Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Урок русского языка в 10 классе "Текст. Признаки текста"

Цель: углубить знания учащихся о тексте как продукте речевой деятельности, об основных признаках текста.

Структура урока:

1. Повторение изученного о тексте в курсе русского языка основной школы с привлечением материала учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала.

2. Совершенствование умения адекватно понимать информацию письменного сообщения. Расширение представления о видах информации в тексте, связности текста.

3. Закрепление умений лингвистического анализа текста.

4. Совершенствование умения создавать связное высказывание, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. Творческая работа.

5. Домашнее задание.

 

Ход урока

I. Повторение изученного о тексте в курсе русского языка основной школы с привлечением материала учебника и дополнительного теоретического и дидактического материала (с. 155—156 учебника). Текст (от лат. textum — ткань, связь, соединение) — это несколько предложений или абзацев, связанных в одно целое темой и основной мыслью.

Основные признаки:

• тематическое и композиционное единство, наличие структуры;

• наличие грамматической связи;

• смысловая цельность, законченность;

• информативность.

Л. М. Лосева в работе «Как строится текст» выделяет следующие признаки текста:

1) текст — сообщение (то, что сообщается) в письменной форме;

2) текст характеризуется содержательной и структурной завершенностью;

3) в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).

 

Задание:

Выберите из предложенных вариантов то, что является текстом.

 

а) Не всегда говори то, что знаешь, но всегда знай, что говоришь.

 

б) Один ум хорошо, а два лучше. Век живи, век учись. Ученый водит, а неученый следом ходит.

 

в) Жили-были дед и баба. И была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Не простое, золотое. Дед бил — не разбил. Баба била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.

 

Текстом является последний вариант. Проанализируем текст сказки «Курочка Ряба», определим наличие основных признаков.

Наличие структуры:

1) зачин (формулируется тема (микротема) текста);

2) среднее звено (развитие темы (микротемы);

3) концовка (итог развития).

Грамматическая связь — цепная (первые два предложения) и параллельная (пятое и шестое предложения).

 

II. Совершенствование умения адекватно понимать информацию письменного сообщения. Информативность, связность текста, средства связи.

Развитие умения адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения является одной из задач, которые сформулированы в нормативных документах, определяющих содержание образования.

Слушая рассказ учителя, учащиеся должны составить его план. Примерно он может выглядеть так:

1) Грамотность чтения — умение извлекать и интерпретировать информацию текста.

2) Виды информации в тексте:

а) план содержания (фактуальная/концептуальная);

б) план выражения (имплицитная/эксплицитная).

3) Связь в тексте:

а) основные средства связи;

б) связь цепная/параллельная;

в) связь контактная/дистантная;

г) связь, выраженная имплицитно/эксплицитно.

 

Д о п о л н и т е л ь н ы й   м а т е р и а л   д л я   у ч и т е л я:

В последние десятилетия осознано значение непрерывного образования, связанного с необходимостью для человека сменить несколько видов деятельности в течение жизни. Поэтому возрастает роль грамотности чтения как способности человека извлекать, интерпретировать и использовать необходимую информацию.

Знания автора о мире, его представления, система ценностей выражаются в художественном произведении и направлены адресату — читателю, который должен включиться в процесс сотворчества. Для того чтобы вести диалог с текстом (автором), надо знать, какие виды информации содержатся в тексте и как они мо гут быть представлены.

Виды информации в тексте:

• содержательно-фактуальная/содержательно-концептуальная.

(план содержания). Факты, события, о которых говорит автор; индивидуально-авторское понимание фактов и событий;

• эксплицитная/имплицитная (план выражения). Эксплицитно выраженную информацию (т. е. с помощью слов) читатель получает, читая описание фактов и событий; имплицитную (скрытую) информацию читатель должен извлекать из текста, используя культурную и литературно-художественную компетенцию.

Анализ средств связи предложений в тексте является частью речеведческого анализа текста, включающего также характеристику стиля, типа текста и выразительных средств языка. Задания подобного типа предлагаются в рамках Единого государственного экзамена. Знания о видах связи в тексте актуальны как для создания письменных текстов, так и для построения устного выступления.

 

Кроме основных синтаксических средств союзов и союзных слов, а также порядка следования частей, местоименных слов, словесных повторений и интонации, грамматическими средствами выражения связности является еще отношение видовременных форм глаголов-сказуемых.

Для реализации цепной связи между предложениями используются синтаксические повторы, синонимы, местоимения, слова с временным и пространственным значением.

Для осуществления параллельной связи применяется такое средство, как параллелизм построения предложений, что выражается в использовании глаголов с единым временным планом, одинакового порядка слов, анафорических элементов.

Нередко два самостоятельных предложения в тексте могут быть связаны не только между собой, но и с другими предложениями предыдущей части текста. Выделяют два типа связи по расположению компонентов текста относительно друг друга контактную и дистантную. При соединении соседних предложений наблюдается контактная связь; соединение же предложений, расположенных на определенном расстоянии, образует дистантную связь. Дистантная связь играет существенную роль в композиционном оформлении текста, в обозначении его частей.

Лингвисты рассматривают связность с точки зрения материализации выражения ее средств. Эксплицитная связь, т. е. связь, получившая формальное выражение при помощи разного рода языковых средств, оформляет связность компонентов материализованно.

Имплицитная связь — это связь, не получившая формального выражения при помощи языковых средств, связь не самих пере даваемых текстом смыслов, а как бы через ассоциации, возникающие на основе сообщенного. Но и тот и другой варианты связи обеспечивают смысловое взаимодействие компонентов строя тек ста, а как следствие — содержательная структура текста обретает смысловую связность, которая осознается в тех логико-смысловых отношениях между составляющими смысловыми блоками, которые в самом широком понимании представляют собой «смысловое зацепление» или «смысловое перекрытие». Другими словами, весь комплекс межфразовых связей обеспечивает тематическое развитие мысли, заявленной либо в заглавии (макротекст), либо в микротеме зачина (микротекст).

 

III. Лингвистический анализ текста (сочетание в тексте разных видов информации).

Перед началом работы с нижеприведенным текстом ставятся следующие вопросы: какие уровни прочтения этого текста возможны и сколько их? Каков смысл текста для творца и человека (стороннего наблюдателя)?

Учащимися выстраиваются и запись ассоциативные ряды: творец — создатель, произведение искусства, шедевр, неповторимость, признание, вечность, неординарность, талантливость...

К каждому слову ряда подбираются зависимые слова: творец своего мира, создатель чуда, признание мира...

 

Творец. Разбогател на своих книгах. Но они ему не нравятся, тогда он принимается за великое произведение. Работает только над ним. Без конца переделывает. И вот постепенно в дом заползает нужда, за ней полная нищета. Все приходит в упадок, а он живет в состоянии какого-то жуткого счастья. Дети постоянно болеют. Приходится сдать квартиру внаем и самим ютиться в одной комнате. Он все пишет. Жена становится неврастеничной. Проходит год за годом, запустение полнейшее, но он продолжает работу. Дети сбегают из дома. Жена умирает в больнице, а он в этот самый день ставит последнюю точку, и человек, сообщивший ему горестное известие, слышит в ответ лишь одно слово: «Наконец-то!»

(А. Камю.)

 

Выписываем ключевые слова каждого из «текстов», что помогает отобразить отношения разных смыслов этого произведения. Отмечаем использование просторечий — ютиться, внаем, заползает нужда, а также градации: И вот постепенно в дом заползает нужда, за ней полная нищета. Все приходит в упадок...

Оксюморон жуткое счастье, ключевая фраза Все приходит в упадок, а он живет в состоянии какого-то жуткого счастья усиливают ожидание и переживание катастрофы, которую наблюдает со стороны читатель. Дистантная и контактная связь, концентрация времени в 13 предложениях, антитеза 1-го и 13-го предложений и внутри предложений (3, 6, 11, 13) — все работает на столкновение двух смыслов, двух «текстов»:

1) творить, создавать произведения искусства несмотря ни на что (быть одержимым своей идеей, делом);

2) нести ответственность за близких тебе людей, заботиться о них.

 

IV. Совершенствование умения создавать связное высказывание, использовать разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка. Творческая работа. Сочинение-рассуждение на одну из данных тем:

Какой он, человек искусства?

Владею ли я искусством любви к людям?

 

V. Домашнее задание: упражнение ... .

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru