Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

КОНФЛИКТ МЕЖДУ ВЛАСТЬЮ И ЧЕЛОВЕКОМ В ПОЭМЕ «МЕДНЫЙ ВСАДНИК»

 

Поэма «Медный всадник» была написана Пушкиным в 1833 году. В ней автор впервые в русской литературе противопоставил государство, олицетворенное в образе Петра I, и человека с его личными интересами и переживаниями.

Реформы Петра I в русской истории были глубоким и всеобъемлющим переворотом; который не мог совершиться легко и безболезненно. Царь требовал от народа отдачи всех сил для достижения намеченных им целей, а это вызывало ропот и недовольство. Такое же неоднозначное отношение было и к любимому детищу Петра — Петербургу. Город олицетворял собой и величие России, и рабство ее народа. С одной стороны, это был прекрасный город с дворцами, монументами и золотыми куполами, но в то же время Петербург потрясал своей бедностью, нищетой и самой высокой смертностью в России.

Подробнее...

ИСТОРИЧЕСКАЯ ТЕМА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА И М. Ю. ЛЕРМОНТОВА

 

Историческая тема интересовала писателей во все времена. Не обошли ее в своем творчестве и такие выдающиеся мастера, как А. С. Пушкин и М. Ю. Лермонтов. Два великих русских писателя обращались к прошлому своей страны неоднократно.

Известно, что Пушкин занимался исследованием жизни и деятельности Петра I. Связанные с его именем героические страницы русской истории нашли свое отражение во многих произведениях великого поэта. Перу Пушкина также принадлежит историческая повесть «Капитанская дочка». Важно, что великого классика интересуют не одни исторические события, великие битвы, но и жизнь обычных людей, живших в то время.

Пушкин прослеживает, как время и сложившаяся в стране ситуация влияют на жизнь людей, на их судьбы, характер, цели.

Подробнее...

РАЗРАБОТКА ИСТОРИЧЕСКИХ СЮЖЕТОВ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

 

А. С. Пушкин в своем творчестве очень многогранен, он и тончайший лирик, и философ, и автор увлекательных романов, и учитель гуманизма, и историк. У многих из нас интерес к истории пробуждается после чтения «Капитанской дочки» или «Арапа Петра Великого». Гринев и Маша Миронова стали не только нашими спутниками и друзьями, но и нравственными ориентирами.

Исторической теме посвящены поэмы «Полтава» и «Медный всадник», а также драмы «Борис Годунов», «Пир во время чумы», «Скупой рыцарь» и «Сцены из рыцарских времен». Не обошлась без этой темы и лирика — ода «Вольность», «Бородинская годовщина». Пушкин выступил и как автор исторических исследований. Его перу принадлежат «История Пугачева», «История Петра» и разнообразные исторические заметки.

Интерес к истории у Пушкина был неизменным. Но на различных этапах творческого пути историческая тема разрабатывалась им в разных жанрах и разных направлениях.

Подробнее...

«ЗЕМЛИ РОДНОЙ МИНУВШАЯ СУДЬБА» (историческая тема в творчестве А. С. Пушкина)

 

Тема исторического прошлого родины всегда волновала Пушкина, как поэта, так и прозаика. Им были созданы такие произведения, как «Песнь о вещем Олеге», «Бородинская годовщина», «Полтава», «Медный всадник», «Борис Годунов», «История Пугачевского бунта» и, конечно же, «Капитанская дочка». Все эти произведения описывают разные исторические события, разные исторические эпохи: начиная с полулегендарных событий, описанных в древнерусском памятнике «Повесть временных лет», заканчивая совсем еще свежими в памяти поэта и его современников событиями Отечественной войны 1812 года.

Одно из первых исторических произведений — «Песнь о вещем Олеге» — написано в 1822 году. Это поэтическая авторская версия кончины великого русского князя, прославившегося своими удачными военными походами и победами над сильными врагами, в частности над Византией: «Твой щит на вратах Цареграда».

Подробнее...

РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА

 

Поэт очень рано увлекся историей государства и народа российского. Идет экзамен. Юный Пушкин поражает собравшихся своими «Воспоминаниями в Царском Селе». Он не просто дает блестящую поэтическую картину славного прошлого русской нации, русского оружия, но и проницательно отмечает народность войны с французскими захватчиками («...поток народной брани уж бесновался и роптал...»). Народ возвращает земле мир. И этот народ живет в рабстве.

Хорошо знал Пушкин и мировую историю. Он был убежден, что «свободой Рим возрос, но рабством погублен».

Так что опыт освоения истории сопровождался раздумьями о рабстве, о крепостничестве. Разве не об этом думается, когда читаешь «Капитанскую дочку» или «Историю Пугачева»?

Подробнее...

ОБРАЗ ПЕТРА I В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А. С. ПУШКИНА

 

Пушкин очень любил Россию, хорошо знал ее историю и часто обращался к прошлому своей страны. Поэта привлекал образ Петра I, его характер (сложный и противоречивый) и неоднозначное отношение к его реформам как современников, так и последующих поколений.

В поэме «Полтава», написанной в 1828 году, Пушкин создает образ императора-воина, и всю сложность его образа мы видим в его описании во время Полтавской битвы: Выходит Петр. Его глаза Сияют,

Лик его ужасен.

Движенья быстры.

Он прекрасен...

Подробнее...

ПЕЙЗАЖ В ЛИРИКЕ Б. ПАСТЕРНАКА

 

В стихи б я внес дыханьероз,

Дыханье мяты,

Луга, осоку, сенокос,

Грозы раскаты.

Б. Пастернак

Пейзаж — неизменная часть практически всей поэзии. Сам Маяковский, пренебрежительно отозвавшийся в своей автобиографии о природе как вещи «неусовершенствованной», впоследствии склонился перед ней «стихотворно». Русская поэзия трех веков не мыслима без пейзажа. Разными поэтами описания картин природы использовались в различных целях, каждый из них вкладывал свое, особое содержание в эту тему. Новой стороной оборачивается пейзаж и в лирике Пастернака.

Подробнее...

ЧЕЛОВЕК И РЕВОЛЮЦИЯ (по роману Б. Пастернака «Доктор Живаго»)

 

(вариант 1)

Тема «человек и революция» волновала многих писателей XX века. И это естественно. Слишком велико оказалось ее влияние на людей, слишком много было искалеченных судеб. Восторги, проклятия, апатия и отчаяние, попытки понять и принять, невзирая ни на что...

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» — история жизни типичного «положительного» интеллигента той поры, умного, талантливого, пытливого, лишенного обычных предрассудков, жаждущего не поверить (что всегда проще), а осмыслить и понять. Это и хроника тех лет — с точки зрения нескольких семей, близких по родству, дружбе, соседству. Но самое главное — это хроника душевного состояния Юрия Живаго, его поиски истины, его мысли об окружающем, его попытки понять, почему Россия идет столь кровавой дорогой. Автор отдает герою романа не только свои лучшие стихи, но и самые свои сокровенные, самые выношенные мысли, его устами пытается передать свое видение событий, потрясших страну.

Подробнее...

«ДОКТОР ЖИВАГО» — РОМАН О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

 

Властители ваших дум грешат поговорками, а главную забыли, что насильно мил не будешь, и укоренились в привычке освобождать и осчастливливать особенно тех, кто об этом не просит. Наверное... я еще должен благословлять в ас и спасибо вам говорить за свою неволю, за то, что вы освободили меня от семьи, от сына, от дома, от дела, ото всего, что мне дорого и чем я жив.

Б. Пастернак

Роман Б. Пастернака открыл мне революцию с новой, очень важной стороны, с позиции прав личности, прав каждого человека. Чем отличается показ революции и Гражданской войны в этой книге от того, что я встречала раньше? Это не видение войны из стана красных, как в «Разгроме», «Чапаеве», «Школе» и десятках других произведений. Это не изображение из стана белых, как в «Тихом Доне» М. Шолохова, «Хождениях по мукам» А. Толстого, пьесах «Бег», «Дни Турбиных» М. Булгакова и других. Нет, это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи:

Подробнее...

ПОЭТИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО А. БЛОКА (стихотворение «О, весна без конца и без краю...»)

 

Стихотворение А. А. Блока «О, весна без конца и без краю...» можно назвать переломным в мировоззрении и творчестве поэта. Оно было написано 24 октября 1907 года и вошло в цикл «Заклятие огнем и мраком». Стихотворение проникнуто оптимизмом, полнотой жизнеощущения, имеет символическое значение, которое знаменовало наступление нового периода в истории России.

А. А. Блоку были близки и поэзия М. Ю. Лермонтова, и трагическое обаяние его личности. Эта глубокая связь обнаруживается не только в эпиграфах, реминисценциях, парафразах из Лермонтова, но и в общности идейной направленности творчества поэтов, в сходстве самой манеры изображения действительности и поэтических приемов.

Подробнее...

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ А. БЛОКА

 

(вариант 1)

Лирический герой Блока — это постоянно меняющийся человек, ведомый жаждой познания истины, отдающийся сполна чувству любви и прекрасного. В поэзии Александра Блока — живой, яркий характер самого поэта.

Лирический герой Блока проходит через все, что испытал сам поэт. Это жажда жизни и уныние, взлеты и разочарования, вера и опустошенность... Ранние стихотворения А. Блока полны романтики и оптимизма:

Я шел к блаженству.

Путь блестел Росы

вечерней красным светом...

Подробнее...

ТЕМА ЛЮБВИ В ПОЭЗИИ А. БЛОКА И С. ЕСЕНИНА

 

Творческий путь как А. А. Блока, так и С. А. Есенина был сложным и трудным, исполненным резких противоречий, но в конечном счете прямым и неуклонным. Я думаю, что понять поэта — это войти в мир его волшебства, приобщиться к тайне восприятия им окружающего нас мира. А мир А. Блока и С. Есенина — это их Родина и все, что с ней связано.

«Чувство родины — основное в моем творчестве», — так писал С. А. Есенин. Но и Блок любил повторять, что все его творчество о России. И у него на эту тему были написаны стихи: «Русь», «Россия», Цикл «На поле Куликовом». Глубоко, просто и отчетливо сказал он о судьбах матери-Родины:

Идут века, шумит война,

Встает мятеж, горят деревни,

А ты все та ж, моя страна,

В красе заплаканной и древней.

Подробнее...

ТЕМА ЛЮБВИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. БЛОКА

 

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав свой поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе революционной поэмой «Двенадцать».

Ранний период творчества поэта прошел под знаком религиозных раздумий. В 1904 году он создает цикл «Стихов о Прекрасной Даме», полных тревоги, ощущения близкой катастрофы. Поэт тоскует об идеале женщины. Стихи посвящены его будущей жене, которую он очень любил.

Блок взрослеет, и меняются его взгляды на жизнь, он понял, что нельзя уйти в «миры иные», когда вокруг разруха, голод, борьба, смерть. Тема народа и интеллигенции властно врывается в творчество Блока. В стихотворении «Незнакомка» Блок показывает столкновение прекрасной мечты и грязной действительности. Он пишет: «И медленно, пройдя меж пьяными, всегда без спутников, одна, дыша духами и туманами, она садится у окна». Какая музыкальность! Какая лиричность и мелодия. Еще раньше Блок записывает в дневнике: «Она — это некий идеал красоты, способный, быть может, пересоздать жизнь, изгнать из нее все уродливое, дурное».

Подробнее...

ПОЭТ МЕЧТЫ (любовная лирика А. Блока)

 

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренъе,

Сменив в конце привычные черты,

А. Блок

Романтический поэт, воспевающий свою возлюбленную, в которой все — совершенство, все — воплощение красоты и вечной женственности — это первое, что мы вспоминаем о Блоке. Да, поэт прошел сложный путь, и темы его творчества намного шире, но так необычны, так совершенны его стихи о Прекрасной Даме, столько в них искренней чистоты и жертвенности, что, пожалуй, трудно найти девушку, в сердце которой они не нашли бы отклика.

Это какой-то иной, идеальный, мир, мир волшебных чувств, мир бескорыстного служения, восхищения, преклонения.

Подробнее...

ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ПРЕКРАСНОЙ ДАМЫ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА

 

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне — изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

А. Блок

С именем Блока в нашем представлении связан, прежде всего, образ романтического поэта, воспевающего в своих стихах идеальную возлюбленную, воплощение совершенной женственности и красоты. Появление этого мотива (скорее, даже лейтмотива раннего творчества автора) связано с эстетикой символизма и с философией и поэзией Вл. Соловьева. Учение последнего о Мировой Душе или Вечной Женственности, призванной обновить и возродить мир, прошло сквозь призму поэтического таланта Блока. При этом «Стихи о Прекрасной Даме» во многом автобиографичны, насколько это слово может быть применимо к поэтическому произведению. Блок воплотил в них интимно-лирические переживания своей юности. Любимая девушка становится в его стихах Святой, Пречистой Девой, символом женственности и красоты.  

Подробнее...

СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА

 

Пускай зовут: забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты! Нет?

Лучше сгинуть в стуже лютой!

Уюта — нет. Покоя — нет.

А. Блок

Поэтическое творчество А. Блока — одного из величайших поэтов в истории русской лирики — было насыщено духом современной ему эпохи, противоречивой, тревожной, пронизанной ощущением близкой катастрофы. Его поэзия стала воплощением духовных исканий русской интеллигенции того времени, разочарованной в вековых идеалах, ненавидящей настоящее, жаждущей обновления. Надо сказать, что герой ранних произведений Блока, к примеру, цикла о Прекрасной Даме, предстает несомненным индивидуалистом, далеким от жизни общества. Возвышенная любовь к идеальной деве не оставляет места для политических страстей. Но затем, сформировавшись как поэт, Блок открыл для себя мир внешний, мир «бурь и тревог» своего времени — ибо настоящий художник не может стоять в стороне от жизни, не может быть вне времени и вне пространства.

Подробнее...

МУЧИТЕЛЬНЫЕ ДУХОВНЫЕ ПОИСКИ А. БЛОКА

 

Александр Блок вошел в историю литературы как выдающийся поэт-лирик. Начав поэтический путь книгой мистических стихов о Прекрасной Даме, Блок завершил свое двадцатилетнее творчество в русской литературе проклятием старому миру в удивительной поэме «Двенадцать».

Блок прошел сложный творческий путь от поэта-символиста, от бесплодной романтической мечты к реальной действительности, к революции, принятой и не понятой им.

Многие бывшие «друзья» Блока, сбежав от революции в другие страны, кричали в парижских газетах, что Блок продался большевикам, что его тонкий вкус и талант огрубел, но это было не так. Блок сам пострадал в революцию (крестьяне сожгли его имение Шахматове), но он сумел понять и другое — чаша терпения народа переполнилась.

Подробнее...

БОРЬБА ДВУХ МИРОВ. В ПОЭМЕ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

 

Александр Блок прошел огромный путь от камерного поэта, воспевавшего «розовое облако грез» и «милого воина», «одетого в серебро», до создателя поэмы «Двенадцать», с огромной силой выразившего страшную «музыку разрушения» и тоску по другой музыке, музыке «нового века», который «взойдет средь всех несчастных поколений».

Поэма «Двенадцать» — одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий.

В основе произведения — конфликт старого и нового, борьба двух «миров». Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но, пугает русский бунт, от которого предостерегал еще Пушкин.

Подробнее...

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПОЭМЫ А. БЛОКА «ДВЕНАДЦАТЬ»

 

И была роковая отрада

В попираньи заветных святынь...

А. Блок

В январе 1918 года А. Блок создает самую знаменитую свою поэму — создает за несколько дней, в едином вдохновенном порыве. Обычно требовательный к себе, он, оценивая свое творение, пишет: «Сегодня я гений». Напечатанная в феврале поэма вызвала бурные и противоречивые отклики. О ней говорили везде. Многое в ней казалось неприемлемым собратьям по литературе. Взрывом негодования была она встречена со стороны российской интеллигенции. Бунин обрушился на автора с гневной критикой, некоторые из друзей отвернулись от него. Но, несмотря на это, поэма Блока по праву заняла свое место в истории русской литературы.

Подробнее...

РОЛЬ СИМВОЛОВ В ПОЭМЕ А. БЛОКА«ДВЕНАДЦАТЬ»

 

Отношение Александра Блока к Октябрьской революции было неоднозначным. Он воспринимал ее скорее не как историческое событие, повлекшее за собой смену общественного уклада, а как событие, наполненное мистикой. Как борьбу нового мира со старым. Эта особенность восприятия поэтом революции и отразилась в его поэме «Двенадцать».

Известно, что Александр Блок был одним из талантливейших поэтов-символистов. И в поэме «Двенадцать» революция описана Блоком не прямо, а при помощи символов. Она представляется в виде ветра, ветра перемен, сносящего все старое и несущего новую жизнь:

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

Подробнее...

ВПЕРЕДИ - ИИСУС ХРИСТОС (по поэме А. Блока «Двенадцать»)

 

Поэма «Двенадцать» — одно из самых сильных и современных произведений русской поэзии начала XX века. Это непредвзятый, объективный дневник революционных событий. В основе произведения лежит борьба старого и нового, борьба двух «миров».

Поэт выступает за созидание в революции, а не за разрушение. Его влечет поэзия революции, но пугает русский бунт, которого так боялся еще Пушкин.

Поэма «Двенадцать» построена на контрастах: «Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!» Контрастны по своему изображению «буржуй на перекрестке», «невеселый товарищ поп» и идущие «двенадцать человек».

Подробнее...

ЧТОБЫ ОТВЕСТИ БЕДУ (по поэме А. Блока «Двенадцать»)

 

Иисус Христос Блока, идущий впереди отряда красногвардейцев, состоявшего из двенадцати человек, остается одной из загадок мировой литературы.

Ведь сам Христос ведет один из отрядов того самого движения, которое было проникнуто глубокой ненавистью ко всему, что связано с религией.

Может быть, это не Христос, а Антихрист?

Сам Блок писал в своем дневнике: «Страшная мысль этих дней: не в том дело, что красногвардейцы «недостойны» Иисуса, который идет с ними сейчас; а в том, что именно Он идет с ними, а надо, чтобы Другой».

Подробнее...

«ЧЕРНАЯ ЗЛОБА, СВЯТАЯ ЗЛОБА» (А. Блок и революция)

 

Неотвратимость возмездия. Пожалуй, это главное в блоковском восприятии революции. Слишком долго в стране царили унижение, и «грязь, и мрак, и нищета». Слишком долго правили «сытые».

Капитализм воспринимался Блоком как нечто чуждое, дьявольское, демоническое. Бесправные, замученные непосильным трудом работяги, согнутые спины — это жизнь. Но желтые, как глаза ночного зверя, окна, этот «недвижный кто-то, черный кто-то», который то считает народ, то нехорошо смеется — кто он? Это описание фабрики в одноименном стихотворении.

...Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Подробнее...

СТИХИЯ РЕВОЛЮЦИИ И РАЗУМНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (поэма А. Блока «Двенадцать»)

 

Революция сродни шторму. Это стихия, меняющая мир. Старое время остается в прошлом, перестает существовать. На смену ему приходит новое время подобно тому, как день сменяется ночью, а старый год — новым. Часы бьют двенадцать ударов. Одно время кончилось, а другое вот-вот должно начаться.

Александр Блок слышал «музыку революции», звуки нового времени, чувствовал магию эпохи и изложил свои ощущения в поэме «Двенадцать». Это магическое число символизирует связь времен: старого и нового, дня и ночи.

Поэма от начала и до конца построена на контрасте: черный вечер, белый снег. Эти цвета противоположны: чёрный символизирует тьму, пустоту, неизвестность; белый — свет, простоту, открытость.

Подробнее...

ВЕЛИКАЯ СТИХИЯ РЕВОЛЮЦИИ (поэма А. Блока «Двенадцать»)

 

Поэма А. Блока «Двенадцать» была написана в 1918 году. Это было страшное время: позади четыре года войны, ощущение свободы в дни Февральской революции, Октябрьский переворот и приход к власти большевиков и, наконец, разгон Учредительного собрания, первого российского парламента.

Интеллигентами того крута, к которому относился А. Блок, все эти события воспринимались как национальная трагедия, как погибель русской земли.

На этом фоне явным контрастом прозвучала блоковская поэма, она многим его современникам показалась не только неожиданной, но даже кощунственной.

Как мог певец Прекрасной Дамы создать стихи о толстомордой Катьке? Как мог поэт, посвятивший такие проникновенные лирические стихи России, написать в страшные для нее дни слова: «Пальнем-ка пулей в святую Русь?»

Подробнее...

А. БЛОК - СИМВОЛИСТ

 

Я вам поведал неземное.

Я все сковал в воздушной мгле.

В ладье — топор.

В мечте — герои.

Так я причаливал к земле.

А. Блок

Творчество А. Блока, гениального поэта, «трагического тенора эпохи», как назвала его А. Ахматова, во многом определилось эстетикой одного из модернистских литературных течений того времени — символизма. Именно с ним связаны основные темы, идеи и образы блоковской лирики, ее художественные средства и приемы. Для того чтобы проследить наличие и трансформацию символистских мотивов в творчестве поэта, необходимо остановиться на основных положениях эстетики и поэтики данного течения.

Подробнее...

РОССИЯ А. БЛОКА

 

Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве А. Блока эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: «Мы — дети страшных лет России». Предчувствие «неслыханных перемен» и «невиданных мятежей» отбрасывало особый отблеск на любовь А. Блока к России, делало ее противоречивой и обостренной.

В ранней поэзии А. Блока тема России не звучит как самостоятельная. Но все события его духовной жизни проходят на фоне русского пейзажа. Например, в стихотворении 1901 года «Видно, дни золотые пришли...»:

Видно, дни золотые пришли.

Все деревья стоят как в сиянье.

Подробнее...

ОБРАЗ РОССИИ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА

 

(вариант 1)

Теме России я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь.

А. Блок

«Кругом тонула Россия Блока», — именно так писал в поэме «Хорошо» Маяковский, говоря о явлении, которого ни до, ни после не было. Россия для Блока не просто тема, это целый мир, наделенный своими чертами, заполненный особыми образами и символами. Вновь и вновь поэт возвращается к размышлениям о трагическом прошлом России, о ее историческом предназначении, о ее особенностях, о ее многострадальном народе. Эта тема пришла к автору не сразу — он проникался ею постепенно, преодолевая узость и субъективную ограниченность своих ранних стихов, свершая прорыв в широкий мир, в жизнь эпохи, страны, народа.

Подробнее...

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. ЖИЗНЬ И СУДЬБА

 

На долю истинного поэта всегда выпадает много горя и страданий, даже в том случае, если он баловень судьбы. Ведь в этом мире ничего не дается просто так и за все приходится платить. За дарованный свыше талант — плата особенная.

Опутанная недомолвками и кривотолками судьба великого русского поэта Сергея Есенина — тому свидетельство и подтверждение. Всю свою короткую, бесшабашную, романтическую жизнь он возбуждал в окружающих бурные, противоречивые страсти, и сам раздирался страстями столь же бурными и противоречивыми.

С посмертной же судьбой Есенина произошла странная метаморфоза. Он мертв уже более семидесяти лет, но все, связанное с ним, продолжает жить. Живут не только его стихи, а вообще все «есенинское». Все, что его волновало, радовало, мучило. Все, что каким-либо образом с ним соприкасалось.

Подробнее...

НАРОДНЫЙ ПОЭТ (лирика Сергея Есенина)

 

Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к Родине.

С. Есенин

Величайший русский поэт, удивительно музыкальный, народный в самом истинном значении этого слова, Сергей Есенин, как никто другой, повлиял на русскую культуру.

Он прожил всего тридцать лет, но сделанное им даже трудно оценить.

Уроженец села Константинова, Сергей Есенин с детства слышал множество народных песен и частушек, знатоком которых был его дед. Множество песен и сказаний знала и его мать. Родные места, народная поэзия сформировали его как поэта.

Подробнее...

ТЕМА РОДИНЫ В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

 

Тема Родины — главная тема в творчестве С. А. Есенина. О чем бы он ни писал, образ родного края незримо присутствует в его поэзии. Еще в ранних юношеских стихах (в сборнике «Радуница») автор предстает перед нами как пламенный патриот. Так, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну: Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» — Я скажу: «Не надо рая, Дайте Родину мою».

Тогдашние его представления о родной земле еще очень детские. Родина для Есенина — это село Константинове, где он родился, ближайшие окрестности села. «Рязанские поля была моя страна», — вспоминал он впоследствии. В его душе нет еще представления об отчизне как о социальной, политической, культурной среде. Чувство родины находит у него выражение пока еще только в любви к родной природе.

Подробнее...

МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (тема Родины)

 

Вновь я открываю сборник стихов Есенина. Строчки, строчки быстро мелькают у меня перед глазами. О Родине, о любви, о дружбе, о том, что тревожит и радует сердце — обо всем этом писал поэт. С темой Родины мы часто встречаемся в произведениях разных авторов. В этом изобилии слов о дорогом уголке земли я останавливаю свой выбор на стихотворениях Есенина. О том, что значит Родина для человека, прекрасно сказано в старинной русской поговорке: «Человек без родины — соловей без песни».

В самом деле, что может быть печальнее соловья, лишенного своего голоса? Серая, невзрачная, пугливая птичка. Так же без родины опустевшей становится и душа человека. У каждого из нас есть край, где все кажется особенным и прекрасным. Для Есенина, на мой взгляд, тем уголком, где сердцу близка каждая мелочь, была Россия с ее «бесконечными равнинами». Его сыновью любовь к русской земле мы видим в тревожных и порой мучительных раздумьях о настоящем и будущем страны:

Подробнее...

«ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ КРАЮ МЕНЯ ТОМИЛА, МУЧИЛА И ЖГЛА» (тема Родины в творчестве Сергея Есенина)

 

«Моя лирика — жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве», говорил о себе Сергей Есенин. Читая его стихи, мы убеждаемся в этом в полной мере. В лирике этого самобытного русского поэта главным мотивом является любовь к родному краю.

Сергей Есенин родился в одной из деревень Рязанской губернии. Поэт с самого детства впитал в себя дух и красоту родной природы. Он так пишет об этом:

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальской ночи,

Сутеменъ колдовная счастье мне пророчит.

Подробнее...

РОССИЯ В ЛИРИКЕ А. БЛОКА И С. ЕСЕНИНА

 

Россия! Сколько замечательных поэтов земли русской воспели тебя в прекрасных стихах и сколько писателей посвятили тебе свои произведения! Великий поэт Некрасов писал: «Не может сын глядеть спокойно на горе матери родной, не будет гражданин достойный к Отчизне холоден душой».

Тема России является центральной в творчестве многих поэтов. Творчество Александра Блока, по праву называемое мостом, связывающим литературу XIX и XX веков, наполнено неиссякаемым любовным чувством к родине. Особенно мощно эта тема начинает звучать в его лирике во время переломных событий начала века. С болью в душе и сердце поэт восклицает:

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые

Как слезы первые любви.

Подробнее...

ИСПОВЕДЬ «ХУЛИГАНА» СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

 

Чего же хорошего?

Полный развал!

Шумит, как

Есенин в участке.

В. Маяковский

В свое время у каждого художника — и у художника слова — была своя репутация. Пушкин — повеса, Эдгар По — пьяница, Бродский — тунеядец. Не избежал подобной участи и Есенин. Слава «хулигана и скандалиста» прочно закрепилась за ним — причем закрепилась в письменной форме: тому свидетельством и приведенные выше строчки, и стихи самого Есенина. А, как известно, что написано пером... Так и остался жить в литературе этот образ. И для многих Есенин поэтом «Москвы кабацкой», «московским озорным гулякой» был и будет всегда. Попытаемся же проанализировать этот образ, проследить истоки его зарождения, его развитие, его конец.

Подробнее...

СЕРГЕЙ ЕСЕНИН-ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ»

 

К черту я снимаю свой костюм английский.

Что же, дайте косу, я вам покажу —

Я ли вам не свойский, я ли вам не

близкий, Памятью деревни я ль не дорожу?

С. Есенин

За Сергеем Есениным прочно укрепилась слава поэта «с крестьянским уклоном». По своему рождению и призванию он был таковым:

Подробнее...

ПОСЛЕДНИЙ ПОЭТ ДЕРЕВНИ (размышления о творчестве Сергея Есенина)

 

Мне кажется, что для Есенина не существовало ничего важнее и дороже Родины, без которой он себя просто не мыслил, хотя время, в которое он жил, вызвало массовую эмиграцию русской интеллигенции.

Поэт любил Россию страстно, искренне, нежно. Никто и никогда так не напишет:

О Русь — малиновое поле

И синь, упавшая в реку,

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Подробнее...

МОЕ ЛЮБИМОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА (любовная лирика)

 

«Мне грустно на тебя смотреть...» — так начинается стихотворение Сергея Есенина, наиболее мне понравившееся. У этого поэта мне нравятся многие стихи, особенно про милые сердцу русские просторы, деревни, березы. В них все слова понятны, читаются просто и легко. Это же стихотворение, на мой взгляд, как-то выделяется из общей массы.

Есть похожие на него, такие, как «Письмо к женщине», «Вечер черные брови насупил...», но это меня больше затронуло. В строках видно сожаление о том, что было и чего не исправить уже. Чувствуется, что Есенину тяжело было его написать, душа его была скована цепями прошлого. Он с отчаянием смотрит на итог прожитых лет:

Как будто дождик моросит

С души немного омертвелой...

Подробнее...

«СЧАСТЛИВ ТЕМ, ЧТО Я ДЫШАЛ И ЖИЛ» (лирика Сергея Есенина)

 

«Вся моя автобиография — в стихах», — писал Есенин.

Чем крупнее художник, чем масштабнее его творчество, чем самобытнее талант, тем труднее современникам по достоинству оценить его вклад в духовную жизнь нации. В более поздних стихах Есенин, как бы подводя итоги своей творческой деятельности, писал: «Мое село лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита».

Есенин прожил всего тридцать лет, но след, оставленный им в поэзии, неизгладим. Богата талантами русская земля.

Родился Есенин в селе Константинове, где прошли его детские годы, а затем и годы юности, здесь он написал свои первые стихи.

Подробнее...

ТЕМА РОДИНЫ И ПРИРОДЫ В ЛИРИКЕ СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

 

Тема родины — одна из главных тем в творчестве С. Есенина. Этого поэта принято связывать прежде всего с деревней, с родной для него Рязанщиной. Но из рязанской деревни Константинове поэт уехал совсем молодым, жил потом и в Москве, и в Петербурге, и за границей, в родную деревню приезжал время от времени как гость. Именно разлука с родной землей придала его стихам о ней ту теплоту воспоминаний, которая их отличает.

В самих описаниях природы у поэта есть та мера отстраненности, которая позволяет эту красоту острее увидеть, почувствовать. Уже в ранних стихах С. Есенина звучат признания в любви к России. Так, одно из наиболее известных его произведений — «Гой ты, Русь моя родная...».

Подробнее...

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru