Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

«А давайте перезнакомимся снова…» (Удав из мультфильма «33 попугая»)

В рамках недели Дружбы (или как самостоятельное дело)   можно провести тренинг « на знакомство». Особенно он полезен в том случае, если коллектив сформирован вновь или если в класс пришли новые ребята. Но даже если   состав класса остался без изменения, проведение тренинга «на углубленное знакомство», будет полезным и интересным событием.

Вообще термин «тренинг» происходит от английского “to train” – обучать, тренировать.

Социально-психологический тренинг - это наиболее эффективный на настоящее время и широко используемый в цивилизованном мире метод обучения психологическим навыкам построения межличностных отношений в малых группах при содействии ведущего.

В каждом тренинге условно выделяются три этапа (вводный, основной и заключительный). На первом проводятся специальные упражнения и игры – «ледоколы», направленные на снятие напряжении, «разогрев» группы, создание творческой, рабочей атмосферы. Во время основного этапа побираются упражнения и задания, собственно решающие задачи тренинга (развитие специальных навыков, умений, знаний). Последний - этап рефлексии, групповой и индивидуальной оценки работы. Ниже приведены варианты упражнений и заданий каждого этапа. Все представленные упражнения и задания используются в рамках каких общих идей или дел. При выборе игр и упражнении важно помнить о возрасте детей и не переутомлять их заданиями. В то же время важно, упражнения не превращались просто в игры- развлечения. Для этого после каждого упражнения можно проводить краткое обсуждение того, как проходило упражнение.

Тренниговое упражнение – занятие в группе по развитию коммуникативных навыков, закреплению способов поведения и отдельных качеств личности. Чаще всего проводится самим педагогом или подготовленным ведущим (водящим). Состоит из нескольких обязательных частей:

1.Объяснение смысла, задач и содержания деятельности каждого участника и всей группы во время упражнения (проводит педагог или ведущий).

2.Основная часть – выполнения задания (реализация содержания) в группе или индивидуально.

3. Личностный анализ (оценка) смысла и значимости для собственного развития каждым участником

4. Групповая рефлексия итогов и значения упражнения для развития личности и всей группы.

Основные правила проведения упражнений:

добровольность участия в выполнении задания упражнения

позитивный эмоционально-деловой тон и атмосфера в группе, общее признание возможных индивидуальных проявлений участников во время работы (мнений, способов поведения, оценок и др.)

партнерская (товарищеская) позиция педагога

 

Итак, час общения - тренинг знакомства в раках Дней дружбы.

Участники располагаются по кругу. Представившись, педагог предлагает участникам сыграть в несколько игр на «знакомство» (возможны два варианта игр – для совсем не знакомых друг с другом и с детьми, уже знакомыми между собой).

Игры 1 варианта

«Снежный ком». Назвав себя по имени, каждый ребенок представляет себя всем присутствующим. Теперь по часовой стрелке участникам предстоит по очереди называть имена всех сидящих от него справа и вновь назвать свое имя. На «втором» круге можно усложнить задачу и вместе с именем называть ласковое прозвище, самое любимое занятие, адрес дома, любимую книгу и др.

«Визитная карточка» - предложите детям нарисовать свою визитку – со всеми возможными данными, о которых они хотели бы поведать другим. Эти визитки можно использовать в качестве «бейджей» на других занятиях.

«Самореклама» - участники по очереди «дают о себе рекламу в газету» – говорят о том (в форме объявления или призыва), что они могут делать лучше всего.

«Последний герой» - ребятам предлагается «пройти отбор» для участия в передаче «Последний герой». Для этого они по очереди встают и говорят: «Я, Петя Иванов пригожусь команде на острове, потому что…».

Игры 2 варианта.

«Снежный ком» - имя + характеристику из песни и стиха, другого литературного произведения

«Волшебный календарь» - ведущий просит объединиться детей в группы по какому-нибудь признаку календаря

родившихся в мае (ноябре, декабре…)

родившихся 14, 15 (18, 20 числа)

больше всего любящих воскресение (субботу…)

любящих сериал по пятницам (субботам…)

по гороскопу (в год Дракона, под знаком…)

«Встаньте те, кто». Ведущий просит встать (сделать шаг вперед) детей, которых объединяет какой-либо признак. Вначале это должен быть «простой» признак – общие детали одежды, общие месяцы рождения. Затем можно брать «качественные» признаки и характеристики личности. Можно задать 10-20 вопросов. Затем предложите одному из детей выйти в круг, а остальные попробуют вспомнить как можно больше его характеристик.

Встаньте те кто любит собак

Кто любит компьютер

Кто никогда не опаздывает

У кого есть братья

Кто всегда вежлив

Кто всегда честен

Кто никогда не кричит

Кто любит весну

Кто прочитал «Гарри Поттера»

Кто считает себя ответственным человеком

Кто был в других городах

Кто хочет стать миллионером

«Домино». Первый игрок называет свое имя и свою индивидуальную черту (голубые глаза) – на одну руку и качество на другую (я – веселый). Участники, у которых есть такие же черты или качества берут первого игрока за соответствующую руку и придумывают на другую руку «свое качество».

 

Упражнения на «углубленное знакомство»

Упражнение. Работа «в круге». Дети по-очереди называют «личностные» изменения, которые произошли с ними за какой-то период.

Упражнение. «Живое ранжирование». Педагог (ведущий) просит выстроиться по определенным внешним критериям, каждый следующий критерий – сложнее предыдущего. По первой букве имени в алфавитном порядке, по цвету волос, по росту, по цвету глаз, по количеству пуговиц на одежде, по радуге «любимых цветов» и др. Другой вариант – объединение по группам «интересов» («любимый сериал», «любимый вид деятельности», «любимая книга» и др.)

Групповое обсуждение проводится через фразу-шаблон: «На игре я почувствовал…»

Упражнение. «Импульс по кругу». Участники стоят в кругу, взявшись за руку. В центре водящий. Один из игроков называет имя другого в фразе «Передаю телеграмму…» и легким пожатием руки вправо или влево «отсылает» импульс «адресату». Водящий должен заметить «импульс» (перехватить телеграмму).

Упражнение «Движение». Все участники встают в круг. По сигналу ведущего дети закрывают глаза и двигаются в «хаотичном порядке». При «столкновении» друг с другом они должны не открывая глаз, пожать руку и запомнить «прикосновение». По второму сигналу дети вновь встают в круг и не открывая глаза пытаются мысленно указать кто теперь стоит справа или слева.

Упражнение. «Экспресс-интервью». Дети сидят в кругу. По желанию выбирается 1 игрок – интервьюированный. Каждый игрок может задать ему 1 вопрос. Интервьюированный может «уклониться» от ответа («шаблон «ответа нет»)

Упражнение «Чей предмет». Детям предлагается отдать ведущему 1 свой предмет (деталь одежды, аксессуар и др. – не подписанный) так, чтобы водящие не видели этого. Затем водящие должны «вспомнить» чей это предмет и раздать их хозяевам.

Упражнение. Игра Добрая». Дети встают в кругу, лицом друг к другу, ладошки сомкнуты у каждого за спиной. В центре – водящий. Ведущий ходит по кругу за спинами игроков и делая вид, что опускает камушек (конфету) в ладони говорит: «Игра добрая, Саша честный, Паша смелый – и другому водящему нужно угадать, кому достанется камушек.

Упражнение «Фраза по кругу». Выбрав простую фразу, предлагается по кругу произнести её по-очереди, но каждый участник игры должен произнести её с новой интонацией.

Упражнение «Зеркало». Работая в паре, участникам предлагается выполнить несколько простых заданий, сымитировать действие. Оценивается быстрота реакции и «быстрота» реакции и слаженность работы в парах. Возможные задания:

пришить пуговицу

собраться в школу (собрать портфель)

одеться – раздеться

написать фразу «в воздухе» (тогда её нужно прочесть партнеру)

 

Дополнительные упражнения.

Упражнение «Рисунок вдвоем». Не договариваясь между собой в парах, предлагается нарисовать заданный ведущим рисунок. Возможно одна минута на «бессловесный контакт» - объяснить партнеру, что за задание получено.

Упражнение "Наши имена". Ведущий предлагает всем участникам группы встать в круг. Каждый по очереди делает шаг к центру круга и произносит свое имя в той форме, которая ему самому особенно нравится. После этого по сигналу ведущего все тоже делают шаг к центру и повторяют его имя. Сам участник не двигается и молча наблюдает за этим.

Упражнение «Спутанные цепочки» Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают перед собой правую руку. Столкнувшись, руки сцепляются. Затем участники вытягивают левые руки и снова ищут себе партнера. Ведущий помогает рукам соединиться и следит за тем, чтобы каждый держал за руки двух людей, а не одного. Участники открывают глаза. Они должны распутаться, не разжимая рук. Чтобы не происходило вывихов рук в суставах, разрешается "проворачивание шарниров" - изменение положения кистей без расцепления рук. В результате возможны такие варианты: либо образуется круг, либо несколько сцепленных колечек из людей, либо несколько независимых кругов или пар.

В конце обсуждаются вопросы :

Что узнал нового о других

Что узнал нового о себе

 

Можно предложить также участникам составить   старт-анкету.

Старт-анкета.

Эта анкета – первоначальная информация о тебе группе. Сообщи не менее 25 сведений о себе в этой анкете ( в том числе внешние данные, социальную информацию, физические параметры, информацию о родных и близких).

Ф.И.О.__________________________________________________________

Возраст__________________________________________________________

Знак зодиака__________________________________________________________

Место работы родителей__________________________________________________

___________________________________________________________________

Вес, рост_____________________________________________________________

________________________________________________________________

25._____________________________________________________________

 

Домашнее задание: открытый опрос «Все обо мне»

 

Инструкция.

На предлагаемые в таблице мнения – тезисы ответь сам и попроси ответить твоих друзей, родителей, учителей ( информация будет учитываться в викторине «Узнай наших»). При необходимости продолжи работу на дополнительном бланке (или в специальной).

 

Мнения и «видения»

Я сам

Подружка

Друг

Педагог

Родители

Мне кажется, что я

 

 

 

 

 

Скорее всего я

 

 

 

 

 

Я думаю, что для меня

 

 

 

 

 

Когда я

 

 

 

 

 

 

Если бы мне

 

 

 

 

 

 

Чаще всего у меня

 

 

 

 

 

Наверное для меня

 

 

 

 

 

 

Я уверен, что я

 

 

 

 

 

Я надеюсь, что я…

 

 

 

 

 

Я вижу, что…

 

 

 

 

 

Вероятно, что мне..

 

 

 

 

 

Уважаю себя за…

 

 

 

 

 

 

Критикую себя за…

 

 

 

 

 

Советую себе…

 

 

 

 

 

 

Попробую…

 

 

 

 

 

 

Узнаю…

 

 

 

 

 

 

Найду возможность

 

 

 

 

 

 

В следующие два-три дня можно продолжить знакомство участников друг с другом.

Предложите ребятам заполнять бланк- информации о своих одноклассниках.

 

Инструкция:

В течении 2-3 занятий тебе предстоит собрать как можно больше информации о своих одноклассниках (это поможет тебе лучше узнать их). В предлагаемой форме делай краткие записи о наиболее существенных деталях твоих товарищей ( можно завести несколько бланков).

 

 

Петр И.

 

 

Анна

 

Катя Д.

умеет хорошо готовить

_____________________

_____________________

_____________________

 

 

Любит кошек

__________________

__________________

__________________

Умеет вязать

________________

_________________

_________________

 

Евгений Т.

 

 

Катя В.

 

Александр С.

Любит мастерить

___________________

____________________

____________________

 

Любит детективы

Знает все законы физики

_________________

Поет в народном хоре

_________________

_________________

 

 

 

_____________________

_____________________

__________________

 

 

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru