Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Портфолио как средство самоорганизации и саморазвития личности

 

По удачному выражению известного русского педагога и психолога П.Ф. Каптерева, “школа своим учением окажет наиболее глубокое влияние в том случае, когда она образование поставит на почву самообразования и саморазвития и лишь будет по мере средств и возможности помогать этому процессу… Таким образом, не школа и образование есть основа и источник самовоспитания и самообразования, а, наоборот, саморазвитие есть та необходимая почва, на которой школа только и может существовать”.
Задачей школы является создание таких условий, которые бы обеспечивали “запуск” механизмов самообразования, самопознания и самоактуализации личности, а также способствовали бы формированию мотивации достижения.
Одним из таких средств может стать портфолио. Это слово в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”. В зависимости от целей создания портфолио бывают разных типов.

Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).

Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).

Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции. Он представляет собой набор материалов по определенным рубрикам, например:

  • варианты названий реферата (доклада, статьи);
  • список литературы для изучения;
  • микротемы, проблемные области, план исследования;
  • дискуссионные точки зрения;
  • факты, цифры, статистика;
  • цитаты, афоризмы;
  • интеграция с другими предметными областями;
  • результаты исследования;
  • выводы по результатам исследования;
  • методы исследования;
  • прогнозы и перспективы.

Сбор и систематизация материала в таких портфолио помогает учащимся не только достойно написать какую-либо научную работу, но и “поднимает” их познавательные интересы до высот научных образцов.

Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса. Работа над ним строится следующим образом: учитель сообщает вначале название изучаемой темы, а также форму контроля по ней — защиту своего портфолио, собранного по результатам работы над данной темой. Учащимся в самом начале предъявляются 25 заданий разного уровня сложности, отражающие различные уровни мышления и познания.

По иерархии целей эти задания располагаются следующим образом:
1) на воспроизведение нового материала (терминов, фактов, понятий, правил). Цель считается достигнутой, если ученик правильно воспроизводит и использует термины, знает конкретные факты, понятия, правила;
2) на узнавание изученного явления, его интерпретацию и преобразование;
3) на применение знаний (правил, теорий) на практике, то есть в новых конкретных условиях;
4) на анализ материала, то есть выделение отдельных элементов и установление логики их взаимосвязи. Цель считается достигнутой, если ученик выделяет части целого и взаимосвязи между ними, видит упущения в логике рассуждения, проводит различия между причинами и следствиями;
5) на синтез, предполагающий умение объединить отдельные элементы в новое целое. Цель считается достигнутой, если учащиеся пишут творческие работы, используют знания из разных областей при работе над проблемой (например при создании обзорного реферата), разрабатывают план эксперимента и т. п.;
6) на оценку каких-либо явлений по определенным критериям. Цель считается достигнутой, если ученик может выделить критерии и следовать им, видит многообразие критериев, оценивает соответствие выводов имеющимся данным, проводит различия между фактами и оценочными суждениями.

Данная классификация заданий построена нами на основе таксономии Б. Блума, известного американского психолога. Ответы на эти задания и составят содержание портфолио. Каждый вид задания в зависимости от степени сложности оценивается заранее определенным баллом, который доводится до сведения учащихся. Подобная система оценки позволяет сформировать у детей мотивацию достижения успеха, задать им некую планку мастерства. Из данных 25 заданий ученики могли выбрать любое и в любом количестве, но не менее десяти, выделенных жирным шрифтом или звездочкой, которые они должны были выполнить обязательно, чтобы получить зачет.

Существует и другой, более демократичный вариант выбора: дети имеют право отобрать любое количество заданий любой степени сложности. В этом случае выставляется суммарный балл, который позволяет им получить ту или иную рейтинговую “отметку”. При этом учеников не упрекают за выбор минимального количества простейших заданий, а подчеркивают, что это их право свободного выбора, что рейтинговый балл — это объективное зеркало их результатов.

Одним из 25 заданий для учащихся было и такое: “Предложите собственный способ оценки портфолио на основе определенных критериев”. Это задание оценивалось наивысшим баллом, так как его выполнение свидетельствовало о развитых рефлексивных способностях ученика и о высоком уровне его мышления. Дети предлагали разные критерии оценки портфолио: по количеству выполненных заданий, по степени их трудности, и по уровню самостоятельности учащихся, по степени использования дополнительной литературы и другие.

После проверки преподавателем портфолио необходимо организовать их презентацию и публичную защиту. Ученики выступают перед классом или параллелью классов, раскрывают содержание своих работ, а другие учащиеся задают вопросы, обсуждают, а затем выставляют свои оценки презентируемому портфолио по собственным критериям. Одним из способов оценивания является модель “ИТОГ”* * .
Данная таблица может заполняться как индивидуально, так и в группе.

И

Интересные моменты портфолио. Что понравилось в нем особенно?

Т

Темы, которые были раскрыты лучше всего (полнее, доказательнее, глубже)

О

Оценка портфолио на основании собственных критериев

Г

Главный вывод по всему портфолио

Другим способом оценивания может быть заполнение таблицы* * * .
Параметры оценки задаются самим учеником

Достоинства портфолио

Недостатки

1. (критерии оценки)

1.

2.

2.

3.

3.

4.

4.

После публичной портфолио у ученика состоится серьезный разговор с учителем (наставником, тьютором, научным руководителем) по поводу качества портфолио и успешности его защиты. Главное, чтобы анализ работы ученика производился без резких оценочных суждений со стороны преподавателя. Результатом этого разговора может быть программа дальнейшего углубления познавательного интереса ученика или, напротив, смена темы (проблемы), а соответственно и познавательного интереса. Педагог предлагает разные варианты и траектории личностного развития, а ученик выбирает.

Подводя итоги, хочется отметить, что достоинства портфолио несомненны. Это прекрасное средство углубления и оформления познавательных интересов, развития интеллектуальных рефлексивных способностей учащихся, комплексной проверки уровня усвоения учебного материала, индивидуализации и дифференциации обучения, формирования мотивации достижения, а, следовательно, и создания ситуации успеха.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru