Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Экзаменационные билеты по русскому языку 9 класс

 

БИЛЕТ №1

Фонетика как раздел языкознания. Слог. Ударение. Значение букв е, е, ю, я.

Выполнить синтаксический разбор СП с несколькими частями и разными видами связи.

Монолог «Роль языка в жизни общества»

Фонетика – это раздел науки о языке, который изучает звуки, ударение, слог.
Слог – это один гласный звук или несколько звуков в слове, которые в процессе 
говорения произносятся одним толчком воздуха. Это наименьшая единица речи. Сколько в слове гласный букв, столько и слогов. Слоги бывают открытые и закрытые
Открытый слог – это слог, который оканчивается на гласный звук (мо-ло-ко)
^ Закрытый слог – это слог, который оканчивается на согласный звук (кос-тюм).
Ударение- это выделение одного из слогов с большей силой при произношении слова. Всегда падает на гласный звук. В русском языке ударение является подвижным. Всегда в слове только одно ударение. Иногда ударение различает разные слова по значению. В некоторых словах ударение ставится в разных слогах. Оба варианта являются правильными.( замок- замок, атлас- атлас)
Буквы е, е, ю, я имеют два значения:

обозначают один звук и мягкость предыдущего согласного;

обозначают два звука в зависимости от расположения буквы в слове.

Два звука буквы е, е, ю, я обозначают:

В начале слова, н-р: ель- / й э л/;

После гласных: твоя- / т в а й а/;

После –Ъ и –Ь знаков: льет - / л й о т/

Роль языка в жизни общества.
Каждый язык - это целый мир. Язык не только предмет для изучения, а живая душа народа, его боль, радость, сокровище. Без языка невозможно общение между людьми. Развитие общества, изменения в общественной жизни находят отражение в языке. 
Каждый язык представляет собой сложную систему элементами которой являются звуки, слова, предложения. Они тесно связанны между собой и образуют системы в языке: фонетическую, морфологическую и синтаксическую.
Язык тесно связан с мышлением, с сознанием. С помощью языка люди передают опыт из поколения в поколение. 
БИЛЕТ №2

Алфавит. Звуки и буквы. Твердые и мягкие звуки. Звонкие и глухие звуки. Парные и непарные. Чередование согласных в корне слова. 

Выполнить разбор СПП с несколькими придаточными.

Монолог «Природа – наша боль и забота»

Алфавит – это буквы, расположенные в определенной последовательности. В русском языке 33 буквы. 10 гласных (а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я). 21 согласных, ь, ъ (не обозначают звуков). Обозначают твердость согласных а, о, у, ы, э. Мягкость согласных обозначают е, ё, ю, я, и. 
^ Буквы – это то что мы видим и пишем.
Звуки – это то что мы слышим.
Согласные звуки бывают глухими и звонкими. 
Звонкие согласные - из шума и голоса.
Глухие согласные - только из шума.

звонкие

б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р, й.

глухие

п, ф, к, т, ш, с, х, ч, ц, щ.

^ Только твердые: ж, ш, ц.
Только мягкие: й, ч, щ.
Только звонкие: / р, л, м, н,й/
Только глухие: /х, ч, ц/
Замена одного звука другим при образовании изменении слов называется чередованием. Книга – книжка (г//ж).
Оглушение – звонкий согласный на конце слова и перед глухим заменяется парным ему глухим.
Озвончение - глухой согласный на конце слова и перед звонким заменяется парным ему звонким.
«Природа - наша боль и забота»
Все, что нас окружает, это природа. С того момента как человек появился на этом свете, он начал приручать природу. Все было бы не так плохо если бы человек не начал бы загрязнять эту природу.
Теперь мы полностью несем ответственность за природу. Ведь не зря сказано: «мы в ответе за тех, кого приручили». Приучая природу мы просто обязаны беречь и заботиться о ней. Мы не можем позволять и дальше загрязнять нашу окружающею среду. Подумайте о будущем! Оно ужасно. Если будет и дальше так продолжаться то мы и вовсе исчезнем с земли. То есть своими же руками разрушаем свое будущее. 

^ БИЛЕТ №3.

Лексика и фразеология. Значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов. 

Выполнить разбор СПП, определить вид придаточного. 

Монолог «Казахстан в будущем»

Лексика изучает словарный состав языка, (греч. «лексис»-слово) изучающий лексическое значение и употребление слов.
Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий лексическое значение и употребление фразеологизмов ( бить баклуши- бездельничать, играть первую скрипку – быть лидером).
Слова, имеющие одно лексическое значение, называются однозначными. Н-р: летчик, ботаника.
Слова, имеющие несколько лексических значений называются многозначными.
Н-р: Орех 1. Плод некоторых деревьев или кустарников.
2. Дерево или кустарник, приносящие такие плоды. 
^ Прямое- это то что обозначает слово, основное лексическое значение.
Переносное – перенос наименования на одного предмета на другой предмет. В основе сходства переноса. Это вторичное значение, которое возникло на основе прямого и связанного с ним по смыслу. Например: ветер воет.
«Казахстан в будущем»
Моя родина – Казахстан. Я с рождения вырос и живу на казахской земле. Вот я в течение девяти лет учусь в казахской школе. Я помню, что девять лет назад Казахстан был намного неразвитым государством. Этот год, уже восемнадцатый год суверенного, независимого Казахстана. Для истории 18 лет это самый короткий срок, и за этот срок наша страна стала крепко на ноги. И сейчас является одной из самых развитых стран в Средней Азии. Мы достигли сегодняшних успехов, благодаря правильно организованной политике нашего президента. Если такую же политику Казахстан будет дальше продолжать, то он будет развиваться и процветать. Он в близком будущем войдет в число 50-тидесяти развитых стран мира. Для этого нам нужна не только хорошая политика, а также хорошие знания. Знание – ключ к развитию. Казахстан в будущем станет одной из ведущих стран мира.
БИЛЕТ №4

Общеупотребительные слова. Термины. Заимствованные слова. Интернациональная лексика. Синонимы. Омонимы. Антонимы.

Выполнить синтаксический разбор ССП.

Монолог «Мой Пушкин» 

Общеупотребительные слова – это такие слова, которые употребляют все русские люди, независимо от профессии и место жительства. Например: мать, хороший.
Термины – специальные слова, обозначающие научные понятия.
^ Заимствованные слова – обогащение русского языка из других языков.
Тюркизмы – это слова , заимствованные русским языком из тюркских языков.
Они чаще всего представляют собой названия предметов домашнего обихода , одежды , кушаний, военной и торговой сферы :караван , курган , колчан, арба, башлык, балык, башмак, лапша, сарафан, халат, туман, утюг, шаровары, бакалея, деньги, (ср. тенге) , арбуз , изюм и др.Характерной особенностью многих тюркизмов является повторение одной и той же гласной :аркан, сундук, карандаш, базар, амбар, урюк и др.
Немецкие слова были необходимы как обозначения новых предметов , понятий из военной , торговой областей :вексель, штемпель, лагерь, штаб, рота,, штурм, галстук, ландшафт и др. Для германизмов характерны начальные сочетания шт, шп :штиблеты, штепсель, шпинат, шпион, шпиль.
Голландскими являются некоторые мореходные термины :верфь, гавань, боцман, лоцман, компас, матрос, флаг, флот и др.
Из французского и итальянского языков заимствовались названия предметов быта , кушаний , одежды :кушетка, браслет, вуаль, жилет, сюртук, винегрет(французские слова, т.е. галлицизмы) , вермишель , макароны, пицца, бумага, газета (итальянские); искусства: актер, афиша, балет, пьеса, режиссер(галлицизмы), ария, браво, маэстро, тенор, соната, карнавал ,новелла, либретто, виолончель(итальянские)
Из английского языка до ХХ в.в русский язык вошли некоторые морские термины :мичман, бриг, шхуна, баржа, и др ; значительное число слов из области общественной жизни , спорта, техники: бойкот, лидер, финиш, баскетбол, футбол, спорт, и др. 
^ Интернациональная лексика – слова, употребляемые всеми независимости от нации 
(совпадающие в разных языках во внешней форме, по смыслу совпадают полностью).
Антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением ( черный- белый, утро- вечер).
Синонимы- слова одной и той же части речи, которые обозначают одно и то же, но отличаются друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи ( бежать- мчаться, смеяться –хохотать, метель-пурга-вьюга).
Омонимы – слова одинаковые по звучанию, но разные по лексическому значению.
Н-р: посол- должность «дипломат»
посол- соление чего-нибудь.
Омонимы

Омоформы(морфологические омонимы) в какой-то форме: знать-высший свет, сущ.

знать- неопред. форма глагола

Омографы. Пишутся одинаково, но произносятся по разному: уже – наречие; уже- прилагательное в сравнит. степени.

^ Омофоны. Фонетические омонимы.
Эти слова звучат одинаково, но пишутся по-разному.
Пло/т/ - пло/д/


Паронимы – слова разные по значению, но похожие по звучанию: абонент – абонемент, лесной – лесистый.
«Мой Пушкин»
Пушкин - выдающейся гений русской литературы. Он один из первых сумел возвысить русскую литературу на один уровень с мировой культурой, соединить в своем творчестве Запад и Восток.
Пушкин раскрывал в своем творчестве важные проблемы: судьба России и передовых ее представителей; взаимоотношение государства и человека; роль народа в жизни страны; прошлое, настоящее и будущее России; место человека в современной жизни.
Литературная деятельность Пушкина началась довольно рано. Своими учителями он считал русских поэтов конца XVIII- начала-XIX в.в. – Державина, Жуковского, Батюшкова. Уже в ранних стихотворениях поэт говорил о высоком предназначении поэта и поэзии в обществе. За смелые стихотворения поэта не раз отправляли в ссылку. Но и в ссылке он продолжал напряженно работать, создавать новые произведения, обличающие самодержавие.
БИЛЕТ №5 

Состав слова. Основа и окончание. Однокоренные слова. Форма слова. 

Выпишите из текста предложения с косвенной речью, расставьте знаки препинания.

Монолог «Искусство в моей жизни»

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования. 
Слова состоят из значимых частей – морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.
Морфемы

морфемы

определение

роль в слове

примеры

Основа

Это часть изменяемого слова без окончания.

В ней заключено лексическое значение слова. У неизменяемых слов основа равна слову. Основы бывают производные и непроизводные, прерывистой.

Парты

окончание

Это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова.

Связи слов выражает значение рода, числа, падежа, лица.

Ученики

Корень 

Это главная, значимая часть слова.

Общее значение всех однокоренных слов. 

Замирать

Суффикс 

Это значимая часть слова стоящее после корня.

Для слов и его форм: (гл. прош. вр. срав. степень), прич.

Плывун

Приставка

Это значимая часть слова находящееся перед корнем.

Для образования слов.

Поплавок

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.
^ Формами слова называются все видоизменения одного и того же слова. 
Необходимо различать формы одного и того же слова и однокоренные слова.
Н-р:Однокоренные слова форма слова
Сад - сады
Садик - садики
Садовник- садовники
«Искусство в моей жизни»
Искусством называют умение, мастерство, знание дела, но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении «художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.
Любовь к делу, внимание к нему. Труд - залог к успеху в любом искусстве. В примеру, под ораторским искусством подразумевает способность говорить убедительно, этому искусству можно научиться. Сколько бы вы ни читали книг про плаванье, вы не научитесь плавать, если смело не отступитесь в воду. То же самое в области искусства. Искусство в моей жизни отражается характерами как смелость, решительность, целеустремленность.
Билет № 6.
1. Способы образования слов. Сложные слова. Сложение как способ словообразования.
2. Расставьте знаки препинания в предложении с обособленным дополнением.
3. Монолог « Государственные символы РК».

Словообразование – раздел науки о языке, который изучает способы образования слов.

Основные способы образования слов:
приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуффиксный, сложение, переход из одной части речи в другую.
Сложные слова образуются:

сложением целых слов: диван-кровать, телефон-автомат;

сложение основ без соединительной гласной: стенгазета, турпоход;

с помощью соединительной гласной: новостройка, железобетон;

сложением основ с одновременным присоединением суффикса: водопроводчик, пятилетка;

слиянием слов : вечнозеленый, долгоиграющий.

Сложносокращенные слова- аббревиатура.
« Государственные символы Республики Казакстан»
Каждое независимое государство имеет свои отличительные символы.
Официальный отличительный знак нашего государство, символ суверенитета нашей страны – Государственный флаг Республики Казакстан. В центре флага на голубом фоне изображено солнце как символ мира. Под солнцем символ свободы- орел, слева – традиционный казахский орнамент.
Основа Государственного герба Республики Казакстан-шанырак. Он - сердце герба и олицетворяет собой очаг, целостность мира, являясь символом первоосновы государства-семьи.
Пятиконечная звезда венчает герб. Она освещает путь в будущее, по которому Казакстан пойдет, как равный среди равных, вместе с другими государствами.
Билет №7

Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки имён существительных (постоянные и непостоянные).

Расставьте знаки препинания в предложении с обособленным обстоятельствомю

Монолог «Книга — неиссякаемый сосуд».

Имя существительное- это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и имеет общее грамматическое значение предметности, отвечает на вопросы кто? Что? (человек, ребенок, дерево, улица, чистота, совесть, сирь, смех).

все существительные, в зависимости от того, что они называют, деляться на собственные и нарицательные. К нарицательным сущест-ым относяться слова, которые называют однородные (типичные) предметы и явление (страна, река, человек, ученик, созвездие).
Собственные сущест-ые являются индивидуальными названиями предметов (лиц). К ним относятся имена, отечества, фамилия, клички животных, географические названия, названия книг, журналов.
Одушевленные называются сущест-ые обозначающие людей или живых существ; они отвечают на вопрос кто?.
Неодушевленные сущест-ые называют предметы неживой природы, растителного мира, окружающей действительности, понятия (стол, комната, солнце, трава) отвечает на вопросы что?.
^ Род- это неизменяемый признак сущест-ных. Все сущест-ные делятся на три родовые группы: мужского, женского, среднего рода.
К мужскому роду относятся сущ. С нулевым окончанием в начальной форме (дом, сарай, конь), небольшая группа сущ., обозначающих лиц мужского рода с окончаниеми -а/-я (папа, дедушка, дядя), сущ. подмастерье.
К женскому роду относятся сущ. с окончнием –а/-я в начальной форме (дорога, басня), часть сущ. с нулевым окончанием (дочь, сирень).
К среднему роду относятся сущ. с окнчанием –о, -е в начальной форме (поле,село), 10 сущ. на –мя: бремя, племя, вымя, имя, темя, семя, время, стремя, пламя, знамя.
Склонение- это изменение сущест-ные по падежам и числам. По особенностям падежных окнчаний в ед. числе все сущ. распределяются по трем типам склонения.
К 1-му скл. относятся сущест-ые женс. рода с окончаниями –а/-я в начальной форме (трава, земля) и небольшая группа сущест-ных муж. рода с теми же окончаниями (папа, дядя).
Ко 2-му скл. относятся сущ-ные муж. рода с нулевым окончанием в начальной форме (стол, олень, гербарий) и сущ-ные ср. Рода с окончаниеми –о/-е (небо, поле, полведение).
К 3-му скл. относятся сущест-ные женс. рода с нулевым окончанием в начальной форме (дочь, тишь, сирень).
Число- это переменный морфологический признак сущест-ных, который указывают на количество предметов. Выделяются следущие группы сущ.:
1. Сущ., имеющие формы ед. и мн. числа. К этой группе относятся конкретные сущ. Значение числа выражается при помощи окончаний (дом – дома, улица – улицы) и определенных формообразовательных суффиксов (стул – стул{й}я, зайчонок – зайчата) 
2. Сущ. Имеющие форму только ед. числа. К ним относятся: собирательные сущ. (листва, молодежь, студенчество), отвлеченные сущ. (радость, белизна, нравственность, дружба), вещественные сущ. (бензин, рожь, йод, молоко), имена собственные ( Урал, Волга, журнал « Здоровье»). 
3. Сущ., имеющие форму только мн. числа. К ним относятся сущ., обозначающие парные предметы (сани, ножницы, брюки, ворота), отвлеченные сущ. (сутки, сумерки, проводы, будни), вещественные сущ. ( духи, чернила), имена собственные ( Афины, Карпаты).
Падеж- это изменяемый морфологический признак сущ-х, связанный с изменением формы слова. В русском языке шесть падежей (именит., родит., дат., винит., творит., предл.) . 
«Книга- неиссякаемый сосуд»
Книга- неиссякаемый источник знаний. 
Век живи- век учись! С того времени как человек появился на этот свет он начал учиться и продолжает это делать до сих пор. Чтобы поделиться своим опытом с другими, человек начал записывать все, что он хотел оставить другим.
Читая каждый раз, мы открываем для себя какие-то новые сведенья, интересные новости. Книги можно читать и читать, ведь на свете столько книг, что человек за всю свою жизнь не успеет все их прочитать.
Мы должны успеть получить по больше информации, то есть мы должны успеть прочитать побольше книг. И мы это должны начать сейчас, читайте книги, получайте знания!!!
БИЛЕТ №8
1)Имя прилагательное. Разряды .Степени сравнения прилагательных.
2)Расставить знаки препинания в предложений с обособленным определением. 
3)Монолог «В здоровом теле - здоровый дух».
Имя прилагательное – самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей?
^ Общее грамматические значение прилагательных- признак предмета.
Непостоянные морфологические признаки- род, число, падеж, изменяются по родам, числам, падежам.
^ Начальная форма- И.п., м.р., ед.ч.
Постоянный признак - разряд. 
Разряды прилагательных по значению.
Качественные- называют признаки, обозначающие различные качества предмета, по величине (большой, маленький), по возрасту, по цвету, по внутренним качествам, по весу и т.д.Такие признаки могут быть у предмета в большой или меньшей степени (умный- умнее- умнейший). Качественные прилагательные имеют степени сравнения, краткую форму (умён), сочетаются с наречием очень (очень умный)
Относительные- обозначает материал, из которого сделан предмет (деревянный дом), указывает на признак предмета по мечту (московские площади), по времени его существования (зимний день), по значению предмета (спортивная обувь).Эти признаки не могут быть большей или меньшей степени, не имеют краткую форму, не сочетаются с наречием очень.
Притяжательные- обозначает признак предмета по его принадлежности какому-нибудь человеку или животному (мамино письмо).Эти прилагательные отвечают на вопрос чья? чей? чьё? чьи? Они не могут быть в большей или меньшей степени, не имеют краткую форму, не сочетаются с наречием очень. Они имеют суффиксы –ий(-ин), -ое(-ев),-ий(-й). Н-р: отцов.

Степени сравнения прилагательных.
^ Степени сравнения прилагательных имеют только качественные прилагательные.
Сравнительная степень обозначает, что какой-то признак появиться в этом предмете большей или меньшей степени, чем в другом.
Н-р: этот тополь выше клёна…….
Превосходная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак появиться в этом предмете наибольшей степени.
^ Н-р: Российская государственная библиотека самая крупная библиотека в России.
Сравнительная степень бывает простая и составная.
Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:
-ее (-ей). Н-р: удобный-удобнее;
-е Н-р: больше
-ше Н-р: старше
Составная сравнительная степень образуется от полной формы с помощью слов более и менее. У прилагательных в форме составной сравнительной степени второе слово изменяется по родам, числам и падежам.
^ Н-р: более громкий голос, более громкое пение, более громкая песня.
Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов –ейш, -айш.
Н-р: спокойный- спокойнейший.
Составная превосходная степень образуется от полной формы с помощью слов самый, наиболее, наименее.
Н-р: самый спокойный, наиболее спокойный.
В здоровом теле- здоровый дух.
Главное богатство- это здоровье. Ведь когда болеешь, то все важное, как казалось, вещи становятся для тебя пустяками. Главное -иметь хорошее, крепкое здоровье. Только тогда человек сможет получить хорошее знание или стать хорошим специалистом. Я бы сказал(а): «Береги честь и здоровье смолоду»,- потому что здоровье важнее всего. А чтобы здоровье беречь нужно заниматься спортом, бегать и делать всевозможные разные упражнения. В наше время многие подростки курят и пьют, тем самым они причиняют зло своему здоровью. Если подростки не понимают и курят, то есть пожилые люди ,которые понимают что курить вредно для их здоровья, но же курят, потому что они уже зависимы на сигаретах и губят жизнь. Чтобы дальше прожить, нужно крепкое здоровье, а для этого нужно заниматься спортом. 
БИЛЕТ №9
1)Глагол. НФГ. Наклонения. Времена. Особенности изменения глагола по временам.
2)Расставить и объяснить знаки препинания в предложении с однородными членами.
3)Монолог «Моя будущая профессия»
Глагол- самостоятельная часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
^ Общее грамматическое значение глагола- это действие. Они называют различные действия:
1. действия, связанные с трудовой деятельностью: копать, рубить, шить и др.
2. действия, связанные с умственной и речевой деятельностью: думать, решать, говорить, наблюдать и др.
3. действия, называющие перемещение и положения и пространство: идти, лететь, сидеть и др.
4. действия, называющие различные состояние : любить, грустить, ненавидеть, болеть и др.
5. действия, называющие то, что происходит в природе: подморозило, светает и др.
Синтаксические признаки глагола- в предложении глагол обычно является сказуемым.
^ Постоянные морфологические признаки: вид (сов. или несов.), переходный- если сочетается с сущ.в В.п.без предлога или в Р.п.- часть от целого. Непереходный- сущ.в кос. п.с предлогами; спряжение (I,II)
Инфинитив- это неизменяемая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, только называет действия. Глагол в форме инфинитива отвечает на вопросчто делать? что сделать?
^ Окончания инфинитива? –ть, -ти: везти.
Наклонения глаголов.
Наклонение - это грамматическая категория глагола, выражающая устанавливаемое говорящим отношение действия к действительности.
^ Изъяснительное наклонение- обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. В изъяснительном наклонении глаголы изменяются по временам, лицам и числам.
Глаголы условного наклонения обозначает действия, которые с точки зрения говорящего являются предполагаемыми, возможными или желаемыми.
Условное наклонение образуется от формы прошедшего времени с помощью частицы бы. Глаголы условного наклонения изменяются по числам, в ед.ч., по родам.
Глаголы в повелительном наклонении обозначают действия, которые выражают волю говорящего, пробуждение к действию.
Они обычно употребляются в форме 2-го лица ед.ч. и мн.ч. Изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения имеют оттенки от мольбы до запрета. В выражении разнообразных значении роль играет интонация.
Времена.
У глагола основное время указывает, когда происходит действия: в прошлом, настоящим или в будущем.
Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило да того, как о нём стали говорить (до момента речи)
Н-р: Журавли летели быстро-быстро и кричали грустно.

_________ ___________
Образуются от основы инфинитива с помощью суффикса: -л: петь-пел
Иногда образуется форма м.р. прош.вр. без суф. -л (нести- нёс); а в форме ж.р. и с.р.форма мн.ч. -л появляется –л (нес- л- а)

Перед суф. –л пишется та же гласная, то перед –ть в инфинитиве: видеть- видел.
Глагол в форме прошедшего времени изменяется по числам: читал- читали.
Глагол в форме прошедшего времени изменяется по родам. М.р. имеет окончания, ж.р. -а, с.р.-о. Они по лицам не изменяются. 
Глагол в форме настоящего времени обозначают действия, которое происходит сейчас, в то время, когда о нём говорят (в момент речи)
Формы настоящего времени есть только у глагола несовершенного вида. Эти формы образуются с помощью личных окончаний: вез- у, вез- ёшь, вез- ёте, вез- ут.
Формы будущего времени имеют глаголы несовершенного и совершенного вида. Будущее время может быть простым и сложным.
Формы будущего простого имеют глагол совершенного вида. Они образуются с помощью личных окончаний, как и формы настоящего времени: прочита- ю, прочита- ешь, прочита- ет, прочита- ем, прочита- ете, прочита- ют.
Формы будущего сложного имеют глагол несовершенного вида. Они состоят из 2-х слов: из формы будущего простого от глагола быть и инфинитива глагола несовершенного вида: читать- буду читать. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам.
«Моя будущая профессия»
Мы все с детства мечтали стать профессионалами какого-нибудь искусства. Я в детстве хотел(а) стать политиком, депутатом. Со временем я понял(а), что это не так уж и легко, как кажется со стороны.
Мы с седьмого класса начали изучать физику, которая очень понравилась и заинтересовала меня. В данное время я поставил(а) перед собой стать радиотехником или электроэнергетикам. Я буду после одиннадцатого класса сдавать ЕНТ по физике. Я верю, что я выиграю грант и буду хорошим специалистом своего дела. 
^ БИЛЕТ №10
1)Причастие как особая форма глагола. Действительные и страдательные причастия. Причастный оборот.
2)Дополнить предложения вводными словами и расставить знаки препинания. 
3)Монолог «Моя семья»
Причастие- это особая форма глаголы, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.
Отвечает на вопросы : какой? Что делающий? Что сделавший?
^ Общие грамматические значения причастия- признак предмета по его действию.
Морфологические признаки причастия- сочетания в одном слове свойства прилагательного и глагола.
^ Синтаксические признаки: Сорванный цветок увел- цветок был сорван
Причастия согласуется с сущ. в роде, числе и падеже.
* ^ Признаки прилагательного у причастия:
Причастия, как и прилагательные, изменяются: по родам(летящий, летящая), по числам(летящий, летящие) и по падежам(летящий, летящему, летящего)т.е. склоняются.
Причастия согласуется с сущ. в роде, числе и падеже в ед.ч. и в числе и падеже во мн.ч.( прочитанный журнал)
Некоторые причастия могут иметь 2 формы- полную и краткую(прочитанный- прочитан)
Краткие причастия не склоняются.
Полные причастия- определение, краткие причастия- сказуемые.
*^ Признаки глагола у причастия.
Причастия, как и глагол, могут быть возвратными и невозвратными: одевающий- одевающийся
Вид(сов., несов.): прыгавший(несов.в.),прыгнувший
Время: наст.(толкающий), прош.(толкавший)
Причастия могут быть действительные и страдательными.
^ Действительные причастия обозначают признак, который создаётся действиям самого предмета.
Страдательные причастия обозначают признак, который создаётся у одного предмета действием другого предмета.

Действительные причастия

Страдательные причастия

Наст.вр.

Прош.вр.

Наст.вр.

Прош.вр.

-ущ
-ющ
-ащ
-ящ

-вш
-вши

-ом
-ем
-им

-енн
-ённ

Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: прочитанный рассказ-рассказ прочитан
Причасти с зависимыми от него словами называются причастным оборотом. Н-р: На столе лежало не отправленное мною письмо.
Если причастный оборот стоит после определяемого слова, то он с обеих сторон выделяется запятыми: Голубое южное небо, потемневшее от пыли, мутное.



Действительные причастия

Страдательные причастия

Деепричастный оборот



Наст.вр.

Прош.вр.

Наст.вр.

Прош.вр.

Несов.

+

+

+

+

+

Сов.

__

+

__

+

+


«Моя семья»
Семья- это одно из священных понятий в жизни человека. Семьи бывают разные: дружные, состоящие из многих людей(или наоборот),недружелюбные.
Я родился(ась) в семье ……… в 1994 году. Я очень рад(а), что вырос(ла) именно в этой семье. Мой отец в основном воспитывал меня. Он был хоть и строгим по отношению к некоторым поступкам, он очень любил нас с сестрой.
Моя сестра- сестра которую никогда и некто не заменит. Она помогает мне в трудные для меня минуты, делиться со мной мыслями.
А моя мама- самая лучшая мама на свете.
После ухода моего отца из жизни она мне заменила моего отца и мать, хоть и она и сама страдает, если даже ей трудно она не показывает этого нам.
Я люблю свою семью.
^ БИЛЕТ №11
1)Деепричастия как особая форма глагола. Деепричастия сов. и несов. вида. Деепричастный оборот.
2)составить к предложениям предложения- синонимы различной конструкции.
3)Монолог «О культуре поведения»
Деепричастия- это особая неизменяемая форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? Что сделав? Как? Когда? и т.д. 
Как глагол- обозначает действия
Как наречие- обозначает признак действия.
^ Общее грамматическое значение деепричастия- обозначает добавочное действия, которое показывает, как совершается действия глагола- сказуемого.
Морфологические признаки- объединение в одном слове свойства глагола и наречия.
^ Синтаксические признаки- в предложении деепричастия зависимы от глагола и являются обстоятельством.
Признаки глагола:
1)Возвратные и невозвратные: вытираясь- вытирая
2)сов. и несов.: решая задачу –решив задачу
3) Деепричастия распространяются: читать книгу - читая книгу
*Частица не с деепричастием (как и с гл) пишется раздельно: ответил не задумываясь
^ Признаки наречия:
1)неизменяемые слова
2)В предложении деепричастия зависит от глагола- сказуемого и является обстоятельством.
Деепричастия несов. вида образует глагол несов. вида при помощи суф –а, -я: блестя
Деепричастия сов. вида образуется при помощи суф. –вш, -в, -вши
^ Деепричастный оборот- это деепричастия с зависимыми от него славами. Может стоять в начале, в середине и в конце предложении. Выделяются запятыми.
^ БИЛЕТ №12
1)Наречие как часть речи. Правописаний наречии(о, е)
2)Дописать окончания глагола и определить спряжения глагола.
3)Монолог «Моё любимое время года»
Наречие- самостоятельная часть речи, которая обозначает признак действия или признак признаков.
^ Общее грамматические значения- признак действия или признаков.
По значению наречие делятся на:
1)образа действия(как? каким образом?)
2)места(где? куда? откуда?)
3)меры и степени(в какой степени? насколько?)
4)причины(посему? отчего?)
5)времени(когда? как долго?)
6)цели(зачем? для чего?)
^ Морфологические признаки- неизменяемость пост.: разряд по знач. нар. им. степени сравнения
Синтаксические признаки- обстоятельство 
Степени сравнения наречия им. нар. образованно от нар.
^ Степени сравнения наречия- какой-то признак появляется в большей или меньшей степени: грамотнее, быстрее чем в прошлом
Простая степени сравнения наречия - образуется с помощью суф. -ее(-ей),-е, -ше: весело-веселее, высоко- выше
^ Сложная степени сравнения наречия- образуется с помощью слов более и менее: более весело
Превосходная степень-какой-то признак проявляется в наибольшей степени и имеет сложную форму: грамотнее всех
Правописания нар.
-не с нар. -о, -е пишется слитно
1)если слово без не употребляется(невзрачно)
2)если слово с не можно заменит близким ему по значению словом без не(нелегко-трудно)
Частица не с нар. пишется раздельно, если в пред. Есть или подразумевается противопоставления(не высоко)
На конце нар. после шипящих под ударением пишется –о(горячо),без уд. пишется –е(зловеще).Искл. ещё.
В нар. на –о(-е)пишется столько ….,сколько их в прилагательном, от которого данное нар. образованно(интересно-интересно)
В нар. с приставками в-, на-, за- на конце обычно пишется –о(заново, начисто)
^ Дефис пишется:
1) в нар. с приставкой по- оканчивающихся на –ому, -ему –и (по-новому, по- русски)
2) в нар. с приставкой в-, -во оканчивающихся на –ых, -их(во-первых)
3) в нар. образованных повторением слов или однокоренных слов (еле-еле, мало-помалу)
«Моё любимое время года»
Я родился(ась) в ……….области, а тёплых краях, в…….1994 года. Наверное потому, мне правиться больше всех времен года –весна. Мне нравиться видеть как расцветают деревья, нравиться видеть как вся природа оживляется после трёх месяцев холодной зимы. Казахский народ очень любил весну, с приходом весны они выводили свой скот на луга, кочевали в джайлау. Мне нравиться как вода по ручейку побежит, как соловьи в лесу запоют, как люди начинают сажать свой огород, все сто мне нравиться в природе происходит весной.
Поэтому я люблю –весну.
Двойные согласные – 1) в суффиксах прилагательных –онн, -енн. Исключение: ветреный. 
2) в прилагательных с основой на «н» + н (сонный)
^ 3) 3 слова: миллион, миллиард, одиннадцатью.
4) в полных словах причастиях пишется НН если:
а) причастия имеют приставку кроме слова: сваренная
б) причастия имеют зависимое от него слово: жаренная в масле рыба.
в) В причастиях совершенного вида;
г) образованных от глаголов с суффиксами –ова, -ева, -ирова) ;
^ 5) в иноязычных словах;
6) между двумя морфемами.
«Мой Пушкин»
Пушкин - выдающейся гений русской литературы. Он один из первых сумел возвысить русскую литературу на один уровень с мировой культурой, соединить в своем творчестве Запад и Восток.
Пушкин раскрывал в своем творчестве важные проблемы: судьба России и передовых ее представителей; взаимоотношение государства и человека; роль народа в жизни страны; прошлое, настоящее и будущее России; место человека в современной жизни.
Литературная деятельность Пушкина началась довольно рано. Своими учителями он считал русских поэтов конца XVIII- начала-XIX в.в. – Державина, Жуковского, Батюшкова. Уже в ранних стихотворениях поэт говорил о высоком предназначении поэта и поэзии в обществе. За смелые стихотворения поэта не раз отправляли в ссылку. Но и в ссылке он продолжал напряженно работать, создавать новые произведения, обличающие самодержавие.
«Искусство в моей жизни»
Искусством называют умение, мастерство, знание дела, но, пожалуй, чаще всего слово «искусство» мы употребляем в значении «художественное творчество» - создание чего-либо нового, оригинального, не похожего на то, что уже создано другими.
Любовь к делу, внимание к нему. Труд - залог к успеху в любом искусстве. В примеру, под ораторским искусством подразумевает способность говорить убедительно, этому искусству можно научиться. Сколько бы вы ни читали книг про плаванье, вы не научитесь плавать, если смело не отступитесь в воду. То же самое в области искусства. Искусство в моей жизни отражается характерами как смелость, решительность, целеустремленность.
« Государственные символы Республики Казакстан»
Каждое независимое государство имеет свои отличительные символы.
Официальный отличительный знак нашего государство, символ суверенитета нашей страны – Государственный флаг Республики Казакстан. В центре флага на голубом фоне изображено солнце как символ мира. Под солнцем символ свободы- орел, слева – традиционный казахский орнамент.
Основа Государственного герба Республики Казакстан-шанырак. Он - сердце герба и олицетворяет собой очаг, целостность мира, являясь символом первоосновы государства-семьи.
Пятиконечная звезда венчает герб. Она освещает путь в будущее, по которому Казакстан пойдет, как равный среди равных, вместе с другими государствами.
^ В здоровом теле- здоровый дух.
Главное богатство- это здоровье. Ведь когда болеешь, то все важное, как казалось, вещи становятся для тебя пустяками. Главное -иметь хорошее, крепкое здоровье. Только тогда человек сможет получить хорошее знание или стать хорошим специалистом. Я бы сказал(а): «Береги честь и здоровье смолоду»,- потому что здоровье важнее всего. А чтобы здоровье беречь нужно заниматься спортом, бегать и делать всевозможные разные упражнения. В наше время многие подростки курят и пьют, тем самым они причиняют зло своему здоровью. Если подростки не понимают и курят, то есть пожилые люди ,которые понимают что курить вредно для их здоровья, но же курят, потому что они уже зависимы на сигаретах и губят жизнь. Чтобы дальше прожить, нужно крепкое здоровье, а для этого нужно заниматься спортом. 
«Моё любимое время года»
Я родился(ась) в ……….области, а тёплых краях, в…….199 года. Наверное потому, мне правиться больше всех времен года –весна. Мне нравиться видеть как расцветают деревья, нравиться видеть как вся природа оживляется после трёх месяцев холодной зимы. Казахский народ очень любил весну, с приходом весны они выводили свой скот на луга, кочевали в джайлау. Мне нравиться как вода по ручейку побежит, как соловьи в лесу запоют, как люди начинают сажать свой огород, все сто мне нравиться в природе происходит весной.
Поэтому я люблю –весну.
«Книга- неиссякаемый сосуд»
Книга- неиссякаемый источник знаний. 
Век живи- век учись! С того времени как человек появился на этот свет он начал учиться и продолжает это делать до сих пор. Чтобы поделиться своим опытом с другими, человек начал записывать все, что он хотел оставить другим.
Читая каждый раз, мы открываем для себя какие-то новые сведенья, интересные новости. Книги можно читать и читать, ведь на свете столько книг, что человек за всю свою жизнь не успеет все их прочитать.
Мы должны успеть получить по больше информации, то есть мы должны успеть прочитать побольше книг. И мы это должны начать сейчас, читайте книги, получайте знания!!!

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru