Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Задания по теме "Орфографические и пунктуационные нормы"

Повторите орфографические нормы, связанные с написанием приставок, суффиксов, окончаний в разных частях речи; выбором Ъ или Ь знака; слитным, раздельным и дефисным написанием слов; выбором одной или двух Н в суффиксах разных частей речи; слитным или раздельным написанием НЕ с разными частями речи; правописанием словарных слов. Повторите пунктуационные нормы, регулирующие постановку знаков препинания в простом и сложном предложении.

Выполните следующие задания.

Задание 1. Объясните правописание орфограмм:

1) Приставки пре- и при-:

а) пр…бывать в санатории, пр…ходящая няня, пр…дать значение, пр…клонить ветку, пр…ступить к делу, камень пр…ткновения, пр…вратности судьбы, пр…зирать врага, пр…твориться незнающим, автобус пр…бывает утром, пр…ходящий успех; б) пр…спешник, пр…вратник остановил, пр…дать друга, пр…дел

возможностей, воспр…емник, пр…клоняться пред идеалом, пр…ступать границы дозволенного, дом пр…зрения, пр…дел в церкви, пр…творить в жизнь.

2) Гласные Ы и И после приставок:

а) меж....мпериалистический, без…нтересный, пост....мпрессионизм, контр…гра, сверх…ндивидуализм, пред…юльский, дез…нфекция, пред…нфарктный, меж…нститутский; б) пост…нфарктный, без…дейный, дез…нформация, пред…стория,

сверх…зысканный, транс…орданский, меж…нтернациональный, пред…сторический.

3) Суффиксы и личные окончания глаголов:

а) выздоров…т; когда выбер…те вещь, скажите мне; они стел…т скатерть; когда вымет…те пол, будет чисто; ребята кле…т обои; они обессил…т страну; опостыл…шь; они опротив…т;

б) (они) бор…тся; (они) дыш…т; выбер…те нужный вам материал; он се…т рожь; вымет…те избу; ты кле…шь; ты слыш…шь; ветры ве…т; здание зижд…тся; брезж…т заря; ты обессил…шь.

4) Гласные в суффиксах причастий:

а) замеш…ное тесто, замеш…ный в преступлении, ре…щее знамя, дорогосто…щий прибор, се…ная мука, та…вший снег, стрел…ный воробей, стро…щийся дом, кле…щий слой, мел…щий муку, стел…щийся дым; б) выкач…нная из бака нефть, выкач…нная из подвала бочка,

бор…щийся с бурей, подстрел…нная дичь, ла…щий кашель, плач…щий ребенок, огнедыш…щий дракон, накле…вший марку, брезж…щий рассвет.


Задание 2. Вставьте, где это необходимо, Ъ или Ь, объяснив написание.

1)контр…адмирал, из…язвленный, шест…сот задач…, спряч…ся, камыш…, надо постарат…ся, случает…ся со всеми, лен…тяй, плюн…те, в…юнок, транс…арктический, об…ектив, навзнич…, у афиш…, патронташ…, намаж…те, мне не верит…ся, нян…чить, сверх…естественный;

2)трех…атомный, пред…явить, сем…сот крыш…, пас…янс, назнач…те, корзина груш…, теч…, эконом…те время, брен…чать, ничего не случит…ся, двух…ярусный, об…ект, ал…янс, лещ…, он опустит…ся на землю, напроч…, как он пригож…, не упрям…ся, намаж…ся, выйти замуж...;

3)суб…ординация, сверх…экономный, труднооб…яснимый, ин…екция, батал…он, плащ…, наотмаш…, транс…европейский, суб…ект, пан…европейский, слюн…тяй, ад…ютант, слово сказывает…ся, лиш… только услышиш… плач…, не плач…, помолчи уж…, свеч…ка, бел…этаж.


Задание 3. Объясните правописание О и Е после шипящих.

1) капюш…н, ж…лудь, копч…ности, ретуш…р, обж…ра, ш…рох, чащ…ба, ож…г третьей степени, трущ…бы, алыч…вое варенье, стаж…р, трещ…тка, борж…ми, крюч…к, неровный ш…в, ож…г руку, ш…пот, парч…вая скатерть, тыщ…нка, сгущ…нка;

2) кирпич…м, ш…рты, тренаж…р, реш…тка, совершен подж…г, собач…нка, зайч…нок, дириж…р, крыж…вник, туш…нка, ч…каться, вояж…р, жж…нка, горяч…, размеж…вка, ж…лоб, ч…порный, подж…г имущества, ш…мпол, беч…вка.


Задание 4. Вспомните правописание сложных прилагательных и наречных словосочетаний. Вставьте пропущенные буквы, объяснив их написание.

1)Вагоно/ремонтные мастерские, мясо/р…стительная продукция, смущен…о/счастливое лицо, жюль/верновская фантастика, чертовски/хитрый человек, художествен…о/полноцен…ая картина, (В/в)осточно/(Е/е)вропейская равнина, ангельски/невин…ые глаза, вопросно/ответная система, абсолютно/необходимые условия, (Ю/ю)жно/(А/а)фриканская республика, гордо/благородный вид;

2)(В/в)осточно/(Е/е)вропейский экспрес…, глубоко/запавшие глаза, трудо/способное население, сильно/действующее средство, (Ю/ю)жно/(А/а)фриканское ис…кус…тво, ниже/подписавшиеся сотрудники, явно/непр…емлемые условия, жизнен…о/важное решение, бесцветно/бледные тона, внутрен…е/содержательный человек.


Задание 5. Объясните написание Н или НН в разных частях речи. Вставьте пропущенные гласные в суффиксах.

Вариант 1

1)ветр…ная девушка, юн…ый, масл…ная неделя, масл…ная лампа, неждан…ый, незван…ый, серебр…ные ложки, гостин…ая, прян…ый, оловян…ый солдатик, головушка повин…ая, маслен…ица, путан…ик, морожен....ое, послан…ик, священ…ик, прян…ости, ранен…ый боец, кован…ое изделие, мощен…ая камнем дорога, священ…ый, брошен…ый дом, некипячен…ая вода, назван…ый брат, крашен…ый пол, балован…ый ребенок, неслыхан…о;

2)отвечал на вопросы продуман…о, комиссия образован…а для расследования причин пожара, соревнование организован…о хорошо, приехали очень организован…о, его возможности ограничен…ы, масштабы работ были ограничены отпущен…ыми средствами, оценки поставлен…ы, пленен…ый рыцарь, малохожен…ая тропа, свежезаморожен…ый, степи пустын…ы.


Вариант 2

1)ветр…ная мельница, ворон…ой, масл…ные руки, масл…ная краска, негадан…ый, медлен…ый, безветр…ная погода, свин…ое сало, таможен…ый, безымян…ая звезда, правда истин…ая, племян…ик, придан…ое невесты, мошен…ик, воспитан…ик, родствен…ик, нефтян…ик, куплен…ый товар, ранен…ый в перестрелке, мощен…ый двор, невидан…ое чудо, неписан…ые законы, смышлен…ая сваха, посажен…ое растение, мочен…ые яблоки;

2)дан…ое утверждение, насторожен…о приглядывался, бешен…о вертелся, премия вручен…а, сирота была воспитан…а в детском доме, она умна и воспитан…а, простые вопросы искусствен…о запутан…ы, сюжеты произведений сложны и запутан…ы, стены выкрашен…ы, лишен…ый свободы, явиться неждан…о-негадан…о,малоезжен…ый, свежегашен…ый.


Вариант 3

1)ветр…ная оспа, румян…ый, масл…ная каша, масл…ное пятно, нечаян…ый, священ…ый, глин…ный сосуд, деревян…ый пол, имен…ой, головушка бесталан…ая, шапка соболин…ая, именин…ик, юн…аты, копчен…ости, беспридан…ица, листвен…ица, гривен…ик, брошен…ый дом, образован…ый человек, кован…ый вручную, неслыхан…ая новость, писан…ые людьми законы, посажен…ый отец, назван…ый в честь деда;

2)неезжен…ая дорога, плетен…ое кресло, торговать беспошлин…о, путан…о отвечать, трава скошен…а, врачи озабочен…ы состоянием больного, лица моряков были серьезны и озабочен…ы, вы избалован…ы судьбой, при неправильном воспитании дети капризны и избалован…ы, окна занавеш…ны шторами, брошен…ая палка, свежеморожен…ый, делан…о улыбаться.


Задание 6. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи.

1 вариант

1)(Не)приятель ли тебя так подвел? Сравнениями пользуются литераторы и (не)литераторы. Она была далеко (не)красавица. Очень (не)плохой ответ. (Не)серебряное кольцо. Здание (не)серое. (Не)торопливой походкой он вошел в кабинет. Хор у нас был (не)большой, но чудесный. Никем (не)победимая армия. Диктант (не)написан. (Не)вступивший в силу закон. Щенок подрос и больше (не)хватает хозяина за брюки. (Не)выполненное обещание.

2) Критиковать, (не)взирая на лица. Разгорелся (не)истовый бой. (Не)склоняемые в русском языке существительные. Ни при каких условиях (не)повторимый эксперимент. В кассе (не)достает двухсот рублей. Сын поцеловал мать и, (не)смотря на нее, вышел из комнаты. Отнюдь (не)растворимые кристаллы. Он регулярно (не)досыпает. Безработные постоянно (не)доедали. Рабочим никогда (не)доплачивали.

2 вариант

1)Сегодня прекрасная погода, (не)правда ли? На лугу паслись кони и (не)кони. Большов – вовсе (не)сильная натура. Ничуть (не)смешная выходка. (Не)каменный дом. Краска (не)желтая. Изба была никуда (не)годна. Хорош сад, (не)большой, но густой. На дворе воет (не)истовая буря. Роль (не)сыграна. (Не)принятый парламентом закон. В книге (не)хватает (не)скольких страниц. (Не)крашеный пол.

2)(Не)смотря на дождь и усталость, он (не)хотел возвратиться. В (не)взрачном зерне шевельнется росток. (Не)посещаемые охотниками заповедники. (Не)обитаемый с давних пор остров. Ему (не)достает терпения. (Не)любимый матерью ребенок. Из военного экипажа (не)досчитали ста семи человек. Дети часто (не)доедали за обедом свой суп. Мама (не)доварила картофель.

3 вариант

1)Разве это (не)правда? Список металлов и (не)металлов. Этот человек очень (не)глупый. Совсем (не)нужная вещь. Мед (не)липовый. Небо (не)голубое. Этот человек сам себе на уме, (не)злой и (не)добрый, а более расчетливый. Усадьба стояла на (не)высоком, но заметном холме. (Не)проглядная метель. Роман (не)окончен. (Не)решенная нами задача. (Не)высказанная обида. (Не)достает до дна колодца.

2)(Не)смотря на (не)сносных комаров, я скоро засыпал самым крепким сном. Весьма (не)дюжинные способности. (Не)любимые в детстве игры. (Не)видимая с Земли сторона Луны. В описаниях его (не)доставало красок. (Не)проверяемые с давних пор счета. Она (не)дослушала и отошла прочь. Рабочим всегда (не)доплачивали. Бился как рыба об лед, (не)доедал, (не)досыпал.


Задание 7. Объясните слитное или раздельное написание выделенных слов.

1.Я пришел в читальный зал, что/бы прочитать статью.Что/бы мне прочитать по этому вопросу?Что/бы рыбку съесть, надо в воду лезть. Ято/же прочел эту книгу. У менято/же серое пальто, в котором вы меня видели в прошлом году. Знаютак/же, как и вы.И/так, все кончено. Спрячьсяза/то дерево. Становилось все холоднее,за/то дождь прекратился.По/чему вы судите о перемене погоды?При/том издательстве имеется небольшая типография.При/чем же ты останешься? Я совершил ошибку,при/чем не в первый раз.

2.Что/бы ни говорили, я сделаю это. Смотри,что/бы не осрамиться. Я завел будильник,что/бы не проспать. Сверкнула молния, и почти вто/же время послышался гром. Мой брат – заядлый грибник, ято/же люблю собирать грибы. Вы всетак/же увлекаетесь конным спортом? Я упали/так ушиб ногу, что пришлось обратиться к врачу. Я благодарен родителямза/то, что нас с ранних лет заставляли слушать оперу. Корень учения горек,за/то плод сладок. Билипо/чем попало. По/чем сейчас картофель на рынке? Можно строить дома на берегах рекпри/том условии,что/бы вода оставалась чистой. Эксперимент был проведен удачно,при/чем впервые. За/тем он уселся в кресло.

3.Что/бы про него ни говорили, я знаю, что он человек честный. Он долго выбирал, что/бы ему почитать. Писать надо так, что/бы читатель видел изображенное. Я то/же так думаю. Я люблюто/же самое. Ветер шевелил листвой все так/же, как и вчера. Он уже и/так пьяный. Пес зол, за/то и держим. А за/то у нас песни хорошие. Места здесь тихие, при/том и от города недалеко. По/тому, как человек ест, судят о том, как он работает. При/том заявлении приложены необходимые документы. Выступление содержательное ипри/том интересное по форме. Здесь то/же мало места.


Задание 8. Выберите правильный вариант написания слов, раскрыв скобки.

1) а(б/бб)р(е/и)в(е/и)атура, военная к(а/о)мпания, и(м/мм)играция, пр(и/е)в(и/е)легия, об(а/о)ятельный, эст(а/о)када, импр(и/е)(с/сс)арио, п(а/о)л(е/и)садник, в(и/е)н(и/е)грет, (а/о)моним, а(п/пп)(о/а)ртамент, д(и/е)ф(е/и)цит, пр(и/е)ор(е/и)тет, и(л/лл)юминация, к(а/о)мпаньон, к(а/о)ламбур, пан(а/о)рама, инте(л/лл)игентный, д(и/е)з(и/е)ртир, н(и/е)в(и/е)лирование;

2)а(к/кк)омп(а/о)н(и/е)мент, к(а/о)мпания друзей, ингр(и/е)диент, комп(а/о)новка, и(м/мм)итация, к(а/о)(л/лл)ории, эпи(л/лл)епсия, ст(и/е)пендия, га(л/лл)ерея, и(с/сс)ку(с/сс)тво, те(р/рр)а(с/сс)а, апе(л/лл)яция, д(и/е)ле(м/мм)а, сем(и/е)нария, к(а/о)рп(а/о)рация, д(и/е)л(и/е)тант, к(а/о)чан, ан(а/о)малия, д(и/е)(ф/фф)(и/е)ренциация;

3)а(к/кк)орд(и/е)он, м(и/е)троп(а/о)лит, об(а/о)няние, эл(и/е)ксир, а(л/лл)юминий, криста(л/лл)ьный, коло(н/нн)ада, эф(и/е)мерный, иску(с/сс)ный, це(л/лл)офан, к(а/о)но(н/нн)ада, д(и/е)з(и/е)нтерия, а(н/нн)улировать, к(а/о)морка, ка(р/рр)(и/е)катура, д(и/е)зертир, д(и/е)(ф/фф)(и/е)лировать, д(и/е)скр(и/е)дитация, пер(и/е)ф(и/е)рия, б(и/е)чевка, ярм(а/о)рка.


Задание 9. Расставьте знаки препинания, объясняя их постановку.

1.Подпоясав кафтан и надвинув шапку Пьер стараясь не шуметь и не встретить капитана прошел по коридору и вышел на улицу.

2.Елена стояла у стола упершись коленом в сиденье стула и держа на весу тарелку ела борщ заглядывая в разостланную на столе газету.

3.Николай вздыхал кусая усы и стараясь отвлечь внимание матери на другой предмет раскладывал карты.

4.Тальберг заглянув в бумажник беспокойно проверил пачку документов пересчитал украинские бумажки и немецкие марки и улыбаясь напряженно улыбаясь и оборачиваясь пошел.

5.Хаджи Мурат остановился бросив поводья и привычным движением левой руки отстегнув чехол винтовки правой рукой вынул ее.

6.Раз идя по шумному проспекту и чувствуя себя жизнерадостным он испытывал счастье.

7.Я слез в канаву и согнав впившегося в середину цветка и сладко и вяло заснувшего мохнатого шмеля принялся срывать цветок.

8.Пойманную рыбу положили в заполненное водой углубление и мальчик с интересом наблюдая как тело рыбы меняет цвет и осторожно поглаживая ее предлагал нам прикоснуться к прохладной чешуе.


Задание 10. Объясните выделенные орфограммы и постановку знаков препинания.

1.Сердце у меня поминутно зам…рало и когда я наконец вошла в темноту беседки и на меня пахнуло ее теплотой я была почти увере…на что кто(то) тот(час) же (не)слышно и крепко обнимет меня.

2.(Не)смотря на полноту и одышку он вдруг разв…вал (не)обычайную скорость его спутницы отставали мать поджимая губы смотрела на дочь и свистящим шепотом клялась что если этот рекордный бег будет продолжаться она тот(час) же понимаешь тот(час) же вернется домой.

3.Однажды весною в час небывало жаркого заката в Москве на Патриарших прудах появились два гражданина.

4.Пьеру давно уже приходила мысль поступить в вое…ную службу и он бы исполнил ее ежели бы не мешала ему (во)первых принадлежность его к тому масонскому обществу с которым он был связан клятвой и которое проповедывало вечный мир и уничтожение войны и (во)вторых то что ему глядя на большое количество москвичей надевших мундиры и проповедывающих патриотизм было почему(то) совес…но предпринять такой шаг.

5.Все было чудесно и зеленовато/бирюзовое небо и дорога вдоль которой лежали сады закипающие розовой пеной цветения душистые и сказочные и самый парк.

6.И тут случилось как утверждал впоследстви… председатель чудо пачка вползла к нему в портфель.

7.Как поэт он не счел себя вправе хранить тайну в душе призвание поэта открывать душу настеж… для всех.


Задание 11. Объясните выделенные орфограммы и постановку знаков препинания.

1.На этой неделе в субботу дождь начавш…йся еще в среду ливший с утра и до вечера лил как из ведра.

2.Создан…ый молодым автором роман вызвал оживлен…ые споры.

3.Обступившие его со всех сторон казахи что-токричали (по)своему.

4.Усталые до последней степени альпинисты не могли продолжить свое восхождение.

5.Охвачен…ый каким-тонеясным предчу…ствием Корчагин быстро оделся и вышел из дому.

6.Убаюкан…ый сладкими надеждами мальчик крепко спал.

7.Так и не оправивш…ся после дождя трава шуршала под ногами.

8.Тяжелый никем никогда (не) слыхан…ый грохот потряс воздух.

9.Маленький чернявый лейтенант по фамилии Жук привел батальон к задним дверям улицы.

10.Как поэт нового времени Батюшков не мог не отдать дани романтизму.


Задание 12. Объясните выделенные орфограммы и постановку знаков препинания в текстах.

Текст № 1. Вся снеговая р…внина все эти колокольни с огоньками сверкающими на крестах все эти хут…ра кусты лес Берёзовка всё словно было погруже…но в глубокий (не)возмутимый сон. Н… одного звука (не)тревожило торжестве…ной тишины... Блеск и тишь вот картина. (Не)хотелось громко выговорить слова вскрикнуть зашуметь одним словом каким бы то (н…)было образом нарушить эту тишину пробудить ее. Чу…ствовалось что всякий звук если он (не) принадлежит какому/нибудь (не)божителю был бы оскорблением чему/то дорогому близкому какой/то святыне... Природа казалась храмом тишина благоговейной тишиной этого храма тишиной в которой умес…ны лишь кроткий ш…пот молитвы да стройное умилительно/прекрасное пение тишиной строгой и вместе величавой... (По А. Эртелю)

Текст №2. Маргарита летела по/прежнему медлен...о в пустын...ой и н.../извес...ной местности над холмами усе...ными ре...кими в...лунами лежащими меж отдельных сосен. Маргарита летела и думала о том что она вероятно где/то очень далеко от Москвы. Щ...тка летела не над верхушками сосен а уже между их стволами с одного боку пос...ребрен...ыми луной. Маргарита чу...ствовала близость воды и догадывалась что цель бли...ка за этим обрывом в/низу в тени лежала река. Вода манила ее после воздушной гонки. О...бросив от себя щ...тку она разбежалась и прыгнула в воду в/низ головой легкое ее тело как стрела вонзилось в воду и столб воды выбросило почти до самой луны. Вода оказалась теплой как в бане и вынырнув из бездны

Маргарита вдоволь наплавалась в полном одиночестве ночью в этой реке.

Маргарита выбежала на берег тело ее пылало после купанья усталости н.../какой она н.../ощущала. Вдруг она насторожилась рядом раздалось фырканье. Фырканье стало приближат...ся и из/за ракитовых кустов вылез какой/то голый толстяк в ч...рном ш...лковом ц...линдре заломлен...ом на затылок. Ступни его ног были в илистой грязи так что казалось будто купальщик в ч...рных ботинках. Судя по/тому как он о...дувался и икал он был порядоч...но выпивши что в/прочем подтверждалось и тем что река вдруг стала и...давать запах коньяка.

Маргарита пронзительно свис...нула и оседлав подлетевшую щ...тку перенеслась над рекой на противоположный берег. Под ветвями верб усе...ными нежными пушистыми сережками видными в луне сидели в два ряда толстомордые лягушки и ра...дуваясь как резиновые играли на деревян...ых дудочках марш. Марш игрался в честь Маргариты прием ей оказан был самый т...ржествен...ый. (М. А. Булгаков)

Текст № 3. Перед в...сходом сол...ца крик журавлей был так гулок что к...залось будто птицы кружат...ся над коньком избы. Л...сное эхо по...хватывало их клич... и он усилен...ый и мног...кратно отражен...ый гулкой орган...ой звучностью с...сновых стволов окружавших б...лото метался над топью. Крик этот не/был резок или тор...плив нельзя было назвать его и трубным кличем. В нем было что/то глубин...ое грудное как в сильном женском меццо/сопрано какой/то русалочий полу/вопль т...инствен...ый и печальный не/вольно уносящий воображение в мир полу/забытых сказок детства.

Да и все из моего окна виделось мне здесь сказочным и эта горстка высоких темных изб на горке между двух озер иные заколочен...ые иные еще с живыми красными гераньками в не/широких резных оконцах и полен...ицы б...резовых дров сложен...ые у стен задымлен...ых бань заросшие вместе с банями высокой кр...пивой и округлые еще свеже/зелен...ые ст...жки п...хожие на остро/верхие шлемы былин...ых витязей и бе...конечные изг...роди с бел...бокими с...роками на б...резовых кольях и звон коровьих к...локольчиков и мягкий голос р...жка искус...но закручен...ого из длин...ого берестян...ого р...мня того самого ст...рин...ого р...жка которым здешний п...стух до сих пор скл...кает ра...бредшуюся по л...сным тропам скотину. И л...са в какую сторону н.../глянь ч...рные отвесные с белыми б...резами с м...лин...иками с р...сыпями рыжиков глухарин...ые и м...двежьи заломы журавлин...ые топи. (Е. И. Носов)

Текст № 4. Пушкин как мы все знаем был с...змальства завзятым читателем. Из "Сказок и легенд пушкинских мест" видно что даже такие поэтические ж...мчужины как например свет/зеркальце да и другие бытовали ус...но в С/святых Г/горах. Вспомнились при чтении и слепцы певшие стихи их Пушкин слушал у стен Свято/горского монастыря. Но к моему разоч...рованию в записях ...делан...ых через сто лет как их слышал Пушкин когда сказочное пр...дание само по себе ис...якло и ослабело в книге Буян/острова увы не оказалось. Ком...ентаторы пушкинских сказок знающие все на свете от Шехерезады до напевов Арины Родионовны на этот счет тоже п...малкивали. Но память имеет запас...ники. Я зрительно с...знавал что где/то кроме Пушкина я все/таки читал не только о боч...ке плывущей по морю с ц...ревичем но и о Буян/острове.

Текст № 5. Занятый мною дом ст...ял на в...ршине во...вышен...ого берега по которому р...скинулся ...бегавший в/низ уступами пр...надлежащий даче садик. Перед моими окнами в/низу р...скидывалось ш...рокое пространство залива по которому то быстро пр...носились пар...ходы то медлен...о двигались под п...русами суда то сновали рыбач...и лодки. Прот...воположный Ф/финский берег т...нулся против моего окна едва заметной как смутный призрак п...лоской иногда т...мневш...й иногда совершен...о ра...плывавш...йся в воздухе. С/лева виднелся К/Кронштадт с его з...водами и фортами а там еще дальше за ними ух...дило в бе...брежную даль открытое море. У подножия высокого заострен...ого дачами берега т...нулась пр...езжая д...рога а за нею лепились бок о бок соед...нен...ые с берегом мостками и ст...явш...е в воде маленькие купальни о...горожен...ые друг от друга то легкими з...борчиками то просто не/большими изгородями из елок рогож... плетня. Едва оправлявшийся от т...желой болезни я был д...волен и нанятою мною дачей и чудесною в...сной полною тепла и света и всею грудью вдыхал дон...сившийся со взморья чистый воздух пр...питан...ый ...р...матом только что ра...пустивш...хся черемух. (А. К. Шеллер-Михайлов)

Текс № 6. Наступила т...шина слышно было только как фыркали и ж...вали лошади да п...храпывали спящие. Где/то плакал чибис и из/редка р...здавался писк бекасов пр...летавш...х поглядеть не/уехали ли не/прошен...ые гости. Егорушка задыхаясь от зноя который особенно чу...ствовался после еды п...бежал к осоке и отсюда огл...дел мес...ность. Увид...л он то/же самое что вид...л и до полу/дня р...внину холмы небо л...ловую даль. Только холмы ст...яли п.../ближе да не/было мельницы которая осталась далеко п...зади. От н.../чего делать Егорушка поймал в траве скрипача поднес его в кулаке к уху и долго слушал как тот играл на своей скрипке. Когда надоела музыка он п...гнался за толпой ж...лтых бабочек пр...летавших к осоке на водопой и сам не/замет...л как очутился опять возле брич...ки.

Не/ожидан...о п...слышалось тихое пение. Песня тихая т...гучая и заунывная п...хожая на плач... и едва уловимая слухом слышалась то с/лев... то с/прав... то с/верху то с/низу то из/под земли точно над степью носился не/видимый дух и пел. Егорушка оглядывался по сторонам и не/понимал откуда эта стран...ая песня. Потом уже когда он пр...слушался ему стало к...зат...ся что пела трава. В своей песне она полу/мертвая уже погибшая без слов но жалобно и искрен...е убеждала кого/то что она н.../в/чем н.../виновата что со...нце выжгло ее по/напрасну она ув...ряла что ей страс...но хоч...т...ся жить что она еще м...л...да и была бы красивой если бы н... зной и н... засуха. Вины ее не/было но она все/таки пр...сила у кого/то пр...щения и кл...лась что ей не/выносимо больно грус...но и жалко себя. (А. П. Чехов)

Текст № 7. В п...гоне за интересными кадрами фотографы и кино/операторы часто переходят границу р...зумного риска. Не/опасна но почти не/возможна в природе с...емка волков. Опасно снимать львов еще опаснее тигров. Нельзя сказать заранее как поведет себя м...дведь этот сильный и вопреки общему пр...дставлению очень п...движный зверь. На К/кавказе я нарушил не/без...звес...ное правило полез в гору где п...слась м...дведица с м...двежатами. Рас...чет был на то что мол ос...нь и мать не так р...вниво оберега...т потомство. Но я ошибся… При щ...лчке фото/камеры запечатлевш...й двух малышей др...мавшая где/то по/близости мать кинулась ко мне как т...рпеда. Я понимал н... в коем случае нельзя бежать зверь бросит...ся в/след. На месте оставшийся человек м...дведицу озадачил она вдруг резко затормозила и пристально посмотрев на меня кинулась за малыш...м.

Снимая зверей надо во/первых знать их повадки и в/вторых не/ле...ть на рожон. Все животные исключая разве что шатунов/м...дведей стремят...ся и...бегать встреч... с людьми. Анализируя все не/счастья вид...шь беспечность человека спр...воцировала нап...дение зверя.

Издавна пр...думаны теле/об...ективы чтобы снимать животных не/пугая их и не/р...скуя подвергнут...ся нападению чаще всего вынужден...ому. К тому же не/пуган...ые животные не/п...дразумевающ...е о вашем присутствии ведут себя естествен...о. Большинство выразительных кадров добыто знанием и т...рпением пониманием дистанции нарушать которую не/р...зумно и даже опасно.

Текст № 8. Сверх/...естествен...ые усилия пр...ложен...ые героем для пр...одоления разного рода дорожных препятствий были не/напрас...ны визит обещал быть отнюдь не/без...нтересным.

Едва Чичиков пр...гнувшись вступил в темные ш...рокие сени пр...строен...ые кое/как на него тот/час пове...ло хол...дом как из погреба. Из сеней он попал в комнату то/же темную с пр...спущен...ыми шторами чуть/чуть оз...рен...ую светом н.../ни...ходящ...м с потолка а во...ходящ...м к потолку из/под ш...рокой щели находящ...йся в/низу двери. Р...спахнувши эту дверь он наконец очутился на свету и был чрезмерно пораж...н пр...дставшим бе...порядком. К...залось как будто в доме прои...ходило мытье полов и все вещи снесли сюда и нагром...здили как попало. На одном столе стоял даже сломан...ый стул и здесь же часы с остановивш...мся маятником к которому паук уже пр...ладил причудливую паутину. Тут/же стоял пр...слонен...ый боком к стене шкаф со старин...ым серебром почти исчезнувш...м под слоем пыли с графин...чиками и превосходным китайским ф...рфором пр...обретен...ым бог весть когда. На бюро выложен...ом н.../когда прелес...ною перламутровою м...заикой которая местами уже выпала и оставила после себя одни ж...лтенькие ж...лобки наполнен...ые клеем лежало пр...великое множество всякой всячины куча испещрен...ых мелким почерком бумажек накрытых мраморным поз...леневш...м прес...ом какая/то старин...ая книга в кожан...ом переплете с красным обрезом лимон весь ссохшийся ростом не/более л...сного ореха отломлен...ая ручка давно р...звалившихся кресел рюмка с какой/то не/пр...влекательной жидкостью и тремя мухами пр...крытая письмом кусочек где/то поднятой тряпки да два пера и...пачкан...ые ч...рнилами. В довершение пр...стран...ого интерьера по стенам было весьма тесно и бе...толково навеш...н...о н.../сколько картин. (Н. В. Гоголь)

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru