Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок русского языка в 8 классе "Правописание частиц не – ни"

Цели урока:

Повторить орфограммы “НЕ и НИ с разными частями речи”.

Познакомить с творчеством Игоря Талькова, Виктора Тарасова, Леонида Мартынова.

Воспитывать в учениках неравнодушное отношение к жизни.

1 этап урока. Подготовительный.

Звучит песня в исполнении Игоря Талькова “Этот мир”. Эта песня создает настроение урока: серьезное размышление о жизни. Перед прослушиванием песни задаю вопросы:

– О чем песня?

– К чему зовет нас автор? (Быть каждому добрей, от этого и мир изменится в лучшую сторону).

Мы живем как на вулкане
и всю жизнь играем в тир.
В этом тире каждый
стал из нас мишенью.
И так часто называем
грешным этот мир,
а своих не замечаем
прегрешений.

Этот мир несовершенный
состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
и не станет он добрей,
если сами мы добрее не станем.

Мы грешим непониманьем
наших близких и друзей,
и в страну любви
горят мосты за нами.
Опустошенные пожаром
взвинченных страстей,
мы разглядываем мир
сквозь призму разочарований.

Этот мир несовершенный
состоит из всех из нас.
Он прямое отраженье
наших чувств и наших глаз.
Этот мир не станет лучше
И не станет он добрей,
если сами мы добрее не станем.

– При повторном прослушивании выписываем слова с НЕ: не замечаем, несовершенный, не станет, не станем, непониманием.

– Вспоминаем написание НЕ с глаголами, прилагательными и существительными.

– Прошу учеников выписать из упр. 29 пословицу и высказывание о смысле жизни и объяснить орфограмму “НЕ с разными частями речи”: Солнце своего света ни для кого не жалеет. (Пословица). Ни при каких обстоятельствах человек не должен бросать своих весел (В.Лидин).

– Прошу ребят объяснить смысл выписанных изречений, а также вспоминаем написание НЕ и НИ с местоимениями.

2 этап. Работа с поэтическим текстом.

1) Сообщение перед чтением стиха.

Эти стихотворения Виктора Тарасова я отрыла среди старых подшивок газет “Комсомольской правды”. Виктор погиб в Мараварском ущелье 21 апреля 1985 года. Остались стихи из Афганского блокнота.

2) Стихи проецируются на интерактивной доске. Заранее подготовленный ученик читает стихотворение наизусть.

Если слезы (н..) лил
от обиды и зла,
Если с горя и боли
(н..) плакал (н..) разу,
Значит, ты (н..) любил
(н..)кого, (н..)когда,
Принимая любовь
за красивую фразу.
Если кожу ты с рук
(н..)когда (н..) срывал,
Если ссадин и крови
(н..) видел на теле,
Значит, ты (н..) боролся,
(н..) рисковал,
Сам себя (н..) познал
на рискованном деле.
Если прожил ты жизнь
для себя самого,
Схоронясь от (н..)взгоды
в уютной квартире,
Значит, жизнь ты прожил,
(н..) поняв (н..)чего,
Значит, ты и (н..) жил
в этом сказочном мире.

Задания:

1) Определите главную мысль стихотворения.

2) Списать, обозначить орфограммы.

При определении главной мысли ребята отметили активную жизненную позицию автора, который не считает правильной жизнь только для себя, лишенную слез, горя, ссадин… Перед выполнением второго задания вспоминаем отличие частицы Ни от частицы НЕ. (НЕ – отрицает; НИ – усиливает отрицание. Не нельзя опустить в предложении, ни – можно).

Ученики выполняют работу самостоятельно с последующей проверкой в классе.

Таким образом вспоминается написание НЕ и НИ с глаголами, существительными, местоимениями, наречиями, деепричастиями.

3) Работа со вторым стихотворением Виктора Тарасова. Заранее подготовленный ученик читает его наизусть. Затем учитель диктует построчно текст, после чего через интерактивную доску проводится самопроверка.

***

Ты вдалеке,
тебя уж нет,
Как больно
осознать потерю.
Тебя уж нет,
а я не верю,
Что нет тебя,
что смыт твой след.
Остался шорох
листьев пожелтевших,
Дождя былого
неумолчный шум.
в себя не скрыться
от печальных дум
В душе костром
затушенным, затлевшим.
Кто виноват,
что умирают травы,
Что мы уходим,
будто нас и нет,
Что время днями
заметает след.

Кто виноват,
что мы порой не правы?..
Тебя уж нет,
и не вернуть былого.
Дни прожиты,
ошибок не стереть.
Но прошлое
не может умереть,
Оно из ничего
родится снова…

– Выясняется, кто написал без единой ошибки.

Когда ученики работают над вторым стихотворением Виктора Тарасова, один ученик получает карточку и работает по ней на доске.

Карточка

Подготовьте выразительное чтение стихотворения Л.Мартынова. Спишите, вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

А ты?
Входя в дома любые, -
И в серые и в голубые,
Входя на лес..ниц.. крутые,
В квартиры, светом залитые,
Пр..слушиваясь к звону клавиш..
И на вопрос даря ответ,
Скажи:
Какой ты след оставиш..?
След,
Чтобы выт..рли п..ркет
И посм..трели косо (в)след,
Или (н..)зримый прочный след
В чужой душе на много лет?

– Слушаем ответ ученика у доски.

Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение на тему “Прошлое не может умереть”. В сочинении советую использовать материалы урока. Кроме этого ученики получают задание в сочинении употребить и обозначить орфограмму “Не и ни с разными частями речи”.

 

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru