Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок психологии в начальной школе "Зависть"

 

Предварительная работа:

Чтение "Сказки о царе Салтане” А.С.Пушкина.

Ознакомление с пословицами и поговорками о зависти.

Дети! Раньше мы с вами говорили о радости, любви, дружбе, о гневе и злости. Сегодня поговорим о новом для вас чувстве, которое испытывают и взрослые люди, и дети – это зависть.

Радость, гнев, злость, зависть – это состояния человека, которое мы называем эмоциями.

Любое эмоциональное состояние можно выразить по-разному – через литературное произведение – например, сказку, через музыку, изобразительное искусство.

Мы читали с вами "Сказку о царе Салтане” А.С.Пушкина. Сейчас я напомню некоторые моменты этой чудесной сказки в стихах, а вы внимательно слушайте, и попробуйте затем сказать – хорошее это чувство – зависть, или плохое.

Читается фрагмент сказки.

Как вы помните, когда у царевны родился сын, она послала к царю гонца с радостной вестью.

А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой…

Отправляют царю другой текст:

"Родила царица в ночь
Не то сына, не то дочь:
Не мышонка, не лягушку,
А неведому зверюшку”.

Царь наказал ждать его возвращения, а завистницы снова подменили гонцу бумагу.

Дети! Кто помнит, что написали ткачиха с поварихой и сватьей бабой Бабарихой?

Да, они придумали, как извести царевну с сыном, посадив их в бочку, и бросили в океан.

Кто хочет сказать, какое это чувство – хорошее или плохое? А кто из вас знает пословицы или поговорки о зависти? (Если дети затрудняются, то я говорю две-три пословицы).

Злой плачет от зависти, а добрый – от радости.

Завистью ничего не сделаешь.

В зависти нет ни проку, ни радости.

Да, зависть – плохое чувство.

Но человек для полноты жизни должен прожить все эмоциональные состояния без исключения. Кроме положительных эмоций – любви, радости, просто хорошего настроения, – мы испытываем и отрицательные – злость, гнев, зависть. Проблематично не само их существование, а то, как мы умеем с ними справляться. Испытывать долго эти эмоции вредно для здоровья – можно даже заболеть. Кроме того, завистники вызывают у других людей неприязненное к себе отношение, их не любят и стараются с ними не дружить.

Зависть – не просто неприятное чувство. Завидующий человек рано или поздно обязательно за это расплачивается. Кстати, в "Сказке о царе Салтане” об этом очень смешно написано: Царевич, превратившись в шмеля, услышал завистливые речи бабы Бабарихи, и наказал её, больно нажалив своим шмелиным жалом.

Композитор Римский-Корсаков написал по этой сказке оперу, и в ней эпизод со шмелём звучит так интересно, что сразу можно понять, что шмель кружит над завистницей, то поднимаясь ввысь, то молнией опускаясь на голову и сердито поражает её своими жгучими укусами.

(Звучит фрагмент оперы "Сказка о Царе Салтане” под названием "Полет шмеля”).

А вам когда-нибудь приходилось испытывать самим зависть? Или, может быть, вы вспомните, когда вам кто-то позавидовал?

Попробуйте сейчас представить ситуацию, когда вы испытывали чувство зависти, и попробуйте увидеть, почувствовать, ощутить, где именно в теле это находится. (Спрашиваю каждого ребенка). Какого оно цвета? А какой формы?

А теперь закройте глаза и попробуйте представить образы своей зависти, или зависти, которую испытывал кто-то.

Дети! Сегодня мы научимся снимать с себя это отрицательное эмоциональное состояние. Есть два простых и даже веселых способа избавления от зависти.

1. Это упражнение. Оно называется "Трюк Тарзана”. Сначала посмотрите и послушайте, как это сделаю я, а затем мы проделаем это вместе. (Показываю упражнение).

Встаньте. Спина прямая. Глубоко вдыхаем и запасаемся новой, доброй энергией, а при выдохе громко кричим, колотя себя кулачками по груди: "А-а-а!!” (как Тарзан в фильме).

Второй способ избавления от зависти – превращение её в образы и прорисовывание.

Вы уже умеете рисовать втроем, договариваться, что, где и как вы нарисуете. Сегодня я предлагаю вам нарисовать образ своей зависти, но втроем на одном листе, так, чтобы получилась одна картина. Что для этого надо?

1. Спросить мнение каждого, кто и что хочет нарисовать. 2. Договориться, кто и где расположит свой образ.

В процессе работы помните, что вы отвечаете не только за себя, но и за то, как старается ваш друг – советуйте, помогайте.

В конце занятия рассматриваем рисунки и подводим итог: "Если я почувствовал зависть, то не должен ей подчиняться. Не надо сдерживать ее, как и не слишком открыто ее выражать. Я могу выразить свою зависть смешным упражнением "Трюк Тарзана” или прорисовать свою зависть на бумаге, избавившись, таким образом, от отрицательных эмоций. Можно заключить, что через упражнения и прорисовывание своих негативных эмоциональных состояний, дети учатся не загонять глубоко в подсознание свою злость, а знают, как освободиться и не копить в душе негатив. Дети порой приходят в замешательство, когда испытывают бесконтрольную злость по отношению к людям. Прорисовывая и исполняя упражнения на снятие негативных эмоций, дети учатся не только освобождаться, но при этом еще и правильно понимать и принимать себя такими, какие они есть – сердитыми, злыми. Умение принимать и прощать себя важно для психического здоровья детей. Этого не умеют делать даже многие взрослые. Поэтому очень важно начинать обучать принятию себя, начиная уже с дошкольного возраста.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru