Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Содержание работы логопеда

Работа логопеда базируется на общепринятых методических рекомендациях и строится в соответствии с основной целью, задачами и направлениями работы в образовательном учреждении. Кроме того, логопеду необходимо учитывать специфику специальных (коррекционных) классов.

В своей работе логопед должен руководствоваться основными инструктивно-методическими письмами и нормативными документами:

– «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения». Письмо Минобразования России от 14 декабря 2000 г. № 2.

– «О порядке создания и организации работы психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) образовательного учреждения». Письмо Министерства образования РФ от 27 марта 2000 г.

– «Типовое положение о классах коррекционно-развивающего обучения в общеобразовательных учреждениях города Москвы».

– «Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ (учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог)». Постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46.

– «Об учителях-логопедах и педагогах-психологах образовательных учреждений». Письмо Минобразования России от 22 января 1998 г.

Основная цель работы логопеда – оказание своевременной помощи учащимся с нарушениями устной и письменной речи в усвоении ими общеобразовательных программ.

Задачи работы логопеда:

– коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи учащихся;

– проведение индивидуальных и групповых коррекционных занятий;

– профилактика и коррекция трудностей, которые возникают у учащихся в процессе обучения;

– консультирование родителей и педагогов по проблемам развития, обучения и воспитания детей, имеющих нарушения в развитии речи.

Основные направления деятельности логопеда:

– диагностическое;

– коррекционно-развивающее;

– консультативное;

– просветительское и профилактическое;

– организационно-методическое.



Диагностическое направление

Основной задачей этого направления является изучение речи школьников, а также своевременное выявление причин нарушений речевого развития и выбор наиболее эффективных путей их устранения.

Формы диагностики могут быть следующими:

– диагностика дошкольников на этапе приема в школу (логопед входит в состав приемной комиссии по набору детей в 1-й класс);

– основная диагностика, которая осуществляется в первые две недели учебного года (с 1 по 15 сентября) с целью определения уровня развития устной речи первоклассников и письменной речи учащихся 2-4-х классов и в последние две недели мая (с 16 по 31 мая), которые отводятся для обследования учащихся 1—3-х классов с целью предварительного комплектования групп на новый учебный год;

– динамическое изучение учащихся, которое проводится в процессе коррекционно-развивающих занятий с целью определения соответствия выбранных форм, приемов, методов обучения уровню развития детей;

– текущая диагностика проводится по запросу педагогов, родителей, специалистов консилиума по мере необходимости в течение всего учебного года.

Логопед обследует устную речь первоклассников и письменную речь учащихся 2-4-х классов. При обследовании письменной речи специалистом проводится качественный анализ письменных работ учащихся (письмо под диктовку, списывание текста и др.), отслеживается систематичность и стойкость специфических ошибок.

При проведении логопедической диагностики устной речи учащихся первых классов используются методики следующих авторов: Иншакова, 2000; Азова, 2008; Грибова, Бессонова, 2001; Коноваленко С.В., Коноваленко В.В., 2001; Усанова, 1994; Безрукова, Каленкова, 2008; Фотекова, Ахутина, 2002.

На ПМПк учитель-логопед готовит логопедическое представление, в котором отражаются результаты диагностики учащегося. Результаты логопедического обследования сопоставляются с диагностическими данными других специалистов и обсуждаются на заседаниях консилиума. При возникновении спорных вопросов (сложных случаев) возможно совместное проведение диагностики несколькими специалистами.



Коррекционно-развивающее направление

Содержание и направленность коррекционной работы определяется структурой и степенью выраженности речевого нарушения. В общеобразовательной школе традиционно принято использовать психолого-педагогическую классификацию, которая ориентируется на процесс обучения и воспитания детей с нарушениями речи. Но важно также отметить, что речевые нарушения необходимо рассматривать и в тесной связи с недостатками в развитии психических функций школьника. Так, особенности речевого развития могут наблюдаться у детей с задержкой психического развития, у детей с расстройством аутистического спектра, у детей с нарушением слуха и др.

Основываясь на психолого-педагогической классификации и современных представлениях о речевых нарушениях можно перечислить основные отклонения в речевом развитии детей, имеющих трудности в обучении и требующих логопедического сопровождения.

1) Фонетическое нарушение речи

У таких детей дефекты проявляются только нарушением произношения звуков, которые не отражаются на письменной речи. В общеобразовательной школе наиболее часто у детей нарушены группы свистящих [с], [с’], [з], [з’], [ц], шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] и сонорных звуков [р], [р’], [л], [л’].

2) Фонетико-фонематическое (ФФН)или фонематическое недоразвитие (ФН) речи

У школьников с несформированной звуковой стороной речи не только нарушено правильное звукопроизношение, но и процесс дифференциации оппозиционных звуков, то есть ребенок не различает акустическую и артикуляционную разницу между этими звуками. Такие учащиеся не могут овладеть звуковым составом слова в полном объеме, что выражается в специфических ошибках при письме и чтении (смешения, пропуски букв и слогов и т. п.).

3) Общее недоразвитие речи (ОНР)

При общем недоразвитии речи у учащихся сочетаются нарушения фонетико-фонематических процессов и лексико-грамматического строя речи. Традиционно выделяют четыре уровня речевого развития при ОНР (Левина, 1967). В общеобразовательной школе в основном учатся дети, имеющие III или IV уровень речевого развития. Но иногда, особенно в классах коррекционно-развивающего обучения, встречаются дети и со II уровнем речевого развития.

Общее недоразвитие речи влечет за собой вторичные нарушения чтения и письма. Ошибки в письменных работах учащихся этой группы связаны с неправильным использованием лексических, грамматических, синтаксических средств языка. У них также возникают сложности при овладении звуко-слоговым составом слова.

4) Дизорфография

Это нарушение письма стало рассматриваться учеными как самостоятельное относительно недавно. В настоящее время уже имеется ряд публикаций по диагностической (Лалаева, Прищепова, 1999) и коррекционной работе с детьми данной категории (Прищепова, 2006; Елецкая, Горбачевская, 2003; Парамонова, 2008 и др.). При дизорфографии у школьников отмечаются стойкие трудности в овладении орфографическими правилами. Дизорфография может сочетаться со специфическими (дисграфическими) ошибками на письме, а может являться самостоятельным нарушением письма.

5) Заикание

Заикание может сочетаться с фонетико-фонематическим или общим недоразвитием речи. При заикании необходим комплексный подход к устранению речевых нарушений, обязательными являются консультации невролога, психиатра, психолога.

Отдельно следует остановиться на логопедическом заключении у детей с задержкой психического развития. До недавнего времени в методической и специализированной литературе рекомендовалось использовать различные формулировки логопедического заключения: «ОНР у ребенка с ЗПР», «ФФНР у ребенка с ЗПР» (Шевченко, Бабкина, Вильшанская, 2005). Данная формулировка использовалась для того, чтобы определить в структуре нарушения речевого развития наиболее дефицитарные функции или компоненты речи и выделить основные направления работы (например, усилить формирование фонетико-фонематических процессов). В настоящее время в профессиональном сообществе общепринятым является заключение «Системное недоразвитие речи у ребенка с ЗПР» или «Нарушение чтения и письма, обусловленное системным недоразвитием речи у ребенка с ЗПР». При этом специалист ориентируется на наиболее страдающие компоненты речевого развития и планирует свою работу, например, как с группой ОНР, если фонетико-фонематическое недоразвитие сочетается с недостатками лексико-грамматического строя речи.

Как отмечает Р.И. Лалаева (Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения, 2000), логопедическая диагностика детей с ЗПР пока не удовлетворяет ни современную науку, ни практикующих логопедов. В литературе указывается, что нарушения речи при ЗПР часто носят системный характер, но в то же время структура речевого дефекта является вариативной и характеризуется комбинаторностью различных симптомов речевой патологии.

Е.В. Мальцева (1990) выделяет три группы детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений:

• 1 группа – дети с нарушением произношения звуков только одной группы, обусловленным недоразвитием речевой моторики и аномалиями строения артикуляционного аппарата.

• 2 группа – дети с недоразвитием фонетико-фонематических процессов.

• 3 группа – дети с системным недоразвитием речи, у них отмечается недоразвитие фонетико-фонематической и лексико-грамматической стороны речи.

О.А. Безрукова (2010), рассматривая речевые трудности у детей с ЗПР как вторичные их основному интеллектуальному дефекту, рекомендует использовать следующую формулировку логопедического заключения: «Системное недоразвитие речи (I, II или III уровень речевого развития) при ЗПР».



Коррекционно-развивающая работа логопеда в рамках комплексной программы осуществляется в двух формах:

1) Проведение коррекционно-развивающих занятий с учетом структуры нарушения ребенка. Эти занятия направлены на решение следующих задач:

Формирование звуковой стороны речи:

– формирование правильного устойчивого звукопроизношения;

– развитие фонематического восприятия, фонематических процессов;

– формирование четких представлений о звуках речи, об акустико-артикуляционных признаках звуков;

– развитие слуховых дифференцировок, дифференциация оппозиционных звуков;

– формирование навыков звукового анализа и синтеза слова.

Содержание работы: звуки и буквы, гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, парные звонкие и глухие согласные, ударение, звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез и др.

Формирование лексико-грамматического строя речи:

– активизация и пополнение словаря (активного и пассивного), систематизация словарного запаса;

– формирование знаний и представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, а также о словах различных частей речи;

– формирование грамматического строя речи, выработка навыка построения связных высказываний;

– развитие умения анализировать и строить предложения и словосочетания различных грамматических структур;

– усвоение и закрепление знаний о различных способах словообразования и словоизменения;

– формирование понимания грамматических категорий, развитие грамматической правильности речи.

Содержание работы: слово, предложение, словосочетание, грамматическое оформление и распространение предложения, состав слова (корень, приставка, суффикс, окончание), однокоренные слова, родственные слова, антонимы, синонимы, многозначные слова, предлоги и др.

Развитие связной речи:

– совершенствование связной речи: развитие умения связно и последовательно излагать свои мысли, устанавливать и передавать содержание в логической последовательности;

– формирование умения передавать содержание текста с использованием разнообразных типов предложений и различных частей речи;

– формирование умения развернуто отвечать на вопросы, рассуждать;

– развитие языковых способностей, умения планировать и программировать свое высказывание;

– формирование навыков работы с текстом (развитие умения делить текст на части, озаглавливать, составлять план, определять главную мысль).

Содержание работы: последовательный пересказ, краткий пересказ, выборочный пересказ, творческий пересказ, устные сочинения (самостоятельные рассказы) и др.

Коррекционно-развивающая работа логопеда базируется на общеобразовательной программе по русскому языку для четырехлетней начальной школы, которая закладывается в основу тематического планирования занятий.

Кроме того, по каждому направлению работы существуют программы и коррекционно-развивающие методики, которые описаны в следующих литературных источниках:

– Коррекция звукопроизношения: М.Ф. Фомичева (1989); С.В. Коноваленко, В.В. Коноваленко (2007); Т.В. Туманова (1999); И.С. Лопухина (1995) и др.

– Коррекция письменной речи: Л.Н. Ефименкова (2001); И.Н. Садовникова (1997); А.В. Ястребова (1997); А.Н. Корнев (1997); Р.И. Лалаева (2002); Л.Г. Парамонова (2001); Е.В. Новикова (2004); Е.В. Мазанова (2006); В.И. Городилова, М.З. Кудрявцева (2005) и др.

– Развитие связной речи: Н.Г. Андреева (2010); В.К. Воробьева (2006); Л.Н. Ефименкова (2001); Т.А. Ткаченко (1999) и др.

– Коррекция дизорфографии: О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачевская (2003); И.В. Прищепова (2006); Л.Г. Парамонова (2008); Логопедическая работа по коррекции дизорфографии у младших школьников с общим недоразвитием речи (2007); О.Г. Ивановская, Л.Я. Гадасина, Т.В. Николаева, С.Ф. Савченко (2008); и др.

2) Оказание помощи педагогам, включение родителей в решение коррекционно-воспитательных задач, а также консультирование других участников ПМПк.



Консультативное направление

Консультативное направление работы предполагает оказание помощи педагогам и родителям учащихся в вопросах воспитания и обучения ребенка, подготовку родителей к участию в коррекционно-развивающей работе. Для этого в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей в условиях ПМПк логопедом индивидуально или совместно с другими специалистами (психологом, дефектологом) разрабатываются рекомендации родителям и педагогам.



Просветительское и профилактическое направление

Эти направления работы включают в себя предоставление специальных знаний по логопедии учителям и родителям.

Просветительская работа для педагогов проводится в ходе выступлений на педагогических советах школы и методических объединениях учителей. Для родителей проводятся тематические лектории и выступления на родительских собраниях.



Организационно-методическое направление

В рамках этого направления логопед проводит подготовку к школьному консилиуму, методическим объединениям учителей, педагогическим советам школы, оформляет рабочую документацию и при необходимости организует обследование неуспевающих учащихся на ПМПК округа (города) для определения их дальнейшего маршрута обучения.

В условиях взаимодействия специалистов ПМПк можно выделить следующие формы работы логопеда:

1) Реализация программы коррекционно-развивающих занятий с сопровождением-наблюдением

Эта форма работы предполагает обеспечение всех мероприятий, необходимых для оказания эффективного коррекционного воздействия (проведение коррекционно-развивающих занятий, консультаций педагогов, родителей, специалистов ПМПк).

Коррекционно-развивающая работа с детьми, зачисленными на занятия к логопеду, проводится на основе диагностических данных в форме индивидуальных и групповых занятий. Основной формой являются групповые занятия.

В группы набираются дети по ведущему нарушению. Количество учащихся устанавливается в зависимости от характера нарушений в развитии устной и письменной речи – от 4 до 7 человек (Приложение 3 к письму Министерства образования России от 14 декабря 2000 г. № 2 «Предельная наполняемость групп обучающихся, имеющих нарушения в развитии устной и письменной речи»).

Периодичность коррекционно-развивающих занятий зависит от тяжести речевого нарушения и составляет от одного до трех раз в неделю. При составлении расписания занятий, чтобы не превысить суммарную нагрузку на ребенка, логопед должен учитывать режим работы образовательного учреждения, а также работу других специалистов ПМПк.

Продолжительность группового занятия – 40 минут, индивидуального – 20 минут.

Индивидуальные занятия проводятся (как правило, не менее трех раз в неделю) с детьми, имеющими задержку психического развития, тяжелые нарушения речи и испытывающими наибольшие трудности в обучении.

Одновременно на логопедические занятия могут быть зачислены 20–25 человек.

Выпуск учащихся проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них нарушений устной и письменной речи.

2) Сопровождение-наблюдение

Сопровождение-наблюдение оказывается детям, не зачисленным на занятия к логопеду, но включенным в совместную программу комплексной помощи другими специалистами.

Основной целью сопровождения-наблюдения, проводимого специалистом, является отслеживание, выявление и устранение условий (генетических, социальных, факторов внешней среды), которые могут оказывать отрицательное влияние на речевое развитие ученика и на формирование в дальнейшем полноценной письменной речи. К вредоносным факторам, способным оказывать влияние на развитие речи ребенка, можно отнести:

– первичные нарушения двигательной сферы, зрения, слуха;

– сопутствующие расстройства неврологического характера, психической сферы ребенка;

– нарушение процесса латерализации;

– двуязычие и др.

В рамках реализации комплексной программы логопед осуществляет следующую работу:

– отслеживает динамику развития ребенка (проводит индивидуальную диагностику, посещает уроки, занятия других специалистов);

– проводит беседы и консультации с родителями и педагогами, направленные на предупреждение речевых расстройств у ребенка (рекомендует своевременные консультации у врачей-специалистов, избегать переутомления и перегрузок; разъясняет правила речевого общения родителей с ребенком);

– дает рекомендации специалистам ПМПк, которые могут быть использованы при дальнейшей корректировке программы комплексной помощи и непосредственно в коррекционно-развивающей работе с ребенком (например, дает рекомендации по развитию связной речи на занятиях дефектолога).

3) Кураторство

При проведении основной коррекционной работы с ребенком, имеющим нарушения в развитии речи, логопед может быть назначен ведущим специалистом, то есть тем, кто осуществляет кураторство данного учащегося. Логопед консолидирует усилия специалистов вокруг ребенка, отслеживает динамику развития, эффективность оказываемой ему коррекционной помощи, обеспечивает консультативную помощь другим специалистам, педагогам и родителям, выступает с инициативой повторных обсуждений проблем учащегося на ПМПк.



По сводным результатам разрабатывается программа комплексной помощи учащемуся. Здесь возможны следующие варианты:

1. Программа коррекционно-развивающих занятий логопеда и психолога (дефектолог оказывает сопровождение-наблюдение). Она направлена на преодоление речевых, когнитивных и эмоциональных проблем учащихся.

2. Программа коррекционно-развивающих занятий логопеда и дефектолога (при сопровождении психологом). Такая программа рекомендуется при сочетании у ребенка речевых нарушений с трудностями в усвоении школьной программы.

3. Программа коррекционно-развивающих занятий дефектолога и психолога. В данной программе логопед осуществляет сопровождение-наблюдение, нацеленное на выявление возможных трудностей речевого развития учащегося.

4. Совместная программа коррекционно-развивающих занятий всех специалистов (логопеда, психолога, дефектолога). Такая программа адресована учащимся с ОВЗ и предполагает проведение всех мероприятий (занятий, консультирования и др.), необходимых для устранения трудностей в обучении.



Таким образом, логопед либо проводит коррекционно-развивающие занятия, либо обеспечивает динамическое наблюдение за учащимися, включенными в работу другими специалистами, то есть всегда является активным участником процесса сопровождения и занимает одно из основных мест в составе ПМПк.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru