Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Роль педагога в деле профилактики подросткового суицида в учреждениях образования

 

95% попыток суицида у молодёжи и подростков не связана в действительности с желанием покончить жизнь самоубийством. Это парадоксально, но это подтверждает статистика. Часть таких подростков  хотят просто напугать взрослых, чтобы не подвергаться наказанию за какой-нибудь проступок. У других этот шаг в небытие становится ответом на непонимание взрослыми подростковых проблем, неумение решать такие проблемы самим подростком. Иногда попытка суицида имеет определённую направленность – воздействие на любимого человека, когда она превращается в доказательство безграничной любви. И только около 5% суицидальных попыток являются осознанными и совершаются для достижения одной цели – умереть и прекратить мучения на этом свете.

Но всем этим ребятам можно и нужно помочь сберечь свои жизни и научить любить жизнь, верить в любовь и в светлое будущее. Обычно, изменения в сознании или поведении подростка можно заметить довольно легко. Для этого педагогу достаточно быть внимательным в разговорах с учениками и студентами, чаще выводить их на откровенность, быстро реагировать на смену настроения. Во многих случаях простая задушевная беседа один на один педагога с учащимся помогает последнему избавиться от целого багажа проблем.



Взрослый человек имеет за спиной богатый жизненный опыт, возрастную мудрость (даже если педагогу только 26 лет), соответствующее образование. Возможно, он в своё время тоже прошёл через такую ситуацию и сможет с высоты прожитых лет и впечатлений, дать дельный совет подростку.

В любом случае, необходимо сначала выслушать внимательно, без прерываний и нравоучений всё, что захочет рассказать попавший в сложную ситуацию подросток. Потом сделать паузу для обдумывания («Давай помолчим вместе!») – это тоже своеобразный психологический приём, позволяющий вам обдумать ответ или совет, который вы собираетесь дать подростку. А ему самому такая пауза даёт возможность отдохнуть от накопившихся мыслей и «набрать кислорода», чтобы продолжить разговор. Только после этого можно продолжить вашу доверительную беседу, куда очень органично впишутся ваши мудрые советы по выходу из кризиса. И только убедившись, что напряжение у подростка спало, что он действительно освободился от плохих эмоций и нерешённых вопросов, вы можете отпустить его к родителям.

Но в некоторых случаях, если проблемы у подростка возникли именно в отношениях с родителями, вам лучше проводить его домой или предварительно поговорить с родителями подростка о его проблеме. Когда вы видите, что реакция родителей пока неадекватна, вы должны найти других родственников, которым подросток доверяет или предложить альтернативный вариант его местонахождения на время решения конфликта.

Если попытка суицида подростком была совершена из-за друзей, одноклассников или других учеников школы, то необходимо очень щепетильно разобраться в причинах конфликта, провести беседу со всеми его участниками, а если необходимо и поменять школьнику или студенту коллектив, переведя в параллельный класс или группу. При этом нужно учитывать, что в подобных обстоятельствах адаптационный период привыкания к новому коллективу будет намного сложнее, чем обычно, и необходимо помогать подростку в течение некоторого времени найти общий язык с новыми товарищами.

И конечно нельзя не упомянуть о конфликте «учитель – ученик», когда излишняя принципиальность, личная неприязнь или просто элементарная глупость учителя приводят подростка к последней черте – суициду. Подумайте, стоит ли текущая или даже четвертная оценка в журнале молодой человеческой жизни? Есть, безусловно ребята, с которыми можно побороться за оценку и подвести их к мысли, что их потенциальные возможности намного выше того результата, который они имеют на данный момент. Но для этого очень хорошо нужно понимать, что для одного ученика оценки - это лишь проходящий момент в данный период жизни. А для другого ученика - это «шекспировские страсти», вопрос жизни и смерти. И в большинстве случаев такое отношение к оценкам не есть его личная прихоть или каприз, а особое восприятие его психикой оценки собственного труда, который иногда бывает просто титаническим! Поэтому и реакция такого подростка на оценку учителя бывает не всегда адекватной. Не забывайте об этом, дорогие коллеги, когда будете ставить очередную оценку очередному ученику! Помните, что, возможно, от этой единственной оценки зависит его только начавшаяся жизнь!

Автор статьи: Мурадасилова Светлана Александровна

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru