Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

«Хочу все знать» (Информация важна, информация нужна)

Педагог в стартовой беседе еще раз говорит, что развитие памяти, мышления, внимания – важное условие успешности любой учебной и познавательной деятельности.

Вообще познание мира – задача всей жизни человека, и школа с её достаточно узким набором учебных предметов не может дать человеку «все знание о мире». Важное место здесь занимает самообразование. Некоторые философы считали и считают, что именно потребность человека к новым знаниям, к открытиям двигает все человечество в будущее. Особенно важно для организации самообразования уметь правильно получать и анализировать различную информацию.

«Информация важна, информация нужна!». Цель задания - сформировать представление о важности и разнообразности информации в современном мире. Работая по группам в режиме мозгового штурма, участникам предлагается назвать по 5-10 предложений- тезисов, в которых доказываются значимость различной информации для образования, карьеры, работы, бизнеса человека. Предложите каждой группе затем нарисовать плакат под девизом « Да здравствует информация!» и защитить его в творческой форме.

«Источники информации». Предложите участникам составить кластер информации, определяя различные виды информационных источников, которые существуют в современном мире.

«Мои источники информации». Участникам предлагается подумать и проанализировать, какие виды источников информации они используют в различных ситуациях своей жизни.

 

Ситуация

Вид источника

Какую информацию получаете

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждаются вопросы:

почему именно эти источники оптимальны для вас?

Что вас устраивает в этих источниках?

Какой информации вам не хватает в жизни?

 

«Разные источники». Обсудите с участниками, какие из источников наиболее важны для их личного развития, образования, карьеры. Какими из них они пользуются с большим удовольствием? Какие вызывают затруднения при использовании. Попросите участников привести примеры тех источников, которыми они пользуются чаще всего в настоящее время. Составьте для каждого участника карту информационного поля. Насколько это поле широко? Перечислите в них все источники, которыми они пользуются в настоящее время.

«+ и – информационного бума». Предложите участникам привести примеры из собственного опыта, когда информация приносит вред или пользу. Как вы относитесь к рекламе, как источнику информации? К СМИ в целом?

«Продолжим кластер». Предложите участникам расширить кластер понятия «информация», исходя из того, что в зависимости от типа и содержания письменных источников можно выделить:

Учебник

Энциклопедии, словари

Научные работы

Популярная периодика

Письма

Литературные произведения

Документы (юридические, исторические и др.)

Архивы

Статистические данные

Предложите участникам привести примеры таких источников( как домашнее задание), подготовив по группам презентацию какого-либо вида документа.

Схема презентации:

Название произведения

Автор ( авторы)

Год издания

Его тип

Объем

Область знаний

Значение информации, которую несет источник

основное содержание

«Свой документ по типу».Учитель предлагает участникам, работая в группе, внимательно прочитать предложенные документы. При этом каждой группе нужно предложить «свой тип документа». На первом этапе участники устно анализирует его (по предложенный выше схеме). Обсуждаются вопросы: по каким признакам мы знаем, что этот документ относится к юридическим (историческим) др. Как стилистика документа доказывает это? Как фактический материал подтверждает это? Какие внешние признаки видны?

Затем каждой группе предлагается написать свой документ в соответствии со стилистическими и фактическими особенностями различных типов материалов по одной общей проблеме:

Статья в газету

Письмо

Юридический документ

Исторический репортаж и др.

В качестве темы создания документа можно взять современные проблемы, волнующие подростков.

«Превращение». Участникам предлагается «превратить» предложенный документ в другой по типу, используя новую форму, стилистику, язык, но сохраняя содержание и фактический материал. (например известную Казку «Курочка ряба» в исторический документ и др.). Оцениваются насколько удачно будут использованы авторами «законы» жанра.

«Соответствие». Участникам предлагается «подобрать», работая в группах в режиме мозгового штурма», под указанные формы и типы документов определенные социальные проблемы. Обсуждаются какие из проблем «бельше»подходят лдя описания в каких типах документах и др.

«Способы анализа». Предложите участникам рассказать о том, как они знакомятся с источниками информации:

Смотрю картинки

Читаю заголовки

Читаю выборочно

Внимательно все читаю

Размышляю над непонятными местами и др.

Предложите каждому участнику определить, какое значением имеет «внимательное чтение» для   развития, повышения образовательного уровня и др. Обсуждаются причины отсутствия желания к внимательному чтению и анализу источников.

В качестве домашнего задания предложите участникам подобрать несколько типов   письменных документов из разных источников и прочитать их с позиции внимательного читателя. Что было особенно трудно при этом?

«Проба анализа». Следующие занятия проходят как практикум по различным видам анализа документов. На первом этапе педагог рассказывает и приводит пример о виде анализа. Затем предлагает самим участникам провести такой анализ. При этом можно использовать один и тот же текст для различной работы. При этом следует разным участникам раздать различные типы документов.

В конце обсуждается, какой вид анализа наиболее подходил для того или иного вида документа. Почему? Что было особенно трудно при работе?

Вообще :

1. «Конспект» – краткое изложение, краткая запись прочитанного материала. Конспект учебный (от лат. conspectus – обзор, очерк) – одна из важнейших форм учебных записей, представляющая собой связное, сжатое и последовательное письменное изложение содержания усваиваемого материала; эффективное средство закрепления в памяти прочитанного текста, дисциплинирующее и развивающее мышление, побуждающее глубоко осмыслить прочитанное, найти важное и существенное, выразить его в четких и сжатых фразах. Как правило, конспект состоит из трех основных элементов: плана, тезисов основных мыслей источника и фактического материала.

2. «План» – разбиение прочитанного текста на более или менее самостоятельные по смыслу фрагменты и их оглавливание.

3. «Тезисы»– краткое изложение основных мыслей  (тезисов) о прочитанном тексте. Тезисы – слегка формализованное резюме, где выделены основные положения и каждое из них рассмотрено в отдельности.

4. «Цитирование» – дословная выдержка из текста с обязательным указанием выходных данных цитируемого издания: автор, название работы, место издания, издательство, год издания, страница.

5. «Аннотация» – краткое свернутое изложение содержания прочитанного без потери существенного смысла

6. «Рецензия»– написание краткого отзыва с выражением своего отношения к прочитанному.

7. «Справка» – подборка сведений, имеющих статистический, биографический, библиографический, терминологический, юридический и прочий характер, полученных в результате поиска.

8. «Тезаурус» – составление словаря, упорядоченного комплекса базовых понятий по определенному разделу или теме

 

По мере выполнения задания можно устраивать «выставки » - вывешивать работы участников «по номинациям» и проводить их рейтинговую оценку.

На завершающем этапе предлагается определить, какие виды документов каким способом лучше всего анализировать и с какой целью.

 

Вид   документа

Способ анализа

Цель анализа

Исторический документ

 

 

Газетная статья

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предложите участникам, работая по группам составить собственные рекомендации как провести хороший анализ текста по различным видам анализа( написать инструкцию «Как составить конспект», «Как составить план статьи» и др.

«Подбор документов»... Учащимся называют тему, а они составляют список документов, с которыми необходимо познакомиться для полного раскрытия темы (можно по ступенькам- углубляющим знание о проблеме). Указываются шаги поиска информации по проблеме.

«Постановка цели». Участники работают в группе. Им предлагаются для чтения различные документы. Их задача – выяснить и указать основные причины, которые ставил автор документа перед собой. Затем группы меняются документами и вновь их читают. Теперь задача – уточнить поставленные цели. При третьем обмене группам предстоит указать, каким образом автол достиг целей. При четвертом обмене – группы приводят свое мнение по документу.

Вопросы по документу:

С какими мыслями автора вы согласны, а с какими могли бы поспорить?

Что в документе было непонятным?

Какие примеры из истории и современной жизни подтверждают или опровергают мысли автора статьи?

«Иллюстрация». Участникам предлагается прочитать определенные документы и подобрать к ним возможные иллюстрации, фотографии, картинки( можно в качестве домашнего задания), По итогам можно провести игру «Узнай». При этом все иллюстрации вывешиваются на доске и группы пытаются определить к какому документу они относиться.

Какие иллюстрации вы могли бы предложить (фотографии, карикатуры, рисунки, картины, графики и т.п

«Стратегия ЗХУ». Это - индивидуальный способ анализа документа.руководитель называет тему, к которой относится документ и дает краткую характеристику документа Учащиеся заполняют первые три строки таблицы. При чтении каждый участник заполняет форму. Затем, в общем обсуждении, участники рассказывают, что им было особенно трудно при чтении, что непонятно.

Название и обще описание документа

 

Знаю по проблеме

 

Хочу узнать

 

узнал

 

Осталось узнать

 

Не понятно

 

Новые термины

 

Обсуждаются вопросы:

что было труднее всего в работе?

удалось ли полностью проанализировать документ? Почему?

что осталось за рамками документа? Почему?

«Взаимный опрос». Преподаватель может попросить учащихся составить вопросы к документам (это можно предложить сделать в группах, а затем учащиеся постараются ответить на вопросы одноклассников). Кроме того, в документе употребляется много понятий, которые можно обсудить и проанализировать корректность их использования с точки зрения школьников.

«Маркировка». Анализ материалов средств массовой информации в более простом виде может состоять из ряда последовательных действий учащихся:

1. Предложите внимательно прочитать статью (любую), затем попросите подчеркнуть красным цветом наиболее важные детали, синим – полезные, зеленым – несущественные.

2. Пусть учащиеся выделят событие (или события), описанное в газете, которое оказало наибольшее эмоциональное воздействие (взволновало, расстроило, обрадовало и т.п.).

«Краткое резюме». Учащимся предлагается ознакомиться с текстом и составить на него краткое резюме:

Тип документа

Автор

Цели документа

Основные идеи документа

Собственные комментарии.

Объем такого резюме – не более 15 предложений. По итогам обсуждается, кому удалось составить самое удачное резюме, что было особенно трудно при работе над документами и др.

«Узелки на память». Это упражнение – форма первичного анализа документа. Предложите участникам при чтении текста записывать в тетради или отмечать на полях наиболее важные, интересные мысли автора, требующие осмысления и собственного анализа.

«Вопрос-ответ». Работа в парах. Участникам предлагается составить к тексту вопросы и ответы. На работу отводится определенное время. Анализируется чьи вопросы были более содержательны, какие вопросы было легче формулировать, на какие проще было отвечать, на какие сложнее.

«Анонс». Участникам предлагается написать к прочитанному документу анонс ( объявление о…), который будет размещен на информационном стенде класса. Оценивается яркость, содержательность анонса,

«Красный –желтый -зеленый». Упражнение тренирует «внимательное слушание». Каждому частнику выдаются карточки трех цветов. Документ зачитывается в слух. В первом прочтении учащиеся делают себе пометки, отмечая основные мысли документа. Затем, при втором прочтении, участники поднимают карточки определенного цвета, высказывая свое согласнее или несогласие, понимание или непонимание текста. Затем, общаясь в парах участники обсуждают свои позиции по основным проблем , поднимаемым в тексте.

«Разобрать по полочкам». Участникам предлагается   прочитать материалы, специально смешанные по содержанию и по типу документа( заранее готовится абзацная нарезка документа). Задача игроков – разложить документ по порядку, собрав воедино разрезанные и смешанные тексты). Чтобы облегчить задачу можно дать заголовки к текстам заранее.

«Комментарий от имени». Предложите участникам прокомментировать прочитанный заранее текст от имени какой-то личности( политического деятеля, критика, журналиста, религиозного деятеля и др).Можно внести в упражнение игровой аспект- дать возможность личностям выступить с открытой трибуны, ответить на вопросы зрителей, получить оценку выступления.

«Обстрел вопросами». Участники делаться на две группы. После прочтения группы расходятся в разные концы комнаты. Они будут по -очереди задавать друг другу вопросы по тексту. Команда, удачно ответившая на вопрос делает шаг вперед. При неправильном ответе или неточном - шаг назад. Выигрывает команда, которая быстрее дойдет до середины игрового поля.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru