Цель: обобщение изученного по теме “Славянская мифология”; знакомство с историей изразца, обучение изготовлению изразца; привитие интереса и любви к русскому народному творчеству и обычаям; воспитание патриотизма, активизация познавательной деятельности школьников, развитие творческих способностей учащихся.
познакомить с творчеством Еремея Айпина, с содержанием отрывка из повести “Я слушаю землю”, формировать навыки самостоятельной работы с текстом, научить учащихся самостоятельно мыслить, определять главное, составлять вопросы, отвечать на них, свободно выражая свои мысли.
Задачи:
приобщение учащихся к традициям русских православных праздников
воспитание уважения к русской духовной культуре
формирование и развитие творческих способностей и навыков коллективного труда у учащихся
развитие коммуникативной компетенции.
раскрыть изображение природы как одного из героев повествования;
определить значение образа Блудова болота в сюжете;
проследить роль художественных средств изображения;
познакомиться с болотом как объектом гидросферы;
познакомить с поэзией Ф.И. Тютчева;
помочь увидеть творческий почерк поэта, вызвать интерес к лирике поэта;
обучить анализу лирического произведения;
приобщить к разным видам искусства: музыке, живописи;
научить распознавать жанры лирического произведения.
Задачи:
Образовательные:
Формирование умения выразительного чтения поэтических текстов.
Обеспечение усвоения литературоведческих понятий: олицетворение, сравнение, эпитет.
Обобщить полученные во время экскурсии по аксаковским местам г. Уфы знания о личности писателя.
Акцентировать внимание на глубоком чувстве любви к родному краю через восприятие и описание С.Аксаковым природы родного края.
Оборудование:
Проектор, экран, ноутбук, жетоны.
Раздаточный материал: словарь понятий и тексты хокку
Чистые листы бумаги
Расширение и углубление знаний по литературе Ивановского края.
Развитие умения анализировать художественное произведение в единстве содержания и формы; обучение умению сопоставительного анализа произведений разных видов искусства; развитие навыков выразительного чтения.
Обучающие: Дать понятие об идеалах А.Куприна в годы первой русской революции, о месте и значении “Гранатового браслета” в творчестве Куприна; о реальности фактов, описанных в рассказе; повторение и углубление темы маленького человека в русской литературе (Н.М. Карамзин “Бедная Лиза”, А.С. Пушкин “Станционный смотритель”, Н.В. Гоголь “Шинель”, Ф.М. Достоевский “ Преступление и наказание”).
Задачи:
Развивать умению анализировать художественный текст, формируя видение взаимосвязи литературоведения и лингвистики.
Обучать умению отбирать материал из текста для работы над определённой темой.
Образовательные: вскрыть причины нравственного падения главной героини через идейно-художественное своеобразие произведения Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”; выявить основные условия возникновения отклоняющего поведения.
Развивающие: совершенствовать навык анализа текста; развивать умение учащихся на основе литературных персонажей проводить аналогию с реальной жизнью.
Задачи: познакомить с оперой А.П.Бородина «Князь Игорь»; выявить сходство и различие в сюжете «Слова…» и оперы, закрепить знания по содержанию текста, обобщить сведения, связанные с идеей «Слова…» и его значением в русском искусстве.
Наглядное и образное воссоздание картины жизни и быта Ленинграда и его жителей в условиях 900-дневной блокады.
Формирование метапредметных знаний через осознание учащимися неразделимости искусства и жизни.
рассказать о партизанской войне, завершении Отечественной войны 1812 г. и заграничном походе русской армии в 1813–1814 гг., памятниках архитектуры, посвященных Отечественной войне 1812 года;
развивать речь и навыки работы с картой, дополнительной литературой, умение тезисного конспектирования;
способствовать воспитанию таких качеств, как целеустремленность, смелость, патриотизм.
Цели урока:
на основании исторического материала, литературных и художественных произведений проанализировать и обобщить связь характера переходной эпохи и проявления ее в явлениях искусства;
познакомить учащихся с литературными направлениями начала века и произведениями живописи данного периода.
Литература – очевидец истории (Марина Цветаева)
Цель.
Осмысление трагической судьбы страны и судьбы человека в период политических репрессий.
пробудить детей к самостоятельному анализу образов чиновников в комедии, обратить внимание на художественные детали, использованные автором;
выйти на уровень философского обобщения умения, читать между строк, попытаться открыть личностный, глубинный смысл гоголевского произведения.
Познакомить учащихся с текстом стихотворения, подготовить его творческое осмысление и истолкование;
Формировать умение воспринимать художественное произведение как явление искусства слова, понимать смысл произведения во всей его сложности;
Цели урока: 1). Познакомить учащихся с исторической и литературной ситуацией в момент создания пьесы «На дне».
2). Развить навык работы с мемуарной литературой.
Этап обучения по данной теме: основной
Цель занятия: познакомиться со взглядом современного человека на последствия Великой Отечественной войны; сформировать свою точку зрения на ситуацию, описанную в рассказе; попытаться найти пути решения проблемы равнодушия к поколению, воевавшему за светлое будущее страны; стимулировать познавательную и коммуникативную деятельность учащихся.
Цель:
- дать понятие фантастики
- познакомить учащихся с повестями Н.В. Гоголя
- познакомить учащихся с украинским бытом прошлых веков
- научить пользоваться словарем и самостоятельно добывать необходимый материал.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством писателя, проверить знание текста произведения.
Помочь подросткам понять, какая жестокая шла борьба за жизнь и как тяжело досталась Победа нашему народу.
Воспитывать высокие патриотические качества.
- подвести учащихся к пониманию важности сознательного, обдуманного совершения поступков, а также способности к переосмыслению своего поведения.
развитие речемыслительной деятельности учащихся через осмысление содержания рассказа «Антоновские яблоки» и восприятие его художественных особенностей;
1. обучающие:
Организовать деятельность учащихся по активизации и актуализации знания учащихся по творчеству В.А. Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала: познакомить учащихся с историей создания сказки «Спящая царевна»; выделить общие и различные черты литературной и народной сказки.
I. Литература как учебный предмет
Вводный урок в 5 классе — это не просто первый урок литературы в году. Это первая встреча учителя с классом, это первый урок литературы (в отличие от литературного чтения в начальной школе) для учеников.
Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.
Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»
Ход урока
I. Антоний Погорельский: страницы биографии
Слово учителя
Словарная работа
Просим детей прочитать выписанные слова и выражения, непонятные для них. После каждого прозвучавшего слова просим класс объяснить его значение или догадаться из контекста. После того как дети сами поищут ответ, дадим свой комментарий.
Перед выразительным чтением надо обязательно провести разминку. Однако учить новую скороговорку не будем, повторим уже известные, так как надо успеть очень много сделать за урок.
II. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения
Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова, приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение, и карту-схему Отечественной войны
Расскажем ученикам, что стихотворение Лермонтова было откликом на 25-ю годовщину Бородинской битвы.
Подготовленный ученик расскажет о ходе Бородинского сражения. Хорошо, если будет возможность показать портреты героев этого сражения.
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
II. Н. В. Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности
Учитель расскажет о детстве, годах учения и первых литературных произведениях Гоголя, запишет вместе с учениками на доске и в тетради название сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» и год первого издания повестей.