Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Как первобытный человек стал разумным?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: труд, способности, творчество.

Давным-давно жили на Земле люди, совсем не похожие на современного человека. Это были первобытные люди. Они жили в пещерах, одевались в шкуры животных. (Подробнее об эпохе первобытности вы узнаете на уроках истории Древнего мира.)

Подробнее...

Человек – часть природы и член общества

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: природа, общественные отношения, учение, общение, игра.

Многие из вас знают сказку английского писателя Редьярда Киплинга о смелом индийском мальчике Маугли. Совсем маленьким он попал в волчью стаю, где воспитывался как один из детёнышей. Маугли вырос сильным, как волк, и умным, как человек. Это очень интересная и мудрая сказка.

Подробнее...

Что такое «Я»?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятие: внутренний мир.

Попробуем понять, что такое «Я». Известно латинское выражение alter ego(альтер эго). На русский язык оно переводится так: «второе я». Что это значит? А где «первое я»?

Подробнее...

Как человек познаёт самого себя?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: знания, умения, поступки.

«Кто ты такой?» – иногда слышит человек обращённый к нему вопрос. Нередко он спрашивает себя сам: «Кто я такой?»

И чем старше становится человек, тем труднее ему ответить на этот вопрос, потому что он должен оценить самого себя.

Подробнее...

Возрастные периоды жизни человека

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: возраст человека, возрастные периоды. 

Есть такая «Сказка о потерянном времени» писателя Е. Шварца. «Жил-был мальчик по имени Петя Зубов. Учился он в третьем классе четырнадцатой школы и всё время отставал и по русскому письменному, и по арифметике, и даже по пению».

Подробнее...

Практикум 1

 

084I. Ролевая игра

Заседание общественного совета

Вы присутствуете на заседании общественного совета. В нём четыре группы людей: в первой – до 11 лет, во второй – до 20, в третьей – до 40 и в четвёртой – 70 лет.

Подробнее...

Здоровье человека

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: здоровье, здоровый образ жизни. 

Когда человек заболевает, ему кажется порой, что в его болезни кто-то виноват, а сам он совершенно ни при чём. Во многих случаях в своей болезни человек виноват сам.

Подробнее...

Вредные привычки

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятие: вредные привычки.

…Однажды известного исследователя Северного полюса Ивана Папанина спросили, почему он бросил курить. Папанин рассказал, что это заслуга его врача. Врач долго уговаривал заболевшего полярника оставить вредную привычку, но Папанин продолжал курить.

Подробнее...

Вера и неверие

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятие: вера. 

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой любил рассказывать домашним одну историю.

…Садился мужик на лошадь верхом. Но никак у него не получалось. То ногу не донесёт, то седло съедет. «Вот беда-то, – подумал он. – Надо Бога на помощь позвать». Перекрестился мужик, сказав при этом: «Господи, помоги», собрался с силами и… перепрыгнул через лошадь.

Подробнее...

Добро и зло

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: добро, зло.

Есть сказка о Добре и Зле.

Однажды Добро пришло в гости к Злу. Зло стало угощать Добро чаем, но в чашку вместо сахара положило соль.

Добро попробовало солёный чай, но ни слова худого не сказало. Только поблагодарило Зло за угощение.

Подробнее...

Что значит быть честным?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: совесть, нравственные нормы, кодекс чести.

Пятиклассник Антон пришёл к своему другу Славе и принёс на день рождения в подарок коробочку конфет. Они весело сидели за столом, пили фруктовую воду и сок, ели пироги, приготовленные мамой. Потом смотрели телевизор.

Подробнее...

Практикум 2

 

084I. Ролевые игры

На уроке

Разыграйте по ролям сценку, придуманную замечательным педагогом В. А. Сухомлинским.

Подробнее...

Что такое долг?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: долг, обязанность, защита Отечества. 

Приведём простой пример из вашей школьной жизни.

…Вася забыл дома фломастер. А у Артёма был лишний. Вот он и дал Васе: «На, рисуй». В следующий раз Вася принёс очень красивый фломастер и подарил его Артёму. «Долг платежом красен», – сказал он при этом. Вася вернул то, что он получил раньше. Он отдал долг.

Подробнее...

Что значит быть порядочным человеком?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: порядочность, порядочный человек, честность.

Это случилось во время страшного землетрясения. Под рухнувшими стенами погибло очень много людей. Оставшиеся в живых горожане бросились бежать из города. Уезжали и некоторые учреждения. Важно было спасти ценности. Машин и автобусов не хватало.

Подробнее...

Милосердие

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: гуманный, милосердие, сострадание, сочувствие.

Страшная трагедия для человека и целых народов – война. Тысячи юношей, взрослых мужчин надевают форму и идут в бой. Раны, кровь, страдания, смерть. И в этом аду – хрупкая девушка с сумкой, на которой красный крест.

Подробнее...

Как стать добрым человеком?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: добрый человек, добрые поступки. 

О том, что такое добрый человек, существуют самые различные мнения. Для одних – это тот, кто борется за счастье людей. Для других – кто просто помогает тому, кому в данный момент нужна помощь. 

Подробнее...

Практикум 3

 

084I. Ролевые игры

Суд чести

Участники игры: Судья, Присяжные заседатели (шесть человек), Прокурор (обвинитель), Адвокат (защитник), Подсудимый, свидетели. Судят человека, не сумевшего вовремя отдать взятые взаймы деньги.

Подробнее...

Может ли человек жить в одиночестве?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: взаимопонимание, гармония, одиночество. 

У Антона Павловича Чехова есть рассказ о том, как один бедный человек поспорил с богатым, что добровольно проведёт в полном одиночестве несколько лет. За это богач должен был заплатить ему большие деньги.

Подробнее...

Общение – большое умение

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: общение, стили общения – семейное, деловое, дружеское, межличностный конфликт. 

Общаются люди по-разному. Всё зависит от того, с кем и для чего мы общаемся. Например, с удовольствием проводим время с друзьями. Разговариваем, играем, смеёмся, смотрим фильмы, слушаем музыку… Нам интересны наши друзья. Это дружеское общение.

Подробнее...

Человек и его семья

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: семья, семейные конфликты, семейные ценности, обычаи и традиции. 

В жизни всех людей много трудностей. Но есть на Земле место, где мы находим спасение от всех неприятностей. Это – семья.

Подробнее...

Мама – самый дорогой человек

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: родители, социальная роль.

Замечательный педагог Василий Александрович Сухомлинский (с его рассказами мы уже знакомы) один раз рассказал своим ученикам страшную и поучительную легенду о матери. Вырос у женщины сын. Женился. А жена попалась злая, жестокая.

Подробнее...

Школа

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: образование, школа. 

Сначала прочитаем несколько историй.

…Лев Николаевич Толстой, когда был уже знаменитым писателем, открыл в своём имении Ясная Поляна школу и стал учить там крестьянских детей. Он говорил, что это самое важное дело на свете.

Подробнее...

Что такое общество?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: общество; политическая, экономическая, общественная и культурная сферы жизни общества.

В одной из европейских стран провели спортивно-психологический опыт существования детей в экстремальных условиях. Группу мальчиков привезли на необитаемый остров. Там росли бананы, кокосы, другие фрукты, водились дикие животные. Со всех сторон остров окружали тёплые прозрачные воды океана.

Подробнее...

Каковы правила жизни в обществе?

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: нравственные нормы, обычай, закон, права человека.

Общество не может жить без правил. Вспомните из истории Древнего мира, как первобытный человек превратился в человека разумного. Прошли сотни тысяч лет, прежде чем он начал понимать, что в мире есть добро и есть зло.

Подробнее...

Практикум 4

 

084I. Ролевые игры

«Скажи человеку "Здравствуйте”» (По рассказу В. А. Сухомлинского)

Лесной тропинкой идут отец и маленький сын.

Вдруг сын увидел: навстречу им идёт бабушка с палочкой.

Подробнее...

Малая и большая Родина

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: малая родина, Родина.

Жил-был в одном царстве-государстве мальчик Том. Не успел он подрасти, как на царство напали враги. А тогда, в старые времена, воевали не только взрослые, но и дети.

Подробнее...

Мы живём в России

 

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: Россия, Российская Федерация, россияне, многонациональное государство. 

Страна, в которой мы живём, называется Россией – Российской Федерацией. Много прекрасных строк посвящено ей. Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов с горечью писал:

Подробнее...

Символы России: герб и флаг

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятия: государственные символы, Государственный герб РФ, Государственный флаг РФ. 

С незапамятных времён люди пользовались знаками (эмблемами), которые кратко, в наглядной форме отображали самое ценное для всех – Бога, Родину, город, специальное объединение людей, военную часть и т. д. Такими знаками были знамёна и гербы. Это международная традиция, имеющая давние корни в истории многих народов.

Подробнее...

Символы России: гимн

 

084Задача урока. Уметь объяснять понятие: Государственный гимн РФ.

В переводе с греческого слово «гимн» означает «торжественная песнь». В государственном гимне – официальном символе государства – воспевается всё ценное, основное, чем должно отличаться государство с точки зрения авторов гимна.

Подробнее...

ПРАКТИКУМ № 5

 

Применяем разнообразные формы работы: ролевые игры,  чтение и обсуждение рассказов, проведение дискуссий...

Подробнее...

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru