Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Женские образы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

За что люди, познакомившись творчеством Пушкина, влюбляются в его произведения на всю жизнь? Я думаю, за веселье и мудрость, грусть и благородство, за верность мечте о духовной свободе человека, которую он пронес через всю жизнь, за умение чувствовать себя счастливым даже тогда, когда очень нелегко. За то, что любил и умел дружить с ними. Он не был благополучным с житейской точки зрения. Он был и несчастным порой, и разочарованным, и измученным, и раненым, и умирающим... Но всегда озарял жизнь вокруг себя светом.

Когда нам бывает трудно, мы открываем наугад «Евгения Онегина» и буквально «пьем» драгоценное вино его строк.

Роман занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, самое богатое содержанием, самое популярное, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

«Евгений Онегин» известен каждому. Это самое задушевное произведение Пушкина. В него все вложено: ум, сердце, молодость, мудрая зрелость, минуты радости и горькие часы без сна - вся жизнь прекрасного, гениального и веселого человека. В этом романе Пушкину удалось выполнить великую и трудную задачу - полное воспроизведение современной поэту жизни в России. Некоторые из образов, созданных Пушкиным в романе «Евгений Онегин», явили собой совершенно новые типы в русской литературе XIX века и требовали осмысления. Таков образ Татьяны: впервые в ее лице Пушкин воспроизвел тип русской женщины в реалистическом произведении. И неудивительно, что, окончив «Евгения Онегина», поэт наряду с чувством гордости от совершенного им подвига - создания первого русского реалистического романа - испытывал грусть, скучая по привычному, многолетнему занятию и чувствуя себя без него, как поденщик, кончивший свою работу и не имеющий новой.

Подробнее...

Реферат "«Медный всадник» - гениальная поэма А. С. Пушкина"

 

Высшим творческим достижением Пушкина в 1830-е годы, итогом его идейных исканий и открытий явился «Медный всадник». Это небольшая, но необъятная по глубине поэма.

Главный герой поэмы - бедный чиновник Евгений. Его внутренний мир замкнут робкими мыслями о деньгах, о его бедственном положении, о свидании с Парашей. Он беден и не имеет ни чинов, ни покровителей. Он совершенно одинок в поэме, даже Параша отсутствует в ней.

Конфликт возникает между Евгением и статуей, памятником, выражающим идею государственности и движения страны вперед. С Евгением в русскую литературу входит не идеальный, не крупный, но все же трагический герой.

Петр I в поэме является воплощением закона государственной необходимости, поэтому он прав, создав город над морем. Этот закон привел к гибели Параши, крушению личной жизни Евгения. Государство проехало колесом своей триумфальной колесницы через живую душу человека. Признание того, что личность несправедливо страдает от подчинения закону государственной необходимости. Евгений бессилен, и потому он страдает и гибнет.

Подробнее...

«Гарри Поттер» - сказка или фантастика?

Через 500 лет после смерти первого книгопечатника Иоганна Гуттенберга, забыв о сверхплоских экранах и цифровых технологиях, весь мир снова читает книги. Сказка о мальчике-волшебнике Гарри Потере свела планету с ума.

«Афиша», 11.12.2000

 Сказка о Гарри Потере похожа на все другие сказки и отлична от всех. Мальчик- сирота учится быть сильным с теми, кто считает его слабаком, и великодушным с теми, кто зависит от его воли. Это сказка о правде и долге человека оставаться человеком даже в волшебном мире.

«Независимая газета», 17.02.2000

…Сказочница /Джоан Роулинг/, несомненно, следует традициям абсурда – все эти замки, пещеры, привидения. Это целый мир, созданный на материале английских и шотландских легенд и преданий.

Подробнее...

Реферат "Лермонтов - мой литературный кумир"

 

Моим любимым поэтом является Михаил Юрьевич Лермонтов. Он входит в список выдающихся деятелей мировой литературы. Мне интересна его судьба, история смерти, потому что она окутана тайной.

Но сначала я хотел бы рассказать об истории жизни поэта.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в тысяча восемьсот четырнадцатом году, в ночь с четырнадцатого на пятнадцатое октября. Его родители, Юрий Петрович и Мария Михайловна Лермонтовы. Отец его был среднего роста, редкий красавец и прекрасно сложен, он был добр, но ужасно вспыльчив. Мать поэта, Мария Михайловна. Когда она выходила замуж, ей было не более семнадцати лет. Хотя она не была красавицей, но на её стороне были молодость и богатство, поэтому для Юрия Петровича Мария Михайловна представлялась завидной партией.

Жизнь Михаила Юрьевича Лермонтова неразрывно связана с мистикой. Акушерка, которая принимала роды, сказала, что этот мальчик не умрет своей смертью.

Через некоторое время между Юрием Петровичем и Марией Михайловной испортились отношения из-за измены мужа с Сесильей Федоровной. Положение в семье Лермонтовых стало невыносимым, что привело к развитию с невероятной быстротой у Марии Михайловны болезни, впоследствии перешедшую в злейшую чахотку, которая свела её в могилу. После смерти жены Юрий Петрович уехал в Кропотовку, оставив сына бабушке, Елизавете Алексеевне Арсеньевой.

Подробнее...

Диалог в произведениях А. Н. Островского (на примере драмы «Гроза»)

 

Современный этап развития литературоведения и лингвистики характеризуется пристальным вниманием к тексту художественного произведения как особой форме коммуникации. Основными типами речевой коммуникации являются диалогическая и монологическая речь. Субъективно окрашенные и характеризующие её носителей диалогическая и монологическая речь становятся организующим началом многих словесных текстов, и в частности произведений художественной литературы, где они выступают в качестве предмета изображения.

Как неоднократно отмечали исследователи (М.М. Бахтин, В.В. Виноградов, Н.И. Жинкин, Л.А. Новиков, Г.О. Винокур и др.), диалогическая речь первична по отношению к монологической, поэтому, с нашей точки зрения, диалог представляет особый интерес для исследователей различных направлений.

Диалог – невероятно трудная форма литературной речи. Он составляет своего рода центр речевой деятельности персонажей. Отсюда – ответственная роль диалогов в художественной литературе. Взаимоотношения персонажей вне их диалогов не могут быть выявлены сколько-нибудь конкретно и ясно. Они проявляются в обращенности к сознанию Другого, в стремлении быть услышанными и понятыми, т.е. в том, что является неотъемлемой чертой диалога. Часто диалоги или монологи играют роль ключевых эпизодов, которые являются одним из самых значимых приемов постижения целостного смысла произведения. Диалог литературных персонажей (их речевое общение) служит передаче знаний, убеждению, обучению и побуждению людей к действию, следовательно, его анализ имеет познавательное и воспитательное значение, т.к. позволяет читателю получить в готовом виде социальный опыт коммуникативного поведения человека, запечатлённого в художественном произведении, и через это познание – познать самого себя и в результате корректировать своё поведение в процессе общения.

Подробнее...

Реферат- исследование "Война - горе одного и миллионов, дело человека и всего народа" (на примере произведений Евгения Носова)

 

Нельзя выразить словами то состояние, которое охватывает человека при упоминании о войне. Она несет с собой страшное напряжение, боль, горе, разлуку, страдания и муки миллионов людей. К большому сожалению, мы иногда забываем, что была война, гибли люди, и не задумываемся, что тех, кто пережил ее, становится с каждым днем все меньше и меньше. Кажется, что она где-то далеко, никогда не коснется и не затронет нас. Для того, чтобы как-то предотвратить, избежать ее - мы должны хранить свято память о сражавшихся за матушку-Родину и сложивших свои головы на поле сражения. Многое знаем о войне из фильмов, исторических документов, школьных учебников. Но ничто не заменит нам произведений о войне. Они обладают особой силой, неповторимой выразительностью и красотой, читаются на одном дыхании. Я прочитал лишь некоторые из них: Шолохов «Судьба человека» и «Они сражались за Родину», Симонов «Живые и мертвые», Закруткин «Матерь человеческая», Велтистов «Прасковья». Эти произведения до того правдоподобны, что порой живешь рядом с героями и совсем забываешь о своих постоянных заботах. Они расширяют знания о войне, о ценностях той или иной эпохи, о душевном величии твоих предков. Рассказы Евгения Носова мне особенно понравились. Я читал их на протяжении нескольких вечеров. И сколько при этом у меня возникало мыслей и чувств! От них веяло неизбывностью горя, печалью и на глазах у меня появлялись слезы. И так мне хотелось встать и поклониться, помолчать   и прижаться к дорогой стариковской щеке.

Евгений Иванович Носов принадлежит к поколению, пришедшему в литературу опаленным огнем войны. Писатель встретился с ней подростком. Она ворвалась в его дом, как и в другие, со всеми тяготами фашистской оккупации. Носов вдоволь сам помесил солдатскими сапогами грязь фронтовых дорог, многое испытал и многое помнит.

Подробнее...

Внутренний диалог как ведущий лирический мотив в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева (на примере нескольких произведений)

 

«Стихотворение в прозе» - последний цикл в творчестве писателя Ивана Сергеевича Тургенева. В русской литературе XIX века известны несколько тургеневских циклов: «Деревня», «Записки охотника», «Литературные и житейские воспоминания», «Отрывки из воспоминаний - своих и чужих». Признаки цикла определяются наличием некоторой общности: общее название, проблемы, темы, однородность жанра, стиля, образ лирического героя или рассказчика. «Стихотворение в прозе» - это определение жанра, данное Тургеневым, жанра нового не только в творчестве писателя, но и в русской литературе XIX века. Цикл «Стихотворений в прозе» Тургенев назвал «Senilis», что означает «старческое» в переводе с латинского. В Полном собрании сочинений в 30-ти томах в примечаниях мы встречаем другое название: «Posthuma» (посмертное). Эти лирические произведения написаны в прозе и создавались в конце жизни писателя, в 70-е - начале 80-х годов.

Они связаны со всем творчеством Тургенева, так как вобрали в себя почти все темы, проблемы, мотивы, идеи, образы предшествующих произведений писателя. Они - своеобразный итог прожитому, сделанному. Может быть, поэтому они были особенно дороги Тургеневу, в них он размышлял вслух. Не случайно один из современников писателя говорил о них: «Это Тургенев в беседах с самим собой».

Первоначально эти произведения, которые сам Тургенев назвал «Старческими раздумьями», для печати им не предназначались. Они начали публиковаться лишь благодаря настойчивым просьбам профессора Стасюлевича, редактора журнала «Вестник», где печатался Тургенев последние годы. Сам писатель был уверен, что эти произведения увидят свет только после его смерти. Слишком необычны они, «очень уж... не подходят к тому, что она (публика) привыкла читать»,- размышлял Тургенев.

Подробнее...

Жанрово-стилевое разнообразие прозы Л.Улицкой

 

Данная работа посвящена анализу жанра и стиля произведений одной из представительниц женской прозы Людмилы Улицкой.

Людмила Улицкая родилась 23 февраля 1943 года в Башкирии, где ее семья находилась в эвакуации. После войны вернулась в Москву. Окончила Московский Государственный университет, получив специальность биолога-генетика. Работала в Институте общей генетики Академии Наук СССР (1968 – 1970), но была уволена за перепечатку самиздата. Работала завлитом Камерного еврейского музыкального театра (1972 – 1982). Первый ее сборник вышел во Франции в 1983 году – на французском языке. Ее книги с 1996 года начали переводить и перевели больше чем на 20 языков мира, даже японский и сербский. В России известность пришла после выхода фильмов, созданных по ее сценарию: «Сестрички Либерти» (1990) Владимира Грамматикова и «Женщина для всех» (1991) Анатолия Матешко, и после публикации повести «Сонечка» (1992). Это произведение вошло в список финалистов премии Буккер за 1993 год, было отмечено престижной французской премией Медичи как за лучшую переводную книгу года и итальянской премией Джузеппе Ацерби.

Роман «Медея и ее дети» был номинирован на Букеровскую премию и вошел в «короткий список» 1997 года. За роман «Казус Кукоцкого» ее наградили премией Буккера (2001). В 2004 году на Международной книжной ярмарке в Москве Людмила Улицкая названа писательницей года – за рекордную популярность произведений некоммерческой литературы. Ею также написаны такие произведения, как романы «Веселые похороны», «Искренне ваш Шурик», рассказы «Бедные родственники», «Лялин дом», «Чужие дети», «Народ избранный», «Девочки», «Зверь» и многие другие.

Подробнее...

Реферат "Азбука жизни в созвучии с азбукой глав романа Т.Н.Толстой “Кысь”"

 

Татьяна Толстая родилась в семье, отмеченной значительными литературными дарованиями.

Алексей Николаевич Толстой – дед по отцовской линии. Бабушка – Наталья Васильевна Крандиевская – Толстая – поэтесса. Дед по материнской линии – Михаил Леонидович Лозинский – переводчик. Родная сестра Наталья Толстая – писательница. Бывший муж А. Тимофеевский, коллекционер всяческих красот и прелестей, является главным редактором общественно-политического портала “Хартия”. Да и вообще: невестка Толстой – Марина Литвинович – легендарная личность, о которой мало что известно. Сын – дизайнер Артемий Лебедев.

Родилась Татьяна Никитична Толстая 3 мая 1951г. в Ленинграде. Окончила школу, поступила в университет (ЛГУ) на отделение классической филологии (латинский и греческий).

Преподавала литературу и художественное письмо в колледже Скидмор, затем Толстая переехала в Москву, вышла замуж и устроилась на работу в “Главную редакцию восточной литературы” при издательстве “Наука”.

Т.Н.Толстая начала писать очень странно и неожиданно, впрочем, это вполне подходит ей самой, её стилю. Году в 1982 – в это время умер Брежнев, она сделала себе операцию на глаза, и наступили целых три месяца полной невозможности что-либо делать.

Подробнее...

В чём секрет популярности книги Дж. Роулинг о Гарри Поттере

 

«В чём секрет популярности книги Дж. Роулинг о Гарри Поттере» – учебно-исследовательская работа. Принадлежит к образовательным областям: «английский язык», «литература».

Противоречие заключается в том, что на фоне общей тенденции к снижению читательской активности подростков наблюдается необычно большой интерес к книгам Дж. Роулинг о Гарри Поттере.

Таким образом, объектом исследования является отношение подростков к чтению.

Предмет исследования – популярность книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере.

Цель учебно-исследовательской работы: выяснить отношение  к книгам Дж. Роулинг о Гарри Поттере и постараться понять причины этого отношения.

Актуальность работы в том, что, зная причины популярности одного произведения, можно попытаться использовать его для повышения мотивации к чтению в целом среди современных подростков.

Гипотеза. Было сделано предположение, что секрет популярности книг Дж. Роулинг о Гарри Поттере кроется в привлекательности главного героя для современных подростков.

Подробнее...

Реферат "Николай Степанович Гумилев"

 

Литература XX века развивалась в обстановке войн, революций, становления новой послереволюционной действительности. Все это не могло не сказаться на художественных исканиях авторов этого времени. Социальные катаклизмы начала нашего столетия усилили стремление философов, писателей понять смысл жизни и искусства, объяснить постигшие Россию потрясения. Поэтому неудивительно, что любая область литературы начала XX века поражает необычностью и разнообразностью авторских мироощущений, форм, структур. Художественные искания обрели редкую напряженность и совершенно новые направления. За каждым Мастером прочно укрепилась слава первооткрывателя какого-либо нового прежде недоступного направления или приема в литературе.

Литературные течения, противостоящие реализму, назывались модернистскими.

Модернисты (с французского — “новейший”, “современный”) отрицали социальные ценности и старались создать поэтическую культуру, содействующую духовному совершенствованию человечества. Каждый автор представлял это по-своему, вследствие чего в модернистской литературе образовалось несколько течений. Основными были: символизм, акмеизм и футуризм. Также существовали художники слова, организационно не связанные с этими литературными группами, но внутренне тяготевшие к опыту той или другой (М. Волошин, М. Цветаева и др.).

Развитие модернизма имело свою, весьма напряженную историю. В острой полемике одно течение сменялось другим. Между членами каждого из объединений нередко разгорались споры. Так проявлялась яркая оригинальность творческих индивидуальностей. Художественные свершения участников движения навсегда остались с нами и для нас.

Подробнее...

История развития и становления русской риторики

 

Повышение речевой эрудиции — один из основных путей формирования хорошего лектора. Им невозможно стать, не овладев основами риторики науки об убедительной и оптимальной речи. Всякая наука имеет свою историю, без знания которой бесполезно рассчитывать на успех, тем более в таком сложном деле как ораторское и искусство.

До недавнего времени нам были более или менее известны труды античных риторов основоположников теории красноречия — Аристотеля, Цицерона, Квинтилиана.

Важность изучения риторики становиться в наши дни все более очевидной. Старинная наука возрождается, растет всеобщий интерес к ней, все хотят знать, как научиться ораторскому мастерству, умению говорить публично. По-другому, кажется сейчас, и быть не могло: все эпохи социальных обновлений всегда влекут за собой преобразования в теории риторики, поскольку новая общественно речевая практика требует обобщения, научных размышлений и ждет рекомендаций от ученых.

Подробнее...

Исторический роман в немецкой литературе

 

Проблема освоения истории в мировой художественной литературе необычайно важна и стала наиболее актуальной в 50-70-е годы ХХ столетия, называемые эпохой возрождения исторического жанра. Расцвет исторической прозы явление объективное и закономерное: назрела необходимость художественного осмысления последствий общественного развития последнего столетия.

Уроки истории, в том числе и ее художественное освоение, были важны для расколотого немецкого сознания: для укрепления самосознания старших поколений и тех, кто прошел две мировых войны, а в особенности для молодого поколения, растоптанного, развеянного ветром второй мировой войны.

Немецкой нации был нанесен огромный моральный ущерб, двенадцать лет фашистского господства не прошли бесследно.

Цель работы – тема революции в творчестве немецких писателей. Для достижения поставленной цели в работе решить следующие задачи:

Подробнее...

Своеобразие любовной лирики А. С. Пушкина

 

Александр Сергеевич Пушкин — прежде всего поэт-лирик. В своем творчестве он обращался к темам, которые больше всего волновали его: к темам любви, свободы, дружбы, творчества. В стихотворениях поэт выражал свое видение мира, свои переживания. Лирика дает наиболее полное представление об идеалах и жизненных ценностях поэта. В стихотворениях все значимо: каждый образ, каждая художественная деталь, ибо только с помощью таких приемов можно выразить все богатство и разнообразие переживаний. Любовь для Пушкина — спутница юности. Но она сопровождает поэта всю жизнь. В своем творчестве поэт неоднократно возвращается к теме любви. В ранний период творчества Пушкин пишет о дружеских пирушках, о радостях и разочарованиях любви. Юного поэта интересовали любовные забавы. Почти все стихотворения этого периода игривы.

Ах! Если превращенный в прах,

И в табакерке, в заточенье,

Я в персты нежные твои попасться мог,

Тогда в сердечном восхищенье,

Рассыпался на грудь под шелковый платок

И даже… может быть…

("Красавице, которая нюхала табак")

Подробнее...

Своеобразие поэмы А. Т. Твардовского "Василий Теркин"

 

Александр Трифонович Твардовский родился в 1910 году на одном из хуторов Смоленщины, в крестьянской семье. Для формирования личности будущего поэта имела значение и относительная начитанность его отца, любовь к книге, которую он воспитывал в своих детях. “Целые зимние вечера, — пишет Твардовский в своей автобиографии, — у нас часто отдавались чтению вслух какой-либо книги. Первое мое знакомство с “Полтавой” и “Дубровским” Пушкина, “Тарасом Бульбой” Гоголя, популярнейшими стихотворениями Лермонтова, Некрасова, А. К. Толстого, Никитина произошло таким именно образом”.

В 1938 году в жизни Твардовского произошло важное событие — он вступил в ряды Коммунистической партии. Осенью 1939 года, сразу после окончания Московского института истории, философии и литературы (ИФЛИ), поэт участвовал в освободительном походе Советской Армии в Западную Белоруссию (в качестве специального корреспондента военной газеты). Первая встреча с героическим народом в военной обстановке имела большое значение для поэта. По словам Твардовского, полученные тогда впечатления предваряли те более глубокие и сильные, которые нахлынули на него в годы ВОВ. Художники рисовали занятные картинки, изображающие необычные фронтовые приключения бывалого солдата Васи Теркина, и поэты составляли к этим картинкам текст. Вася Теркин — лубочный персонаж, совершавший сверхъестественные, головокружительные подвиги: он добывал языка, притворившись снежным комом, накрывал врагов пустыми бочками и закуривал, сидя на одной из них, “он врага на штык берет, как снопы на вилы”. Этот Теркин и его однофамилец — герой одноименной поэмы Твардовского, приобретшего всенародную известность, — несравнимы.

Подробнее...

Риторика как наука об ораторском искусстве

 

Риторика — это одно из древнейших искусств. Оно возникло приблизительно в V веке до н.э. как ответ на практическую потребность общества. В этом обществе практические вопросы решались на Народном собрании, публично при огромном стечении народа слушался суд, достаточно многолюдны были празднества. Риторика становилась необходимыми для каждого человека. Ее создателями стали Платон и Аристотель; их предшественники, создавшие первые труды по риторике: Лисий, Горгий. Наиболее прославленные ораторы того времени — Демосфен, Сократ, Перикл.

Необходима риторика и в наши дни. Невозможно переоценить ее роль в политике, коммерции и в повседневной жизни. Одной из основных задач человека, который хочет добиться успеха, становится привлечение как можно большего числа людей на свою сторону.

Слушателям не главное, что скажет оратор. Они хотят получить заряд энергии, которая поддержит их на жизненном пути. Поэтому оратор должен не жалеть энергию, а делиться ею с окружающими. Также оратор должен быть убежден в той идее, с которой выступает перед аудиторией. Оратор должен быть актером и, как каждый актер, знать "Систему Станиславского".

Первое, что должен сделать оратор, готовясь к выступлению, — определить свою сверхзадачу и задачи, которые помогут воплотить ее. После разработки задач необходимо создать образ (в котором Вы предстанете перед аудиторией): манеры говорить, жесты, мимику, характер. Выступление должно начинаться задолго до выхода на трибуну и завершаться намного позже ухода с нее.

Подробнее...

Маяковский и его творчество

 

Владимир Маяковский был необычной личностью. Уже с детства он многое повидал и многое возненавидел. Он перенес смерть отца, когда ему было 13 лет. Возможно, именно поэтому он стал более эмоциональным и решительным. Большую часть своей жизни он отдал партии и революции. Именно из-за приверженности делу революции ему часто приходилось сидеть в тюрьмах.

Маяковский искренне считал революционный путь единственным, приводящим к светлому будущему. Но он понимал, что революция — это не тихая и незаметная смена одного правительства другим, а борьба порой жестокая и кровавая. В стихотворении “Ода революции” Маяковский пишет:

О, звериная!

О, детская!

О, копеечная!

О, великая!

Каким названием тебя еще звали?

Как обернешься еще, двуликая?

Подробнее...

Реферат "Иван Сергеевич Тургенев"

 

Без имени Ивана Сергеевича Тургенева мы не можем представить себе существование русской национальной культуры. В русской литературе существует ряд имен, без которых. Его произведения вошли в сокровищницу мировой литературы, их нельзя спутать ни с чьими, в них — индивидуальность автора, его характер, мировоззрение, чувства и переживания. При чтении его произведений возникают четкие ассоциации с со временем, в которое жил и творил писатель, он как бы доносит до нас события, новые течения в современной ему жизни, пропуская через призму собственных ощущений и взглядов на различные проблемы. В истинных шедеврах Тургенева с большой психологической достоверностью раскрываются характеры героев. Писатель пытается объяснить их поступки и мысли. Герои существуют не оторвано от окружающего мира, они тесно связаны с ним, подвергаются его влиянию, проникаются новомодными идеями, а иногда и отвергают их после долгих поисков и ошибок.

Знаменитый русский писатель Иван Сергеевич Тургенев родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его — Сергей Николаевич, офицер, отставной полковник-кирасир, участник Отечественной войны 1812, был человеком очень красивым, но ничтожным по своим нравственным и умственным качествам. Сын не любил вспоминать о нем, а в те редкие минуты, когда говорил друзьям об отце, характеризовал его как "великого ловца пред Господом".

Подробнее...

Публичная ораторская речь

 

Ораторской речью называют воздействующую, убеждающую речь, которая обращена к широкой аудитории, произносится профессионалом речи (оратором) и имеет своей целью изменить поведение аудитории, ее взгляды, убеждения, настроения и т.п. Стремление говорящего изменить поведение слушателя может касаться самых различных сторон его жизни: убедить голосовать за нужного депутата, склонить к принятию нужного решения в сфере коммерческой деятельности, побудить его покупать определенные товары, продукты и т.п. Таких конкретных целей существует бесчислен­ное множество, но в любом случае воздействующая речь направлена на внеязыковую действительность, в сферу жизненных интересов, потребностей слушателя. Умение убеждать всегда ценилось обществом. Особенно велика роль профессионала речи в сфере политики, общественной деятельности. Возрастание роли воздействующей речи в жизни общества привело к возникновению учения, которое разрабатывало корню этой разновидности речевой деятельности. Такое учение называется риторикой («В русской традиции в качестве синонимов употребляются также слова «оратория» и «красноречие».)

Цель данной работы - рассмотреть структуру ораторской речи, а для этого нужно познакомиться с основными правилами, которыми следует руководствоваться при разработке содержания выступления, на что нужно обращать внимание при разработке материала, какими способами улучшить ораторскую речь и, естественно, с лексическими и синтаксическими особенностями построения ораторской речи.

Подробнее...

Лирика Владимира Маяковского

 

“Любовь это жизнь, это главное. От нее

разворачиваются и стихи, и дела, и все прочее.

Любовь это сердце всего. Если оно прекратит

работу, все остальное отмирает, делается

мнимым, ненужным. Но если сердце работает,

оно не может не проявляться в этом во всем”.

(Из письма Маяковского к Л. Брик. 5 февраля, 1923 г.)

Маяковский и любовная лирика. Считалось, что эти два понятия несовместимы; ведь при изучении поэзии Маяковского обычно обращают внимание на ее гражданские и философские аспекты. Это вполне закономерно и определяется желанием представить автора как главного поэта революции. Но в последние годы стало появляться все больше и больше материалов, заставляющих по-новому взглянуть на жизнь и творчество Маяковского.

О месте любовной лирики в его творчестве свидетельствуют такие поэмы, как “Облако в штанах”, “Флейта-позвоночник”, “Человек”, “Люблю”, “Про это”. Именно любовная лирика может играть важнейшую роль в осмыслении всего созданного Маяковским. Однако сразу возникает вопрос, как отнестись к многочисленным стихотворным строкам и высказываниям такого рода: “...поэт не тот, кто ходит кучерявым барашком и блеет на лирические любовные темы” (М. В. В. Соч. в 2-х т. М., 1988. Т. II, с. 725.); “меланхолическая нудь” (“О поэтах”), или: “Бросьте! Забудьте! Плюньте и на рифмы, и на арии, и на розовый куст, и на прочие мерехлюндии из арсеналов искусств...” (“Приказ №2 Армии Искусств”).

Подробнее...

Реферат "Бунин Иван Алексеевич"

 

Иван Алексеевич Бунин родился 23 октября 1870 года (10 октября по старому стилю) в Воронеже, на Дворянской улице. Обнищавшие помещики Бунины принадлежали знатному роду, среди их предков — В. А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина.

В Воронеже Бунины появились за три года до рождения Вани, для обучения старших сыновей: Юлия (13 лет) и Евгения (12 лет). Юлий, на редкость способный к языкам и математике, учился блестяще, Евгений учился плохо, вернее, совсем не учился, рано бросил гимназию; он был одаренным художником, но в те годы живописью не интересовался, больше гонял голубей. Что же касается младшего, то мать его, Людмила Александровна, всегда говорила, что “Ваня с самого рождения отличался от остальных детей”, что она всегда знала, что он “особенный”, “ни у кого нет такой души, как у него”.

В 1874 году Бунины решили перебраться из города в деревню на хутор Бутырки, в Елецкий уезд Орловской губернии, в последнее поместье семьи. В эту весну Юлий окончил курс гимназии с золотой медалью и осенью должен был уехать в Москву, чтобы поступить на математический факультет университета.

В деревне от матери и дворовых маленький Ваня “наслушался” песен и сказок. Воспоминания о детстве — лет с семи, как писал Бунин, — связаны у него “с полем, с мужицкими избами” и обитателями их. Он целыми днями пропадал по ближайшим деревням, пас скот вместе с крестьянскими детьми, ездил в ночное, с некоторыми из них дружил.

Подробнее...

Реферат "Федор Михайлович Достоевский"

 

Жизнь и творчество

Знаменитый русский писатель Федор Михайлович Достоевский родился 30 октября 1821 г. в Москве, в здании Марьинской больницы, где его отец служил штаб-лекарем. Мать, урожденная Нечаева, происходила из московского купечества. Федор Михайлович был вторым из 7-ми детей. Жизнь в семье шла очень однообразно: удовольствия и гости составляли большую редкость. В маленькой казенной квартире дети проводили большую часть времени на глазах родителей; азбуке научила их мать. Позднее к старшим мальчикам ходили два учителя: диакон для Закона Божия и M-lle Сушард (впоследствии Драшусова) для французского языка. Отец был очень суров и требователен. Он часто повторял детям, что он человек бедный, что они сами себе должны пробивать дорогу. Достоевский был очень живым ребенком, первым выдумщиком в играх и шалостях. Он учился хорошо и рано начал читать.

Ему шел 11-й год, когда родители его приобрели в Тульской губернии небольшое имение, где стали проводить летние месяцы. До этого он знал только больничный сад да Марьину рощу; но о “народе” он уже имел некоторое понятие через няню, а особенно через деревенских кормилиц, которые рассказывали ему страшные сказки. Дом в деревне был маленький, и мальчики все время проводили на воздухе и в поле, часто среди крестьян. Это было лучшее время в жизни Достоевского. В 1834 г. он поступил с братом Михаилом в известный пансион Чермака. В пансионе братья особенно увлекались уроками словесности, а дома все время отдавали чтению. Федор Михайлович перечитал не один раз историю Карамзина, повести его же, Жуковского, ряд романов В. Скотта, Загоскина, Лажечникова, Нарежного, Вельтмана, а Пушкина оба брата знали почти наизусть.

Подробнее...

Русский классицизм

 

Произведения русского классицизма составляют не только важнейшую главу истории русской и европейской архитектуры, но и наше живое художественное наследство. Это наследство продолжает жить не в качестве музейной ценности, но и как существенный элемент современного города. К зданиям и ансамблям, созданным в XVIII и начале XIX века, почти невозможно приложить наименование памятников архитектуры — настолько прочно сохраняют они творческую свежесть, свободную от признаков старости.

Строительство новой столицы явилось для XVIII столетия не только громадным политическим, военным и народно-хозяйственным предприятием, но и великим общенародным делом, в том же смысле, в каком в XVI столетии национальным делом русского народа было созидание и укрепление Москвы.

Подробнее...

Литературный анализ русской народной сказки

 

Сказка — замечательное произведение искусства, знакомое каждому из нас с детства.

Что такое сказка? Стоит ли считать сказкой любой фантастический рассказ или разделить устную народную прозу на сказочную и не сказочную? Как трактовать все те фантастические вещи, без которых не обходится ни одна из сказок? Такой круг проблем издавна волновал исследователей.

Существуют различные толкования сказки. Одни ученые говорят, что сказка — это абсолютный вымысел, независящий от реальности, а другие стремятся понять, как в сказочном вымысле перевоплотилось отношение народных сказителей к окружающей действительности.

Наиболее четкое определение сказки дает известный ученый, исследователь сказок Э. В. Померанцева: "Народная сказка (или казка, байка, побасенка) — эпическое устное художественное произведение, преимущественно прозаическое, волшебное, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Последний признак отличает сказку от других жанров устной прозы: сказа, предания и былички, то есть от рассказов, преподносимых рассказчиком слушателям как повествование о действительно имевших место событиях, как бы маловероятны и фантастичны они не были".

Подробнее...

Реферат "Марина Цветаева"

 

Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года. По происхождению, семейным связям, воспитанию она принадлежала научно-трудовой интеллигенции. Отец ее — сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии — вырос в таких “достатках”, что до двенадцати лет сапог в глаза не видал. Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея и основателям Музея изящных искусств (ныне музей имени Пушкина). Он умер в 1913 году. Мать — из обрусевшей польско-немецкой семьи, натура художественно одаренная, музыкантша, ученица Рубинштейна. Она скончалась рано (в 1906 году), но, по словам дочери, успела оказать на нее “главенствующее влияние”: “Музыка, природа, стихи, Германия… Одна против всех. Heroica”. Детство, юность и молодость Марины Цветаевой прошли в Москве и в тихой Тарусе (Калужской губернии), отчасти — за границей (Италия, Швейцария, Германия, Франция). Училась она много, но, по семейным обстоятельствам, довольно бессистемно: совсем маленькой девочкой — в музыкальной школе, потом — в католических пансионах в Лозанне и Фрейбурге, в ялтинской женской гимназии, в московских частных пансионах. Окончила в Москве семь классов частной гимназии Брюхоненко (из 8-го класса вышла).

В возрасте шестнадцати лет, совершив самостоятельную поездку в Париж, прослушала в Сорбонне сокращенный курс истории старофранцузской литературы. Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски и по-немецки), печататься — с шестнадцати, а два года спустя, в 1910 году, тайком от семьи, выпустила довольно объемистый сборник — “Вечерний альбом”. Изданный в количестве всего 500 экземпляров, он не затерялся в потоке стихотворных новинок, затоплявшем тогда прилавки книжных магазинов. Его заметили и одобрили такие влиятельные и взыскательные критики, как В. Брюсов, Н. Гумилев, М. Волошин. Были и другие сочувственные отзывы.

Подробнее...

Своеобразие любовной лирики Н. Гумилева

 

Николай Степанович Гумилев — прекрасный поэт нашего столетия. Он оставил нам интересное и значительное литературное наследие, оказал влияние на дальнейшее развитие нашей отечественной поэзии. Его трагическая гибель в августе 1921 года от рук большевиков — трагедия нашего народа.

Всей своей жизнью — и реальной и поэтической — Н. Гумилев стремился олицетворять волевое мужское начало. В поисках неизвестного и неизведанного вела его по странам и континентам «муза дальних странствий». Он погиб на взлете, еще не достигнув пушкинского возраста.

В сознании читателей поэт воспринимается обычно как великий путешественник, «открыватель новых земель», либо как поэт-воин, но любовная лирика его столь же, на мой взгляд, полнокровна и тонка, хотя и находится всегда несколько в тени в сравнении с остальным его творчеством. Но чего стоит только тот факт, что признанная королева русской поэзии Анна Ахматова была его любимой, женой и матерью его детей. Он посвятил ей прекрасное стихотворение:

Подробнее...

Реферат "Анна Ахматова"

 

В автобиографии, озаглавленной “Коротко о себе”, Анна Ахматова писала: “Я родилась 11(23) июня 1889 года под Одессой (Большой Фонтан). Мой отец был в то время отставной инженер-механик флота. Годовалым ребенком я была перевезена на север — в Царское Село. Там я прожила до шестнадцати лет.

Мои первые воспоминания — царско-сельские: зеленое, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пестрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в “Царско-сельскую оду”.

Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили.

Читать я училась по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, я тоже начала говорить по-французски.

Первое стихотворение я написала, когда мне было одиннадцать лет. Стихи начались для меня не с Пушкина и Лермонтова, а с Державина (“На рождение порфирородного отрока”) и Некрасова (“Мороз Красный нос”). Эти вещи знала наизусть моя мама. Училась я в Царско-сельской женской гимназии...”.

Подробнее...

Литературная деятельность А. П. Чехова

 

Раннее творчество

Литературная деятельность Чехова началась с конца 70-х гг. Будучи студентом, он начинает писать рассказы и посылает их в Петербург в юмористические журналы (“Осколки” и др.), в которых он печатался под псевдонимом “Брат моего брата”, “Человек без Селезенки”, “Антоша Чехонте”.

В ранних рассказах писатель не раскрывает глубину образов. Он создает сотни миниатюр: “Жизнь прекрасна”, “Руководство для желающих женится”, “Смерть чиновника”, “Толстый и тонкий”, “Хамелеон”, “Брожение умов” и др., которые охватывают все многообразие российской обывательской жизни: обрядовую сторону церковной жизни, семейно-бытовые и служебные отношения и даже общественные явления.

Чехов не случайно начинает с легких жанров. Он не ищет своего читателя, он знает публику и к ней обращается в своих непритязательных юморесках. Неслучайны и его многочисленные псевдонимы: “Человек без селезенки”, “Антоша Чехонте”. Это мягкий домашний юмор, не претендующий ни на что, кроме улыбки. И темы его ранних рассказов просты: он высмеивает чрезмерное чинопочитание, глупую напыщенность. Сквозь калейдоскопическую пестроту ранних рассказов всё более явственно проступают основные темы: человек и его чин, поэзия и проза, фасад жизни и её оборотная сторона.

Подробнее...

Русские и французские полководцы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

 

Среди исторических персонажей романа “Война и мир” центральное место занимают и русские, и французские полководцы. Нравственные качества и историческую роль русских полководцев Толстой оценивал по их умению чувствовать настроение армии и народа. В своем романе писатель провел тщательный анализ их роли в Отечественной войне 1812 г. и в кампании 1805 г.

Толстой изображает Кутузова полководцем, воплотившим в себе дух народа. Таким, выражающим нужды и мысли солдат, он выступает и под Браунау, и под Аустерлицем, и когда он ощущает, как свою личную рану, бегство солдат с Праценских высот. Это “старый человек”, с рыхлым телом и изуродованным лицом, быстро утомляющийся и любящий поспать, но, руководя армией, он проявляет тонкую и умную дипломатичность, острый ум и полководческий талант. Для России Кутузова — свой, родной человек, и когда решается вопрос о судьбе России, народ требует назначения его главнокомандующим.

Толстой считал, что судить о значении того или иного выдающегося лица можно только по соответствию его действий духу народной жизни, духу добра и правды. Кутузов всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, и он считает своим долгом руководить духом войска и себя чувствует выразителем этого духа. От имени народа Кутузов отклоняет предложение Лористона о перемирии. Он понимает и неоднократно говорит, что Бородинское сражение есть победа. Понимая, как никто, народный характер войны 1812-го года, он поддерживает предложенный Денисовым план развертывания партизанских действий. Услыхав о бегстве французов из Москвы, Кутузов сказал дрожащим голосом: “Спасена Россия. Благодарю тебя господи”,— и он заплакал. Цель Кутузова, по мнению Толстого, была достойною и полностью совпала с волею народа. Именно поэтому она была “так совершенно достигнута”.

Подробнее...

Выдающийся поэт-«чудак» Даниил Иванович Хармс

 

Даниил Иванович Хармс всю свою жизнь слыл чудаком.

Его странности стали проявляться еще в детстве, когда, подписывая школьные тетради, он взял себе необычный псевдоним — Хармс. Этот псевдоним постоянно менялся на протяжении всей жизни писателя. Поражает то, с какой изобретательностью Даниил Иванович мог придумывать подписи для своих рукописей: Хормс, Чармс, Хаармс, Шардам, Хармс-Дандан и т. д.

Многие литературоведы не раз предпринимали безуспешные попытки по-своему расшифровать псевдоним писателя. Что же касается самого Хармса, то причину столь частой смены имени он объяснял достаточно просто. Записи из дневников писателя поведали нам о том, что он считал, что неизменное имя приносит несчастье. И для того чтобы этого несчастья избежать, Хармс всякий раз брал себе новую фамилию.

Большую роль здесь сыграло и то обстоятельство, что Хармс обладал поистине огромной любовью к изумлению, удивлению других людей. Свое любимое дело — чудачество — он превращал в праздник. Его имя Даниил в сочетании с яркой и необычной фамилией наводило на мысли о цирковых номерах. Подобно фокуснику, достающему из шляпы различные предметы, он менял свои псевдонимы, что только усиливало производимый им эффект настоящего представления.

Подробнее...

Реферат "Михаил Юрьевич Лермонтов"

 

Гениальный русский поэт Михаил Юрьевич Лермонтов родился в ночь на 3 октября 1814 г. в Москве в семье армейского капитана Юрия Петровича Лермонтова (1787 – 1831) и Марии Михайловны Лермонтовой (1795 – 1817), урожденной Арсеньевой. Мать поэта была единственной дочерью и наследницей значительного состояния пензенской помещицы Елизаветы Алексеевны Арсеньевой (1773 – 1845), принадлежавшей к богатому и влиятельному роду Столыпиных. По линии Столыпиных Лермонтов был в родстве или свойстве с Шах-Гиреями, Хастатовыми, Мещериновыми, Евреиновыми, Философовыми и одним из своих ближайших друзей Алексеем Аркадьевичем Столыпиным, по прозвищу Монго.

Род Лермонтовых, основателем которого был шотландский офицер Георг (Юрий) Лермонт (17 в.), согласно преданиям, восходил к полулегендарному шотландскому поэту и прорицателю Томасу Рифмачу (13 в.), прозванному “Learmonth”. В шотландских преданиях, не исчезнувших окончательно и до сих пор, живет имя Лермонта-поэта или пророка; ему посвящена одна из лучших баллад Вальтера Скотта, рассказывающая, согласно народной легенде, о похищении его феями. Русский поэт не знал этого предания, но смутная память о шотландских легендарных предках не раз тревожила его поэтическое воображение: ей посвящено одно из самых зрелых стихотворений Лермонтова, “Желание”.

Подробнее...

Реферат «Бал как элемент дворянского быта на страницах романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

 

Когда читаешь произведения 18-19 веков, многое остается непонятным. А в 18 веке все понимали язык тафтяных мушек, которые наклеивали на лицо. Кокетка могла при помощи мушек и веера, которым она их прикрывала или обнаруживала, объясниться в любви, а по составу публики, которая гуляла на Невском проспекте, можно было определить время. Чтобы постигнуть прошлую эпоху, понять смысл поведения и поступки героев пушкинского времени, необходимо знать их обычную жизнь, их привычки.

Поэтому я решила больше узнать о том времени, исследовав сцены бала в произведении Пушкина. Что такое бал? Какое значение он играл в жизни общества? Как бал отразился в «самом задушевном» произведении А.С. Пушкина? Я   считаю, что данная тема в настоящий момент является востребованной: феномен бала прочно закрепился в общественной памяти, поэтому велик интерес к Венским балам, которые устраиваются в Москве, современные школьники тоже устраивают балы.

Подробнее...

Реферат "Судьба Матрёны Тимофеевны Корчагиной (по главе «Крестьянка» из поэмы-эпопеи Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)"

 

Тему своего реферата я выбрал после того, как мы прочитали поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и рассказ Солженицына «Матренин двор». Меня заинтересовали и восхитили образы героинь этих произведений, стойких, несгибаемых перед трудностями, сумевших сохранить свою душу и сердце, свои нравственные принципы, несмотря на выпавшие на их долю жизненные испытания.

Перед собой я поставил две главные задачи:

Пронаблюдать и сопоставить судьбы русских женщин в произведениях поэта XIX века Некрасова и в рассказе писателя XX века А. И. Солженицына.

Найти сходство и различия между судьбами и характерами героинь: Матрёны Тимофеевны Корчагиной и Матрёны Васильевны Григорьевой.

Название своей работы я взял из известного стихотворения Н. А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская...». Там есть такие строки:

Доля ты! — русская долюшка женская!

Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,

Всевыносящего русского племени

Многострадальная мать!

Подробнее...

Реферат "«Слово о полку Игореве» - памятник древнерусской литературы"

Вершиной литературного творчества Древней Руси стало "Слово о полку Игореве", неизвестный автор которого первым воспел мужество и отвагу защитников Русской земли. И это несмотря на то, что в основу выдающегося историко-художественного произведения легли печальные события неудачного похода на половцев в 1185 году князя Игоря Святославича Северского.

"Словом о полку Игоре­ве" нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описа­ния природы, мирного труда. Главным чувством, вол­новавшим автора "Слова о полку Игореве", была лю­бовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он - великий русский мыслитель - рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как "сведоми къме­ти", воины-богатыри черниговцы "бес щитовъ съ заса­пожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ пра­деднюю славу". В "Слове о полку Игореве" описаны страдания простого народа от набегов половцев.

Главная идея "Слова о полку Игореве" в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приво­дит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только об­щими силами. "Слово о полку Игореве" оказалось пророчес­ким произведением. Оно предсказало дальнейшее историчес­кое развитие России.

Подробнее...

Реферат по творчеству Харуки Мураками «Космос человеческого «Я» в Хаосе Вселенной»

 

Харуки Мураками — самый читаемый из современных японских писателей. Его книги сегодня переведены на русский язык и считаются бестселлерами. «Продвинутая», понимающая публика: старшеклассники— книгоманы, студенты — с удовольствием вчитываются в строки Харуки Мураками, хотя читать их непросто. Герои его произведений стоят перед проблемами либо нравственного, либо мировоззренческого выбора.

Цель работы: Исследовать особенности творчества Харуки Мураками, используя теоретические знания по литературе, привлекая роман «Охота на овец» в авторском переводе Дм. Коваленина, немногочисленную практическую литературу.

Задачи:

1.Изучить биографию Харуки Мураками, проследить становление мировоззрения;

2. Характеризовать главного героя «Охоты на овец»;

3.Исследовать основные проблемы романа;

4. Проследить взаимосвязь личности главного героя с эпохой.

Книги этого странного человека могут довольно серьезно изменить наше отношение к японской литературе. Ибо такой японской литературы даже самый "продвинутый" наш читатель еще не встречал. Романы и рассказы Харуки Мураками вот уже более 20-ти лет покоряют сердца и воображение читателей в Америке, Канаде, Корее и Западной Европе - а бурные волны российской истории, как ни досадно, на полтора десятилетия задержали появление книг одного из самых экстравагантных писателей сегодняшней Японии на русском языке.

Подробнее...

Реферат "Емельян Пугачёв – историческая личность и художественный образ"

Литература издавна интересовала и завораживала людей. В ней слились жизнь и мечты человека и всего живого.

История, в особенности Российского государства, всегда была предметом особого внимания не только учёных, но главным образом и писателей, поэтому получила широкий отклик в литературе.

Но надо уметь не просто писать, а по-настоящему творить.

Писателя можно назвать настоящим художником. Ведь ход его мыслей, владение словом, росчерк пера решает жизнь людей, их судьбы и многое другое на простых тетрадных страницах! Открывая книгу истории Отечества, мы словно попадаем в удивительный мир, где происходят разные события, и поэтому как бы заново проживаем жизнь наших предков.

Художник же на своих картинах, написанных, например, на исторические темы, тоже запечатлевает определённое мгновение прошлой жизни. События, изображённые на полотне, ещё более углубляют своеобразие той эпохи, которую выбрал творец.

Поэтому неотъемлемой частью искусства можно считать и историю, и живопись, и литературу.

Подробнее...

Реферат по литературе "Тема дороги в рассказе Ю.П.Казакова «По дороге»"

 

Рассказы Ю.П.Казакова, написанные в 50-70 годах, лиричны, проникновенны. В них явственно ощущается авторское отношение к героям, сопереживание. В центре рассказов – какой-либо значимый момент из жизни героя, подготовленный работой души. Герои Ю. П. Казакова духовно свободны, живут не по воле партии, государства, а согласно своим внутренним потребностям, главная из которых – быть в гармонии с собой, окружающим миром. Их мироощущение неотделимо от красоты, поэзии жизни.

Так, герой рассказа «Осенью в дубовых лесах» говорит: «Я подумал, что главное в жизни – не сколько ты проживешь, тридцать, пятьдесят или восемьдесят лет – потому что все равно будет мало… А…сколько в жизни у каждого будет таких ночей». К такой гармонии, ладу с самим собой стремится и герой рассказа «По дороге».

Первая часть – предыстория героя. Небольшой по размеру рассказ повествует о незначительных, на первый взгляд, событиях – сборах в дорогу Ильи Снегирева. Профессия у него беспокойная, он - водитель, и душа постоянно требует перемены: «Не впервые весна срывала его с мест». Но это не бесцельное бродяжничество. Его поездки – поиски своего места в жизни.

Подробнее...

Реферат по литературе "Дети и детство" в рассказах А.П.Чехова"

 

Знакомясь с произведениями А. П. Чехова, я обратила внимание на такую особенность: Чехов не относится к числу детских писателей, но героями многих его произведений являются дети: «Ванька», «Детвора», «Гриша», «Беглец», «Мальчики», «Событие», «Злой мальчик» и так далее. Меня заинтересовал вопрос, почему тема детства занимает такое большое место в творчестве А. П. Чехова. В школьной библиотеке я не нашла критической литературы о творчестве писателя, которая помогла бы мне ответить на возникший вопрос. В связи с этим я решила, перечитав рассказы Чехова, попытаться самостоятельно ответить на заинтересовавший меня вопрос. Актуальность проблемы, я считаю, как раз и обусловлена отсутствием в школьной и поселковой библиотеках доступной мне и ученикам моей школы критической литературы о творчестве Чехова. Я определила цель своей работы: изучить произведения А. П. Чехова, в которых главными героями являются дети и подростки, и понять, почему тема детства волновала писателя.

Достичь названной цели я могла, решив ряд задач:

познакомиться со страницами биографической литературы о Чехове, описывающими его детские годы;

перечитать произведения писателя, героями которых являются дети, и составить картотеку, содержащую информацию о персонажах этих рассказов;

выяснить возраст и социальное положение детей – героев рассказов Чехова;

Подробнее...

Реферат по литературе "Кот Бегемот: кот-оборотень на страницах романа М. Булгакова « Мастер и Маргарита » как часть проекта «Влияние русской классики на формирование собственных идеалов и представлений мире»"

 

Кот Бегемот: кот-оборотень на страницах романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - это часть работы над нашим проектом: «Влияние произведений русской классики на формирование собственных идеалов и представлений о мире». (На материале романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита»).

Выбор темы не случаен, так как формирование идеалов и морально-этических ориентиров - это сложный внутренний процесс, совпадающий со школьным периодом жизни любого человека. Для меня программа саморазвития оказалась тесно связанной с классической русской литературой как источником нравственных человеческих норм, основой духовной жизни.«Цель художества есть идеал, а не нравоучение»,- писал А.С.Пушкин. Идеал в жизни играет роль маяка. Как отличить добро от зла, и почему формы их проявления так разнообразны?

Формы работы над проектом были разнообразны: посещение усадеб как приближение к биографической стороне великих классиков, например, с классом мы посетили Михайловское и Тригорское, в девятом классе - Ясную Поляну, Овстуг, Спасское - Лутовиново; знакомство с окололитературной средой и пространством жизни русских писателей, к примеру,- поездка в Москву в седьмом классе с пешеходными экскурсиями по булгаковским местам, по местам жизни А.Островского. Также были посещены музеи Леонида Андреева, Лескова, Бунина ,Тургенева в городе Орел. Большое впечатление и влияние оказали духовные места Свердловской области: Невьянск, Верхотурье, Ганина Яма, литературный квартал родного города.

Подробнее...

Реферат по литературе "Жизнь и смерть в рассказах Л.С. Петрушевской"

 

Впервые с творчеством Л.С. Петрушевской я познакомилась в девятом классе, прочитав рассказы «Страна», «Светлана» и «За стеной».    Необычность сюжетов на философскую тему и стиль автора поразили меня,        и появилось желание прочитать другие произведения писательницы, рассмотреть особенности изображения философских тем (а именно философских категорий жизни и смерти) в ее рассказах, но, а в первую очередь, открыть для себя писательницу нашего времени, такую как  Людмила Петрушевская.

Людмила Петрушевская. Это имя - одно из значительных из числа современных писателей России. Какие бы невероятные вещи она ни рассказывала, голос ее никогда не лгал, он звучал музыкой, не сочиненной, а рожденной законами природы. Людмила Петрушевская черпает сюжеты, где приходится, подчас просто на улице, «там, где у человека есть пока еще    время».

Да, в настоящее время у человека не всегда найдется свободная минутка! В таком круговороте жизни современный человек постепенно теряет свои духовные богатства, ценности, вследствие чего теряет цель в жизни, затем        ее смысл... ну а после этого человек просто перестает жить... Нет, он  умирает не физически, а духовно. Разве можно назвать жизнь человека полноценной, со всеми ее белыми и черными полосами, радостями и печалями и еще огромным множеством чувств и эмоций, если человека  духовно нет, он морально погиб? Думаю, что это не жизнь, а простое существование. К тому же, если человек в один прекрасный день осознает      свое бесполезное нахождение в этом мире, что его больше ничего не держит на этом свете, он шагнет в бездну, ну или хотя бы сделает попытку, чтобы на        этот раз умереть физически!

Подробнее...

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru