Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Общие рекомендации по составлению программ комплексной помощи

При моделировании программ комплексной помощи выделяются два блока: организационный и содержательный (основной).

Организационный блок описывает совместные мероприятия, степень включенности и участия каждого специалиста в программе, отражает необходимость привлечения внешних ресурсов.

Содержательный (основной) блок состоит из четырех частей.

Первая часть блока описывает круг проблем ребенка, содержит анализ данных комплексной диагностики, общее заключение специалистов школьного ПМПк.

Вторую часть блока составляют общие рекомендации участникам, реализующим комплексную программу. Общие рекомендации включают описание обобщенных приемов индивидуальной коррекционной работы, определение организационных и психолого-педагогических условий проведения занятий в школе и дома, а также конкретные рекомендации родителям или педагогу по выбору стратегии обучения и воспитания.

Третья часть включает содержание коррекционной работы, определяет иерархию решаемых задач и направления коррекции и развития в соответствии со структурой и характером нарушения.

Четвертая часть блока определяет этапность в построении работы.

В обобщенном виде программа комплексной помощи представлена на бланке, который заполняется специалистами разного профиля и служит единым информационным полем для участников процесса сопровождения.


i 012

Схема заполнения бланка программы комплексной помощи учащемуся

Бланк включает в себя организационный и содержательный (основной) блоки и отражает весь спектр комплексной деятельности специалистов по оказанию помощи учащемуся и его семье. Приведем краткое руководство по заполнению бланка.

Организационный блок содержит информацию, которая позволяет организовать комплексную помощь учащемуся и обеспечить процесс взаимодействия специалистов, направленный на решение проблем ребенка внутри учреждения и за его пределами с привлечением внешних ресурсов, в зависимости от специфики проблем.

Раздел «Общие сведения о ребенке». Здесь следует кратко указать все значимые сведения о ребенке на основе анализа медицинской документации (анамнез), результатов комплексного сбора данных о ребенке, заключений врачей и ПМПК (с учетом рекомендаций).

Указываются:

1) данные анамнеза, которые собираются из бесед с родителями, анализа медицинской карты, медицинских заключений;

2) индивидуальные особенности ребенка, которые описываются на основе сбора сведений специалистами разного профиля (их необходимо учитывать при работе с ребенком);

3) краткие сведения, содержащиеся в медицинских заключениях и заключении ПМПК.

Раздел «Организация комплексной работы специалистов». В этом разделе указываются те специалисты образовательного учреждения, которые будут включены в реализацию программы комплексной помощи, и определяется степень их участия в проводимой командой работе, а также привлекаемые дополнительные ресурсы, обращение к которым может осуществляться как непосредственно сотрудниками школы, так и опосредованно через родителей. Также фиксируется рекомендуемый режим занятий у специалистов.

Указываются:

1) Внутренний уровень взаимодействия. Сообщается информация о тех специалистах, которые участвуют в реализации программы помощи с разной степенью включенности:

– Курирующий специалист – назначенный участниками ПМПк сотрудник из их числа, ответственный за реализацию программы комплексной помощи, который консолидирует усилия других специалистов вокруг проблемы ребенка, осуществляет пролонгированное наблюдение за его динамикой. Обычно назначается человек, проводящий коррекционно-развивающие занятия с ребенком. В функциональные обязанности курирующего специалиста входит проведение коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением, а также отслеживание проведения комплексных диагностических обследований и коррекционных мероприятий другими специалистами, право принятия решения о необходимости внепланового заседания консилиума по возникшим проблемам школьника.

– Специалисты сопровождения-наблюдения – назначенные коллективом ПМПк специалисты ОУ, которые, участвуя в реализации программы комплексной помощи, осуществляют динамическое наблюдение за ребенком, разрабатывают рекомендации педагогу, родителям и другим специалистам, консультируют их.

– Специалисты, проводящие коррекционные занятия, – специалисты образовательного учреждения, которые в рамках программы комплексной помощи проводят занятия и обеспечивают организацию всего комплекса мероприятий, необходимых для эффективности коррекционного воздействия (отслеживание динамики развития, консультации родителей, взаимодействие с участниками коррекционного процесса и т. д.).

2) Формы взаимодействия специалистов образовательного учреждения. Перечисляются формы работы команды, используемые специалистами при реализации программы помощи. Например, комплексный сбор данных о ребенке, многоуровневая диагностика со сведением результата, совместное проведение диагностики, этапная комплексная диагностика, проведение занятий, анализ данных динамического изучения и другие виды работы.

3) Внешний уровень взаимодействия. Сообщается информация об обращениях во внешние организации с целью консультации, назначения и получения лечения, коррекционной и социально-правовой помощи и др. непосредственно при участии специалистов школьного ПМПк и опосредованно через родителей:

– Обращение во внешние организации – перечисляются организации, в которые обращались родители с ребенком или в которых пролонгированно наблюдается ребенок по вопросам коррекции и компенсации нарушения, лечения, реабилитации. Это могут быть организации системы образования, здравоохранения, социальной и правовой защиты, общественные организации, научные центры и институты, а также учреждения, работа с которыми осуществляется в рамках сетевого взаимодействия и социального партнерства.

– Дополнительно привлекаемые специалисты – отмечаются специалисты, консультации которых необходимы для решения проблем ребенка. Указываются рекомендации школьного ПМПк родителям о необходимости обращения и дата, если обращение состоялось. Полученные рекомендации учитываются при реализации программы комплексной помощи.

– Взаимодействие с внешними специалистами – отмечаются специалисты, с которыми осуществляется сотрудничество за рамками образовательного учреждения, которые дополнительно проводят коррекционную, реабилитационную и др. работу с ребенком.

Содержательный (основной) блок включает информацию, определяющую содержание комплексной помощи, ее структуру и этапы, в нем обозначаются: комплексное заключение, планирование коррекционной работы, этапы ее реализации.

Раздел «Комплексное заключение специалистов». В этом разделе указывается заключение специалистов консилиума образовательного учреждения, которое вырабатывается на заседании ПМПк на основании комплексной диагностики и с учетом решения ПМПК города (округа) о состоянии развития и здоровья учащегося (то есть заключения с указанием диагноза). Комплексное заключение специалистов образовательного учреждения не преследует цели постановки клинического диагноза (так как это является неправомерным по отношению к ПМПк), а направлено на квалификацию трудностей ребенка, качественное описание общей картины его развития.

Раздел «Общие рекомендации по проведению коррекционной работы». В этом разделе отражаются рекомендации, которые необходимо соблюдать всем педагогам и специалистам, работающим с ребенком. Рекомендации обсуждаются и формулируются на заседании консилиума после выработки комплексного заключения. Их формулировки должны обобщать приемы и подходы в работе с ребенком и быть допустимыми для выполнения всеми участниками коррекционного процесса. Рекомендации включают описание обобщенных приемов индивидуальной коррекционной работы, определение организационных и психолого-педагогических условий проведения занятий в школе и дома, конкретные рекомендации родителям или педагогу по выбору стратегии обучения и воспитания. Выработка общих рекомендаций позволяет определить и систематизировать требования к ребенку, учесть профессиональное мнение каждого специалиста, отразить единый подход в работе с учеником, а возможность предъявления единых требований и соблюдения общих рекомендаций в работе обеспечивает ее согласованность.

Раздел «Планирование содержания коррекционной работы специалистов учреждения». В этом разделе отражаются основные направления коррекционной работы каждого специалиста, которые реализуются на индивидуальных или групповых занятиях, а также отмечаются планируемые мероприятия, обязательные в рамках программы комплексной помощи.

Указывается основное содержание деятельности специалистов: психолога, дефектолога, логопеда, социального педагога, классного руководителя, педагога, конкретизированное для решения проблем ребенка и реализуемое в рамках программы комплексной помощи.

Раздел «Этапы реализации коррекционной программы». Определяется иерархия решаемых задач с выделением первоочередных и второстепенных, а также этапность в построении коррекционной работы.

В разделе «Корректировка» отражаются вносимые в программу комплексной помощи изменения, обусловленные привнесениями внешних факторов или отсутствием и низкой динамикой в развитии учащегося.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru