Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок русского языка в 10 классе "Антитеза как художественный прием. Способы создания антитезы"

Цель: выявление способов выражения антитезы (лексические и синтаксические средства).

Структура урока:

1. Обогащение словаря учащихся (анализ подготовленных дома словарных статей о поэтах, писателях). Индивидуальные задания.

2. Совершенствование умения понимать и интерпретировать содержание текста. Речеведческий разбор текста.

3. Практическая работа — совершенствование умений анализировать используемые средства выразительности.

4. Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Обогащение словаря учащихся (анализ подготовленных дома словарных статей о поэтах (писателях). Анализ выполнения домашнего задания. Индивидуальные задания.

 

Задание 1

Продолжите ряд градации.

1. Я не хотел здесь оставаться ни дня, ни ____.

2. Любите свою страну, ____, ____.

3. Туман окутал молочной пеленой деревья, ____, ____.

4. Ветер поднимал листья с крыльца, ____, крыши сарая.

5. Поднимается шар воздушный выше домов, выше _______, выше _______.

6. Реформы касались каждого человека, каждой ____, всего ______.

7. Следует бережно относиться к водным запасам Земли: к ручейку, _____, ______.

8. Каждый звук, каждое _____, каждая воспринимались по-новому.

 

Задание 2

Перед вами перифразы, многие из которых стали устойчивыми сочетаниями. Замените их словами с прямым значением.

Старый Свет —                                 Северная Венеция —

Улыбка Фортуны —                           Предел мечтаний —

Водная артерия —                             Сердце России —

Мастер пера —                                   Макушка Земли —

Ночное светило —                             Королева цветов —

Туманный Альбион—                       Последний шаг —

Закат жизни —                                 Второе дыхание

Гвоздь программы —                         Лебединая песня —

 

II. Совершенствование умения понимать и интерпретировать содержание текста. Анализ текста, в основе построения которого — антитеза.

Работаем с текстом стихотворения в прозе И. С. Тургенева «Два богача» с опорой на план речеведческого анализа.

На предтекстовом этапе спрашиваем, о чем может быть текст.

 

ДВА БОГАЧА

Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых, — я хвалю и умиляюсь.

Но, и хваля и умиляясь, не могу не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе, принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.

— Возьмем мы Катьку, — говорила баба, — последние наши гроши на нее пойдут, не на что будет соли добыть, похлебку посолить...

— А мы ее ... и не соленую, ответил мужик, ее муж.

Далеко Ротшильду до этого мужика!

 

Анализ текста.

1) Лексическая организация.

Даем толкование слов превозносят, призрение, умиляюсь; объясняем их правописание, подбираем синонимы.

— Как же название текста отражает его содержание (Это миниатюра о двух богачах.)

Как выстраиваются образы богачей? Выписываем ключевые слова и словосочетания.

богач — убогое крестьяне кое семейство

громадные доходы разоренный домишко

целые тысячи — последние гроши

для детей, больных, старых сирота-племянница

2) Синтаксическая организация.

Композиционно образ Ротшильда противопоставлен образу мужика — 2-й абзац начинается с предложения с противительным союзом но. Рассказ о Ротшильде — первое сложноподчиненное предложение, выделенное в абзац; цепная связь со вторым предложением-абзацем реализуется при помощи лексического повтора.

Последнее предложение-абзац — выражение авторской позиции.

Делаем вывод о том, что все в описании Ротшильда противопоставлено описанию жизни мужика и его жены; в основе построения образов лежит антитеза.

И если в названии герои объединены, то последнее предложение показывает пропасть между ними. Значит, богатство второго не в деньгах, а в умении понять, воспринять как свою боль другого, помочь, разделить с ним все, что есть.

 

III. Практическая работа.

Спишите текст, определив его тип. Какой прием лежит в основе построения? Какова идея текста?

 

1616

...в этот год умерли Сервантес и Шекспир. Но никто в этот год не родился.

(Ф. Кривин.)

 

Комментарий:

Можно считать, что в тексте-повествовании три предложения. Первое «Одна тысяча шестьсот шестнадцатый» (домысливаем «год») — обозначение времени действия. Второе, начинающееся с многоточия, связано с первым цепной связью, не выраженной эксплицитно (т. е. языковыми средствами) — в этот год. Третье предложение, начинающееся с противительного союза но, вступает в антонимические отношения со вторым. Акцент сделан на двух лексических антонимах — умерли/не родился. Но антитеза не только в этом: во втором предложении сообщение о личностях Сервантеса и Шекспира (грамматически эти слова являются подлежащими в предложении), в третьем предложении в роли подлежащего выступает отрицательное местоимение никто. Мы понимаем, что речь идет не об отсутствии новорожденных вообще, а о личностях, равных Сервантесу, Шекспиру...

 

IV. Домашнее задание:

1) Составить сочетания, используя данные слова (синонимы и антонимы):

 

Истинный — бесспорный, спорный; талантливый одаренный, бездарный; нечаянный — случайный, продуманный; расчетливый практичный, непрактичный; бесчестный — подлый, справедливый.

 

2) Подобрать к данным словам антонимы, составить с ними предложения:

 

Бе_счетный, бе_человечный, бе_перспективный, бе_молвный, бе_тактный, бе_культурный, бе_вкусный.

 

3) Упражнение ....

4) Индивидуальные задания: подготовить сообщения по темам: «Происхождение фразеологизмов», «Источники русских фразеологизмов», используя материал упражнений ...*, ..., ....

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru