Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Мониторинг сформированности УУД в процессе работы с текстом на уроках русского языка

Одной из актуальных задач современного образования в период перехода на обучение по новым стандартам является формирование и развитие у об­учающихся УУД, необходимых для формирования базовых компетенций лич­ности. Таким образом, меняется роль учителя — теперь он тьютор, органи­затор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития УУД. Учитель — главный по­мощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.

Согласно требованиям ФГОС нового поколения происходит переход от пе­редачи суммы знаний к активной деятельности по решению конкретных задач. Теперь готовность школьников к обучению на новой ступени образования оценивается не на основе знаний, умений и навыков (ЗУН), а на базе сфор­мированности универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, другими словами, способность субъекта к саморазвитию и самосо­вершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового соци­ального опыта.

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять де­ятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и ре­зультаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореа­лизации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессио­нальной мобильностью;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формиро­вание компетенций в любой предметной области.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют че­тыре блока:

1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный,

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию уча­щихся (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, дей­ствие смыслообразования и нравственно-этического оценивания).

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция).

Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические дей­ствия, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД включают в себя планирование учебного сотруд­ничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение кон­фликтов; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи.

Так что же дают универсальные учебные действия?

Они:

обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необхо­димые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; «умение учиться» во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерыв­ному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков, формиро­вание картины мира, компетентностей в любой предметной области.

Как сформировать универсальные учебные действия? В настоящее время существуют разные педагогические технологии, методы и формы, помогающие формировать УУД. Вот лишь некоторые из них:

проблемно-диалогическое обучение;

организация учебного сотрудничества;

работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;

проектно-исследовательская деятельность;

использование интерактивных возможностей ИК.Т;

практико-ориентированные задания из реальной жизни;

разновозрастное сотрудничество и др.

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, вы­страивая единую образовательную среду в школе, позволит создать условия для формирования УУД.

Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Феде­ральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Всели идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» — не­возможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании — это сис­тема сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ори­ентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: мониторинг — это инструмент того, кто управляет ситуацией.

Цель мониторинга качества сформированности УУД — определить про­филь коррекции, то есть выявить несформированные общеучебные и пред­метные умения и навыки для целенаправленной работы по их формированию, а также отметить те УУД, которые на данный момент станут опорными для обеспечения успешной предметной деятельности обучающихся.

При мониторинге результативности учебного процесса оценивают прежде всего следующие УУД:

мыслительные (анализ, синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);

информационные (умение сворачивать информацию — от текста к таб­лице, схеме; умение разворачивать информацию — описывать словами схему, формулу, чертеж, таблицу и т.д.);

коммуникативные (умение работать в группе, в паре; грамотная устная речь; навыки смыслового чтения);

— организационные (умение самостоятельно выполнять задание по алго­ритму, вести тетрадь; навыки самопроверки и самооценивания).

Критериев для мониторинга УУД разработано достаточно много. Я в своей работе использую критерии, формируемые при работе обучающихся с тек­стом. Эти критерии оформлены в виде таблицы (Приложение 1). Проверка осуществляется три раза в год в виде входного, промежуточного и итогового контроля. По результатам контрольной работы учитель оценивает каждого обучающегося по трем уровням овладения УУД (0 — не умеет, 1 — частично умеет, 2 — хорошо умеет). Затем учитель оценивает уровень подготовлен­ности класса в целом (Приложение 2). Для проведения контрольных работ созданы контрольно-измерительные материалы (Приложение 3).



Приложение 3

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

5 класс

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвиненка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький ХВОСТИК.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвиненок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо по­смотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

(Г. И. Снегирёв)

Задания

Озаглавьте текст.

Определите тему и основную мысль текста.

Составьте план.

Перескажите текст подробно.

Выразите мысли и чувства по поводу прочитанного.


6 класс

Зимний парк.

Скрипит под ногами ослепительный снег. Идёшь по огромному парку и на­слаждаешься красотой морозного зимнего дня.

На снегу видишь следы каких-то птичек. На красноватом стволе сосны мелькает чей-то хвост. Конечно, это белка, а говорят, что зимой жизнь в парке замирает. Клевета!

Вот синичка. Такая привычная городская жительница... Здесь, на этом свер­кающем снегу, она кажется удивительной, сказочной птицей! А если уж при­летит стая снегирей и сядет на ветви деревьев, то парк превратится в вол­шебный сад, где на белых деревьях растут розовые яблоки.

(Из интернета)

Задания

1. Напишите подробное изложение, сохраняя стиль описания.

2. Дополните авторское описание собственным, то есть добавьте элементы сочинения-описания.


7 класс

Они были идеальными.

Мне дали три письма. Просили узнать, где эти ребята и почему не заходят.

Я протянул Екатерине Ильиничне поблекшие, морщинистые конверты. Она надела очки, стала осторожно вынимать письма и одно за другим читать.

Не заходят, говоришь? Как же могут они зайти, если обещали жизнью пожертвовать?

Они все... погибли? — недоверчиво спросил я. — Все трое?

Не трое! Их миллионы погибли... А буквы все те же!

Она помолчала.

«С. Н». Это Сережа Нефедов. Он! Не сомневаюсь... Художественная была натура! Цветы на подоконниках разводил. Он и рисовал хорошо! У меня есть его картина: «Неизвестная с портфелемзк, бывало, после уроков по шесть портфелей тащил: освобождал девчонок от физических напряжений. Он им и каблуки при­колачивал, если отрывались во время танцев. А как эти мальчики танцевали! Лучше, чем они были в жизни, вообще быть невозможно. Они были идеальными...

В жизни она лучше была, по-моему.

На ее серовато-увядшие щеки пробился румянец. Письма в руках дрожали, как от озноба.

«В.Б». Это Володя Бугров... У меня сохранилась его тетрадка. Он решал в ней задачки, которых я лично решить не могла. Говорил правду... Считал, что если производственные и спортивные нормы надо выполнять, то уж человече­ские тем более! Всегда в очередь становился, никого не расталкивал, а оказы­вался все равно впереди. Академиком был бы... Сколько будущих академиков не дожили даже до института!

Нет идеальных? А мои мальчики? А мои ребята?! Вот написано: «С». Это Саша Лепешкин. Стеснялся своей фамилии: одной буквой отметился. Ма­леньких обожал! И этого тоже стеснялся: украдкой, за школой, первокласс­ников на санках катал. Мама его уборщицей в школе работала. Так он, бы­вало, за нее после уроков полы мыл. Этого не стеснялся! Девчонки идут, а он моет, трет. Ведра таскает... Нет идеальных? А Саша Лепешкин! И все трое по­гибли.

(по А. Г. Алексину)

Задания

Напишите выборочное изложение (например, об авторе одного из писем).

Дополните изложение сочинением на тему «Такой народ не мог не побе­дить».


8 класс

Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и ку­сочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охо­тились совы.

В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуве­ренного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед рас­топыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.

Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь.

Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. За­любуешься!

Однажды (это было в конце сороковых годов), исследуя низовья реки Имана в Уссурийском крае, я нашёл гнездо болотной совы. Это гнездо, к моему искреннему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защи­щенной кочке. Никто, за исключением лишь нескольких исследователей при­роды, не видел гнезда совы в таком странном месте. Да, редкостное это было зрелище! Насколько я помню, в гнезде лежали шесть беспомощных совят, по- видимому, таких же обжор, как и птенцы горихвосток. «Как это вас, бедолаги, угораздило,— сказал я, обращаясь к совятам, появиться на свет у такой не­радивой мамаши?» К предположению насчёт обжорства совят я пришёл, ко­нечно, не случайно. Известно, что большинство сов ведут ночной образ жизни. Родители найденных мною совят, однако, вынуждены были нарушить свойст­венный совам образ жизни. Они охотились за мелкими грызунами: мышами- полёвками, землеройками — не только в ночное время, но, как мне удалось убедиться позднее, и большую часть дня. Очевидно, сильно подросшие со­вята — будущие хищники — нуждались в обильной пище, и бедным роди­телям не хватало короткой летней ночи, чтобы поймать нужное количество грызунов. Однако при достаточном количестве пище совы редко покидают гнёзда.

(Из интернета)

Задания

Из двух прочитанных текстов выберите один, необходимый для заметки о совах в школьную газету.

Напишите текст публицистического стиля «О совах».

9 класс

О хороших манерах.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, какговорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хо­рошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не за­ткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять- таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказы­вается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое поло­жение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдер­жанным и красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна».

И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не ду­майте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверх­ностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе», к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т.д. Надо не запоми­нать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отно­шения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего по­ведения, желание и умение их применить.

(Д. С. Лихачёв)

Задания

Напишите сжатое изложение, применяя полученные приёмы ком­прессии текста.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого я считаю воспитанным человеком».


10 класс

Впервые слово биосфера ввёл в науку термин австрийский учёный Эдуард Зюсс в 1875 году. Однако учение о биосфере появилось только в начале XX века. Создал его русский учёный В. И. Вернадский. Он рассматривал би­осферу как активную оболочку Земли, в которой обитают живые организмы. Деятельность всех живых существ вместе с человеком преобразует планету. Сам В. И. Вернадский считал своим предшественником в учении о биосфере французского натуралиста Жана Батиста Ламарка.

Биосфера включает три оболочки: воздушную — атмосферу, водную — ги­дросферу, твёрдую — литосферу. Область распространения основной массы живых организмов в литосфере не выходит за 10 метров от поверхности. Ат­мосфера заселена до 6 тыс. метров над уровнем моря. В воде жизнь распро­странена повсюду, вплоть до самых больших океанских глубин, то есть свыше 11 тыс. метров. По сравнению с размерами самой Земли биосфера представ­ляет собой тончайшую плёнку.

Для существования биосферы необходимо непрерывное поступление энергии, её главным источником является световое и тепловое излучение Солнца. Энергия солнечного света накапливается в органическом веществе зелёных растений в виде энергии химических связей и может передаваться от одних организмов к другим.

(Из интернета)

Задания

Прочитайте текст, выделите в нём главное.

Кратко сформулируйте основные положения текста в виде тезисов.

Создайте текст публицистического стиля о необходимости бережного отношения к окружающей среде.


11 класс

Наедине с толпой.

Человек в условиях многолюдства — вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. Наедине с толпой.

Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя че­ловек в сегодняшнем городе.

Редкая поездка по столице обходится без метро. Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. Плотный паренёк, видимо, распрекрасно настро­енный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. Богатырское движение! Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. Известно, что стоять надо справа, проходить слева. Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

Вышли на платформу. Приближается поезд. Нам предстоит сесть в вагон. Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. Но обратите внимание вон на ту женщину переддверьми. Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каж­дого выходящего делает попытку проскочить в вагон. Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бу­тылки густая позавчерашняя простокваша.

О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и за­зевавшегося мужчину...

Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? Мы вынуждены много времени прово­дить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. А по-моему, именно тут и проявляется истинная вос­питанность. Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осто­рожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По 3. С. Паперному)

Задания

Сформулируйте одну из проблем исходного текста.

Аргументируйте собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru