Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

«Организуем жизнь класса по новому…» (Тематический период как форма организации деятельности в классе)

Одним из принципов, лежащих в основе любой гуманистической воспитательной системы современного учебного заведения, является принцип преемственности, последовательности и системности в организации учебной и вне учебной деятельности. Этот принцип требует взаимосвязи всех компонентов системы в их содержании, взаимодополнения в решении педагогических задач в учебной и внеучебной работе, наличия четких и ясных перспектив в деятельности в которую ребенок включается, взаимосвязи последующих педагогических действий с предыдущими, непрерывности педагогических воздействий, обеспечение взаимосвязи с учащимися разного возраста, согласованности требований, предъявляемых к учащимся.

Этим требованиям во многом отвечает организация воспитательной работы через тематические периоды.

По времени тематический период может быть четко закреплен (по временам года, по месяцам, по декадам и др.) или   определяется вариативно в зависимости от сложности и содержательной наполняемости темы (от 1 до 3 месяцев).

Тематический период, как воспитательный комплекс( В.А.Караковский), представляет из себя   ряд дел, разнообразных по форме, способу и времени организации, объединенных одной общей темой - проблемой. Их тематика предлагается самими воспитанниками. В некоторых школах темы периодов являются традиционными (Праздник песни, Месячник Юного патриота, Неделя Школы и др., «сезонно -праздничные периоды»). При этом каждый год форма проведения традиционного периода может быть разным.

В других случаях темы периодов определяются каждый год по-новому. Чаще всего определение тем периодов осуществляется на общешкольном( или классном) сборе планирования. Форма проведения   сбора планирования - мозговой штурм, Банк идей, защита проектов и др. После общего обсуждения тем предлагаемых периодов( на каждом сборе поступает до 50 тем – предложений) проводится голосование, и принимаются 4 ( или более) наиболее интересных. Эти периоды становятся основой общешкольного плана воспитательной работы. На сборе планирования же   определяются   формы и способы проведения дел « в рамках периода» и ключевые дела (голосованием) – общие дела, которыми заканчивается каждый период.

Темы периодов могут быть связаны с крупными историческими датами или событиями ( Колесо история, Пушкинская Ассамблея, Культура мира и др.), со школьными датами. В последние годы   в качестве тем периодов выносятся серьезные социальные и молодежные проблемы ( «Мы против», «Человек –это звучит гордо, человек- это звучит горько», «Прощай, ХХ век», «Я –личность», «Я –гражданин» и др.), познавательные темы( «Эта неизвестная планета», «Тайны земного шара», «Сто тайн», «Жемчужины человеческой мудрости», «Сто тысяч почему» и др.). Темы должны быть по-настоящему актуальны для воспитанников и иметь высокий воспитательный потенциал( к сожалению , нередко ребята предлагают развлекательные периоды и задача педагогов направить рассуждения ребят при планировании в актуальное для самовоспитания и саморазвития воспитанников русло). Тема должны быть достаточно крупной», чтобы была возможность вирировать ее содержанием.

В течение периода   идет   работа по «вхождению в тему» и подготовка к общему ключевому делу. Происходит по сути дела практическое накопление знаний учащихся по проблеме, расширяющих их социальный опыт и представления в этой области. Это могут быть часы общения, классные вечера, классные КТД по проблемам периода, встречи с различными специалистами и др.

Организация жизни класса по тематическим периодам систематизирует работу класса и классного руководителя, расширяет спектр творческих поручений, делает жизнь класса интересной и творческой. Некоторые идеи, которые приведены выше тоже могут стать тематическим периодом.

Варианты тематических периодов

 

Название периода

Классы

Примерные дела периода

Содержание ключевого дела

Тематический период «Мы против»

1-3 кл.

-конкурс рисунков по теме периода

-день здоровой семьи

-праздник здоровья

-КТД «Мой город»

-операция «Живи, дерево», -Цветочный сад»

-трудовой десант

-КТД «Я выбираю здоровье»

-конкурс стихов и мини-сочинений

Главное дело в 1-3 классах - игра по станциям «Я выбираю здоровье», где ребята узнали о вреде алкоголизма, табакокурения, совершив путешествие по своему организму вместе с Джуной (Лазарев).

5-10 кл.

-конкурс агит-плакатов

-операция «Мы хотим жить»

-акция «Живи, лес!»

-КТД «Мы против»

-участие в марше парков

-экспедиция в национальные парки

-школа демократической культуры

-пресс-конференция «Власть и мы»

-акция «Письмо к взрослым»

-акция «Мы дети на зеленой планете и эту планету мы сохраним»

-праздник «В здоровом теле –здоровый дух»

-школа здоровья

Главное дело периода - акции и операции в защиту прав детей, по охране окружающей среды и за здоровый образ жизни. Проведя предварительную подготовку в школе ребята с конкретными делами (выступления агитбригад, работа в заповедниках и заказниках) выходили в окружающий социум

Тематический период «Загадки земного шара», носит познавательный характер

1-3 кл.

-УТЯ (университет таинственных явлений)

 

 

Ребята по желанию поступают на 11 факультетов открытого в школе университета таинственных явлений: факультеты тайн моря, земли, леса, насекомых, слова, цифры, человека, здоровья, народных мудростей и т.д. Чтобы поступить туда, ребята готовят научно-исследовательский проект, а выпускные экзамены носили творческий характер.(в виде разнообразных КТД по классам)

 

5-11 кл.

-открытие школьного научного общества

-мини-школы по отдельным предметам и наукам

-математико-биологическая игра «Спасатели, вперед»

-пресс-конференция «Общество любителей свежего воздуха»

-географическое КТД «По следам великих географических открытий»

-биологическое КТД «Мини-мир»

-химический вечер «Тайное в явном»

-физическое КТД «Всегалактический съезд по проблемам мироздания»

Ребятам нужно было отправиться в экспедицию, на этот раз - за тайнами Земли по выбранным ими направлениям. Причем участники экспедиций «играли» определенные роли: спасателей, в игре «Спасатели, вперед», инопланетян на физическом вечере, мореплавателей и исследователей в географическом КТД. В течение месяца экспедиции составляли «Бортовой журнал», путешествуя от тайны к тайне, а затем «отчитывались» о проделанной работе, обсуждали проблемы мироздания, искали выход из экологических проблем нашей планеты и т.д.

Тематический период «8-е чудо света», задача - побудить увидеть ребят «необычное рядом», найти «новое» чудо света, научиться делать чудеса своими руками

1-3 кл

 

 

 

 

 

 

 

 

5-7 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-11 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-КТД «Путешествие в страну неразгаданных тайн»

-День Доброго Волшебника

-праздник «Чудеса без чудес»

-Чудеса в решете (выставка поделок-чудес своими руками)

-выставка рисунков – «7 чудес света»

-День Чуда

 

 

-Устный журнал «Удивительное рядом»

-вечер разгаданных и неразгаданных тайн

-творческие уроки «Чудеса науки и техники»

-город мастеров «Необыкновенные превращения обыкновенных вещей»

-музей 7 чудес света

-КТД - 8 чудо света (чудеса в природе, музыке, истории)

 

-вечер «историй по -секрету»

-по следам капитана Немо и других...

-«Тайная вечеря» - КТД по 7 чудам света

-Музей 7 чудес света

-КТД - 8 чудо света (чудеса в науке, в творениях человека, среди самих людей).

 

Ключевое дело в начальной школе - День Чуда, главная его идея - совершить для своих близких и друзей что-то чудесное и доброе, подготовить «Волшебный сюрприз».

 

Главное дело периода «Музей чудес света».

В школе открылся музей, где экспонатами были и 7 чудес света, представленные в виде творческих миниатюр и пантомим и новые чудеса, которые придумывали сами ребята. Все желающие могли стать экскурсантами в этом необычном музее.

 

Тематический период «Старые песни о главном» (колесо истории). Период «погружения» В историю Российского государства

1-3 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-7 кл.

 

 

 

 

8-11 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-русские посиделки

-вечер «Это было недавно, это было давно»

-аукцион народных мудростей

-праздник «Молодецкие забавы»

-экспедиция в «далеко» (1 класс пища, хозяйство, 2 класс - одежда и быт, 3 класс - по Золотому кольцу России

 

-мини- сочинения « Мое прошлое, прошлое моей семьи

-КВН «История одного дня

-декада старых фильмов

-Домашний музей

-Что? Где? Когда? (викторина)

-фестиваль «Русские игрища»

-КТД «Колесо истории»

--экспедиции по городам России (заочные)

-викторина «Умом Россию не обнять»

- философские чтения «Разговор с великим Россиянином»

-

 

 

 

Главное дело периода «Колесо истории», проходило по связкам разновозрастным, по 2-3 класса. Каждая связка отправилась в экспедицию в прошлое России по отдельным эпохам : Киевская Русь, Татаро-Монгольское иго, царствование Петра 1, эпоха Ивана Грозного, война 1812 года, 1 русская революция, октябрьская социалистическая революция и НЭП, Великая Отечественная война, 50-60 годы, наши дни и т.д. Дело состояло из 2 частей. Сначала каждая связка подготовила «остановку» в прошлом, где можно было побывать на революционном митинге, позаседать на собрании колхозников, заглянуть в девичью светлицу, на урок времен Ивана Грозного и т.д. А потом на 4 творческих площадках разыгрывались мини-спектакли с целью создания духа заданной эпохи, основных ее событий

Тематический период «Игры Доброграда». Цель - с помощью различных видов игр разнообразить досуговую деятельность, научить детей с пользой проводить свое время

1-3 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-7 кл.

 

 

 

 

 

 

 

8-11 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

--КТД «Спорт для всех» (спортивное дело для детей и родителей)

-Игра без границ (конкурс мини-игр)

-чемпионы и чемпионки (конкурс дворовых игр)

-чемпионат по настольным играм

 

-Чемпионат по настольным играм

- чемпионат познавательных игр

-операция «Игра дело серьезное»

-ярмарка идей (познавательная игра)

-спортивный праздник «На старт»

-по следам олимпийских игр (устный журнал)

-школа игры

 

-игры»Тренинг, досуг»

-экономическая игра «ЭХО»

-игра «Ярмарка качеств»

-Доброградские игры (спортивный праздник -многоборье)

-«Игры всякие важны, игры всякие нужны» (журнал- путешествие для малышей)

-школа выживания (биологическая игра)

Праздник игры и игрушки (по традиционному плану)

 

Составив классную картотеку игр, ребята в течение дня дела проводили друг у друга самые интересные игры, обучая друзей веселым и полезным состязаниям.

 

Главное дело периода _ экономическая игра «ЭХО». Задача каждого класса - создать собственное предприятие, такое, чтобы оно приносило доход в специально созданное валюте. Заработать первоначальный капитал можно было поучаствовав в экономической викторине. Увеличить его - или игрой на бирже, или собственным «делом» - работали кафе, магазины, кинотеатр и т.д., или благотворительностью - реальной работой на социальных объектах (д\с, школе, интернате, помогая престарелым и т.д.). Всего за 1,5 месяца игры ребята отработали около 3500 человекодней.

«Идеальная школа ХХ века». Девиз периода - «Друзья, прекрасен наш союз». Задача – посмотреть на проблемы современного образования и собственной школы глазами детей и взрослых, увидеть пути дальнейшего развития школы.

1-3 кл

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-6 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7-11 кл.

 

 

 

 

 

 

 

-Я хочу учиться в школе - игра по станциям

-КТД «С днем рожденья, дорогая школа»

-Праздник прощания с букварем

-Посвящение в юные музыканты, художники, танцоры

-операция «Подарок»

-КТД « Я, ты, он, она - вместе школьная семья»

-«Чему учат в школе» - разговор по душам

-конкурсы, сочинения, стихи, рисунки о школе

 

-Ярмарка ЗУНов

-игра «Умники и умницы»

-КТД «Путешествие в школьные тайны»

-операция «Школа- мой дом»

-праздник Дня Рождения школы

-конкурс проектов школ ХХ1 века

-конкурс газет о школе

-конкурс сочинений - размышлений «Что я хочу знать»

 

-Игра «Хочу все знать»

-Школьные Олимпиады

-Сократовские беседы «Что я хочу знать»

-пресс-конференции с родителями «Да, были школы в наше время»

-День замечательных выпускников

-Защита проектов образовательных систем « Что день грядущий нам готовит»

-КТД «Идеальная школа ХХ века»

Ключевое дело периода для старших и средних классов представляло из себя защиту Идеального учебника для Идеальной школы. Разделившись на связки « по интересам», ребята в течение месяца готовили материалы к учебнику, выбрав для защиты по 1 странице - предмету. Задача была создать такой супер- учебник, который « как прочтешь- так сразу все узнаешь». На заседание редколлегии была представлена творческая защита 14 страничек (по всем учебным предметам школьной программы). В результате созданный учебник был «рекомендован» для всех школ в качестве пособия для ускоренного прохождения школьной программы.

Период «От фольклора до авангарда до авангарда». Задача периода – стимулирование интереса ребят к различным видам творчества, исследование направлений в разных   жанрах искусства.

1-3 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-11 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-«Музыка всех времен и народов»: песни наших бабушек, песни мульти-пульти, ты да я, да мы с тобой.

-операция «Музыкальный сюрприз»

-операция «Для вас у нас...

-танцевальный калейдоскоп (танцы народов мира)

-музыкальная гостиная «Слушай и запоминай»

-КТД «Этот пестрый мир искусства»

-детская филармония

 

-вечер джазовой музыка

-вечер классической музыки

-вечер русского романса

-музыка для всех - литературно-музыкальный журнал

-песни для души (вечер бардовской песни)

-праздник танца (по направлениям)

-музыка города (КТД по архитектуре)

-авангард- шоу (КТД)

-«Мы выбираем» - диспут о молодежной субкультуре

-«Ты мне, я - тебе» (викторина по художественному изобразительному искусству)

-«Ах, мода, мода». Спектакль о истории костюма школьного театра моды.

Ключевое дело периода - «Музыка всех времен и народов» проходило по параллелям. Ребята во время подготовки тщательно изучили тему своего выступления, побывали на «взрослых» концертах, в филармонии, провели вечера - посиделки с носителями культуры, а затем в мини- спектаклях постарались поделиться своими знаниями с другими ребятами. Получилось веселое шоу. А ребятам так понравилось петь, что после праздника в школе появилось 3 кружка разного направления, которые возглавили родители и бабушки.

Ключевым делом по параллелям было авангард-шоу. Каждый класс получил задание подготовить экспозицию -экскурс по одному из видов искусства (танец, музыка, ИЗО, архитектура, мода и т.д.), а в конце они должны были придумать свое новое направление и продемонстрировать его в различных формах.

 

Тематический период «Сказка ложь, да в ней намек» ставил целью развитие познавательного интереса у ребят, их фантазии и творчества.

1-3 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-7 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8-10 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

-путешествие в страну сказок (игра по станциям)

-сказочный КВН

-аукцион сказок

пресс-конференция со сказочными героями

-читательская конференция по сказкам

 

-«Сами сочиним сказку» КТД

-аукцион сказочных мудростей

-конкурс знатоков сказок

-конкурс фантастических рисунков

-конкурс «Дидактические сказки»

-сказочные приключения (спортивно-творческий праздник)

-день сказочного героя

-устный журнал «Сказание о сказках»

 

-сказки про сегодня -КТД

-конкурс знатоков фантастики

-игра «Заколдованная страна»

-защита фантастических проектов «Утопия ХХ1 века»

-фантастическое телеобозрение

-читательская конференция по книгам в стиле «Фентези»

-КТД «Сказки для взрослых»

-Воспоминания о будущем (диспут)

--Викторина «Литературные сказки»

 

 

Тематический период « Я – личность» был призван найти новые таланты, ставилась задача перед каждым «познать себя».

1-3 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5-8 кл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9-11 кл.

 

 

 

-цикл часов общения по программе познания личности

-КТД « Что в имени моем»

-Операция « Научите меня доброте»

-КТД «Ты да я, да мы с тобой»

-День творчества

 

-КТД «Ученье с увлечением»

-КТД «Здравствуйте, это мы»

-Операция «Что ты сделал, чем ты людям помог»

-День хобби

-День творчества

-КТД «Приходите в гости к нам»

-КТД «Как много девочек хороших, как много девочек крутых»

-Сократовские беседы «Личное в личном»

-КТД «Звезды и люди»

-КТД « 5 минут с великой личностью»

-пресс-конференция с популярными личностями школы

-ассамблея личностей школы

-операция «Я + мы»

-игра «Порок или добродетель»

-Ток- шоу «Как мы живем»-

- ток- шоу «Я умею выбирать»

 

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru