Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок русского языка в 10 классе "Морфологический, фонетический, традиционный Принципы русской орфографии"

Цель: систематизация изученного в курсе основной школы материала о принципах русской орфографии; за крепление умений выполнять обобщенные орфографические действия.

Структура урока:

1. Анализ домашнего задания (орфоэпическая разминка, направленная на закрепление умений соблюдать орфоэпические нормы; лексический диктант.

2. Повторение изученного в курсе основной школы материала о принципах русской орфографии с привлечением упражнений учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала.

3. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с правописанием гласных и согласных в корне слова.

4. Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Анализ домашнего задания.

Орфоэпическая разминка. Учащиеся, подбиравшие материал для орфоэпической разминки, меняются текстами и читают их, соблюдая орфоэпические нормы.

Лексический диктант. Данный вид работы используется для освоения учащимися лексических значений слов, приобретения навыков работы с толковыми словарями. Форма проведения: ученикам дается лексическое значение слова, по которому они должны определить загаданное слово и правильно его воспроизвести. Таким образом, ученики не только закрепляют орфографические навыки, но и обогащают свой лексический запас. При подготовке лексического диктанта возможны вариации: диктант готовит один ученик (при этом набор слов произвольный); каждый учащийся получает «свою букву», на которую он подбирает слова; или же ученик подбирает слова по определенной тематике (музыка, кино, техника, искусство и т. д.).

Для диктанта берется одна группа слов из домашнего задания, например группа слов Б:

1) Состояние полного безразличия, равнодушия. (Апатия.)

2) Незаконное с точки зрения международного права применение вооруженной силы одним государством против суверенитета, территориальной неприкосновенности или политической независимости другого государства. (Агрессия.)

3) Человек, в совершенстве владеющий техникой свое го искусства, своего дела. (Виртуоз.)

4) Спор, обсуждение вопроса на собрании, в печати, в беседе. (Дискуссия.)

5) Свойство тел сохранять состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, пока какая-либо внешняя сила не изменит этого состояния. (Инерция.)

6) Обозначенная стоимость на товаре, денежном знаке, ценной бумаге. (Номинал.)

7) Равенство, равноправие сторон. (Паритет.)

8) Язвительная насмешка, злая ирония. (Сарказм.)

9) Художественное направление, характеризующееся вниманием к душевной жизни человека, чувствительностью и идеализированным изображением людей, жизненных ситуаций, природы. (Сентиментализм.)

10) Направление развития, склонность, стремление. (Тенденция.)

11) Душевное переживание, чувство. (Эмоция.)

12) Моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами. (Коррупция.)

Дополнительное задание: составить сложноподчиненное предложение, в главной части которого использовать любое из записанных слов.

 

II. Повторение изученного в курсе основной школы материала о принципах русской орфографии с привлечением упражнений учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала.

Слушая учителя, учащиеся должны подготовиться к ответу на вопрос: «Каковы главные принципы русской орфографии?»

 

Дополнительный материал для учителя:

Несколько лет назад в «Известиях» была опубликована информация об эксперименте, в ходе которого через любую поисковую систему предлагалось задать любое немыслимое слово, чтобы найти единомышленников, которые именно так и пишут. Слово еденомышленник было найдено на 111 серверах, а лидерами, по данным поисковой системы «Яндекс», стали слова агенство, обьявление, сдесь, адресс...

В ХVIII в. В. К. Тредиаковский призывал писать «по звонам», иначе говоря, по произношению. В начале ХХ в. академик А. В. Щерба считал идеалом орфографии максимальное совпадение между языком написанным и языком произносимым.

Возможно ли такое письмо? Получается, что одно и то же слово может быть написано по-разному. Так, «по звонам», предлог без с различными словами может быть написан по-всякому: биз дома, биш шороху, биж жиру, бис фкусу. В русском алфавите не могут быть отражены все особенности произношения как отдельных людей, так и целых регионов (аканье, оканье, цоканье и т. д.). По мысли М. В. Панова, с введением фонетической орфографии «для каждого села придется создавать свой учебник».

Существует морфологический принцип, предложенный М. В. Ломоносовым «по кореню», «по произвождению речений», — одинаковое написание морфемы в словах определенной части речи, например: агентство (агент + суффикс -ств-).

Традиционный принцип русской орфографии предполагает запоминание написания корней слов. По традиции пишутся окончания -ого (-его) прилагательных, местоимений, причастий, порядковых числительных в форме родительного падежа единственного числа.

Современные представления о ведущем принципе русской орфографии сводятся к тому, что русское письмо — письмо по сильной позиции, когда звук наиболее слышим, для гласного сильная позиция — позиция под ударением: дома́, потому что дом. Для согласных — перед гласным или перед сонорными согласными м, н, л, р: чеснок, потому что чеснока; водопровод, потому что водопроводный. Такой принцип — принцип слабой и сильной позиции орфографии называется фонематическим (от слова «фонема» звук-смыслоразличитель).

 

Если у учащихся возникают трудности при формулировании ответа на вопрос, им предлагается обратиться к материалу учебника.

 

III. Закрепление умений выполнять обобщенные орфографические действия, связанные с правописанием гласных и согласных в корне слова.

Выступления учащихся, получивших индивидуальное задание по вопросам 7—9 учебника.

Анализ заданий по орфографии, предлагаемых в ходе итоговой аттестации, или работа с упражнением б (с. 9), за исключением задания 4.

 

IV. Домашнее задание:

1) Подобрать иллюстративный материал для ответа на вопросы 7—9.

2) Составить текст-описание (упражнение 6, задание 4).

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru