Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Самостоятельная работа по творчеству И.С. Тургенева

Задание 1.

Дополните план сочинения на тему «Базаров – демократ-разночинец».

1.Вступление. Общественно-политическая обстановка в России 60-х годов 19 века.

2. Базаров – демократ-разночинец:

     а.__________________________________________________________

     б.__________________________________________________________

     в.___________________________________________________________

     г.___________________________________________________________

3. Тургенев о Базарове.

 

Задание 2.

Пользуясь предложенными материалами, напишите вступление к сочинению на тему «Базаров – демократ-разночинец».

1812 - Отечественная война русского народа с французскими захватчиками.

1813 - 1815 гг. - заграничные походы русской армии, в результате которых в Россию вернулись люди, узнавшие, что такое свобода и свободный человек. Эти годы историками считаются време­нем, породившим движение декабристов.

1825 г. - восстание декабри­стов, завершившееся поражением.

1826 г. - казнь пяти декабристов. Пушкин пишет знаменитое «Послание в Сибирь», посвящённое со­сланным.

1835 - Европа и Россия после событий 1830 года - революций во Франции и Бельгии, восстания в Польше, бунтов новгородских После 1835 г. - усиле­ние политического гнёта: Герцен и Огарёв в новой ссылке, в 1836 г. Чаа­даев объявлен сумасшедшим, в 1837 г. Лермонтов пишет «Смерть поэта».

1847 - Некрасов начинает издание «Современника».

1848 - революция во Франции. В России - начало «мрачного се­милетия». Тургенев за границей. Запрещено имя Е.Белинского.

1855 - конец «мрачного семилетия». Герцен начинает издание «Полярной звезды», «Колокола». На арене общественной борьбы появля­ются революционеры-демократы.

Бунты новго­родских военных поселений, восстания военного гарнизона в Севастополе, «холерных» бунтов в Москве и южных губерниях, гонений на прогрессивную интелли­генцию (были сосланы А.Герцен и Н Огарёв, изгнан из Московского университета Лермонтов, в опале - А.Пушкин).

1855 – поражение России в войне с Турцией.

50-60гг. – в России начинают развиваться капиталистические отношения, их развитие тормозит крепостной строй. По этому вопросу произошел раскол между либералами и демократами.

1859 - Назревание рево­люционной ситуа­ции в России. Раз­межевание обще­ственных сил в России. Происходит размежевание обществен­ных сил. В N 5 журнала «Современник» появляется программная ста­тья Н.Добролюбова «Что такое обломовщина?», в которой автор размышляет о месте человека в истории и общественной жизни страны.

Раскол в обществе. Политическая борьба. Уход с арены «отцов» - их нежелание уступать «детям» своё место. Ожида­ние реформ.

Появление романа «Отцы и дети» произошло в переломную эпоху для России. Таких этапов и таких произведений в истории страны было немного. Роль и место тургеневского романа можно сравнить разве только с комедией «Горе от ума». Ведь произошла не просто смена одного поколения другим, произошла смена «веков». Навсегда, безвоз­вратно уходит дворянское влияние на жизнь общества. И роману было суждено выполнить функцию иллюстрации, комментариев к этой пере­ломной эпохе. Он как бы объяснял читателям, что же происходит во­круг. Кто правит веком. Кто пришёл на смену.

Итак, история авторского замысла, историческая обста­новка в стране говорят о том, что роману было предопределено cыrpaтъ серьёзную роль в жизни общества. Он, конечно, не мог примирить обще­ственных разногласий, но каждый читатель находил в нём ответы на свои вопросы. Конкретные социальные ответы на конкретные социальные во­просы. Правда, вопросы были одинаковые, а ответы разные.

Двойственный конфликт романа (социальный и философский) очевиден нам сегодня.

По мнению многих современников, Базаров изначально задуман как пародия на Добролюбова (умершего в 1861 году), как литературная месть. Этy версию поддерживает и объясняет Н. Чернышевский.

Тургенев опровергал эту точку зрения, приводя свою версию: «Я брал морские ванны в Вентноре, маленьком городке на острове Уайте, ­дело было в августе месяце 1860 года, - когда мне пришла в голову пер­вая мысль «Отцов и детей» .... в основание главной фигуры, Базарова, легла одна поразившая меня личность молодого провинциального врача. (Он умер незадолго до 1860 года). В этом замечательном человеке вопло­тилось - на мои глаза - то едва народившееся, ещё бродившее начало, которое потом получило название нигилизма».

 

Задание 3.

Почему роман заканчивается смертью героя? Означает ли это гибель всех его идей?


План рецензии на пятое задание.

Соответствие речевой характеристике героя (тема, лексика, интонация);

соответствие логике характера героя;

соответствие авторскому стилю;

общее впечатление (речевые и грамматические ошибки, пожела­ния, оценка).

 

Задание 4.

Базаров – герой положительный или отрицательный? Почему?

 

Задание 5.

Запишите ответ на вопрос, пользуясь предложенным материалом.

Почему появление литературного произведения вызвало такие бурные споры в обществе?

Полемический роман Тургенева был создан в переломное для стра­ны время;

вневременное, вечное звучание;  

автор затрагивал очень актуальные проблемы современной жизни.

Борьба Тургенева с самим собой, его трагическую неспособность сде­лать идеологический и человеческий выбор, встать на ту или иную сто­рону; нет и не может быть верного ответа на во­прос, кто прав. С болью осознаёт поколение уходящих свою слабость; напрасно так уверено в своих силах молодое поколение; в борьбе «отцов» и «де­тей» не бывает победителей. Проигрывают все. Но если нет борьбы, нет прогресса. Если нет отрицания прошлого, нет будущего.


Задание 6.

Используя высказывания Тургенева, напишите заключение к сочинению на тему « Базаров – демократ-разночинец».

1. И.Тургенев - К.К. Случевскому. 14 апрели 1862 г.:

«Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса ...

Если читатель не полюбит Базарова со всей его грубостью, бес­сердечностью, безжалостной сухостью и резкостью, - если он его не полюбит ... я виноват и не достиг своей цели ...

Графиня Сальяс неправа, говоря, что лица, подобные Николаю Петровичу и Павлу Петровичу, - наши деды: Николай Петро­вич - это я, Огарёв и тысячи других; Павел Петрович - Столы­пин, Есаков, Россет, тоже наши современники. Они лучшие из дворян - и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность.»

2. И.Тургенев - АЛ. Философовой. 18 августа 1874 г.:

«Базаров - это моё любимое детище, из-за которого я рассорился с Катковым, на которого я потратил все находящиеся в моём распоряжении краски, Базаров - этот умница, этот герой - ка­рикатура? !?»

3. И.Тургенев - А.Фету. 6 апрели 1862 г.:

«Хотел ли я обругать Базарова или его превознести? Я этого сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу!»

4. Тургенев рассуждает в редакции «Современника»:

«... в новом поколении мы видим игнорирование авторитетов. Во­обще сухость, односторонность, отсутствие всяких эстетиче­ских увлечений, - все они точно мертворождённые. Меня стра­шит, что они внесут в литературу ту же мертвечину, какая си­дит в них самих. У них не было ни детства, ни юности, ни моло­дости - это какие-то нравственные уроды ... Им завидно, что их вырастили на постном масле, и вот они с нахальством хотят стереть с лица земли поэзию, изящные искусства, все эстетиче­ские наслаждения и водворить свои семинарские грубые принци­пы. Это, господа, литературные Робеспьеры ...»

5. И.Тургенев - А.Герцену, 10 апрели 1862 г.:

«Шутка была бы неважная представить его - идеалом; а сделать его волком и всё-таки оправдать его - это было трудно».

 

Задание 7.

Пользуясь материалами, составьте связный текст на тему «Речевая характеристика Евгения Базарова».

Он умеет находить правильную интонацию и слова для всех: его понимают и крестьяне, и прислуга, и дети. Выражая свои взгляды в спорах с Павлом Петровичем, он резок, почти груб в точном и зачастую афористичном выражении своих мыслей.Когда мы слышим первые слова, сказанные Базаровым, мы уже знакомы с деталями его внешности и не ошибаемся: этот герой созна­тельно подчёркивает в себе черты человека низкого происхождения, плебея. Уже по­том мы узнаем, что дед его с материнской стороны были секунд-майор, служил при Суворове и что мать его - столбовая дворянка. Отец же - простой штаб-лекарь. То есть из двух ветвей он сознательно выбирает линию отца и гордится ею. В эти моменты они используют профессио­нальные термины, часто латынь, называют имена учёных, названия бо­лезней.

Первые слова, им сказанные, - ответ на вопрос о его имени. Он предпочитает просторечный вариант. Так говорят о себе крестьяне. Следующая его фраза в этой сцене обращена к ямщику и очень точна и образна. Она тоже имеет просторечный оттенок. Базаров немногосло­вен, меток, остроумен. Говорит, когда есть что сказать или нужно ответить. Часто использует пословицы, поговорки, фразеологические обороты. Возможно, это связано с тем, что Дед со стороны отца - дьячок, по словам База­рова, «землю пахал». Он вырван из привычной сре­ды и хорошо понимает, что Кирсановы - баричи, ему не чета.

К другим он относится так же критично: тон его по отношению к Нико­лаю Петровичу, Павлу Петровичу, да и к своим родителям, постоянно ироничен. Заимствованные слова исполь­зует только в терминологическом плане. В разговорах с другими персо­нажами он краток, говорит только о делах. С отцом и матерью - сдержанно нежен. С Аркадием вначале разговаривает как с единомышленником. Но само несовпадение их интересов даже на языковом уровне «предсказывает» их последую­щее расхождение.

Отец и сын Базаровы показаны и в процессе их труда (остальные персонажи лишены возможности продемонстрировать свои деловые умения непосредственно). Именно тогда Базаров попадает в свою среду: ему не нужно обороняться, нападать. Это его истинное лицо: делового, скромного, трезвого, умного и полезного человека, специалиста в медицине, та­лантливого, уверенного в себе и своем высоком призвании - служить России.

Но сама Россия не готова к встрече с ним. Он для неё слишком непримирим, дерзок, резок, несгибаем, непривычен. Говоря о себе, он часто употребляет слова с суффиксами в уменьшительно-уничижительном значении: чемоданишко, одежонка. Его речь всегда зависит от отношения к собеседнику: с Кукшиной он презрительно краток, с Фе­нечкой - уважителен, с Одинцовой - разговорчив и очень вежлив, поч­ти осторожен.

 

Задние 8. Анализ последнего абзаца романа - описания сельского кладбища.

Почему автор заканчивает роман именно этим описанием? Как оно помогает нам разгадать тайну романа? Можно ли согла­ситься с тем, что роман Тургенева - о любви?

Ответьте на следующие вопросы.

1.С чего начинается этот отрывок?

Открывается описание печальной ...

2.Как удаётся автору передать эту картину?

Взгляд автора движется постепенно, останавливаясь на ...

3.Как меняется интонация высказывания?

Но постепенно тон меняется: от тоскливых нот _______________автор постепенно возвышает голос _________

4.Почему Тургенев завершает скорбную картину описания страданий старичков риторическими вопросами?

Скорбная картина описания страданий одиноких старичков подробна, эпична и завершается рито­рическими вопросами: «Неужели их молитвы, их слёзы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна?», ведущими нас к философскому выводу ____________________________________________________.

Писатель в последних строках приоткрывает перед нами тайну своего романа, примиряя читателей и героев, обращая их взоры от буд­ничных, быстротечных, преходящих споров и ссор _________________________________________________________. Он как бы говорит нам: _______________________________________________________________.

И в этом смысле роман Тургенева - о любви. Которая сильнее смерти, ибо она вечна.

 

 

Поиск

Информатика

 

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru