Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Программа коррекционной работы образовательного учреждения в структуре основной образовательной программы начального общего образования (по требованиям фгос нового поколения)

В соответствии с приказами Министерства образования и науки РФ № 373 от 06.11.2009 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и № 1241 от 26.10.2010 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», с сентября 2011 года в общеобразовательных школах повсеместно внедряются стандарты нового поколения (ФГОС НОО).

Согласно этим документам, Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования, и учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п.1 статьи 9 Закона РФ «Об образовании» (в ред. Федерального закона от 01.12.2007 № 309-ФЗ) единственным официальным нормативным документом в школе, определяющим содержание образования определенного уровня и направленности, является основная образовательная (общеобразовательная) программа (ООП) определенной ступени образования – начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.

В статье 14 «Общие требования к содержанию образования» Закона РФ «Об образовании» указывается следующее: «Содержание образования в конкретном образовательном учреждении (ОУ) определяется образовательной программой (образовательными программами), утверждаемой и реализуемой этим ОУ самостоятельно».

Основная образовательная (общеобразовательная) программа в ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных ООП и должна обеспечивать достижение учащимися (воспитанниками) результатов освоения ООП, установленных соответствующими ФГОС.

Согласно п.14 ФГОС НОО, основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Программа коррекционной работы является составляющей основной образовательной программы образовательного учреждения (ООП ОУ). Она разрабатывается при организации обучения и воспитания в школе детей с ограниченными возможностями здоровья и реализуется специалистом или командой специалистов (психологом, дефектологом, логопедом, социальным педагогом).

Согласно требованиям Стандарта, программа коррекционной работы предусматривает оказание помощи детям с ОВЗ в освоении основной образовательной программы начального общего образования и обеспечивает коррекцию недостатков в физическом и/или психическом развитии данной категории учащихся, их интеграцию в ОУ. Этому способствует своевременное определение особых образовательных потребностей учащихся, создание в школе условий, учитывающих особенности психофизического развития и индивидуальные возможности детей, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, основанной на системе комплексного сопровождения.

Программа коррекционной работы образовательного учреждения должна обозначать контингент учащихся, нуждающихся в специализированной помощи; описывать специальные условия для коррекции недостатков развития и компенсации нарушения; определять специалистов, необходимых для ее реализации, и содержание их деятельности; отражать материально-техническое и программно-методическое обеспечение, обязательное для образовательного процесса детей с ОВЗ. В зависимости от степени выраженности нарушения ребенка и с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) определяются оптимальные условия обучения, а также степень участия специалистов, в помощи которых нуждается этот ребенок.

Составление программы коррекционной работы осуществляется в несколько этапов.

1) Этап сбора и анализа информации. Осуществляется оценка контингента учащихся, определяются их потребности, прогнозируется необходимость создания для них специальных условий обучения.

2) Этап планирования. Происходит оценка ресурсов образовательного учреждения (материально-технических, научно-методических, кадровых, информационных), планирование основных средств достижения поставленных задач, проектирование содержания программы.

3) Этап проектирования и внедрения. Разрабатывается программа коррекционной работы образовательного учреждения, осуществляется создание и/или корректировка специальных условий обучения (это может быть, например, оснащение или переоснащение кабинетов, пополнение программно-методического обеспечения, создание и регламентирование деятельности школьного ПМПк и др.).

Программа коррекционной работы может структурно выстраиваться в соответствии с рекомендациями Министерства образования и науки РФ (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения, 2010).

В зависимости от специфики образовательного учреждения и контингента учащихся содержательный объем программы может варьироваться (от комплексных программ для школ, реализующих инклюзивное и интегрированное образование, до более сжатых программ для школ с контингентом учащихся, имеющих легкие нарушения, например, речевые).

Обязательными структурными компонентами программы являются:

– пояснительная записка с определением цели и задач;

– направления деятельности;

– характеристика содержания;

– механизмы реализации программы;

– требования к условиям реализации программы;

– планируемые результаты;

– программы отдельных коррекционных курсов в рамках деятельности специалистов (рабочие программы специалистов).

Программу коррекционной работы целесообразно представить двумя составляющими.

1) Общая часть. Она является базисной (статической) и задает единую цель, общие задачи, принципы, содержание работы для всех реализующих программу участников; общая часть также определяет набор предметных способов действий и средств для ее осуществления, характеризует целостность коррекционно-образовательного процесса, регламентируя тем самым единые требования и обеспечивая взаимодействие специалистов. В общей части программы прописываются специально созданные условия и содержание индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях образовательного процесса; механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности; планируемые результаты коррекционной работы.

2) Вариативная часть. Она представляет собой рабочие программы по коррекционному курсу, составляемые для определенных групп детей, зачисляемых на занятия к специалисту. Программы отдельных учебных курсов разрабатываются на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, а также на базе программы формирования универсальных учебных действий.

Рабочая программа специалиста (РПС) – это описание содержания коррекционного курса для группы детей, зачисленных на коррекционные занятия, направленные на коррекцию недостатков развития. РПС обозначает конкретный путь достижения общих целей и задач через содержание коррекционного курса каждого специалиста и включает:

1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели и задачи с учетом специфики коррекционного курса, определяются сроки реализации рабочей программы, содержится краткая характеристика группы учащихся, для которых составлена программа, и общая характеристика коррекционного курса.

2. Содержание коррекционного курса, в котором указаны разделы программы, систематизация материала по блокам и его основное содержание.

3. Форму и режим занятий: указывается индивидуальная или групповая форма работы и количество занятий в неделю.

4. Планируемый результат освоения материала, который прописывается как личностные, метапредметные, предметные результаты освоения данного курса.

5. Систему оценки достижений планируемых результатов, которая предусматривает перечисление формы и видов контроля (формы контроля).

6. Программно-методическое обеспечение, которое используется при составлении и реализации данной рабочей программы.

7. Конкретизацию содержания программы, в которой приводится тематическое планирование.

В зависимости от количества специалистов, реализующих программу коррекционной работы (ПКР), вариативная часть может включать рабочие программы разных специалистов для разной возрастной категории учащихся.

Процедура утверждения РПС может быть следующей:

1) процесс рассмотрения на методическом объединении или научно-методическом совете школы;

2) утверждение директором школы;

3) возможна предварительная внешняя экспертиза (по желанию школы);

4) согласование в окружном научно-методическом центре (по желанию школы).

На каждой программе должна быть подпись руководителя образовательного учреждения. Один экземпляр рабочей программы, являясь частью ПКР и ООП НОО, находится у администрации школы в соответствии с номенклатурой дел, другой – у педагога.

Далее мы проиллюстрируем содержание Программы коррекционной работы на примере конкретной программы средней общеобразовательной школы ГОУ СОШ № 960, реализующей инклюзивную практику и интегрированное обучение детей с ОВЗ (см. Приложение 2). Программа отражает общую концепцию ОУ, деятельность специалистов по организации образовательного процесса детей с ОВЗ и всю описанную в данном пособии работу школьных специалистов, поэтому некоторые фрагменты текста неизбежно дублируются, однако таким образом иллюстрируется практическая реализация представленного выше материала.

В школе большое внимание уделяется проблеме разработки эффективных методов и приемов психолого-педагогического сопровождения детей с трудностями в обучении. Накоплен богатый опыт работы педагогического коллектива с учащимися, имеющими неярко выраженные нарушения в развитии (ЗПР, эмоциональные нарушения, нарушения речи, парциальные нарушения высших психических функций и др.). Педагоги осуществляют тесное сотрудничество со специалистами школьного ПМПк. Опыт позволяет педагогам, администрации, специалистам школьного ПМПк и родителям учащихся совместно решать проблемы воспитания, обучения, развития и социализации «особого» ребенка.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru