Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум

Консилиум определяется как коллегиальный орган, консолидирующий усилия специалистов различного профиля для оказания квалифицированной комплексной помощи учащимся и их родителям (законным представителям).

Школьный психолого-медико-педагогический консилиум координирует и объединяет усилия педагогов и специалистов образовательного учреждения, включенных в коррекционный процесс родителей, направленные на решение вопросов адаптации и социализации, качественного обучения, коррекции и развития ребенка, выступая при этом как постоянно действующий диагностический, консультативный, коррекционный, просветительский орган, защищающий интересы детей с особенностями развития в образовательном пространстве школы (Екжанова, Резникова, 2008).

Необходимость организации консилиума в школе возникает в тех случаях, когда есть потребность в сопровождении детей командой специалистов, обусловленная особенностями развития детей, трудностями в обучении и адаптации.

Опыт практических учреждений по решению проблемы организации и содержания деятельности ПМПк, изложенный в психолого-педагогической литературе, отражает особенности работы консилиумов в условиях общеобразовательных школ при сопровождении классов коррекционно-развивающего обучения (Шевченко, 1999), детей с трудностями в обучении и адаптации (Семаго М.М., Ахутина, Семаго Н.Я. и др, 1999; Бейсова, 2008), сопровождении коррекционного процесса в специальном (коррекционном) учреждении (Забрамная, 1995; Екжанова, Стребелева, 2008), сопровождении интегрированного и инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы и ДОУ (Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении, 2010).

По мнению С.Г. Шевченко (1999), основное содержание работы консилиума заключается в организации и проведении комплексного изучения личности ребенка, в выявлении актуального уровня и особенностей развития его познавательной деятельности, потенциальных (резервных) возможностей, в выборе дифференцированных педагогических условий коррекционного воздействия, адекватных развитию ребенка образовательных программ, разработке рекомендаций для учителя и родителей с целью обеспечения индивидуального подхода в обучении и воспитании.

Среди основных задач школьного ПМПк в системе КРО Шевченко выделяет следующие.

– Психолого-диагностическое изучение обучающихся в классах КРО:

• диагностика интеллектуальной готовности (развитие наглядных и словесно-логических форм мышления, внимания, памяти, воображения и т. д.);

• диагностика социальной готовности на различных возрастных этапах развития;

• эмоционально-волевая готовность (умение ответственно выполнять работу, подчиняться требованиям учителя, выполнять задания по образцу и словесному указанию педагога).

– Специальное педагогическое изучение (логопедическое и дефектологическое) обучающихся в классах КРО.

– Разработка форм взаимодействия коллектива специалистов психолого-медико-педагогического консилиума.

– Разработка индивидуальных коррекционных программ педагогом, психологом, дефектологом; их согласование с учебными программами.

– Анализ успешности усвоения учебного материала.

– Диагностическое психолого-педагогическое изучение учащихся.

– Отслеживание и анализ полученных результатов работы по интеграции учащихся на массовые формы обучения.

– Разработка рекомендаций педагогу и родителям по психолого-педагогической коррекции трудностей обучения, воспитания и общения учащихся.

Таким образом, основной целью деятельности консилиума является оказание своевременной специализированной помощи учащимся путем осуществления комплексной диагностико-консультативной и коррекционно-развивающей работы, обеспечивающей своевременное выявление и квалификацию трудностей ребенка.

М.М. Семаго (2000) рассматривает консилиум как постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию сопровождения ребенка. Выделяют плановые и внеплановые консилиумы.

Плановые консилиумы, как правило, проводятся раз в полгода и решают следующие задачи:

– определение путей психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка;

– выработка согласованных решений касательно образовательного и коррекционно-развивающего маршрута;

– динамическая оценка состояния ребенка и коррекция ранее намеченной программы;

– решение вопроса об изменении образовательного маршрута, коррекционно-развивающей работы при завершении обучения (учебного года).

Внеплановые консилиумы собираются по запросу специалиста, педагога или воспитателя.

В задачи внепланового консилиума входят:

– принятие экстренных мер по выявившимся обстоятельствам;

– изменение направления коррекционно-развивающей работы в случае ее неэффективности или при изменении ситуации;

– изменение образовательного маршрута (в рамках данного образовательного учреждения или подбор иного типа учебного заведения).

Внеплановый консилиум проводится по результатам промежуточного обследования в следующих случаях:

– отмечается явно недостаточная или отрицательная динамика развития;

– наблюдаются значительные изменения состояния ребенка, требующие внесения корректив в работу с ним или в условия обучения;

– произошли какие-то незапланированные события, изменившие как состояние, так и условия существования ребенка.

В работе консилиума можно выделить ряд последовательных этапов:

1. Индивидуальное обследование ребенка специалистами консилиума. Этот этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.

2. Коллегиальное обсуждение результатов обследования с целью определения образовательного маршрута и коррекционной помощи, которое позволяет:

– выработать единое представление о характере и особенностях развития ребенка;

– определить общий прогноз его развития;

– определить комплекс коррекционно-развивающих мероприятий;

– выбрать образовательный маршрут.

При необходимости определяется последовательность работы с ребенком различных специалистов.

3. Направление ребенка на муниципальную (районную, региональную) комиссию. Решение о направлении ребенка на комиссию более высокого уровня принимается в тех случаях, когда:

– школьный консилиум не приходит к общему мнению;

– родители не принимают решение и рекомендации консилиума.

Общее заключение консилиума передается в муниципальную (районную, региональную) комиссию, куда ребенок направляется на обследование. По результатам работы комиссии образовательное учреждение получает заключение и рекомендации по вопросам дальнейшего обучения ребенка.

4. Согласование деятельности специалистов по коррекционно-развивающей работе.

5. Реализация рекомендаций консилиума. На этом этапе составляется план коррекционно-развивающих мероприятий. Они могут быть как внеурочными, так и включенными в процесс обучения.

Коррекционно-развивающая работа проходит в индивидуальном или групповом режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и спецификой образовательного учреждения определяются интенсивность и продолжительность циклов занятий.

В завершение этого этапа проводится динамическое (оценка состояния после окончания цикла коррекционно-развивающей работы) или итоговое обследование ребенка.

6. Оценка эффективности коррекционно-развивающей работы. На этом этапе происходит оценка изменений в состоянии ребенка и необходимости дальнейшей работы с ним.

Если работа продолжается, то она осуществляется в той же последовательности.



Е.А. Екжанова, Е.В. Резникова (2008), определяя консилиум как объединение специалистов разного профиля, занимающихся развитием, обучением и адаптацией детей с особенностями развития и осуществляющих контроль за результативностью своей деятельности, выделяют следующие направления его деятельности:

– проведение всеми специалистами консилиума организационных мероприятий по осуществлению скрининг-диагностики всех поступивших в школу детей с целью выявления потенциальной группы риска;

– выделение из потенциальной группы риска тех учащихся, у которых есть психофизические нарушения. Проведение индивидуальной диагностики и определение сущности проблем каждого из них;

– реализация индивидуальных программ сопровождения, преодоление трудностей в обучении, определение направлений консультативной деятельности;

– контроль за результативностью психолого-медико-педагогического сопровождения.

Исходя из содержания направлений, Е.А. Екжанова выделяет несколько видов консилиумов:

1. Диагностический, на котором происходит анализ результатов диагностического обследования ребенка каждым специалистом и определяются рекомендации по его дальнейшему сопровождению.

Цель – изучение психофизиологических и медико-социальных особенностей развития каждого ребенка, поступившего в школу.

Проводится в расширенном составе (включает всех специалистов, принимавших участие в диагностической работе и сборе сведений о ребенке, и педагогов, работающих с ним) в начале, середине и конце учебного года.

2. Аналитический, на котором осуществляется анализ результативности коррекционной работы с ребенком и при необходимости корректировка образовательного маршрута и режима обучения.

Цель – углубленное изучение информации, собранной в ходе обучения и психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка.

Данный вид консилиума предполагает не только обмен информацией, но и заполнение различной учетно-отчетной документации, индивидуальных карт, а также анализ контрольных и самостоятельных работ учащихся. Особое внимание должно уделяться сопоставительному анализу детских работ, выполненных в разных условиях обучения: в ходе групповой и индивидуальной работы, в общеобразовательном классе и в специализированном классе, а также на занятиях с профильными специалистами.

На аналитических консилиумах специалистами составляется оценочный профиль ученика по разным характеристикам его развития, который позволяет отследить динамику и эффективность предложенных ребенку коррекционно-педагогических мероприятий и всего образовательного маршрута в целом.

Результативность обучения каждого учащегося обсуждается на аналитическом консилиуме не реже четырех раз в год.

3. Проблемный, на заседании которого происходит непосредственное общение всех участников образовательного процесса, испытывающих затруднения в организации учебно-воспитательной, коррекционно-развивающей работы или психолого-педагогического сопровождения «особого» ребенка, приглашается учитель, и команда специалистов обсуждает возникшие проблемы.

Цель – выработка рекомендаций для педагогов по решению проблем в обучении и воспитании ребенка.

Проблемный консилиум проводится либо по запросу родителей, либо по просьбам учителей, столкнувшихся с различными проблемами в развитии, поведении или общении ребенка.

4. Методический, на котором специалисты разрабатывают алгоритм взаимодействия с родителями, мероприятия, направленные на просвещение родителей; готовят рекомендации.

Цель – подготовка материалов для проведения консультации, самообразование, повышение уровня профессиональной компетентности всех специалистов, участвующих в работе консилиума.

Проводится не реже, чем раз в месяц.

5. Итоговый, который проводится по итогам обучения детей.

Цель – подведение итогов, промежуточных результатов обучения и психолого-педагогического сопровождения, а также определение перспектив развития ребенка.

Проводится в конце каждой четверти, а в конце учебного года – в расширенном составе.

Консилиумы организуются и в дошкольных учреждениях. Особенно остро необходимость в их организации возникает при реализации практики инклюзивного образования. В качестве основной задачи психолого-медико-педагогического консилиума инклюзивного ДОУ рассматривается разработка тактических задач сопровождения, конкретизация последовательности подключения того или иного специалиста или условия, подбор конкретных коррекционных программ, тактик, технологий сопровождения, наиболее адекватных особенностям ребенка и всей ситуации его включения в среду нормально развивающихся сверстников (Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении, 2010).



Проанализировав литературные источники и наш собственный опыт работы, мы обобщили данные по организации работы и созданию условий для осуществления совместной деятельности специалистов в условиях ПМПк общеобразовательной массовой школы.

Цель деятельности школьного консилиума – обеспечение психолого-медико-педагогического сопровождения образовательного процесса, направленного на решение проблем развития, обучения, социализации и воспитания ребенка.

Деятельность консилиума образовательного учреждения регламентируется нормативно-правовым документом – Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 г. № 27/901-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения», в котором определены все параметры, режим деятельности и необходимая документация. На его основании образовательное учреждение разрабатывает локальный документ (Положение о ПМПк), который утверждается на педагогическом совете и определяет основной регламент деятельности школьного консилиума.

Согласно этим документам, консилиум создается приказом директора школы. В его состав входят следующие специалисты: директор школы или заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе; учитель класса, логопед, дефектолог, психолог, социальный педагог, медицинский работник (врач или медсестра).

ПМПк может быть организован на базе образовательного учреждения независимо от его типа и вида, при наличии в нем необходимых специалистов или дополнительном привлечении отдельных специалистов на договорной основе. Состав ПМПк утверждается приказом руководителя образовательного учреждения. Общее руководство ПМПк возлагается на руководителя образовательного учреждения. ПМПк работает во взаимодействии с вышестоящими структурными подразделениями и с психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).

Психолого-медико-педагогическая комиссия, действующая на основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 24 марта 2009 г. № 95 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии», создается с целью выявления детей с ограниченными возможностями здоровья и/или отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию учащимся психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. По результатам обследования ребенка ПМПК делает заключение об уровне развития ребенка, основываясь на его клиническом диагнозе, а также дает рекомендации по выбору образовательного маршрута, то есть типа и вида образовательного учреждения, которое следует посещать ребенку, и программы его обучения. Изменение образовательного маршрута (перевод в СКОУ, специальный (коррекционный) класс и др.) возможно только по решению ПМПК.

Необходимость сотрудничества с ПМПК возникает в следующих случаях:

– Ребенку на ПМПК рекомендовано обучение в условиях образовательного учреждения. Задачей ПМПк становится определение и обеспечение специальных условий развития, коррекции, обучения ребенка, исходя из особенностей образовательного учреждения, имеющихся в нем возможностей, организационных составляющих и на основании заключения и рекомендаций ПМПК.

– Необходимо определение или изменение внешнего образовательного маршрута ребенка.

– Требуется дополнительное обследование ребенка и консультирование родителей специалистами ПМПК с целью определения причин трудностей ребенка и путей их решения.

Заключение и рекомендации ПМПК являются руководством для работы членов ПМПк.

ПМПк образовательного учреждения, работая как коллегиальный орган, определяет и создает специализированные условия для детей с трудностями адаптации, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, внутри учреждения, исходя из его кадровых и материально-технических ресурсов.

В рамках консилиума выделяют основной и подвижный составы специалистов.

Основной состав представлен председателем консилиума (им является директор школы или заместитель руководителя образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе) и опытными специалистами (педагогом, логопедом, дефектологом, психологом, врачом, социальным педагогом).

В подвижный состав входят педагоги и специалисты образовательного учреждения, представляющие конкретного ребенка, проводящие с ним коррекционно-развивающую работу и отслеживающие динамику его развития в коррекционном процессе.

Обследование ребенка специалистами ПМПк и вся последующая коррекционная работа осуществляется с согласия родителей (их законных представителей).

Задачи консилиума:

– Своевременное выявление и комплексное обследование учащихся, нуждающихся в помощи специалистов и создании специализированных психолого-педагогических условий обучения и развития.

– Всестороннее комплексное психолого-педагогическое и медико-социальное изучение индивидуальных особенностей развития и состояния учащихся, выявление их актуальных и резервных возможностей в контексте анализа ситуации обучения.

– Системный анализ данных психолого-педагогического и медико-социального изучения учащихся и выработка заключения.

– Определение характера, продолжительности и эффективности специальной помощи учащимся, оптимальных условий обучения, адекватных приемов и методов работы с ними.

– Составление и реализация программ комплексной помощи.

– Создание условий для максимального развития и обучения учащихся.

– Отслеживание динамики развития учебно-познавательной, эмоционально-личностной и речевой сфер, достигнутых результатов коррекционной работы, изменений в состоянии здоровья и ситуации социального развития учащихся.

– Профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов.

– Разработка рекомендаций для педагогов и родителей по психолого-педагогической коррекции трудностей учащихся.

– Организация профессионального взаимодействия специалистов как в рамках учреждения, так и за его пределами.

– Организация обследования учащихся на окружной (городской) ПМПК.



Общей задачей школьного консилиума и муниципальных (окружных) психолого-медико-педагогических комиссий является определение имеющихся у ребенка проблем.

На основании решения ПМПК о состоянии развития и здоровья учащегося (заключение, основанное на клиническом диагнозе) специалисты школы вырабатывают собственное заключение, которое имеет некоторые особенности. Оно не преследует цели постановки клинического диагноза, а направлено на квалификацию трудностей ребенка, качественное описание общей картины его развития.

Основываясь на разработках Института коррекционной педагогики (ИКП) РАО о функциональном диагнозе (Дунаева, Коробейников, 2007), определим элементы комплексного заключения. Во-первых, оно должно отражать системный анализ уровня развития ребенка (не просто выявлять отдельные проявления несформированности психических процессов, но и определять их взаимосвязь и взаимовлияние друг на друга, устанавливать причины их проявления, обозначать структуру нарушения); во-вторых, комплексное заключение должно содержать описание как нарушенных (или наиболее несформированных), так и сохранных (наиболее сформированных) уровней и структур психической деятельности, а также потенциальных (резервных) возможностей ребенка; в-третьих, намечать наиболее эффективные пути коррекции и развития ребенка, выделять первоочередные задачи специалистов, определять приоритеты.

Все коллегиальные решения школьного консилиума носят рекомендательный характер и доводятся до сведения родителей. Изменение условий реализации индивидуального образовательного маршрута в рамках возможностей, имеющихся в данном образовательном учреждении, осуществляется по решению ПМПк и с согласия родителей. К таким изменениям относятся: адаптация условий обучения – «щадящий» режим, содержание индивидуального подхода к ребенку, целесообразность посещения группы продленного дня, определение содержания коррекционно-развивающей работы и режима занятий и др.

Решение об изменении формы обучения (традиционная форма, инклюзивная форма, индивидуальное обучение на дому, дистанционное обучение, специальный класс), вида образовательного учреждения (специальные (коррекционные) образовательные учреждения I–VIII вида) принимается в муниципальной или окружной ПМПК. Традиционно в содержание деятельности каждого специалиста входит экспертная, диагностическая, коррекционная или реабилитационная (при условии предоставления ребенку медицинской помощи), организационно-методическая, просветительская, консультативная и профилактическая работа.

Экспертная работа связана с анализом локальных нормативных актов образовательного учреждения при определении факторов, оказывающих влияние на развитие и уровень освоения программного материала ребенком.

Диагностическая работа направлена на углубленное медико-психолого-педагогическое изучение учащихся на протяжении всего периода их нахождения в образовательном учреждении, выявление индивидуальных особенностей развития каждого ребенка и определение причин возникновения у него проблем в воспитании, обучении, развитии и социализации.

Коррекционная работа заключается в разработке развивающих и коррекционных программ, направленных на формирование личности с учетом задач развития ребенка на каждом возрастном этапе; программ помощи детям и подросткам по адаптации в различных учебных и жизненных ситуациях; оказание помощи педагогическому коллективу в индивидуализации воспитания и обучения детей.

Организационно-методическая работа включает в себя составление коррекционно-развивающих программ, разработку дидактических и методических материалов, ведение рабочей документации.

Просветительская работа направлена на повышение профессиональной компетентности и формирование у участников образовательного процесса потребности в психолого-медико-педагогических знаниях и их использовании.

Консультативная работа заключается в консультировании участников образовательного процесса по возникающим проблемам и интересующим вопросам, связанным с воспитанием, развитием и обучением ребенка. Включает индивидуальное и групповое консультирование учащихся по мере возникновения у них проблем, семейное консультирование, консультирование педагогов, администрации по различным вопросам.

Профилактическая работа направлена на своевременное предупреждение возможных нарушений в личностном и индивидуальном развитии детей, создание условий для полноценного психического развития на каждом возрастном этапе.

Специалистами консилиума выполняется и диспетчерская функция, которая заключается в привлечении дополнительных специалистов за рамками учреждения, в помощи которых нуждается ребенок. Необходимо организовывать сотрудничество консилиума образовательного учреждения с внешними специалистами, городскими и окружными ПМПК.

Образовательное учреждение вправе создавать свой индивидуальный регламент работы ПМПк. Для этого инициативной группой коллектива школы разрабатывается локальный документ, именуемый Положением о ПМПк образовательного учреждения, который соблюдает основные аспекты, отраженные в письме Министерства образования Российской Федерации, и в то же время учитывает специфику работы и условия конкретного учреждения. Положение обсуждается на педагогическом совете, принимается его решением и утверждается директором школы. В Приложении 1 приведен пример положения о консилиуме.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru