Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Самостоятельная работа по творчеству Л.Н. Толстого

 

Задание 1.

Опираясь на знание фактов жизни Л.Н.Толстого, прокомментируйте слова великого человека и писателя: «Каждый человек – алмаз, который может очистить и не очистить себя. И той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя».

Используйте тематический словарик: суть предназначения человека; нравственная сила человека; стремление к самосовершенствованию; пополнять знания; закалять волю; стремиться к идеалу; служение людям; жизненное кредо; преодоление слабостей; беспощадный анализ своего поведения; никогда не прекращающаяся внутренняя работа.


Задание 2.

Пользуясь толковым словарем, объясните значение следующих слов и словосочетаний.

Честолюбие__________________________________________________________________

Тщеславие___________________________________________________________________

Добродетель_________________________________________________________________

Непреходящие ценности_______________________________________________________

Составьте с ними предложения.


Задание 3.

Расположите данные части текста в той последовательности, которая в наибольшей степени способствует раскрытию его темы и замысла. Определите тему, основной смысл текста, логические взаимосвязи.

Итак, главным творческим побуждением, следствием которого явилась «Война и мир», была мысль художника о своей современности.

По мере продвижении замысла шли напряженные поиски заглавия романа. Первоначальное, «Три поры», вскоре перестало отвечать содержанию, потому что от 1856 и 1825 годов Толстой все дальше уходил в прошлое; в центре внимания оказывалась только одна пора - 1812 год. Так появилась иная дата, и в первые главы романа публиковались в журнале «Русский вестник» под загла­вием «1805 год», В 1866 г. возникает новый вариант, уже не конкретно-исторический, а философский: «Все хорошо, что хорошо кончается». И, нако­нец, в 1867 г. - еще одно название, где историческое и философское образовали некое равновесие, - «Война и мир».

Написанию романа предшествовала огромная работа над историческими материалами. Писатель использовал русские и иностранные источники о войне 1812 г., тщательно изучил в Румяниевском музее архивы, масонские книги, акты и рукописи 1810-1820-х гг., прочитал мемуары современников , фамиль­ные воспоминания Толстых и Волконских, частную переписку эпохи Отечест­венной войны, встречался с людьми, помнившими 1812 г., беседовал с ними и записывал их рассказы. Посетив и внимательно осмотрев Бородинское поле, он составил карту расположения русских и французских войск. Писатель призна­вался, рассказывая о своей работе над романом: «Везде, где в моем рассказе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался мате­риалом, из которых у меня во время работы накопилась и образовалась целая библиотека книг»

У романа «Война и мир» сложная творческая история.

«Я затеял месяца 4 назад, героем которого должен быть возвращающийся декабрист. ... Декабрист мой должен быть энтузиаст, мистик, христианин, воз­вращающийся в 56 году в Россию с женой, сыном и дочерью и примеряющий свой строгий и несколько идеальный взгляд к новой России».

Из письма Толстого А.И. Герцену От 14 (26) марта 1861.

Над романом «Война и мир» Толстой работал с 1863 по 1869 годы. Роман потребовал от Первоначально была задумана повесть на современную тему «Декабри­сты», от нее осталось всего три главы. С.А. Толстая замечает в своих дневни­ках, что сначала Л.Н. Толстой собирался писать о вернувшемся из Сибири де­кабристе, и действие романа должно было начинаться в 1856 г. (амнистия де­кабристов, Александр II), накануне отмены крепостного права. В процессе ра­боты писатель решил рассказать о восстании 1825 г., затем отодвинул начало действия к 1812 г. - времени детства и юности декабристов. Но так как Отече­ственная война была тесным образом связана с кампанией 1805-1807 гг., Тол­стой решил начать роман с этого времени.

«В 1856 году я начал писать повесть с известным направлением, героем которой должен быть декабрист, возвращающийся с семейством в Россию. Невольно от настоящего я перешел к 1825 г., эпохе заблуждений и несчастий моего героя, и оставил начатое. Но и в 1825 г. герой мой был уже возмужалым семейным человеком. Чтобы понять его, мне нужно было перенестись к его молодости, и молодость его совпадала с славной для России эпохой 1812 г. Я другой раз бросил начатое и стал писать со времени 1812 г., которого еще запах и звук слышны и милы нам, но которое теперь уже настолько отдалено о нас, что мы можем думать о нем спокойно. Но и в третий раз я оставил начатое, но уже не потому, чтобы мне нужно было описывать первую молодость моего героя, напротив: между теми полуисторическими, полуобщественными, полу­вымышленными великими характерными лицами великой эпохи личность мое­го героя отступила на задний план, а на первый план стали, с равным интере­сом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени. В третий раз я вернулся назад по чувству, которое, может быть, покажется странным большинству читателей, но которое, надеюсь, поймут именно те, мнением которых я дорожу; я сделал это по чувству, похожему на застенчи­вость и которое я не могу определить одним словом. Мне совестно было писать о нашем торжестве в борьбе с бонапартовской Францией , не описав наших неудач и нашего срама. Кто не испытывал того скрытого, но неприятного чув­ства застенчивости и недоверия при чтении патриотических произведений о 12- м годе? Ежели причина нашего торжества была не случайна, но лежала в сущ­ности характера русского народа и войска, то характер этот должен был выра­зиться еще ярче в эпоху неудач и поражений.

Итак, от 1856 года возвратившись к 1805 г., я с этого времени намерен провести уже не одного, а многих моих героинь и героев через исторические события 1805,1807,1812,1825 и 1856 года».

Л.Н. Толстой. Наброски предисловия к «Войне и миру». 1867

Роман потребовал от писателя максимальной творческой отдачи, полного напряжения всех духовных сил. В этот период писатель говорил: «В каждый день труда оставляешь в чернильнице кусочек себя».

 

Задание 4.

Постройте из данных предложений текст. Найдите предложение, которое начинает раскрывать единую тему текста (зачин), затем расположите все остальные предложения, стремясь доказать основной тезис (средняя часть).

У данного высказывания нет заключительной части (концовки). Составьте ее, учитывая общее содержание и особенности построения.

 

Задание 5.

Сжато перескажите эпизод «Семья Ростовых. Именины». Пользуйтесь планом:

1.Прием хозяевами гостей. Характер их беседы.

2.Приход молодежи, ее интересы, поведение.

3. Подарок графини-матери Анне Друбецкой. Его значение.

4.Обстановка за обедом. Отношение к войне гостей и хозяев.

Сделайте вывод о характере взаимоотношений в семье Ростовых.

 

Задание 6.

Постройте из данных предложений текст, повествующий о принципах изображения Толстым положительных героев. Сделайте вывод о том, почему Андрей Болконский и Пьер Безухов являются положительными героями эпопеи.

Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь ,1 поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разоча­рования переживает неоднократно князь Андрей.

И при всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные по­иски смысла жизни и настоящего места в ней. Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а ха­рактер определяется тем, что стоит на первом плане. Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бретером (устар. человек, готовый драться на дуэли по всякому, даже незначительному поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом, мечтающим о большой женской любви. Пьер добр, но вспыльчив до бешенства, Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и, тем не менее, он часто идет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы на Элен и разрыва с ней после дуэли говорит об этом. . Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (дневник Толстого, 21 марта 1898 г.)

Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, оттого од­ним из принципов создания Толстым положительных героев является изобра­жение их во всей душевной сложности и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Это толстовское отношение к жизни и людям, но могут быть настоящие люди и без противоречий. Более цельные натуры, раньше и определенней на­шедшие свое место в жизни!

В этом состоит своеобразное толстовское понимание единства характера. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость» - подчеркнуто остро, темпераментно писал Л. Толстой в одном из писем.


Задание 7.

Подберите в тексте романа «Война и мир» цитаты, доказывающие, что Наташа Ростова – героиня с истинно русской душой.


Задание 8.

Проанализируйте отрывок из романа. Вставьте пропущенные слова (прилагательные, глаголы), соответствующие характеру текста, его жанровым и стилистическим особенностям.

«Давно я ждала тебя»,— как будто сказала эта испу­ганная и _______________ девочка своей просиявшей из-за готовых слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея. Они были вторая пара, вошедшая в круг. Князь Андрей был одним из лучших танцоров своего времени. Наташа танцевала превосходно. Ножки ее в бальных атласных башмачках быстро, легко и незави­симо от нее делали свое дело, а лицо ее __________ восторгом счастия. Ее оголенные шея и руки были худы и ___________в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо.

Князь Андрей любил танцевать и, желая поскорее от­делаться от политических и умных разговоров, с кото­рыми все обращались к нему, и желая поскорее разо­рвать этот досадный ему круг смущения, образовавше­гося от присутствия государя, пошел танцевать и выбрал Наташу, потому что на нее указал ему Пьер и потому, что она первая из хорошеньких женщин попала ему на глаза; но едва он обнял этот _____________ подвижный, ____________ стан и она ________________ так близко от него и улыбнулась так близко от него, вино ее прелести уда­рило ему в голову: он почувствовал себя _________ и _______________, когда, переводя дыханье и оставив ее, остановился и стал глядеть на танцующих.

Поиск

Информатика

 

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru