Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Приложение 2

Программа коррекционной работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья ГОУ СОШ № 960 г. Москвы

Пояснительная записка

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в освоении основной образовательной программы основного общего образования.

Программа коррекционной работы (ПКР) должна предусматривать создание специальных условий обучения детей с ОВЗ, при которых будет возможным учитывать особые образовательные потребности детей, а также обеспечивать дифференцированную многопрофильную помощь в получении этими детьми качественного начального общего образования.

Дети с ОВЗ представляют собой неоднородную группу по характеру нарушений в физическом и/или психическом развитии и их выраженности, что определяет необходимость дифференцированного подхода к содержанию коррекционной работы и степени включенности одного или нескольких специалистов в ее реализацию.

Программа коррекционной работы направлена на:

– своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья ребенка;

– определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья;

– определение дифференцированных условий получения образования рассматриваемой категорией детей в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка, структурой нарушения и степенью его выраженности;

– создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в условиях общеобразовательной школы;

– осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ОВЗ с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

– разработку и реализацию индивидуальных учебных планов для детей с выраженным нарушением в физическом и/или психическом развитии (при необходимости сопровождаемую поддержкой тьютора образовательного учреждения).

Программой определяются адаптационные условия организации здоровьеориентированного образовательного процесса, обеспечивающего получение образования для детей с различным соматическим и психическим статусом, в том числе и детей с ограниченными возможностями здоровья. Реализация программы предусматривает обеспечение специального сопровождения специалистами ОУ (учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом, социальным педагогом) коррекционно-образовательного процесса обучающихся.

В школе создается единое образовательное пространство для учащихся с разными возможностями развития, здоровья, способностями к обучению, ориентированное на укрепление, сохранение и развитие здоровья детей, раскрытие индивидуальных способностей и резервов каждого ребенка.

Школа предусматривает возможность интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР; ЗПР с имеющимися сопутствующими нарушениями: речевые нарушения, неярко выраженные нарушения зрительной функции (амблиопия и косоглазие), неярко выраженные нарушения слуховой функции, эмоциональные расстройства, нарушения аутистического спектра, нарушения опорно-двигательного аппарата, инвалиды) совместно с нормально развивающимися сверстниками посредством включения комплексной помощи специалистов разного профиля.

Для предоставления образования различным категориям учащихся с ОВЗ в школе создано ресурсное обеспечение образовательного процесса, включающее в себя:

– Образовательный ресурс, обеспечивающий предоставление условий дифференцированного обучения для каждого учащегося в соответствии с его особенностями и образовательными потребностями.

– Воспитательный ресурс, обеспечивающий наполнение информационного и деятельностного поля для осуществления духовно-нравственного развития учащихся.

– Развивающий ресурс, обеспечивающий предоставление разных видов дополнительного образования в школе для максимального раскрытия потенциальных способностей учащихся.

– Здоровьесберегающий ресурс, обеспечивающий предоставление условий для развития, сохранения и укрепления здоровья учащихся в единстве трех компонентов – физического, психического и нравственного.

– Социально-психологический ресурс, обеспечивающий наполнение информационного и деятельностного поля для повышения адаптивных возможностей ребенка в школе и социуме.

– Коррекционно-развивающий ресурс, обеспечивающий междисциплинарную комплексную помощь специалистов в определении и решении проблем учащихся.



Цели программы

– Обеспечение получения образования каждым учащимся в соответствии с государственным стандартом.

– Предоставление комплексной психолого-социально-педагогической помощи и поддержки обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и их родителям (законным представителям).

– Осуществление коррекции недостатков в физическом и/или психическом развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья при освоении основных и дополнительных общеобразовательных программ начального общего образования, дополнительных образовательных программ.



Задачи программы

– Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья.

– Определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

– Определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности.

– Создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении.

– Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психического и/или физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПк).

– Разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и/или групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и/или психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения.

– Обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг.

– Обеспечение сопровождения специалистами образовательного учреждения образовательного процесса детей с ОВЗ (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психоло-га, социального педагога).

– Реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья.

– Оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.



Содержание программы коррекционной работы определяют следующие принципы:

– Соблюдение интересов ребенка. Принцип определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребенка с максимальной пользой и в интересах ребенка.

– Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики, коррекции и развития, то есть системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребенка; участие в коррекционно-развивающей работе всех участников образовательного процесса.

– Непрерывность. Принцип гарантирует ребенку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к ее решению.

– Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и/или психическом развитии.

– Рекомендательный характер оказания помощи. Принцип обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ОВЗ в специальные (коррекционные) образовательные учреждения (классы, группы).



Этапы реализации программы

I. Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента учащихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и особых образовательных потребностей; оценка соответствия образовательной среды требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы учреждения.

Образовательный процесс учащихся с ОВЗ, интегрированных в общеобразовательную школу, предполагает создание вариативной образовательной среды, обеспечивающей личностно-ориентированный подход к определению форм обучения детей в соответствии с уровнем их готовности к интеграции. Готовность ребенка к интегрированному обучению определяется по следующим критериям: уровень актуальных знаний, умений и навыков в соответствии с программой общеобразовательной школы; уровень обучаемости ребенка; уровень психического и психофизического развития, социализации; учет индивидуальных особенностей ребенка.

Предусматриваются следующие формы интеграции детей с ОВЗ в условия общеобразовательной школы:

Полная интеграция – эта форма интеграции используется для детей, которые в условиях ДОУ компенсирующего или других специализированных условиях (специальные группы в ДОУ комбинированного вида, вариативные формы дошкольного образования, посещение коррекционных занятий в ППМС-центрах) достигли уровня психофизического развития возрастной нормы. При этой форме дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются в общеобразовательных классах на общих основаниях и по необходимости получают помощь специалистов.

Частичная интеграция – эта форма используется для детей, испытывающих стойкие трудности в обучении и получающих образование в условиях класса компенсирующего обучения. При этой форме интеграции учащиеся включены в единое образовательное пространство с нормально развивающимися школьниками, они вовлекаются во все общешкольные воспитательные и учебные мероприятия на равных правах с учащимися общеобразовательных классов. Также эта форма используется для детей, находящихся на индивидуальном обучении, которые могут посещать отдельные уроки в классе совместно с основным составом учащихся.

Временная интеграция – эта форма используется для детей, находящихся на надомном обучении, при которой учащиеся с ограниченными возможностями здоровья имеют возможность социального общения со здоровыми сверстниками (участие во внеклассных воспитательных мероприятиях, в общешкольной деятельности).

Комбинированная интеграция – эта форма рассматривается как включение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательный класс с предоставлением ему квалифицированной помощи специалистов и созданием специализированных условий обучения в соответствии с его особенностями. При этой форме интеграции учебный процесс ребенка с ОВЗ индивидуализируется в соответствии с его особыми образовательными потребностями.



II. Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

Для учащихся создается здоровьеориентированное единое образовательное пространство, в котором учащиеся дифференцируются по учебным задачам, но объединены в целостное деятельностное поле, представленное здоровьесберегающей, развивающей, воспитательной, социально-психологической средами.

Учебный процесс в школе осуществляется по следующим организационным формам: общеобразовательные классы, общеобразовательные классы с интеграционной (инклюзивной) формой обучения, классы с углубленным изучением предмета, классы компенсирующего обучения, надомное обучение.

Вариативность предоставления образовательных программ разного уровня сложности позволяет обучать в стенах школы детей с разными возможностями, состоянием здоровья и адаптивными способностями. Объединение обучающихся в сплоченное детское сообщество осуществляется посредством включения их в единую внеурочную деятельность, представленную вышеперечисленными средами. При такой организации образовательного пространства каждый из учащихся может проявить свои возможности и раскрыть способности в области личных достижений и успехов.

Здоровьесберегающая среда обеспечивает вовлечение школьников в деятельность по сохранению и развитию собственного здоровья, способствует формированию нравственных позиций личности, ориентированных на здоровьесбережение. В рамках данной среды предусматриваются:

– создание здоровьеохранительного режима в школе (режим нагрузок, режим питания, питьевой режим и др.);

– использование здоровьесберегающих технологий (развивающие и реабилитационные физкультурные паузы на уроке, релаксационные паузы, «Уроки здоровья», тематические классные часы и др.);

– организация спортивных секций;

– проведение спортивно-оздоровительных мероприятий («День здоровья», конкурсы, состязания и др.).

Воспитательная среда обеспечивает вовлечение школьников в социально активную общественную деятельность жизни школы, способствует формированию нравственных позиций личности, толерантности. В рамках данной среды предусматриваются:

– проведение «Уроков нравственности»;

– работа постоянно действующего военно-патриотического клуба «Гангут»;

– организация общешкольных общественных мероприятий: праздники, конкурсы, экскурсии, выставки;

– участие в конкурсах и мероприятиях округа, города, РФ.

Социально-психологическая среда обеспечивает профессиональную поддержку и помощь учащимся в вопросах жизненной компетентности, способствует усилению позиций социальной адаптации. В рамках данной среды предусматривается проведение следующих мероприятий:

– тренинговых психологических занятий;

– профориентации;

– коррекционно-развивающих занятий специалистов;

– терапевтических занятий (арттерапия, песочная терапия).

Развивающая среда обеспечивает вовлечение учащихся в социально активную деятельность, способствует раскрытию резервов, личностного потенциала. В рамках данной среды предусматривается организация работы:

– мастерских;

– кружков;

– секций;

– клубов.

При такой организации образовательного процесса все дети оказываются вовлеченными в социально активную деятельность общественной жизни школы, что позволяет повысить адаптивные возможности ребенка и раскрыть индивидуальные способности личности.

Обеспечением специализированной помощи учащимся с ограниченными возможностями здоровья, интегрированным в общеобразовательную школу, является предоставление им комплексной помощи специалистов и проведение необходимых коррекционно-развивающих мероприятий, направленных на преодоление трудностей адаптации, компенсацию нарушений развития и социализацию школьников. Специальное обеспечение интеграционного процесса достигается путем привлечения помощи специалистов разного профиля, объединенных в образовательном учреждении посредством школьного ПМПк. В соответствии с этим в образовательном учреждении организуется систематизированная работа специалистов (учителя-логопеда, учителя-дефектолога, педагога-психолога, социального педагога) по сопровождению образовательного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательной школе, основанная на принципах междисциплинарного взаимодействия.



III. Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность).

Результатом работы является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.

В школе предусмотрена процедура изменения образовательного маршрута обучения учащегося. Для этого осуществляется тесное сотрудничество с окружной ПМПК, на которую направляются учащиеся для решения вопроса об определении дальнейшей формы обучения и корректировки специализированных условий (введение сопровождения тьютора и др.). Основанием для направления ребенка является отсутствие положительной динамики, отрицательная динамика, нарастание симптомов социальной и школьной дезадаптации.



IV. Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом работы является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.

На основании рекомендаций ПМПК и результатов динамического наблюдения за учащимся школьными специалистами вносятся корректировки в реализуемый коррекционно-образовательный процесс в целом (по каждому учащемуся) и конкретное содержание работы педагогов и специалистов.



Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления. Основное содержание работы:

– диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

– коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

– консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

– информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.



Характеристика содержания

Диагностическая работа включает:

– своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;

– раннюю (с первых дней пребывания ребенка в образовательном учреждении) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;

– комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;

– определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, выявление его резервных возможностей;

– изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

– изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;

– изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

– системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка;

– анализ успешности коррекционно-развивающей работы.

Диагностическая работа проводится в разных формах: индивидуальная, групповая, фронтальная диагностика; первичная, этапная, итоговая диагностика; мониторинг, динамическое изучение, экспресс-обследование; индивидуальное комплексное обследование и др.



Задачи диагностического направления:

– изучение уровня готовности будущих первоклассников к обучению (речевое, познавательное, эмоционально-личностное развитие);

– выявление неблагоприятных вариантов развития на начальных этапах обучения;

– диагностика речевого развития учащихся и выявление детей с недостатками речи;

– диагностика познавательных процессов;

– изучение учебно-познавательной деятельности учащихся;

– определение уровня адаптации учащихся с ОВЗ, особенно при поступлении в школу, в 1-м и 5-м классах;

– определение уровня социализации ребенка с ОВЗ;

– динамическое изучение уровня умственного, речевого, личностного развития детей и результатов коррекционного воздействия;

– отслеживание соответствия выбранной программы, форм, методов и приемов обучения реальным достижениям и уровню развития ребенка;

– диагностика эмоционально-личностной сферы, внутрипсихических конфликтов и направленности личности, особенностей самооценки и самоотношения;

– оценка детско-родительских отношений;

– мониторинг семейной ситуации ученика с отслеживанием вариантов.



Коррекционно-развивающая работа включает:

– выбор оптимальных для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;

– организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;

– системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;

– коррекцию и развитие высших психических функций;

– развитие эмоционально-волевой и личностной сфер ребенка и психокоррекцию его поведения;

– социальную защиту ребенка в случаях неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

Коррекционно-развивающая работа предусматривает систематизированное целенаправленное воздействие на развитие учащихся с целью компенсации нарушения посредством проведения индивидуальных, групповых и фронтальных занятий.



Формами ее проведения являются:

– Индивидуальная психокоррекционная работа в специально оборудованном кабинете. Кабинет оснащается всем необходимым для игровой и песочной психокоррекции, для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка (песочница, игрушки, краски, глина, скульптурный пластилин, природные материалы и др.).

– Групповые интегративные занятия. В целях адаптации учащихся с ОВЗ к условиям общеобразовательной школы формируются группы совместно с нормально развивающимися школьниками, основанием для комплектования которых выбирается психологическая проблематика. Количество детей в группе 4–5 человек.

– Занятия-путешествия. Групповые организованные игры, где обычно задействована вся школа. При данной форме работы дети с ОВЗ взаимодействуют с разными группами учащихся, а также взрослыми (учителями, администрацией), что способствует решению задачи адаптации и интеграции этих детей в существующую социально-коммуникативную среду.

– Поддерживающие занятия (занятия направлены на адаптацию ребенка к новым условиям развития – переходные этапы: первый, пятый, девятый классы, перевод в другой класс). Обычно это специальные тренинги, индивидуальное сопровождение.

– Социальные игры: специальные игры на развитие социального интеллекта и эмоциональной компетенции, например, работа с агрессией, агрессия и творчество, выражение агрессии социально-приемлемыми способами. Игры «Лепешка», «Психологический портрет» и др.

– Занятия с элементами тренинга (тренинги общения, развитие навыков коммуникации, занятия релаксации и т. д.).

– Исследовательская и проектная деятельность. Включение ребенка с ОВЗ в различные коллективные проекты при доступном уровне участия, то есть при таком, к которому готов ребенок (возможным является опосредованное участие через взрослого, то есть поддерживающая помощь тьютора, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда).

– Индивидуальные и групповые коррекционные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом с использованием видового разнообразия их проведения (традиционное занятие, творческая мастерская, познавательная лаборатория, экскурсия, образовательное путешествие и др.).



Задачи коррекционно-развивающего направления:

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий, обеспечивающих коррекцию нарушений развития, формирование универсальных учебных действий, усвоение программного материала и осуществление переноса сформированных на занятиях умений и навыков в учебную деятельность учащихся;

– коррекция познавательной деятельности и трудностей в обучении, обусловленных дефицитарностью высших психических функций (ВПФ);

– предупреждение нарушений письменной речи, коррекция недостатков в устной и письменной речи с осуществлением комплексной подготовки к овладению полноценной учебной деятельностью;

– психокоррекция эмоционально-личностной сферы: работа по развитию эмоций у детей, коррекции паттернов эмоционального реагирования на трудные ситуации, развитие личности ребенка, адаптация индивидуальных способов взаимодействия ребенка с миром к ситуации школьного обучения и взаимодействия;

– формирование базовых предпосылок ВПФ и учебного поведения, развитие и коррекция звеньев ВПФ, активизация потенциала ВПФ с целью формирования возрастных новообразований, регуляции психических процессов и поведения;

– формирование универсальных учебных действий;

– коррекция произвольности: программирование, саморегуляция, целеполагание, контроль;

– оказание социальной поддержки ребенку с ОВЗ и его семье.



Организация коррекционно-развивающей работы Основной формой проведения коррекционно-развивающей работы является организация и проведение индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий специалистов. На занятия к специалисту зачисляются учащиеся с однородной структурой нарушения, идентичными социально-психологическими проблемами, схожими трудностями в обучении. Режим занятий определяется в соответствии с особенностями учащихся (возрастными и индивидуально-типологическими) и спецификой нарушения. В группы объединяются учащиеся численностью от 2 до 6 человек, на занятиях педагога-психолога количество может составлять до 8 человек. Продолжительность занятий – 20 минут для индивидуальной работы, 40 (45) минут – для групповой. Специалистом разрабатывается рабочая программа, отражающая коррекционную направленность курса и отвечающая специфике нарушения учащихся. На некоторых детей с более выраженными нарушениями составляются индивидуальные программы комплексной помощи, обеспечивающие всестороннее решение проблем ребенка.



Консультативная работа включает:

– выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, единых для всех участников образовательного процесса;

– консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально-ориентированных методов и приемов работы с обучающимся с ограниченными возможностями здоровья;

– консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья.



Задачи консультативного направления:

– разработка рекомендаций, направленных на решение проблем обучения и адаптации учащихся с ОВЗ, для педагогов и родителей;

– проведение индивидуальных и тематических групповых консультаций (плановых и по запросу) с родителями, педагогами и администрацией школы;

– установление отношений сотрудничества с семьей ребенка с ОВЗ;

– консультирование родителей по выбору стратегии семейного воспитания в соответствии с особенностями ребенка;

– предоставление дополнительных сведений семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, об уровне адаптации и социализации ребенка, его взаимодействии в школьном окружении;

– консультирование педагогов по вопросам изменения стратегии педагогической помощи и обучения конкретного ребенка или группы детей;

– консультирование педагогов по вопросам трудностей в работе с детьми для выработки программы совместного решения проблемы;

– предоставление педагогам данных об эффективности проведенной работы с детьми их классов;

– профилактика посредством модульного консультирования вторичных и третичных нарушений в развитии ребенка, дезадаптационного поведения, семейных конфликтов.



Информационно-просветительская работа предусматривает:

– различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательного процесса: обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам, вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья;

– проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья.



Задачи информационно-просветительского направления:

– формирование толерантного отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья;

– расширения представлений у педагогов и родителей о разных вариантах дизонтогенеза, специфике нарушений в развитии ребенка и возможных путях коррекции;

– повышение уровня компетентности в вопросах выбора адекватных приемов общения с ребенком с ОВЗ, оптимальных коррекционных методик и средств развития и обучения в соответствии с типологическими особенностями при различных нарушениях развития;

– информирование участников образовательного процесса о способах получения сведений и возможности доступа к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов.



Механизмы реализации программы

Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья специалистами различного профиля в образовательном процессе.

В школе реализуется модель командного взаимодействия специалистов, объединенных в психолого-медико-педагогический консилиум. Школьный консилиум рассматривается как коллегиальный орган, обеспечивающий комплексность в предоставлении помощи учащимся с ОВЗ.

В его состав входят: председатель консилиума – заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе; учитель класса, учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, медицинский работник. Организация деятельности консилиума предусматривает проведение заседаний ПМПк с целью совместного наблюдения специалистами за развитием и обучением ребенка, выработкой комплексных заключений об уровне развития и его перспективах, планирования коррекционной работы. В работу консилиума входит разработка рекомендаций и консультирование родителей и других участников образовательного процесса по выбору адекватных приемов обучения и воспитания учащегося.

В рамках модели командного взаимодействия выделяются два уровня: административный и содержательный.

На каждом из уровней представлены разные формы взаимодействия специалистов:

– административный уровень: заседания ПМПк, расширенные заседании ПМПк; малые совещания; взаимное консультирование; супервизия;

– содержательный уровень: комплексный сбор данных о ребенке, многоуровневая диагностика со сведением результатов, совместное проведение диагностики, этапная комплексная диагностика, сопоставительный анализ динамики результатов сопровождения командой; составление индивидуальных комплексных программ коррекционно-развивающих занятий, их реализация, корректировка, выработка совместных рекомендаций педагогам и родителям; индивидуальное консультирование педагогов и родителей, индивидуальное консультирование родителей группой специалистов, индивидуальные консультации курирующего специалиста, консультирование командой специалистов участников образовательного процесса; выступление на педсоветах, методических объединениях и другое.

На административном уровне обеспечивается оценка ресурсов образовательного учреждения и определяется требуемый объем помощи ребенку в решении его трудностей. В соответствии с этим определяется круг специалистов сопровождения, как внутри школы, так и вне ее.

На содержательном уровне обеспечивается планирование и реализация работы команды специалистов, включенных в сопровождение.

На основе данного подхода реализуется процесс моделирования программы комплексной помощи учащемуся с ОВЗ, который предполагает выявление круга проблем и конкретного содержания всей работы с учащимся, а также устанавливает степень включенности и взаимодействие тех специалистов, в помощи которых нуждается ребенок.

В качестве еще одного механизма реализации коррекционной работы в школе обозначено социальное партнерство, которое включает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества):

– сотрудничество с учреждениями образования и другими ведомствами по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

– сотрудничество со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

– сотрудничество с родительской общественностью. Социальное партнерство осуществляется со следующими учреждениями:

– Учреждение РАО Институт коррекционной педагогики

– ИСМО РАО

– ГОУ Центр ППМС «Участие»

– ООО «Навигатор здоровья»

– ДЮЦ «Бибирево»

– Московский городской клуб им. Петра Великого

– Колледж № 13

– Детская библиотека № 144

– ДЮСШ № 80

– ДГП № 8



Требования к условиям реализации программы

Психолого-педагогическое обеспечение:

– обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок, вариативные формы получения образования и специализированной помощи) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии;

– обеспечение психолого-педагогических условий (коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса; учет индивидуальных особенностей ребенка; соблюдение комфортного психоэмоционального режима; использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных, для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности, доступности);

– обеспечение специализированных условий (выдвижение комплекса специальных задач обучения, ориентированных на особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; введение в содержание обучения специальных разделов, направленных на решение задач развития ребенка, отсутствующих в содержании образования нормально развивающегося сверстника; использование специальных методов, приемов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей; дифференцированное и индивидуализированное обучение с учетом специфики нарушения развития ребенка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

– обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок обучающихся, соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм);

– обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений развития, вместе с нормально развивающимися детьми в воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятиях;

– развитие системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения психического и/или физического развития.



Программно-методическое обеспечение

В процессе реализации программы коррекционной работы используются коррекционно-развивающие программы, диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, необходимый для осуществления профессиональной деятельности учителя, педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, учителя-дефектолога. Каждым специалистом на основании имеющихся коррекционных программ и методических разработок составляется рабочая программа по определенному курсу, утверждаемая на методическом объединении школы.



Кадровое обеспечение

С целью обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования, коррекции недостатков их физического и/или психического развития в штатном расписании введены ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги и др.) и медицинских работников. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам.

Специфика организации образовательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива общеобразовательного учреждения. Для этого на постоянной основе обеспечивается подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников образовательных учреждений, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья.



Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение заключается в создании надлежащей материально-технической базы, позволяющей обеспечить адаптивную и коррекционно-развивающую среды образовательного учреждения, в том числе надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и/или психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организацию их пребывания и обучения в учреждении (включая пандусы, специально оборудованные кабинеты для организации коррекционных занятий, организации спортивных и массовых мероприятий, питания, обеспечения медицинского обслуживания).

В школе оборудованы кабинеты педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда. Выделен кабинет для индивидуальной психокоррекционной работы, который оснащен всем необходимым для игровой и песочной психокоррекции, для арт-терапии и свободного самовыражения ребенка (песочница, игрушки, краски, глина, скульптурный пластилин, природные материалы и др.). В школе оборудованы спортивный и актовый залы, библиотека. Для расширения возможностей социализации создан музей, на базе которого функционирует клуб «Гангут».



Информационное обеспечение

Необходимым условием реализации программы является создание информационной образовательной среды. В образовательном процессе используются современные информационные технологии.

Создается система широкого доступа детей с ограниченными возможностями здоровья, родителей (законных представителей), педагогов к сетевым источникам информации, к информационно-методическим фондам, предполагающим наличие методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности, наглядных пособий, мультимедийных, аудио– и видеоматериалов. Разработан и функционирует сайт школы. Налажено консультирование и поддержка родителей посредством использования сети Интернет.



Ожидаемый результат

– Получение образования каждым учащимся в нормативные сроки и в соответствии с государственными стандартами.

– Формирование нравственных ценностных личностных установок и убеждений, ориентации на здоровый образ жизни.

– Раскрытие индивидуальных способностей и потенциальных возможностей учащихся в разных сферах образования и жизнедеятельности.

– Обеспечение максимальной компенсации состояния учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

– Включение каждого ученика в равноправное партнерство в едином детском коллективе, в котором ребенок сумеет проявить свои резервные возможности и стать лучшим в области своих способностей.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru