Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Орфография

 

Орфографическая грамотность – это способность учащихся правильно писать самостоятельно или под диктовку при условии возможности проверить написанное любым способом. Можно различить абсолютную грамотность, которая обычно бывает врожденной, и потенциальную, основой которой является орфографическое умение. Оно определяется наличием орфографического опыта (знания + интуиция) и орфографического действия. Для формирования грамотности необходимо сформировать у учащегося умение самоконтроля.
Невысокая успеваемость  учащихся по русскому языку может объясняться несколькими факторами:
причинами общего характера (в том числе особенностями русской орфографии, спецификой предмета);
методикой преподавания учителя;
индивидуальными особенностями ученика.


    К причинам первого рода относят:
безграмотное окружение, ошибки в объявлениях, газетах, книгах, на ТВ, радио (речевые и фонетические)  безграмотность большинства учителей, даже самих словесников!
отсутствие единых орфографических требований (единого орфографического режима) на разных уроках в школе.
неоднородность знаний учащихся и их подготовленности в одном и том же классе, перевод безграмотных учеников в следующий класс.
перегрузка учащихся по всем предметам.
переоценка роли правил и определений.
К причинам второго рода относятся:
а) отсутствие единой системы и преемственности при переходе из начальной школы в среднюю, последовательности в накоплении новых знаний и способах закрепления орфографических навыков;
б) однообразие  методов, приемов, упражнений и заданий по орфографии;
в) отсутствие системы в обучении орфографии, в выборе методов и приемов, их последовательном усложнении, в повторении и закреплении, в домашних заданиях и их дозировке, в работе над ошибками, в проверке тетрадей и т.д.
г) отсутствие в сознании учащихся необходимых связей  между знаниями по грамматике и навыками правописания, нетвердое знание правил и неумение их применять на практике;
д) недостатки в общем развитии и подготовленности учащихся, в том числе по предмету, а именно: отсутствие навыков самостоятельной работы, слабая начитанность, неразвитость орфографической зоркости, слабое запоминание слов-исключений и зрительная память;
е) пониженный интерес к предмету, отсутствие мотивации.


Даже в классах углубленного изучения языка, в лицеях и гимназиях, где учатся способные ребята, встречаются нарушения правил правописания, более того, наблюдается и парадоксальный факт увеличения количества ошибок после изучения правила, хотя до этого таких ошибок не было (это касается слитного и раздельного написания НЕ, предлогов, О и Е после шипящих и т.п.).
Причины таких ошибок В.А.Сидоренков видит в:
-разрыве между изучением орфографического правила и формировании соответствующего умения;
-несформированности орфографического действия по правилу, когда учащиеся бойко отвечают правило и даже приводят свои примеры, а в диктанте допускают ошибки на это правило. Причины такого положения кроются в том, что на уроках дети слишком много времени тратят на заучивание правила, теоретизируют, а тренируются в применении правила на письме однообразно и мало;
-закреплении в памяти учащегося допущенной ошибки, что впоследствии нелегко поддается исправлению;
-различии видов деятельности в условиях тренировки и проверки: в тренировочных упражнениях пропущенные буквы являются сигналом для применения правила, а в диктанте таких сигналов нет;
-отсутствии у школьников умения сопоставлять устную и письменную речь, правильно выбирать буквы в условиях действия сильных фонетических помех.


В этом разделе сайта Вы найдете методические разработки и дидактический материал по указанной теме. Надеемся они пригодятся вам в работе. Найти их можно в высыпающемся меню.




Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика