?

Телеведущий. Да, ровно 50 лет назад проходило какое – то мероприятие по охране природы, точно сказать не могу, большей информацией не располагаю.

1 – й гость. Ну, что, ребята, решаемся! Переместимся во времени и пространстве и посмотрим всё своими глазами, возможно, что – то удастся сделать.

Звучит «Менуэт» Поля Мориа. Гаснет свет, мигают огни. После небольшой паузы свет загорается, в классе появляется ведущий.

2 – й гость. Будьте столь великодушны, скажите, где находимся?

Ведущий. Я не знаю, кто вы, но сейчас вы находитесь в городском детском эколого – биологическом центре, на празднике Всемирного Дня Земли.

3 – й гость. Можно узнать, что происходит за пределами вашего центра?

Ведущий. Пожалуйста, вот вам информация о погоде и экологическая обстановка на сегодня. (Включает телевизор.)

Телеведущий. Даёт сводку погоды на 22 апреля 2010 года и экологическую обстановку в городе.

1 – й гость. Ребята, я обращаюсь к вам. Мы из далёкого будущего. У вас 2010 год, а у нас 2060. Когда вы доживёте до этого времени, вам будет по 57 – 59 лет, и, возможно, в том будущем времени мы встретимся, но у нас сейчас большая беда, случилось непредвиденное.

2 – й гость. Атмосфера, вода, и почва загрязнены, растения и животные погибают. Ежедневно льют кислотные дожди.

3 – й гость. Всё это может совсем уничтожить всё живое, и мы рассчитали: если вы сможете исправить сегодняшние упущения и ошибки, то в будущем всё вернётся в своё русло, настанет век гармонии человека и природы.

Ведущий. Я думаю, ребята, нам нужно помочь гостям из будущего. Пусть будет так. Вы будете исследователями экологии, спасателями Земли.

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда её жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи её полей.

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить её спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги её напропалую

И не исчерпывай до дна.

И помни истину простую –

Нас много, а она одна.

(В. Шефнер)

 

Сегодня ребята подготовили природоохранные знаки, которые расскажут нам о правилах поведения в природе.

Выступления детей с защитой своих природоохранных знаков.

Ведущий.

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Обсуждение экологических ситуаций.

Этот зверь, ребята, может проснуться и в нас при виде, например, огромной поляны цветов. Скажите, как вы поступите?

Вы отправились на природу, расположились на поляне, громко включили музыку и стали кричать. Как можно оценить такой поступок?

Вы нашли в роще маленького беспомощного зайчонка и взяли его с собой. Правильно ли вы поступили?

Собирая в лесу грибы, вы увидели мухоморы и поганки и принялись их сбивать, топтать ногами. Ваше мнение по этому поводу.

Саша и Митя, гуляя по лесу, заметили, как белка спрятала в дупло орешки. Мальчики влезли на дерево, достали орешки и съели. Хорошо ли поступили ребята? Почему? Какой вред он нанёс природе?

Ведущий. Рассмотрев ситуации, можно сказать, что иногда человек действительно становится зверём для природы.  Но, зная правила поведения в природе и умея правильно выйти из сложившейся ситуации, можно стать настоящим защитником природы. Кроме того, важно знать растения и животных лесов и полей, морей и рек. Особенно хорошо мы должны знать те растения и животные, которые живут в нашем крае, но осталось их мало. Ребята, давайте посмотрим, какие это животные и растения.

Дерево, цветок и птица

Не всегда умеют защититься,

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни.

Сообщения о животных и растениях, занесённых в Красную книгу.

Ведущий. Ребята, какие источники нужны человеку, животным и растениям для жизни? (Свет, пища, кислород, вода.) Вода! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни. Ты – сама жизнь. Вода. Её значение велико. Ребята, я предлагаю вам немного поиграть.

Игра «Вода – не вода».

Если ведущий произносит слово, обозначающее воду в разных её проявлениях (океан, лужа, снег и т. п.) играющие поднимают обе руки. Если ведущий называет слово, имеющее непосредственное отношение к воде, но само водой не являющееся, дети поднимают 1 руку (радуга, дельфин, корабль и т. п.). Если же ведущий называет слово, обозначающее предмет или явление, не связанное с водой (ветер, камень и т. п.), руки поднимать не надо.

Слова для игры: озеро, река, карась, камень, кит, океан, дождь, щука, дельфин, дерево, река, дом, камень, ручей, сом, стол, стул, море, снег, речка, человек, птица, град, туча, волк, тигр, комар, подушка.

Ведущий.

О, человек! Природа – мать ни рек

и ни морей от глаз твоих не прячет,

ни росных трав, ни голубых небес…

Цени её доверие, Природы.

Не обмани его!

И в тёмный лес

входи, как в храм под мраморные своды.

(С. Викулов)

Игра «Четвёртый – лишний».

В конвертах лежат карточки: три из них можно объединить, а четвёртая – лишняя. Необходимо найти четвёртую карточку и объяснить, почему она лишняя. (Лишней будет карточка с человеком, который топчет цветы.)

1 – й гость. Ребята, мы вас внимательно выслушали и рады, что вы не остаётесь равнодушными к экологическим проблемам.

2 – й гость. Я хочу добавить, что многое в нашей жизни зависит не только от знаний, которыми вы располагаете, но и от нравственных принципов, которых вы придерживаетесь. Я советую вам составить пособие для жителей города под названием «Экологическая этика», где будет место для тех заповедей, без которых невозможна гармония с природой.

3 – й гость. Большое спасибо, ребята, но мы можем находиться в прошлом тоько определённое время – оно заканчивается. Все мы получили большое удовольствие от общения друг с другом, а сейчас прощайте.

Все гости (хором). До свидания. До скорых встреч.

Гаснет свет, мигают огни. Звучит песня «Прекрасное далёко» (музыка Е. Крылатова, слова Ю Энтина).

После паузы включается телевизор, звучит информация из будущего.

Телеведущий. Сегодня, 22 апреля 2060 года, экологический центр сообщает: за прошедшее время никаких изменений не произошло, температура + 20 градусов по Цельсию при влажности 80 процентов, скорость ветра 1 – 2 м/сек, осадков не ожидается, предельно допустимая концентрация углекислого газа ниже нормы, уровень воды в реке Кирпили в норме. Желаем вам доброго дня, здоровья, творческой работы, успехов в учёбе.

Ведущий.

На нашем шарике земном,

Где мы родились и живём,

Где в травах летняя роса

И голубые небеса,

Где море, горы, степи, лес –

Полно таинственных чудес.

1 – й ученик.

По лесу бродит серый волк,

И ландыш тоненький цветёт,

В степи ковыль, как нежный шёлк,

Расчёсывает ветерок.

2 – й ученик.

Гремит на скалах водопад,

И брызги радугой летят.

А в синем море толстый кит –

Большой, как дом, на волнах спит.

3 – й ученик.

Не разрушайте этот мир,

Девчонки и мальчишки,

Иначе эти чудеса

Останутся лишь в книжке.

4 – й ученик.

Чтоб был в источниках нарзан,

С полянки – земляника,

Будь осторожен, как Тарзан,

Дружи с природой дикой.

5 – й ученик.

Ты – тоже часть её чудес,

И для тебя темнеет лес,

И речка светлая течёт,

И по весне сирень цветёт.

Все вместе.

И надо постараться

Нам с этим не расстаться.

Звучит песня «Оглянись!» в исполнении Дианы.

Учащимся вручаются сертификаты «Юный защитник природы».

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru