Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок русского языка в 10 классе "Принципы русской орфографии. Орфографический тренинг"

Цель: закрепление умений написания гласных и согласных в корне слова, активизация словаря школьников.

Структура урока:

1. Выборочная проверка домашнего задания.

2. Анализ уровня освоения лексики с орфограммами «Удвоенные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слов». Словарный диктант.

3. Самостоятельная работа учащихся по заданиям, направленным на проверку умений выполнять обобщенные орфографические действия (правописание гласных и согласных в корне слова).

4. Совершенствование умений понимать и интерпретировать содержание текста. Сопоставительный анализ текстов.

5. Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Анализ домашнего задания (можно провести в форме заполнения сводной таблицы по видам орфограмм или заслушать устные выступления учащихся).

 

II. Словарный диктант.

Анализ уровня освоения учащимися лексики с орфограммами «Удвоенные согласные в корне слова», «Непроизносимые согласные в корне слова».

Асфальт, громоздкий, нашествие, коврижка, безвестный, новшество, сочувствие, захолустный, вокзал, развязка, властный, заморозки, наследство, аллегория, агрессивный, резьба, белорусский, пьеса, молотьба, предшественник, косные (взгляды), пассивный, эпиграмма, реклама, экзотика, металлолом, хобби, эффект, миссия, искусственный, лестница, искусный, чувствительный, параллелепипед, драма, филиал, шоссейный, целлофан, милостивый, исследование.

Какие тематические группы слов можно выделить? (Литературоведческие термины, характеристика человека, отвлеченные имена существительные и т. д.) допишите по 2—3 слова в каждую группу.

Дайте лексическое толкование слов: эффектный — эффективный; искусный — искусственный; милый — милостивый. Составьте с любыми из данных слов сочетания с видами связи: согласование, управление, примыкание.

 

II. Самостоятельная работа.

В каждой группе слов найдите такие, которые нельзя проверить постановкой сомнительной гласной в сильную позицию.

1) Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие.

2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный.

3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага.

4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный.

 

Карточка для проверки:

1) Протяженность, безмятежность, травоядный, предусмотрительный, кораблекрушение, кровопролитие,

2) Полнолуние, багровый, поплавок, жемчужина, жизнерадостный, балалайка, безобразие, безоговорочно, топорный.

3) Бесконечный, берлога, неизъяснимый, живописец, балетный, многоопытный, несравненный, скороспелый, ватага.

4) Престарелый, ослепительный, компания, водохранилище, вокальный, возражение, приближение, доброжелательный.

 

IV. Сопоставительный анализ текстов (предусматривает определение того, какой набор языковых средств используют разные авторы для выражения идеи текста).

Тексты спроецированы на экран или распечатаны для каждого ученика.

 

А. Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает его в кристаллах книг. Но искусство идет дальше. Оно стремится развернуть перспективу не только позади, но и впереди жизни, силится увлечь в будущее.

(А. Н. Толстой.)

 

Б. Не правда ли — примерам нет конца

Тому, как образ, в камне воплощенный,

Пленяет взор потомка восхищенный

И замыслом, и почерком резца?

Творенье может пережить творца:

Творец уйдет, природой побежденный,

Однако образ, им запечатленный,

Веками будет согревать сердца.

                       (Микеланджело Буонарроти.)

 

Задание (дайте письменный развернутый ответ на следующие вопросы):

1) Напишите, какая тема объединяет эти тексты. (Искусство как звено между прошлым и будущим через на стоящее, творца.)

2) Согласны ли вы с тем, что оба текста являются рассуждениями? Приведите аргументы.

3) Какие языковые средства использованы для создания образа произведений искусства? (Кристаллы книг; образ, в камне воплощенный.)

4) Как реализуется в каждом тексте категория времени? (Не только позади, но и впереди жизни; творец уйдет; взор потомка.)

5) Чем с точки зрения синтаксических средств выразительности является первое предложение текста Б? (Риторический вопрос, признак публицистичности.)

6) Объясните постановку двоеточия в каждом тексте.

 

V. Домашнее задание:

1) Написать сочинение-рассуждение на тему, которая объединяет тексты А. Толстого и Микеланджело.

2) Подготовиться к диктанту по теме «Правописание согласных и гласных в корне слова».

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru