Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Программа факультативного курса «Занимательный французский» 5-7 классы

 

Закономерным следствием политических и социальных перемен в России, явилось появление открытого общества, выразившееся в увеличение контактов с зарубежными странами, усилении взаимопроникновения культур. Нашим детям жить в период интеграции России в объединенную Европу. Сейчас, для многих учащихся поездка за границу с родителями или в составе школьной группы, неформальные встречи с иностранцами стали привычными явлениями. Вследствие этого меняются мотивации к изучению иностранных языков, для которых, особенно в старших классах начинает все большее значение иметь практический, прикладной смысл (навык разговорной речи необходимый для общения с зарубежными сверстниками, чтение современной художественной и специальной литературы и т.д.).

Основной целью обучения иностранному языку в современной российской школе является развитие способностей учащихся к использованию иностранного языка в качестве инструмента общения в диалоге культур. Эта цель предполагает взаимообусловленное коммуникативное и социокультурное развитие школьников средствами иностранного языка для подготовки к межкультурному общению в сфере школьного и послешкольного образования. Для достижения этой цели необходимо взаимосвязанное коммуникативно-речевое, социокультурное и языковое развитие учащихся с обязательным учетом возрастных особенностей и познавательных потребностей.

Следовательно, в рамках типовых учебных программ изучения иностранных языков, возникает необходимость создания факультативных курсов, позволяющих не только углубить чисто языковые знания учащихся, но и ознакомить их с иноязычной культурой в самом широком смысле этого слова. Получаемые при этом сведения о стране изучаемого языка должны быть обязательной частью тех знаний, которыми должен овладеть обучаемый. При этом овладение иностранным языком неразрывно связано с пробуждением интереса к иноязычной культуре, которая предполагает не только усвоение фактов культуры и истории данной страны, но и формированию способности и готовности к пониманию образа мыслей (ментальности) носителей изучаемого языка.

Как известно, лингвострановедческий подход является одним из методов повышения мотивации практически на всех этапах обучения иностранному языку. Для развития стремления к навыкам коммуникативного общения на французском языке, лингвострановедческий метод позволяет использовать различные виды мотивации:

1. Познавательная мотивация. Знакомство с природными особенностями Франции, историей и культурой, национальными особенностями.

2. Эстетическая мотивация. Знакомство с французским искусством (история, современность), участие в театральных представлениях, спектаклях по произведениям французских авторов, разучивание песен, стихов.

3. Игровая мотивация. Участие учащихся языковых и страноведческих конкурсах, викторинах.

Следует отметить, что страноведческий подход при обучении иностранному языку – это современная тенденция в педагогической теории и практике, которая является одним из путей развития творческой и самообразовательной деятельности

Программа факультативного курса «Занимательный французский» разработана на основе многолетнего опыта преподавания французского языка в средней школе и предназначена для углубленного изучения французского языка в 5 – 7 классах. В качестве программ – аналогов, наиболее близких по содержанию, целям и задачам факультативному курсу «Занимательный французский» рассмотрены опубликованные в печати «Французский язык на факультативных занятиях» (авторы С.В. Калинина, В.И. Марьясина, В.С.Цейтлин. М.: Просвещение, 1972) и «Интенсивный курс французского языка «Bon voyage» для средней школы (автор И.Б.Ворожцова. Иностранные языки в школе,№1,1998). Рассматриваемые курсы ориентируют преподавателя на широкое использование лингвострановедческого материала при обучении навыкам коммуникативного общения на иностранном языке.«Французский язык на факультативных занятиях» предназначен для учащихся старших классов средней школы. Заявленными целями курса являются обучение учащихся ведению бесед по различным темам (культура, общественно-политические события, спорт), подготовке устных и письменных сообщений, умению понимать доклады и лекции на французском языке. Основной акцент при проведении занятий сделан на чтение и перевод страноведческих текстов, выполнение достаточно сложных грамматических и лексических упражнений, что может снизить, в целом, мотивацию к изучению языка особенно у учащихся среднего возраста.

Наиболее близким аналогом факультативному курсу «Занимательный французский!» является интенсивный курс французского языка «Bon voyage» (основной этап обучения). В основной части курса учебный материал базируется на страноведческой тематике, реализованной на примере жизни французской семьи с ее повседневными заботами, радостями, праздниками и т.д. При этом широко используются все современные приемы развития навыков речевой деятельности, коммуникативного общения (игры, конкурсы, ролевые ситуации и т.п.), что позволяет усилить мотивацию и интерес школьников к изучению французского языка. Вместе с тем, страноведческий подход в данном курсе является, в целом, вспомогательным материалом в организации и проведении учебного процесса, главной задачей которого является обучение учащихся базовым знаниям по французскому языку. Лингвострановедческий материал курса, несмотря на его тематическое разнообразие, в результате этого информационно сужен и носит в большой степени прагматический характер (весь лингвострановедческий материал «преломляется» через круг интересов французской семьи).

 

Целью факультативного курса «Занимательный французский» является углубленное обучение всем видам речевой деятельности (говорение, чтение, аудирование, письмо), как средства общения с носителями французского языка. Особенностью разработанной программы является то, что поставленная цель обучения реализуется на основе широкого использования и изучения разнообразного лингвострановедческого материала. В факультативном курсе «Занимательный французский» учащиеся знакомятся со многими реалиями страны изучаемого языка, отражающими ее национальную культуру, что способствует, в конечном счете, развитию у обучаемых стремления к навыкам коммуникативного общения.

Факультативный курс французского языка «Занимательный французский» направлен на то, чтобы учащиеся могли реально овладеть всеми типами речевой деятельности, опираясь на необходимые языковые знания, полученные за время обучения. Под реальным владением французским языком понимается:

- умение учащихся понимать французскую речь в разнообразных ситуациях повседневного общения;

- умение отреагировать на вопросы при помощи адекватной реплики, жеста, мимики;

- умение дать требуемую информацию (устно или письменно), объясниться с собеседником по вопросам входящим в круг повседневного общения или по специальной тематике;

- чтение и понимание различных текстов (художественных, журнальных, газетных, информационных), написанных носителями французского языка.

Таким образом, главным ориентиром в реальном овладении иностранным языком является возможность для учащегося самостоятельно пользоваться языком для обмена и получения информации, открытия мира, познавательной деятельности.

Исходя из вышесказанного, в практические задачи факультативного курса входят:

1. Углубленное изучение природных, культурных и исторических особенностей Франции и ее отдельных регионов и на основе этого обучение учащихся умению объясниться с собеседником по вопросам истории и культуры Франции, политическим, социальным и культурным событиям современной Франции.

2. Обучение учащихся применению разговорной речи в разнообразных ситуациях повседневного общения.

3. Обучение учащихся владению невербальными средствами общения (мимика, жесты, движения), свойственными национальной специфике французского языка на основе проигрывания различных бытовых ситуаций и ролей.

Поставленные практические задачи факультативного курса разрешаются путем широкого и обязательного использования разнообразного страноведческого материала, созданного носителями французского языка (видео и аудиоматериалы, мультимедийные компьютерные программы, фотоальбомы, художественная и историческая литература, иллюстрированные издания, туристические путеводители, карты-схемы, планы городов, журналы, буклеты и т.п.).

Формы проведения занятий могут быть различными, адаптированные по тематике и объему материала к возрасту, психологическим и интеллектуальным особенностям учащихся, их мотивационным характеристикам. При этом основной упор при проведении занятий делается на групповую и парную работу учащихся, а в домашних заданиях увеличивается доля, связанная с разработкой проектов.

К примеру, при проведении занятий по теме «Русско-французские соответствия», посвященных невербальным средствам общения используется просмотр видеосюжетов, сопровождающихся пояснениями учителя и обсуждением увиденных жестов, мимики, сравнением их с используемыми в русском языке. Активизация и использование невербальных средств французского языка в общении достигается на практических занятиях при проигрывании сценок различных ситуаций общения, при инсценировке учащимися просмотренных видеосюжетов, отрывков из фильмов или пьес.

При изучении темы «Французские провинции (история и культура)» в качестве домашнего задания учащиеся работают над проектом, посвященным разработке маршрута воображаемого автомобильного путешествия с описанием городов, исторических, культурных и природных памятников, встречающихся на маршруте.

При проведении занятий по теме «Прогулки по Парижу» кроме использования иллюстрационных и видеоматериалов, широко используется картографический материал с помощью которого ученики иллюстрируют свои рассказы («Экскурсия по Елисейским полям», «На речном трамвае по Сене», «Парижское метро», «Сады и парки Парижа»).

Учитывая относительную ограниченность языкового опыта у школьников 5 – 7 классов, для полноценного восприятия социокультурной информации в вводной части теоретических занятий используются краткие лекции-сообщения на родном языке. В этой части занятий дается основной информационный материала по теме, который должен заинтересовать учащихся и пробудить у них познавательную мотивацию, подготовить их последующему изучению лингвострановедческого материала.

Лингвострановедческий материал, вводимый на занятиях, представлен специально подобранными аутентичными отрывками из художественной и страноведческой литературы, географическими картами, картами – схемами и планами городов, рецептами национальной кухни, газетами, журналами и специально подобранными лексическими материалами.

Исходя из поставленных целей курса и решаемых при обучении практических задач, система контроля направлена на проверку способности школьников решать коммуникативные задачи и достигать коммуникативной цели, используя французский язык как средство общения. Общения при проведении занятий организуется по системе «Ученик – ученик», что позволяет создать атмосферу соревновательности и желания проявить себя с лучшей стороны, стимулировать речевую активность учащихся. Для реализации этого в практической части занятий используются разнообразные приемы организации коммуникативных актов:

- скетч;

- диалог;

- ролевая игра;

- «круглый стол»

К примеру, при изучении темы «Прогулки по Парижу», в части посвященной парижскому метро, учащиеся разыгрывают короткие сценки - скетчи по темам «Как проехать на метро до Нотр-Дам (Лувра, Триумфальной арке)», «Покупка билетов» и т.д. При этом в задании учащимся указывается только общая линия поведения и роль, что позволяет им самостоятельно формировать свое речевое и неречевое (мимика, жест) поведение.

Контроль навыков использования лексического материала при коммуникативном общении проводится с помощью разыгрывания диалогов, которые широко используются при проведении занятий по всем темам. Для этого применительно к каждой теме разработаны различные формы диалогов (диалог побуждение к действию, диалог этикетного характера, диалог–обсуждение, диалог–расспрос), включающих изучаемый лингво-срановедческий материал по данной теме.

Ролевая игра, как метод оценки уровня коммуникативного общения, применяется при проведении занятий по темам культурологического характера («Листая календарь (праздник Рождества, народные праздники)», «В след за героями книг», « Русско – французские соответствия»). В качестве составного элемента практических занятий по этим темам, ролевая игра реализуется в виде представления отрывков из сценических произведений, сказок, праздничных утренников.

«Круглый стол» применяется для контроля речевых навыков монологической речи при проведении защит разработанных учащимися проектов воображаемого путешествия по Франции и Парижу (темы «Прогулки по Парижу», «Замки в долине Луары», «Французские провинции»).

 

Факультативный страноведческий курс французского языка рассчитан на три года, для учащихся 5 – 7 классов. Это обусловлено многоцелевым характером курса, его взаимосвязью с уровнем владения языком, а также с возрастными особенностями развития памяти, мышления, с мотивами деятельности учащихся. Курс адресован учащимся гимназий и школ гуманитарного профиля, изучающих французский язык. Общий объем курса 102 час (по 34 занятия в год, по одному занятию в неделю).

Новизна программы факультативного курса «Занимательный французский», разработанного для учащихся 5 – 7 класса по сравнению с программами – аналогами, заключается в следующем:

1. Разработка страноведческого курса применительно к особенностям образовательного процесса среднего звена обучения средней школы, ориентированного на взаимосвязь и взаимообусловленность углубленного изучения иностранного языка с социокультурным развитием учащихся.

2. Использование новой социокультурной тематики занятий, усиливающей все виды мотивации при изучении французского языка и учитывающей возрастные особенности учащихся (темы «Русско-французские соответствия», «Замки в долине Луары», «Французская национальная кухня», «История французских королей».

3. Практическое применение в учебном процессе современных технических средств обучения: мультимедийные программы, Интернет.

4. Применение при тренинге и контроле навыков коммуникативного общения по каждой теме разнообразной диалогической речи (диалог-расспрос, диалог-побуждение к действию, диалог-обмен мнениями, диалог этикетного характера).

Педагогическая ценность программы факультативного курса «Занимательный французский» заключается в следующем:

1. Результаты обучения - самостоятельное применение знаний, умений и навыков французского языка для обмена и получения информации, открытия мира, познавательной деятельности соответствуют поставленным целям и задачам программы и достигаются в процессе обучения на основе взаимосвязи углубленного изучения иностранного языка с социокультурным развитием учащихся.

2. Программа факультативного курса, в основу которой заложен страноведческий подход при обучении иностранному языку, соответствует современным направлениям в педагогической теории и практике, применяемым для развития творческой и самообразовательной деятельности учащихся.

3. Востребованность программы в системе языкового образования обусловлена необходимостью создания дополнительных (факультативных) курсов, позволяющих не только углубить чисто языковые знания учащихся, но и ознакомить их с иноязычной культурой, сформировать готовность к пониманию образа мыслей (ментальности) носителей изучаемого языка, облегчить диалог культур.

 

Тематическое планирование 5-Б класс

 

        

П.п

 

 

Наименование

разделов /тем

 

Макс.

нагрузка

уч-ся

 

                     Из них      

Теорет

обуч-е

     ч.

Практ.

работа

Контр.

работа

Сам.

работа

 

1

Здравствуй,

Франция

  

     9

 

   4    

 

   5

 

 

 

2

Природа Франции

 

     7

 

   4

 

   3

 

 

 

3

Прогулка

по Парижу

 

     5

 

   3

 

   2

 

 

 

4

Листая

календарь

 

     5

 

   3

 

   2

 

 

 

5

В след за

героями книг

 

     3

 

   2

 

   1

 

 

 

6

Мудрость народа в пословицах

 

 

     2

 

 

   1

 

 

   1

 

 

 

7

Занимател-й

французский

 

     3

 

   1

 

   2

 

 

 

 

 

Итого

 

     34

 

   18

 

   16

 

 

 

                 Календарно-тематический план 5 класс

        

 

П.п

 

 

         Название

     разделов/тем

                  

  

Всего

часов

 

Конт.

р.

 

Самост.

р.

Дата

провед-я

 

По

прог.

Фак.

 

1 четверть

   9

 

 

 

 

 

 

 

1

 

Здравствуй,

Франция!

 

 

   9

      

 

 

 

 

1.1

Географическое

положение Франции

 

    1

      

 

 

 

1.2

Соседние страны

    1

 

 

 

 

1.3

Крупные города

    1

 

 

 

 

1.4

Город Руан

    1

 

 

 

 

 

1.5

Посещение французских городов

 

    1

 

 

 

 

1.6

Провинции Франции

    1

 

 

 

 

1.7

Нормандия

    1

 

 

 

 

 

1.8

Путешествие

по Нормандии

 

    1

 

 

 

 

1.9

Обобщающий урок

    1

 

 

 

 

 

2 четверть

    7

 

 

 

 

2

Природа Франции

    7

 

 

 

 

2.1

О природе Франции

    1

 

 

 

 

2.2

Климат Франции

    1

 

 

 

 

2.3

Горы

    1

 

 

 

 

2.4

Реки

    1

 

 

 

 

2.5

Река Сена

    1

 

 

 

 

2.6

Животные и растения

    1

 

 

 

 

2.7

Обобщающий урок

    1

 

 

 

 

 

3 четверть

    10

 

 

 

 

 

3

Прогулка по Парижу

 

   5

 

 

 

 

3.1

Париж

    1

 

 

 

 

3.2

Эйфелева башня

    1

 

 

 

 

3.3

Лувр

    1

 

 

 

 

3.4

Собор Нотр-Дам

    1

 

 

 

 

3.5

Стихи о Париже

    1

 

 

 

 

 

 

4

 

Листая календарь

 

 

    5

 

 

 

 

4.1

Рождество во Франции

 

   1

 

 

 

 

 

4.2

Празднование

Нового года

 

   1

 

 

 

 

4.3

Стихи о Новом годе

   1

 

 

 

 

4.4

Письмо Деду Морозу

    1

 

 

 

 

4.5

Обобщающий урок

    1

 

 

 

 

 

4 четверть

    8

 

 

 

 

 

 

 

5

 

В след

за героями книг

 

 

   3

 

 

 

 

5.1

Ш.Перро

  1

 

 

 

 

 

5.2

Сказка Ш.Перро

«Полярная звезда»

 

    1

 

 

 

 

5.3

Круглый стол

«О франц. сказках»

 

    1

 

 

 

 

 

6

Мудрость народа

В пословицах

2

 

 

 

 

 

6.1

Французские пословицы

 

   1

 

 

 

 

 

6.2

Русские эквиваленты

французских пословиц

 

    1

 

 

 

 

 

7

Занимательный французский

    3

 

 

 

 

7.1

Кроссворды

    1

 

 

 

 

7.2

Юмор. рассказы

   1

 

 

 

 

7.3

Обобщающий урок

    1

 

 

 

 

 

Итого

  34

 

 

 

 

                

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН     

НАИМЕНОВАНИЕ ТЕМ:    

 

Первый год факультативного курса (5 класс)

1 Здравствуй, Франция!   

2 Природа Франции.

3 Прогулки по Парижу.

4 Листая календарь (праздник Рождества)        

5 В след за героями книг.

6 Мудрость народа в пословицах и поговорках.      

7 Занимательный французский.        

ВСЕГО ЗА ГОД       34

 

Второй год факультативного курса (6 класс)

8   Прогулки по Парижу 

9   Французские провинции (история, культура).

10 Замки Луары.      

11 Французская национальная кухня.      

12 Листая календарь (народные праздники)     

ВСЕГО ЗА ГОД   34      

 

Третий год факультативного курса (7 класс)

13 Французская живопись (импрессионисты).

14 Франция и ее песня.     

15 Прогулки по Парижу. 

16 Русско – французские соответствия.    

17 История французских королей.   

18 Занимательный французский.      

ВСЕГО ЗА ГОД       34

ИТОГО ПО ПЛАНУ 102        

                 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Первый год обучения: 5 класс

Тема 1.Здравствуй, Франция!

Теоретическое занятие:

Географическое положение Франции. Страны, граничащие с Францией, крупные города и провинции Франции. Этно-демографические данные. Введение названий на французском языке, их автоматизация.

Просмотр видеофильма «Панорама Франции».

Практическое занятие:

Закрепление лексического материала, работа с картой. Составление диалогов о географическом положении Франции, ее городах и регионах. Подготовка микрорассказов (сообщений) о географическом положении Франции. Составление и разгадывание кроссвордов «Франция, ее города и провинции».

Тема 2. Природа Франции.

Теоретическое занятие:

Природа и ландшафты Франции. Горы и реки Франции, растения и животные.

Использование мультимедийных программ «Voyage en France» и «Энциклопедия природы». Работа с картой, введение названий на французском языке, их автоматизация.

Практическое занятие:

Микро сообщения учащихся о природе Франции, викторина по картинкам «Узнай и назови животных и растения французского леса».

Тема 3. Прогулки по Парижу.

Теоретическое занятие:

Париж – столица Франции. Наиболее известные достопримечательности: Эйфелева башня, Лувр, собор Нотр-Дам, Триумфальная арка, пло-щадь Согласия, Монмартр.

Просмотр видеофильмов «Paris» и «Bienvenue en France», показ достопримечательностей на плане Парижа, просмотр открыток и буклетов, введение названий на французском языке

Работа с мультимедийной «Voyage en France».

Практическое занятие:

Составление и обсуждение учащимися программ одно – и двухдневного пребывания в Париже (перечень достопримечательностей, распределение времени визитов, прогулок, покупки сувениров и т.д). Проведение игры «Знаешь ли ты Париж?». Работа с планом Парижа: покажи эти достопримечательности на плане, после прослушивания текста показать маршрут экскурсии школьников по Парижу. Составление собственного рассказа о столице Франции, ее достопримечательностях.

Тема 4. Листая календарь (народные праздники).

Теоретическое занятие:

Рождество – любимый праздник французской детворы. Как празднуют Рождество во Франции (рождественские подарки, сочельник, письма детей Деду Морозу).

Практическое занятие:

Разучивание французских стихов и песен к Рождественскому утреннику. Подготовка и репетиция сценок из произведений французских авто-ров, продумывание и изготовление костюмов, декораций к Рождественскому празднику. Проведение конкурса загадок к Рождеству и Новому Году, написание поздравительных открыток, выпуск праздничной газеты.

Тема 5. Вслед за героями книг.

Теоретическое занятие:

Знакомство со сказками французский писателей (Ш. Перро, Ж. Пре-вер, А. Жобен, М.-Л. Вер). Чтение и перевод отрывков из произведений. Знакомство с лексикой, автоматизация и активизация в речи (названия сказок и персонажей Ш. Перро).

Практическое занятие:

Составление вопросов к викторине «Знаешь ли ты сказки Ш. Перро». Разучивание, постановка и конкурс сценок по сказкам Ш. Перро («Кот в сапогах», «Золушка», «Спящая красавица», «Мальчик с пальчик»).

Тема 6. Мудрость народа в пословицах и поговорках.

Теоретическое занятие:

Знакомство с французскими пословицами, поговорками и загадками. Русские эквиваленты французских пословиц и загадок. Разучивание французских пословиц и поговорок.

Практическое занятие:

Практическое применение пословиц и поговорок в разговорной речи. Проведение утренника-конкурса на знание французских пословиц и загадок.

Тема 7.Занимательный французский язык.

Теоретическое занятие:

Обучение разгадыванию кроссвордов, ребусов, шарад придуманных носителями французского языка.

Практическое занятие:

Разгадывание кроссвордов, ребусов и шарад из французских источников.

Разучивание сценок «Petits sketches pour rire», небольших шуточных рассказов, которые инсценируются парами или группами учащихся Отработка соответствующего речевого этикета, жеста, мимики.

 

Второй год факультативного курса: 6 класс.

Тема 8. Прогулки по Парижу.

Теоретическое занятие:

Экскурсия по Елисейским полям от Триумфальной Арки до площади Согласия.

Прогулка на речном катере по Сене, набережная Сены и мосты Парижа – мост Александра III, мост Альма, Новый мост, мост Нотр-Дам, мост Инвалидов.

Сады и парки Парижа – Люксембургский сад, сад Тюильри, Булонский лес.

При проведении занятий используются мультимедийная программа «Voyage en France», видеофильмы «Paris» и «Bienvenue en France», план Парижа, вводится новая лексика.

Практическое занятие:

Чтение и перевод текстов французских авторов с описанием достопримечательностей Парижа.

Работа с планом Парижа: составление краткого рассказа и показ маршрутов экскурсии на плане (экскурсия по Елисейским полям, экскурсия по Сене).

Составление собственного рассказа об экскурсии по Елисейским полям и по Сене. Практика устной диалогической и монологической речи.

Ролевая игра «Гид и туристы».

Тема 9.Французские провинции (история и культура).

Теоретическое занятие:

Бургундия – историческая провинция Франции (местонахождение, история). Дижон – столица Бургундии. История в камне – замки и монастыри Бургундии.

Природа Бургундии.

Практическое занятие:

Работа с материалами Регионального комитета Бургундии по туризму («Comite regional du Tourisme de Bourgogne»). Просмотр и обсуждение видеофильмов «Les pays de la France», «La France».

Составление и описание маршрута автомобильного путешествия по Бургундии. Обсуждение и защита проектов автомобильного путешествия. Знакомство учащихся с работой в сети Интернет для получения информации о природе, исторических и культурных достопримечательностях Бургундии (выход на сайт «Comite regional du Tourisme de Bourgogne»).

Тема 10. Замки в долине Луары.

Теоретическое занятие:

Замки Луары - история французских королей и колыбель французского Ренесанса. Генеалогическое дерево французских королей.

Замки Луары – архитектурные и культурные памятники средневековья (Шамбор, Блуа, Шатоден).

Практическое занятие:

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов «Les pays de la France», «La France», «Bienvenue en France», посвященных замкам в долине р. Луары.

Работа с французскими проспектами, содержащими описание замков Луары. Конкурс рисунков, микросообщения учащихся о замках в долине Луары.

Тема 11. Французская национальная кухня.

Теоретическое занятие:

Французские национальные блюда, региональная кухня. Русская и французская кухня. Где можно вкусно поесть во Франции?

Практическое занятие:

Просмотр и обсуждение фрагментов видеофильмов «La France», «Biеnvenue en France», «France panoramique», посвященных национальным блюдам регионов Франции.

Знакомство с рецептами французской кухни, их переводы. Составление рецепта твоего любимого блюда. Чтение и перевод аутентичных текстов об особенностях национальной кухни.

Ролевая игра «В кафе» (заказ блюд, обсуждение меню).

Тема 12. Листая календарь (народные праздники).

Теоретическое занятие:

Народные праздники – история и современность (Праздник королей, Праздник ландышей, Праздник Жанны д'Арк, Праздник матерей ).

Практическое занятие:

Чтение и разучивание стихов и народных песен. Постановка отрывка из пьесы Ж. Ануйя «L’alouette» («Жаворонок»), посвященной Жанне д'Арк.

 

Третий год факультативного курса: 7 класс.

Тема 13. Французская живопись (импрессионисты).

Теоретическое занятие:

Импрессионизм. Французские художники – импрессионисты (К. Моне, Э. Мане, О. Ренуар, К. Писсарро).

Музей д'Орсэ, музей – усадьба К. Моне в Живерни.

Практическое занятие:

Виртуальная экскурсия по музею д'Орсэ (мультимедийная программа «Musee d`Orsay»). Составление устных и письменных рассказов (сообщений) о понравившейся картине.

Тема 14.Франция и ее песня.

Теоретическое занятие:

Французские шансонье. Эдит Пиаф, Ив Монтан, Шарль Азнавур, Джо Дассена.

Практическое занятие:

Просмотр и обсуждение видеофильмов «Франция – песня», «Les chansons francaises». Прослушивание компакт-диска «Песни Джо Дассена».

Разучивание французских песен.

Тема 15.Прогулки по Парижу.

Теоретическое занятие:

Рождение Парижа. От старого Парижа к современности. Парижское метро. Соборы Парижа (Нотр-Дам, Сакре Кёр, Сан-Сюльпис, Мадлен, Пантеон).

Практическое занятие:

Работа с планом Парижа – рассказ об исторических памятниках, по-каз их на плане. Разгадывание кроссвордов «Достопримечательности Парижа», «Знаете ли вы Париж?».

Поездка по парижскому метро (ориентирование по плану метро, по-купка билетов, пересадки).

Тема 16. Русско-французские соответствия.

Теоретическое занятие:

Особенности речевого этикета и поведения, невербальные средства общения (жест, мимика, позы, движения тела). Приветствия, прощания, поздравления, пожелания, благодарность, извинения, утешение и сочувствие, комплимент.

Практическое занятие:

Тренировка речевого этикета, жеста и мимика для типовых ситуаций общения. Диалогическая речь с применением изученного лексического материала. Ролевое моделирование различных вариантов общения.

Тема 17. История французских королей.

Теоретическое занятие:

Династии французских королей, биографии Людовика 14 и Екатерины Медичи, период их правления.

Практическое занятие:

Составление кратких сообщений об исторических личностях,

Тема 18. Занимательный французский язык.

Теоретическое занятие:

Обучение составлению кроссвордов и ребусов на французском языке.

Практическое занятие:

Конкурс на лучший кроссворд. Составление вопросов к викторине на французском языке «Кто лучше знает Францию и французов».

Конкурс команд «A travers Moscou et Paris».

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

К концу изучения факультативного курса «Занимательный французский» учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями, навыками:

1. Дать требуемую информацию (устно или письменно), объясниться с собеседником по вопросам входящим в круг повседневного общения.

2. Подготовить рассказ–сообщение о географических и природных условиях Франции, ее истории, вкладе в мировую культуру.

3. Читать и понимать различные тексты (художественные, журнальные, газетные, информационные), написанные носителями французского языка.

4. Понимать французскую речь в разнообразных ситуациях повседневного общения, отреагировать на вопросы при помощи адекватной реплики, жеста, мимики.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Факультативный курс страноведения опирается на материал, пройденный учащимися в предыдущие годы обучения и отражает в новых ситуациях знакомую им тематику. Широко используются оригинальные текстовые фрагменты французских авторов (тематические тексты, поэтические подборки, прозаические отрывки) и отечественные лингвострановедческие материалы

При приведении всех видов занятий используется обильный раз-даточный материал (карточки с заданиями, проверочные и творческие работы, варианты вопросов для устных ответов и обсуждений, командные и соревновательные задания). На уроках учащиеся постоянно получают размноженные репродукции, фотографии, планы, схемы, карты. На занятиях широко используются технические средства обучения: аудио – видеотехника, компьютеры (просмотр видеофильмов, прослушивание музыки и песен, работа с обучающими и информационными компьютерными программами). Практикуются совместное проведение занятий по истории, музыке, изобразительному искусству.

            

                       Список литературы:

1. Ворожцова И.Б. Интенсивный курс французского языка

«Bon voyage» для средней школы (концепция основного этапа обучения). – Иностранные языки в школе, №1, 1998.

2. Баженова Н.Г. Невербальные средства общения в обучении французскому языку. - Иностранные языки в школе, № 3, 1998.

3. Борисенко М.К. Работа с французской прессой в старших классах средней школы. - Иностранные языки в школе, № 3, 1998.

4. Н.И. Формановская, Г.Г. Соколова. Речевой этикет. Русско-французские соответствия М.: Высшая школа, 1989- 112с.

5. Н.В. Елухина, С.В. Калинина, В.Д. Ошанин. Французский язык. Учебное пособие для VIII класса школ с углубленным изучением французского языка.- М.: Просвещение, 1993 – 256с.

6. Материалы по страноведению Франции/Л.И.Богданова, А.И.Иванова, И.А.Гиниатуллин, Екатеринбург, 1995.

7. Париж /состав. Ю.И.Рубинский – М.:Прогресс, 1976-222с.

8. Классическая французская кухня. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1996.- 60с.

9. Праздник в школе. Книга для учителя французского языка. – М.: Просвещение, 1987 – 192с.

10. И.Я. Розенталь. О чем рассказывает календарь («En feuilletant le calendrier»).- М.: Просвещение, 1979-159с.

11. J.Prevert. Contes pour enfants pas sages.-Gallmard, 1996.

12.Э.М. Береговская. Французский язык «Синяя птица» 5класс

-М.:Просвещение, 2008.

13 Н.А.Селиванова. Французский язык «Синяя птица» 9класс.

- М., Просвещение, 2009

14.А.А.Сологуб. 200 тем французского языка.- Москва, 2007

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика