Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Программа коррекционной работы для детей с ЗПР

 

Программа коррекционной работы должна включать: систему комплексного психолого-медико-педагогического и социального сопровождения учеников с ЗПР; механизм взаимодействия в коррекционных мероприятиях педагогов, специалистов в коррекционной педагогике и психологии, медицинских работников. А также - перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий, которые удовлетворяют особые образовательные потребности детей с ЗПР; планируемые результаты коррекционной работы.

Психолого-педагогическое сопровождение учеников с ЗПР осу­ществляют: учитель-дефектолог, учитель-логопед, специальный психолог или педагог-психолог, который имеет соответствующую профильную подготовку; социальный педагог, педагог дополнитель­ного образования.

Программа коррекционной работы в соответствии с требованиями ФГОС началь­ного общего образования обучающихся с ОВЗ направлена на создание системы комплексной помощи детям с ЗПР, коррекцию недостатков в психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачами Программы коррекционной работы являются:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР, обуслов­ленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

создание адекватных условий для реализации особых образовательных потреб­ностей обучающихся с ЗПР;

осуществление индивидуально-ориентированного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с ЗПР с учетом их особых образователь­ных потребностей;

оказание помощи в освоении обучающимися с ЗПР АООП начального общего образования;

возможность развития коммуникации, социальных и бытовых навыков, адекват­ного учебного поведения, взаимодействия со взрослыми и детьми, формирования представлений об окружающем мире и собственных возможностях.

проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъясне­нию индивидуально-типологических особенностей детей с ЗПР.

Психолого-медико-педагогическое сопровождение

Психолого-медико-педагогическое сопровождение понимается как сложный про­цесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. В основе сопровождения лежит единство четырех функций: диагностика сущности возникшей проблемы; информация о сути проблемы и путях ее решения; консульта­ция на этапе принятия решения и разработка плана решения проблемы; помощь на этапе реализации плана решения. Основными принципами сопровождения ре­бенка являются: рекомендательный характер советов сопровождающего; приоритет интересов сопровождаемого («на стороне ребенка»); непрерывность сопровождения; мультидисциплинарность. Основная цель сопровождения - оказание помощи в решении проблем. Задачи сопровождения: правильный выбор образовательного маршрута, преодоление затруднений в учебе, решение личностных проблем разви­тия ребенка, формирование здорового образа жизни.

В школе создана служба, осуществляющая сопровождение детей с ЗПР, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровожде­ния входят специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог, учителя, работающие по АООП: медицинский работник.

Перевод в классы осуществляется на основе заключения психолого-медико-пе­дагогической комиссии (ПМПК), в котором указано, что ребенок должен учить­ся в школе по АООП для детей с ЗПР. На каждого учащегося заполняется и ведется в течение всего времени обучения психолого-педагогическая карта индивидуального сопровождения учащихся. В ней фиксируются психолого-педа- гогические особенности развития личности обучающегося, результаты педагоги­ческой и психологической диагностики, рекомендации по сопровождающей работе. Приоритетным направлением деятельности службы сопровождения является профилактическая работа с детьми с ЗПР по предупреждению проблем адаптаци­онного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т. д.), познавательных (проблемы восприятия, внима­ния, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся

Классы

Подструктуры

Направления

Классный

Педагог-психолог

 

личности

коррекционной

руководитель

 

 

 

работы

 

 

1-й

Индивиду­

Дисгармония разви­

Понимание, сочув­

Развитие произволь­

 

ал ы-ю-типо-

тия, нестабильность

ствие, снятие напряже­

ности в двигательной,

 

логические

и ригидность нервной

ния, рационализация

познавательной,

 

особенности

системы, неразви­

воспитательно-об-

эмоциональной сфере,

 

личности

тость произвольно­

разовательного про­

развитие произволь­

 

 

сти психических про­

цесса, выравнивание

ности в общении и по­

 

 

цессов в сравнении

культурно-образова-

ведении, когнитивная

 

 

со сверстниками

тельных возможностей

тренировка, система­

 

 

 

детей, личностная

тическая десенсибили­

 

 

 

перспектива

зация

2-й

Свойства

Высокая тревож­

Доверие к личности

Игровая коррекция

 

субъекта

ность, слабая соци­

ребенка, формирова­

поведения, развитие

 

общения

альная рефлексия,

ние реально

позитивного общения,

Классы

Подструктуры личности

Направления

коррекционной

работы

Классный руководитель

Педагог-психолог

 

 

трудности в обще­нии, неадекватное поведение, низкий социальный статус

осознаваемых и реально действующих мотивов поведения, анализ кон­фликтных ситуаций, при­мер и авторитет педагога в отношении к детям, позитивная иррадиация авторитета педагога на отношения ребенка со сверстниками

ролевое научение, коммуникативные игры и упражнения, расша­тывание традиционных позиционных ролей, статусное перемеще­ние

3-й

Свойства субъекта дея­тельности

Дисгармония моти­вов учения, школьная тревожность, низкая учебно-познава- тельная активность, несформированность основных учебных умений, слабая обу­чаемость

Позитивное стимулиро­вание, авансирование успеха, акцентуация достижений ребенка в деятельности, парци­альная оценка результа­тов, наглядные опоры в обучении, комментиру­емое управление, созда­ние учебных ситуаций с элементами новизны, занимательности, опо­ры на жизненный опыт детей; поэтапное фор­мирование умственных действий, опережаю­щее консультирование по трудным темам, ща­дящая учебная нагрузка

Снижение значимости учителя, силы потреб­ностей, связанных с внутренней позицией школьника, десенси­билизация к оценива­нию, формирование адекватной самооцен­ки школьных успехов, релаксация и эмоци­ональное агрегирова­ние школьных страхов

4-й

Свойства субъекта самосознания

Нарушенный образ «Я», неадекватная самооценка, школь­ная мотивация; неудовлетворенное притязание на при­знание, комплекс неполноценности

Безусловное принятие ребенка, выбороч­ное игнорирование негативных поступ­ков, эмоциональное «поглаживание», позитивное побужде­ние к деятельности и общению

Идентификация, подтверждение уни­кальности ребенка, развитие позитивного восприятия других, самовнушение (я хочу, я могу, я буду), отсле­живание мотивации и самооценки

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются: диагностическая, аналитическая, организационная, консульта­тивная, профилактическая и коррекционная работа.

Диагностико-консультативный модуль

В данном модуле разрабатывается программа изучения ребенка специалистами. Педагог устанавливает усвоенный детьми объем знаний, умений, навыков; вы­являет трудности, которые испытывают они в обучении, и условия, при которых эти трудности могут быть преодолены. Педагог отмечает особенности личности, адекватность поведения в различных ситуациях. Когда педагог не может сам объяснить причину и добиться желаемых результатов, он обращается к педаго- гу-психологу, учителю-дефектологу, психоневрологу. В содержание исследования ребенка педагогом-психологом входит:

Сбор сведений о ребенке у педагогов, родителей. Важно получить факты жа­лоб, с которыми обращаются. При этом необходимо учитывать сами проявления, а не квалификацию их родителями, педагогами или самими детьми.

Изучение истории развития ребенка. Психолог выявляет обстоятельства, которые могли повлиять на развитие ребенка (внутриутробные поражения, родовые травмы, тяжелые заболевания в первые месяцы и годы жизни). Имеют значение наслед­ственность (психические заболевания или некоторые конституциональные черты); семья, в которой живет ребенок (социально неблагополучная, ранняя депривация). Необходимо знать характер воспитания ребенка (чрезмерная опека, отсутствие внимания к нему и др.).

Изучение работ ребенка (тетради, рисунки, поделки и т. п.).

Непосредственное обследование ребенка. Беседа с целью уточнения мотивации, запаса представлений об окружающем мире, уровня развития речи.

Выявление и раскрытие причин и характера тех или иных особенностей психи­ческого развития ребенка.

Анализ материалов обследования. Педагог-психолог анализирует все полученные о ребенке сведения и данные собственного обследования, выявляет его резервные возможности. В сложных дифференциально-диагностических случаях проводятся повторные обследования.

Выработка рекомендаций по обучению и воспитанию. Составление индивидуаль­ных образовательных маршрутов психолого-медико-педагогического сопровождения. В каждом конкретном случае определяются ведущие направления в работе с ре­бенком. Для одних детей на первый план выступает ликвидация пробелов в зна­ниях учебного материала; для других - формирование произвольной деятельности, выработка навыка самоконтроля; для третьих необходимы специальные занятия по развитию моторики и т.д.

Эти рекомендации педагог-психолог обсуждает с учителем, медицинским работником и родителями, осуществляя постоянное взаимодействие. Составляется комплексный план оказания ребенку психолого-медико-педагогической помощи с указанием эта­пов и методов коррекционной работы. Обращается внимание на предупреждение физических, интеллектуальных и эмоциональных перегрузок, проведение своевре­менных лечебно-оздоровительных мероприятий.

Диагностическая программа психолого-медико-педагогического сопровождения

Направления работы

Содержание работы

Виды работы/ специалисты

Медицинское

Выявление состояния физического и психического здоровья. Изучение ме­дицинской документации: история раз­вития ребенка, здоровье родителей, как протекала беременность, роды. Физическое состояние учащегося. Изменения в физическом развитии (рост, вес и т. д.). Нарушения движений (скованность, расторможенность, пара­личи, парезы, стереотипные и навязчи­вые движения). Утомляемость. Состоя­ние анализаторов

Наблюдения во время заня­тий, перемены, во время игр и т. д. (педагог). Обследование ребенка врачом. Беседа врача с ро­дителями

Психолого-логопедическое

Обследование актуального уровня психического и речевого развития, определение зоны ближайшего разви­тия. Внимание: устойчивость, переклю- чаемость с одного вида деятельности на другой, объем, работоспособность. Мышление: визуальное (линейное, структурное); понятийное (интуитивное, логическое); абстрактное, речевое, образное. Память: зрительная, слухо­вая, моторная, смешанная. Быстрота и прочность запоминания. Индивиду­альные особенности. Моторика. Речь

Наблюдение за ребенком на занятиях и во внеурочное время (учитель). Специальный эксперимент (педагог-психолог). Беседы с ребенком, родителями. Наблюдения за речью ребенка на заня­тиях и в свободное время. Изучение письменных работ (учитель).

Специальный эксперимент (учитель-логопед)

Направления работы

Содержание работы

Виды работы/ специалисты

Социально-педагогическое

Семья ребенка. Состав семьи. Условия воспитания. Умение учиться. Органи­зованность, выполнение требований педагогов, самостоятельная работа, самоконтроль. Трудности в овладении новым материалом. Мотивы учебной деятельности. Прилежание, отноше­ние к оценке, похвале или порицанию учителя, воспитателя

Посещение семьи ребен­ка (учитель, социальный педагог).

Наблюдения во время заня­тий. Изучение работ ученика (учитель).

Анкетирование по выявле­нию школьных трудностей (учитель)

Эмоционально-волевая сфера

Преобладание настроения ребен­ка. Наличие аффективных вспышек. Способность к волевому усилию, вну­шаемость, проявления негативизма. Особенности личности: интересы, потребности, идеалы, убеждения. На­личие чувства долга и ответственности. Соблюдение правил поведения. Роль в коллективе, симпатии, друж­ба с детьми, отношение к младшим и старшим товарищам. Нарушения в по­ведении: гиперактивность, замкнутость, аутистические проявления, обидчи­вость, эгоизм. Уровень притязаний и самооценка

Беседа с родителями и учи- телями-предметниками. Специальный эксперимент (учитель, педагог-психолог). Анкета для родителей и учи­телей.

Наблюдение за ребенком в различных видах деятельности

Коррекционный модуль

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ЗПР, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на ПМПк, исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей. Для детей выстраивается коррекционная работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоя­тельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы. Обучение ведется по системе учебников «Школа России» из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденных приказом Минобрнауки от 31.03.2014 № 253. Учебники разработаны с учетом психологических и возрастных особенностей учеников, на основе принципа вариативности, благода­ря этому закладывается возможность обучения детей с разным уровнем развития, возможность выстраивания дифференцированной работы, индивидуальных про­грамм обучения. Система заданий предоставляет учащимся реализовывать право на выбор, на ошибку, на помощь, на успех.

Содержание и формы коррекционной работы учителя:

наблюдение за учениками в учебной и внеурочной деятельности ежедневно;

поддержание постоянной связи с учителями-предметниками, педагогом-психо- логом, медицинским работником, администрацией школы, родителями;

составление психолого-педагогической характеристики учащегося с ЗПР при по­мощи методов наблюдения, беседы, экспериментального обследования, где отра­жаются особенности его личности, поведения, межличностных отношений с роди­телями и одноклассниками, уровень и особенности интеллектуального развития и результаты учебы, основные виды трудностей при обучении;

составление индивидуального маршрута сопровождения учащегося вместе с пе- дагогом-психологом и учителями-предметниками, где отражаются пробелы зна­ний и намечаются пути их ликвидации, способ предъявления учебного матери­ала, темп обучения, направления коррекционной работы;

контроль успеваемости и поведения учащихся в классе;

формирование микроклимата в классе, чтобы каждый учащийся с ЗПР чувство­вал себя комфортно;

ведение документации, например, коррекционная папка;

организация внеурочной деятельности.

Для повышения качества коррекционной работы необходимо:

обучение детей выявлению характерных, существенных признаков предметов; развитие умений сравнивать, сопоставлять;

побуждение к речевой деятельности, осуществление контроля за речевой дея­тельностью детей;

установление взаимосвязи между воспринимаемым предметом, его словесным обозначением и практическим действием;

использование более медленного темпа обучения, многократного возвращения к изученному материалу;

максимальное использование сохранных анализаторов ребенка;

разделение деятельности на отдельные составные части, элементы, операции, позволяющее осмысливать их во внутреннем отношении друг к другу;

использование упражнений, направленных на развитие внимания, памяти, вос­приятия.

Групповые и индивидуальные коррекционные занятия

Осуществляет педагог, педагог-психолог, учитель-логопед. Цель занятий - коррекция недостатков познавательной и эмоционально-личностной сферы детей средствами изучаемого программного материала. Задачи, решаемые на коррекционных занятиях: создание условий для развития сохранных функций, формирование положительной мотивации к обучению, восполнение пробелов предшествующего развития и обуче­ния, коррекция отклонений в развитии познавательной и эмоционально-личностной сферы, формирование механизмов волевой регуляции в процессе осуществления заданной деятельности, развитие коммуникативных навыков. Занятия строятся с учетом принципов:

системности (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, преодоление трудностей развития), профилактических (предупреждение откло­нений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач;

единства диагностики и коррекции. Началу коррекционной работы должен пред­шествовать этап комплексного диагностического обследования, позволяющий выявить характер и интенсивность трудностей развития, сделать заключение об их возможных причинах и на основании этого заключения строить коррек- ционную работу, исходя из ближайшего прогноза развития;

деятельностности. Определяет тактику проведения коррекционной работы через активизацию деятельности каждого ученика, в ходе которой создается необхо­димая основа для позитивных сдвигов в развитии личности ребенка;

учета индивидуальных особенностей личности. Позволяет наметить програм­му оптимизации в пределах психофизических особенностей каждого ребенка. Коррекционная работа должна создавать оптимальные возможности для инди­видуализации развития;

динамичности восприятия. Заключается в разработке таких заданий, при реше­нии которых возникают какие-либо препятствия. Их преодоление способствует развитию учащихся, раскрытию возможностей и способностей. Каждое задание должно проходить ряд этапов от простого к сложному. Уровень сложности дол­жен быть доступен конкретному ребенку. Это позволяет поддерживать интерес к работе и дает возможность испытать радость преодоления трудностей;

продуктивной обработки информации. Заключается в организации обучения таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса обработки информации, следовательно - механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.

учета эмоциональной окрашенности материала. Предполагает, что игры, зада­ния и упражнения создают благоприятный эмоциональный фон, стимулируют положительные эмоции.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления специалистами индивидуальных пробелов в их развитии и обучении. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия оказываются за пределами максимальной нагрузки обуча­ющихся. Однако количество недельных часов, отводимых на эти занятия в каждом классе, входит в нагрузку не каждого отдельно учащегося соответствующего класса, а учителя. На долю каждого учащегося приходится в неделю 20 минут, поскольку занятия ведутся индивидуально или в маленьких группах, укомплектованных на основе сходства корригируемых недостатков.

Работа с целым классом или с большим числом детей на этих занятиях не допус­кается. Учащиеся, удовлетворительно усваивающие учебный материал в ходе фронтальной работы, к индивидуальным занятиям не привлекаются, помощь оказывается ученикам, испытывающим особые затруднения в обучении. Периоди­чески на индивидуальные занятия привлекаются также учащиеся, не усвоившие материал вследствие пропусков уроков по болезни либо из-за «нерабочих» состояний, чрезмерной возбудимости или заторможенности, во время уроков. Индивидуальные и групповые коррекционные занятия проводит учитель во вне­урочное время. Во время индивидуальных занятий со свободными учениками ра­ботает воспитатель, либо дети находятся на занятиях по внеурочной деятельности. Коррекционная работа осуществляется в рамках целостного подхода к воспитанию и развитию ребенка. В связи с этим работа в часы индивидуальных и групповых занятий должна быть ориентирована на общее развитие, а не на тренировку отдель­ных психических процессов или способностей учащихся.

Учет индивидуальных занятий осуществляется в классном или дополнительном журнале так же, как по любому учебному предмету. При организации коррекционных занятий следует исходить из возможностей ребенка - задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличи­вать пропорционально возрастающим возможностям ребенка. По мере выявления индивидуальных пробелов в развитии и обучении детей с ЗПР проектируется про­грамма коррекционной работы на следующий год обучения. Принципы построения занятий:

Частая смена видов деятельности. Известно, что внимание детей с ЗПР очень неустойчивое, кратковременное и привлекается только ярким внешним видом пред­метов. Поэтому при смене объектов и видов деятельности внимание ребенка снова привлекается и это дает возможность продуктивно продолжать занятие.

Повторяемость программного материала. Детям с ЗПР требуется значительно большее количество повторений, чем их сверстникам. Занятия должны строиться так, чтобы повторение одних и тех же заданий происходило в новых ситуациях на новых предметах. Это необходимо по двум причинам: чтобы у детей не пропадал интерес к занятиям; для формирования переноса полученных знаний и умений на новые объекты и ситуации. В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на инди­видуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка.

Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность бо­лее актуальной и значимой для ребенка. Выбор методов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей с ЗПР, в связи с чем важное место занимает метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-прак- тической деятельности,

Перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий в рамках психологического сопровождения

Диагностический модуль включает мероприятия:

индивидуальную психолого-педагогическую диагностику уровня готовности обу­чающихся с ЗПР к обучению на уровне начального общего образования: бесе­да, наблюдение, диагностические пробы, анализ сведений медицинской карты по выявлению мотивационно-личностной готовности (отношение к школе, уро­вень сформированности позиции ученика, учебно-познавательной мотивации); интеллектуальной готовности (произвольной памяти и внимания, вербально-логического и невербального мышления, особенностей речевого развития); развития эмоционально-волевой и поведенческой сферы (индивидуально-типологические особенности темперамента, характера, волевых процессов, поведения и обще­ния); анатомо-физиологической готовности (наличие хронических заболеваний и функциональных нарушений, уровень нервно-психического развития, группа здоровья, физкультурная группа);

групповую и индивидуальную комплексную психодиагностику адаптации к обу­чению на уровне начального общего образования с учетом наблюдения классных руководителей, учителя-логопеда; беседы с родителями о ребенке, групповой диагностической социометрической методики в классах, где обучается ребенок с ЗПР; диагностической методики «Шкала тревожности»;

индивидуальную диагностику динамики и результативности коррекционной работы с обучающимся с ЗПР с учетом динамического наблюдения, диагности­ческих проб на самостоятельное выполнение заданий по выявлению динамики развития произвольности внимания и памяти, вербально-логического и невер­бального мышления, графо-моторных навыков и координации движений, иагляд- но-действенного мышления и конструктивной деятельности, речевого развития, сформированности универсальных учебных действий, эмоционально-волевых процессов и коммуникативно-поведенческой сферы;

индивидуальную диагностику готовности к переходу на следующий уровень об­разования с учетом диагностических проб и заданий по выявлению уровня раз­вития произвольности внимания и памяти, различных видов и операций мыш­ления; уровня сформированности эмоционально-волевой и личностной сферы, особенностей коммуникативной и поведенческой сферы, уровня развития учебно-познавательной мотивации, склонностей, интересов, возможностей для реко­мендаций по составлению индивидуального учебного плана на следующем уров­не образования, уровня тревожности.

Консультационный модуль включает мероприятия:

индивидуальные консультации для родителей учащихся с ЗПР (по запросу);

совместное консультирование с другими специалистами в рамках работы ПМПк (по плану и по мере необходимости, но не реже одного раза на протяжении учеб­ного года);

индивидуальное консультирование классных руководителей (по запросу об особен­ностях индивидуальной работы и общения с детьми, имеющими ЗПР, консульта­ции по итогам проводимых диагностических исследований и динамике разви­тия обучающихся в ходе коррекционной работы).

Психологическое просвещение и профилактика включают мероприятия:

выступления на родительских собраниях в классах, где обучаются дети с ЗПР (подгруп- повое консультирование родителей по динамике развития и обучения детей с ЗПР);

выступления на плановых заседаниях ПМПк;

выступления на заседаниях методических объединений учителей и педагогиче­ских советах школы по актуальным проблемам образования обучающихся с ЗПР.

Экспертно-методическая деятельность включает мероприятия:

выявление индивидуальной динамики развития познавательной и эмоциональ- но-личностной сферы обучающихся с ЗПР на основе проводимой диагностики;

корректировка планирования коррекционной работы с учащимися на основе проведенного анализа;

выработка рекомендаций для классных руководителей по специфике работы с обучающимися;

участие в заседаниях ПМПк по проблемам работы с обучающимися, имеющими ЗПР, разработка раздела коррекционной работы в рамках АООП.

План реализации коррекционных мероприятий

Направление работы

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Диагностика

Диагностика уровня готов­ности учеников к обучению на начальном уровне общего образования

Индивидуальная

Сентябрь — октябрь в 1-х классах, ежегодно

 

Комплексная диагностика уровня адаптации учеников к обучению на начальном уровне общего образования

Групповая и (или) индивидуальная

Октябрь — ноябрь в 1-х классах

 

Диагностика динамики и ре­зультативности коррекцион­ной работы педагога-психо- лога с обучающимся

Индивидуальная

В течение учебного года, ежегодно или по необходимости

 

Диагностика готовности уче­ников к переходу на следую­щий уровень общего образо­вания (при необходимости)

Индивидуальная

В течение учебного года в 4-х классах

Коррекционная работа

Коррекционные занятия с обучающимися

Индивидуальная и (или) групповая

В течение учебного года в 1—4-х классах, периодичность заня­тий — в соответствии с рекомендациями ПМПк

Консультирова­ние

Консультации для родителей и классных руководителей

Индивидуальная

В течение учебного года по запросу, по ежегод­ному плану и по необхо­димости

 

Консультация учеников совместно с другими специа­листами

Индивидуальная

По плану и по необходи­мости, но не реже одно­го раза на протяжении учебного года

Психологическое просвещение

Выступление на родительских собраниях

Групповая

По плану работы педагога- психолога, ежегодно

и профилактика

Выступление на заседаниях ПМПк

Групповая

Согласно ежегодному плану работы ПМПк

Направление работы

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

 

Выступление на заседании про­фессиональных объединений учителей и педагогических советах

Групповая

По плану работы

педагога-психолога,

ежегодно

Экспертно-мето- дическая деятель­ность

Выявление, анализ динами­ки развития обучающихся, корректировка планирова­ния коррекционной работы, выработка рекомендаций для классных руководителей, раз­работка раздела коррекцион­ной работы в рамках АООП

Индивидуальная

По необходимости и в течение учебного года, ежегодно

Перечень, содержание и план реализации коррекционных мероприятий в рамках педагогического сопровождения

Осуществляет классный руководитель, учителя-предметники обучающегося и учитель-логопед, при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК, в виде:

наблюдения динамики освоения ребенком учебной деятельности: динамический анализ эффективности учебной деятельности обучающегося с ЗПР на основе на­блюдений на уроках и по итогам срезов, самостоятельных и контрольных работ;

оказания индивидуально ориентированной коррекционной помощи: коррекци- онная помощь учителей, направленная на преодоление выявленных затрудне­ний в учебной деятельности;

экспертно-методической деятельности: участие в заседаниях ПМПк школы, в разработке и реализации АООП (в случае необходимости), в выборе методов и средств обучения и коррекционной помощи.

консультационной работы (совместные консультации со специалистами ПМПк и родителями при разработке и в ходе реализации АООП и обучения.

План реализации коррекционных мероприятий классным руководителем и учителями-предметниками

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Наблюдение динамики освоения ребенком учебной деятельности

Индивидуальная или групповая

Регулярно в учебном году по чет­вертям или модулям

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Оказание индивидуально ориенти­рованной коррекционной помощи

Индивидуальная и (или) в подгруппах по 2—4 ученика

Регулярно в учебном году, в часы ин­дивидуальных консультаций, а также согласно АООП

Экспертно-методическая деятель­ность

Индивидуальное участие в заседа­ниях ПМПк, выбор методов и средств обучения

На заседаниях ПМПк согласно графику, не менее одного раза в учебный год

Консультационная работа

Индивидуальная консультация со спе­циалистами ПМПк и родителями

В течение учебного года, количе­ство и периодичность консультаций по необходимости

Педагогическое сопровождение учителя-логопеда ведется по необходимости при наличии соответствующих рекомендаций ПМПК. Диагностика уровня речевого развития обучающегося:

первичная, по прибытии в школу, индивидуальная беседа по выявлению особен­ностей звукопроизношения, активного словарного запаса, грамматического строя речи, сформированности лексической системы речи, словообразования, состоя­ния письма и чтения, оценка уровня развития коммуникативной стороны речи;

динамическая, в ходе коррекционной работы, диктанты, сочинения для диа­гностики явлений дисграфии и оценки коммуникативной стороны речи, беседа, пересказ, составление рассказа по плану или иллюстрациям.

Индивидуальная или групповая коррекционная логопедическая работа: коррекция и развитие различных параметров речи (работа над правильным звукопроизноше- нием, наращиванием и уточнением активного словарного запаса, формированием правильного грамматического строя речи, формированием лексической системы речи, словообразования, коммуникативной стороны речи), коррекция навыков письма и чтения (дисграфии, дислексии). Учитывая особенности речевого развития детей (общее недоразвитие речи, обусловленное задержкой психического развития) могут быть организованы занятия по развитию речи и развитию навыков коммуникации. К онсультир ование:

индивидуальные консультации родителей обучающихся с речевыми нарушениями;

консультирование совместно с другими специалистами в рамках работы ПМПк;

индивидуальное консультирование классных руководителей и учителей-предметников об особенностях индивидуальной работы с обучающимися, имеющи­ми речевые нарушения; консультации по итогам проводимых диагностических

исследований и динамике развития обучающихся в ходе коррекционной логопе­дической работы.

Логопедическое просвещение и профилактика:

выступления на педагогических советах по вопросам развития речи обучающих­ся с ЗПР и проблемам коррекционной работы с ними;

выступления на плановых заседаниях ПМПк.

Экспертно-методическая деятельность:

выявление индивидуальной динамики речевого развития обучающихся с ЗПР на основе проводимой диагностики;

анализ и обобщение динамики речевого развития и обучения детей с ЗПР;

корректировка планирования коррекционной логопедической работы с обучаю­щимися на основе проведенного анализа, составление раздела логопедической коррекционной помощи в АООП;

выработка рекомендаций для классных руководителей и учителей-предметни- ков по специфике работы с обучающимися с ЗПР.

План реализации коррекционных мероприятий учителем-логопедом

Направление работы

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Диагностика

Первичная

Индивидуальная

При поступлении ученика в школу

Динамическая

Индивидуальная

В течение учебного года, не менее одного раза в год

Коррекционная логопедическая работа

Логопедические занятия

Индивидуальная и (или) групповая

В течение учебного года, периодичность занятий в со­ответствии с рекомендациями ПМПк

Консультиро­вание

Консультации родителей и педагогов

Индивидуальная

В течение учебного года по запросу и по необходи­мости

Логопедическое просвещение и профилактика

Выступления на педагогиче­ских советах

Групповая

В течение учебного года

Выступления заседаниях ПМПк

Групповая

Согласно ежегодному плану работы ПМПк

Направление работы

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Экспертно-

методическая

деятельность

Выявление, анализ дина­мики речевого развития детей, корректировка планирования коррекцион­ной логопедической работы, разработка раздела логопе­дической коррекции в АООП

Индивидуальная

По необходимости в течение учебного года, ежегодно

Перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий в рамках медицинского сопровождения

Медицинское сопровождение может осуществлять медицинский работник, рабо­тающий по договору с детской городской поликлиникой, а также внешние специ­алисты, у которых наблюдается обучающийся. Оно включает:

обследование состояния здоровья обучающегося для ПМПк (анализ данных медицинской карты, при необходимости направление запроса в поликлини­ку, если недостаточно данных медицинской карты), оформление медицинского представления для ПМПк, изучение рекомендаций индивидуальной програм­мы реабилитации (ИПР), в случае наличия инвалидности и при предоставле­нии ИПР родителями (законными представителями) для ознакомления работ­никам школы;

анализ состояния здоровья обучающегося и реализацию рекомендаций по ито­гам ежегодной диспансеризации и ИПР (изучение итогового заключения пе­диатра после диспансеризации и рекомендаций специалистов, доведение реко­мендаций до сведения родителей, классного руководителя и других работников школы, реализация рекомендаций согласно ИПР);

динамическое наблюдение у внешних специалистов (наблюдение у врача-невропа- толога, детского психоневролога и (или) других специалистов по необходимости).

План реализации коррекционных мероприятий медицинского работника

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Обследование состояния здоровья обучающегося для ПМПк

Индивидуальная

При поступлении обучающегося в школу, затем в период обучения по необходимости, но не реже одно­го раза в учебном году

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Анализ состояния здоровья обуча­ющегося и реализация рекоменда­ций по итогам ежегодной диспансе­ризации и ИПР (в случае наличия)

Индивидуальная

Согласно графику диспансеризации и (или) ежегодного освидетельство­вания в бюро медико-социальной экспертизы

Динамическое наблюдение у внеш­них специалистов

Индивидуальная

Определяет внешний врач-специа- лист

Перечень, содержание и план реализации коррекционных занятий в рамках социального сопровождения

Социальное сопровождение осуществляет социальный педагог школы, при необходи­мости педагог дополнительного образования как школы, так и других организаций.

Оно включает:

диагностику социального статуса семьи обучающегося (анкетирование родителей (законных представителей) и (или) индивидуальную беседу по выявлению соци­ального статуса семьи, в которой воспитывается обучающийся);

составление списка детей, нуждающихся в социальном сопровождении (выявле­ние по результатам диагностики социально незащищенных семей, семей группы риска, где родители злоупотребляют психоактивными веществами, воспитыва­ют по типу гипоопеки и др.);

беседы и консультации для родителей, в том числе консультирование совместно с други­ми специалистами в рамках работы ПМПк, разъяснение и уточнение родителям их прав и обязанностей по отношению к детям и школе, помощь в оформлении льгот, обсуждение с обучающимися их интересов и склонностей в сфере дополнительного образования;

взаимодействие с внутренними и внешними структурами, педагогическими и соци­альными работниками в интересах обучающегося (педагогическое сопровождение дополнительного образования обучающегося с ЗПР в рамках коррекционной работы, а также совместная работа с Советом школы по профилактике правонарушений и преступлений несовершеннолетних инспекторами подразделений по делам несо­вершеннолетних ОМВД, работниками комиссий по делам несовершеннолетних и др.).

План реализации коррекционных мероприятий в рамках социального сопровождения

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Диагностика социального статуса семьи ребенка

Групповая или индивидуальная

При поступлении в школу, уточнение изменений ежегодно

Мероприятие

Форма проведения

Сроки и регулярность проведения

Составление списка детей, нуждающихся в социаль­ном сопровождении

Индивидуальная

Ежегодно в сентябре

Беседы и консультации для родителей, детей

Индивидуально по запросу и необ­ходимости, на ПМПк

В учебном году по запросу, по еже­годному плану и по необходимости

Взаимодействие с вну­тренними и внешними структурами в интересах ребенка

Индивидуальная

В течение обучения по необходимо­сти

Планируемые результаты освоения Программы коррекционной работы

Развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, проявляющееся в умении:

различать учебные ситуации, в которых необходима посторонняя помощь для ее разрешения, с ситуациями, в которых решение можно найти самому;

обратиться к учителю при затруднениях в учебной деятельности, сформулиро­вать запрос о специальной помощи;

использовать помощь взрослого для разрешения затруднения, давать адекват­ную обратную связь учителю (понимаю или не понимаю);

написать при необходимости СМС-сообщение, правильно выбрать адресата (близ­кого человека), корректно и точно сформулировать возникшую проблему.

Овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни, проявляющееся в:

расширении представлений об устройстве домашней жизни, разнообразии повседневных бытовых дел;

расширении и обогащении опыта коммуникации ребенка в ближнем и дальнем окружении, расширении круга ситуаций, в которых обучающийся может исполь­зовать коммуникацию как средство достижения цели;

умении решать актуальные школьные и житейские задачи, используя коммуни­кацию (вербальную, невербальную) как средство достижения цели;

умении начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;

умении корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т. д.;

умении получать и уточнять информацию от собеседника, в освоении культур­ных форм выражения своих чувств.

Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее пространственно-временной организации, проявляющаяся в:

расширении и обогащении опыта реального взаимодействия обучающегося с бы­товым окружением, миром природных явлений и вещей, расширении адекват­ных представлений об опасности и безопасности;

адекватности бытового поведения обучающегося с точки зрения опасности (без­опасности) для себя и для окружающих; сохранности окружающей предметной и природной среды;

расширении и накоплении знакомых и разнообразно освоенных мест за преде­лами дома и школы (двора, дачи, леса, парка, речки, городских и загородных до­стопримечательностей и др.);

расширении представлений о целостной и подробной картине мира, упорядочен­ной в пространстве и времени, адекватных возрасту ребенка;

умении накапливать личные впечатления, связанные с явлениями окружающе­го мира; в умении устанавливать взаимосвязь между природным порядком и хо­дом собственной жизни в семье и школе;

умении устанавливать взаимосвязь общественного порядка и уклада собствен­ной жизни в семье и в школе, соответствовать этому порядку;

развитии любознательности, наблюдательности, способности замечать новое, задавать вопросы;

развитии активности во взаимодействии с миром, понимании собственной результативности;

накоплении опыта освоения нового при помощи экскурсий и путешествий;

умении передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;

умении принимать и включать в свой личный опыт жизненный опыт других людей;

способности взаимодействовать с другими людьми, умении делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами.

Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей, проявляющаяся в:

знании правил поведения в разных социальных ситуациях с людьми разного статуса, с близкими в семье, с учителями и учениками в школе, со знакомыми и незнакомыми людьми;

освоении необходимых социальных ритуалов, умении адекватно использовать принятые социальные ритуалы, умении вступить в контакт и общаться в со­ответствии с возрастом, близостью и социальным статусом собеседника, уме­нии корректно привлечь к себе внимание, отстраниться от нежелательного кон­такта, выразить свои чувства (отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и др.);

освоении возможностей и допустимых границ социальных контактов, выработки адекватной дистанции в зависимости от ситуации общения;

умении проявлять инициативу, корректно устанавливать и ограничивать контакт;

умении не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть благодарным за проявление внимания и оказание помощи;

умении применять формы выражения своих чувств соответственно ситуации социального контакта.

Результаты коррекционной работы в рамках АООП должны отражать:

способность усваивать новый учебный материал, адекватно включаться в классные занятия и соответствовать общему темпу занятий;

способность использовать речевые возможности на уроках при ответах и в дру­гих ситуациях общения, умение передавать свои впечатления, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком, умение задавать вопросы;

способность к наблюдательности, умение замечать новое;

стремление к активности и самостоятельности в разных видах предметно-практической деятельности;

умение ставить и удерживать цель деятельности, планировать действия, опре­делять и сохранять способ действий, использовать самоконтроль на всех этапах деятельности, осуществлять словесный отчет о процессе и результатах деятель­ности, оценивать процесс и результат деятельности.

 

Поиск

Информатика

 

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru