Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Орфоэпия для школьников

 

Орфоэпические нормы в школе являются одним из важных разделов русского языка по следующим причинам.

Во-первых, правильная постановка ударения является необходимым признаком культурной, грамотной речи. Часто достаточно услышать от незнакомого человека не только неправильное ударение в слове, например, обеспечение вместо обеспечение, звонит вместо звонит, регулировать вместо регулировать, но и неправильное произношение твёрдых и мягких согласных в таких словах, как депо – [дэ]по, партер - пар[тэ]р, свитер – сви [тэ]р, рейс - [р'э]йс, морфема - мор[ф'э]ма, бассейн - бас[с'э]йн, чтобы составить не слишком лестное мнение о его образованности, степени общей культуры.

Во-вторых, в настоящее время перед школой стоит задача усиления практической направленности обучения, привитие учащимся умений и навыков самообразования, повышение внимания к развитию культуры речи школьников, воспитание у них негативного отношения к отступлениям от норм русского языка, к которым причисляются и орфоэпические, стремления к речевому самосовершенствованию. И поэтому задания по орфоэпии стали неотъемлемой частью обязательной итоговой аттестации среднего образования по русскому языку в форме ОГЭ и ЕГЭ.

В-третьих, владение орфоэпическими нормами в школе настолько важно, что для стимулирования говорящих к ее реализации в обществе вырабатываются определенные эстетические критерии правильной речи: правильное произношение должно восприниматься и оцениваться как должное, а нарушение норм произношения желательно не допускать.

В-четвертых, в школе, к сожалению, орфоэпии уделяется недостаточное внимание, поэтому школьники, а потом и взрослые боятся или стыдятся орфографических ошибок, а к ошибкам орфоэпическим относятся весьма терпимо. Несмотря на "вероломные" попытки письменной речи потеснить устную, последняя объективно не только не сдает своих позиций, но и занимает всё новые и новые рубежи благодаря электронным СМИ, расширению сферы общения людей. Например, с появлением сотовой связи и широким распространением мобильных телефонов устная речь по-новому зазвучала в обществе.

Поэтому, хотелось бы, чтобы владение орфоэпическими нормами стало более живым и активным, так как ее законы должны быть реализованы в непосредственном, живом устном общении, тогда как письмо, как сфера применения орфографии, в большинстве случаев допускает обдумывание и исправление.


В высыпающемся меню к этому разделу сайта Вы найдете интересные методические разработки и дидактический материал на указанную тему.



Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru