Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок русского языка в 10 классе "Феномен книжной аннотации"

Цель: обобщение знаний о жанре аннотации (определение ее обязательных и факультативных элементов; закрепление умения использовать характерные для жанра языковые средства при создании аннотации).

Структура урока:

1. Актуализация знаний учащихся по теме в ходе работы с фрагментом стихотворения А. С. Пушкина.

2. Совершенствование умений использовать в собственной речи лексическое богатство языка. Работа по обогащению словаря учащихся.

3. Повторение изученного об аннотации в курсе русского языка основной школы с привлечением материала учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала. Анализ текстов аннотаций.

4. Развитие умения создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного. Создание аннотации на произведение, изучаемое на уроке литературы.

5. Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Актуализация знаний учащихся по теме в ходе работы с фрагментом стихотворения А. С. Пушкина.

Фрагмент стихотворения записан на доске или спроецирован на экран.

— Кому принадлежат эти строки?

 

«РАЗГОВОР КНИГОПРОДАВЦА С ПОЭТОМ»

Но слава заменила вам

Мечтанья тайного отрады:

Вы разошлися по рукам,

Меж тем как пыльные громады

Лежалой прозы и стихов

Напрасно ждут себе чтецов

И ветреной ее награды...

Наш век — торгаш; в сей век железный

Без денег и свободы нет...

Не продается вдохновенье,

Но можно рукопись продать.

 

В наш язык прочно вошло слово бестселлер (англ. bestseller от best — лучший + sell — продаваться) — особенно ходкая книга, ходкий товар.

— Чем вы руководствуетесь при выборе книги? (Советом друга, стремлением узнать краткое содержание.)

Помощь в выборе может оказать аннотация.

 

II. Работа по обогащению словаря учащихся.

Просмотр презентации «Заглянем в словарь», подготовленной учащимися дома. Ученики записывают по одному словосочетанию с каждым предложенным в задании словом.

 

III. Повторение изученного об аннотации в курсе русского языка основной школы с привлечением материала учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала.

 

Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткое изложение содержания книги, статьи, дающее иногда их оценку.

Аннотация на книгу состоит из нескольких элементов:

1) Библиографическое описание:

• автор произведения;

• где и когда оно издано;

• количество страниц;

• кому адресовано издание (адресность).

2) Факультативные элементы:

• жанр произведения;

• главные действующие лица;

• время, место действия;

• краткое содержание.

Аннотация является своего рода рекламой, которая должна заинтересовать читателя, передать суть произведения.

3) Компоненты содержания аннотации (могут присутствовать не в полном объеме):

• сведения об авторе и его творчестве;

• характеристика структуры произведения;

• характеристика периода истории, которому посвящено произведение;

• краткий пересказ фабулы, композиции;

• место произведения в ряду подобных;

• оценка произведения критиками;

• область знания, с которой связано содержание произведения;

• цели автора;

• что узнает читатель, ознакомившись с произведением.

4) Перечень языковых средств, которые обеспечивают раскрытие содержания каждого из названных компонентов.

При изложении сведений об авторе — работает в области..., ему принадлежат..., первая его книга вышла в свет (напечатана, издана)..., им написано..., в творчестве привлекает....

При оценке произведения — автор сумел показать (рассказать, осветить, раскрыть), талантливо и правдиво (ярко, образно, убедительно, достоверно, исторически точно), основные достоинства книги заключаются в том....

 

Анализ текстов аннотаций.

Как сочетаются библиографическое описание и факультативные элементы?

Как характеристика книги сочетается с ее оценкой?

В чем языковые особенности текста?

В чем особенность синтаксических конструкций?

Какую аннотацию интереснее читать и почему?

 

1. В сборник Татьяны Толстой «День» входят рассказы и фельетоны разных лет (1990—2001), печатавшиеся в русской и иностранной периодике. Часть первая, «Частная годовщина», включает лирические эссе; часть вторая, «Ложка для картоф.», — фельетоны. Третью часть, «Русский мир», составляют сочинения разных жанров, объединенные общей темой.

2. Козьма Прутков — вымышленный писатель. Этот об раз был создан в ХIХ веке Алексеем Константиновичем Толстым и братьями Алексеем и Владимиром Жемчужниковыми. В жизнеописании Пруткова охарактеризованы служебная и литературная деятельность; черты его личности — самодовольного, тупого, добродушного и благонамеренного писателя. Это не литературный псевдоним, а комический тип — характерная фигура своего времени.

 

Работа с аннотациями, написанными учителем о романс Н. Г. Чернышевского «Что делать?». Определение составляющих компонентов, возможностей изменения.

 

А. Книги этого автора всегда занимательны. Это истории об обычных людях, которые работают, путешествуют, при этом открывая в себе то лучшее, что дано им от рождения — способность к сильным чувствам. Книга рассчитана на широкий круг читателей.

 

Б. История этой книги началась с загадочной пропажи рукописи, которая через несколько дней вдруг обнаружилась на столе у издателя. Продолжилась самоубийством на мосту. И хотя «содержание этой повести — любовь, главное лицо — женщина», для многих мужчин эта книга стала «учебником жизни». Вы хотели бы изменить этот мир? Тогда эта книга для вас!

 

Отмечаем выражение адресности в аннотациях А и Б. Выбор эмоционально окрашенных синтаксических конструкций в аннотации Б, риторический вопрос, стремление включить потенциального читателя в диалог (кто же не хочет изменить мир?).

Дополнительные вопросы для обсуждения: нуждается ли классика в аннотации? Какова рекламная функция аннотации? Аннотация как один из способов сокращении текста.

 

IV. Развитие умения создавать связное высказывание выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного написание аннотации на произведение, изучаемое на уроке литературы.

 

V. Домашнее задание:

1) Составить план рецензии (по упражнению ...).

2) Подготовиться к словарному диктанту (используя материалы этого же упражнения).

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru