Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Вариант 8

1. Про автомобиль с дизельным мотором автолюбите­ли кратко выражаются так: Дизель есть дизель. Или так: Дизель это дизель. Можно ли в этих высказываниях усмотреть какое-то смысловое различие?

 

2. Что общего между поцелуем и нагоняем?

 

3. Составьте словосочетания со следующими существи­тельными, употребив все определения (каждое по одному разу). Существуют ли какие-то закономерности в порядке расстанов­ки определений?

Сумка — спортивная, большая, такая, замечательная, двух­цветная;

Пижама — голубая, фланелевая, моя, мамина, любимая;

День — солнечный, выходной, второй, каждый;

Человек — невысокий, пожилой, какой-то, суетливый;

Снежок — ноябрьский, легкий, первый, этот.

 

4. Мёд сладок, а лимон — ?

 

5. У Андрея Вознесенского есть стихотворение «Розиве- лет» с такими, в частности, строками:

Не накопил на самолет — покупай розивелет!

Лети в Париж, разинув рот, мой розовый розивелет! Когда инфаркт произойдет, налей в стакан розивелет.

Во всех ли случаях слово розивелет употреблено граммати­чески безупречно?

 

6. Существительное уход может значить 'исчезновение', а может — 'забота, присмотр'. Докажите, что и с формальной точ­ки зрения это разные слова.

 

7. Существительное парадное (по своему происхожде­нию — прилагательное) означает 'подъезд (как помещение), вход в дом', 'помещение между входной дверью и лестницей' и т.п., напр.: В парадном опять лампочка перегорела. Но почему это слово застыло в форме среднего рода? Обычно ведь названия комнат субстантивируются в форме женского рода (прачечная, котельная, гостиная...)?

 

8. В книге К.И. Чуковского «От двух до пяти» приводит­ся такой разговор маленькой девочки с ее няней:

Няня, что это за рай такой?

А это где яблоки, груши, апельсины, черешни...

Понимаю: рай — это компот.

 

Одно из слов здесь употреблено грамматически не совсем правильно. Какое именно?

9. Академическая грамматика русского языка иллю­стрирует употребление творительного падежа существительно­го в значении «пути или пространства» с помощью цитаты из М.Ю. Лермонтова:

Тучки небесные, вечные странники!

Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники,

С милого севера в сторону южную.

А где здесь, собственно, «творительный пути или простран­ства»?

 

10. Предположим, мы встречаем в тексте высказывание: Мальчики целый год писали друг другу письма. Если друг другу — значит ли это, что мальчики — друзья?

 

ОТВЕТЫ

1. Конструкции типа Х есть Х и Х это Х очень близки по своему значению. Но первые из них легче развивают отрицатель­ные оттенки, подчеркивая недостатки Х, — как бы 'с этим ничего не поделаешь'. Например: Дизель есть дизель, на морозе не за­ведется. Вторые же легче принимают положительные оттенки, подчеркивая достоинства Х — как бы 'с ним ничто не сравнится'. Например: Дизель это дизель: экономичный, мощный...

 

2. Оба существительных — и поцелуй, и нагоняй — вос­ходят к форме повелительного наклонения глаголов (соответ­ственно поцеловать и нагонять).

 

3. Если у существительного в предложении есть несколь­ко определений, то общее правило для их размещения таково. Чем существеннее и постояннее данное свойство для данного предмета, тем ближе к существительному должно находиться соответствующее определение. Если же говорить конкретнее, то сначала ставится местоименное определение, затем — по­рядковое числительное, затем — качественное прилагательное, затем — относительное прилагательное. Причем если относи­тельных прилагательных несколько, то обычно сначала ставится прилагательное, обозначающее форму предмета, потом — цвет и материал и, наконец, прилагательное, называющее функцию или происхождение предмета. Итак, получаем такие последова­тельности:

Такая замечательная большая двухцветная спортивная сумка;

Моя любимая голубая фланелевая мамина пижама;

Каждый второй солнечный выходной день;

Какой-то суетливый невысокий пожилой человек;

Этот первый легкий ноябрьский снежок.

 

4. Краткая форма от качественного прилагательного кислый, употребляющаяся в роли сказуемого, будет кисел.

 

5. Розивелет — искусственное слово, полученное «пе­ревертыванием», прочтением справа налево слова телевизор. Имеется в виду, наверное, что телевизор в нашей жизни начи­нает заменять всё. Простим поэту смешение букв е и ё (в стихах читается явно «розивелёт»). Но вот в строке Налей в стакан ро­зивелет искусственное существительное, обозначая некоторое количество жидкости, должно было бы по правилам русской грамматики стоять в родительном, а не в винительном падеже: Налей в стакан розивелета или розивелету (как воды, молока, компота, коньяку и т.п.). Иное дело — если бы имелся в виду определенный объем жидкости: Вылей в стакан розивелет...

 

6. Действительно, в русском языке есть два разных слова уход, ср.: Его уход никого не удивил и Ей необходим уход. Первое производно от глагола уходить, второе — от глагола ухаживать. У них разная лексическая сочетаемость, ср.: внезапный уход и тщательный уход. Первому существительному свойственно управлять другим существительным с предлогом с, из или от (уход с работы, со сцены, из семьи, от ответственности), второе управляет существительным с предлогом за (уход за больным). Наконец, первое существительное может иметь множественное число (следить за уходами и приходами), второе множественно­го числа не имеет.

 

7. Субстантивированное прилагательное парадное вос­ходит к словосочетанию парадное крыльцо. Именно поэтому оно и застыло в форме среднего рода. Хотя в разговорной речи его иногда употребляют и как существительное женского рода: па­радная.

 

8. В тексте задачи не совсем правильно употреблена сло­воформа черешни; она имеет основание только в том случае, если считать, что форма единственного числа обозначает единичный плод: черешня как 'черешенка'.


На самом деле слово черешня в русском языке обозначает, во-первых, плодовое дерево, а во-вторых, плоды этого дерева — обычно в собирательном значении. А собирательные существи­тельные (например, листва, тряпье, детвора, студенчество и т.п.) множественного числа не имеют. Следовательно, слово черешня может иметь форму множественного числа — череш­ни — только если оно обозначает множество соответствующих плодовых деревьев.

 

9. Словоформа степью в приведенном четверостишии (мчаться где? — степью) реализует значение пространства. А вот насчет находящейся с нею в сочинительных отношениях словоформы цепью сказать это с уверенностью нельзя. Мчаться цепью (жемчужною) — это, скорее, не «где», а «как», т.е. перед нами «творительный способа и образа действия».

 

10. Слово друг в составе выражения друг другу (а также в друг с другом, друг за другом, друг против друга и т.п.) теряет свое прямое значение. Всё выражение грамматикализуется и стано­вится условным показателем совместного (взаимного) действия или отношения. Мы можем даже сказать: Мальчики друг друга не терпят или Мальчики друг с другом враждуют. Хотя внешне здесь как будто есть противоречие, на самом деле это проявле­ние развития языка.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru