Начальная школа

Русский язык

Литература

История России

Всемирная история

Биология

География

Математика

Внеклассное мероприятие к празднику славянской письменности и культуры "Русь летописная"

Звучит музыка В. Кикта "Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром", «Орнамент».

Ведущий 1: Здравствуйте, славные наши гостюшки, разлюбезные, милые Детушки. Расскажем мы вам о светлой Руси, о далеких временах нам не ведомых.

Ведущий 2: Жили-были тогда добрые молодцы, раскрасавицы красные девицы. А у них были добрые матушки, бородатые батюшки. Умели они пахать да косить, дома-терема рубить, умели и холсты ткать, узорами вышивать. А вот грамоты дети не видали, не умели книги читать, да письма писать.

Ведущий 1: В глубине веков обычно теряются имена создателей родной письменности. Но у славянской письменности, удивительное происхождение. Мы говорим о славянской письменности, а не о русской, так как Россия относится к группе славянских народов. Наши предки – это славяне, и лишь потом, когда образовалось Русское государство, их стали называть по-другому – русичи, Россияне.

Славяне, благодаря целому ряду источников, знают о начале своей грамоты. Мы не только знаем время появления славянской азбуки, но и знаем имена творцов славянской письменности.

Ведущий 2: И явились на Русь два просветителя, братья мудрые КИРИЛЛ и МЕФОДИЙ. И придумали они буквицы, а из них и составили азбуку. звучит музыка. Праздничный трезвон. Красный Лаврский Трезвон. Звонари Богоявленского Патриаршего собора и Троице – Сергиевской Лавры. А произошло событие это в 863 году. Отсюда и ведет начало Славянская письменность.

– выходит чтец.

Чтец: (показывает на азбуку)

Вот азбука – начало всех начал.
Открыл букварь, а детством как и дунуло,
А Константин – философ по ночам
Не спал, наверно, буковки выдумывал.
Шептал. Перо в чернила окунал.
Он понимал, что буковки – основа
Грядущего, неписанного слова,
Великого, как Тихий океан.

Ведущий 1: Стала новая азбука называться «КИРИЛЛИЦЕЙ», по имени одного из ее создателей

Звучит П. Пиков, С. Михайловски. Гимн Кириллу и Мефодию.

Музыка.

Ведущий 2: Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она имела (загадочно) … имя. Названия букв должны были напомнить людям о таких словах, которые забывать нельзя: «ДОБРО» «ЗЕМЛЯ», «ЛЮДИ», «ПОКОЙ», «ЖИВЕТЕ». Пусть эти старинные буквы сейчас оживут при помощи нашей волшебной Азбуки.

– «Азбука» открывается

– выбегает 1-я буква

1 буква: Здравствуйте! Меня зовут «Аз».

– выходит вторая буква.

2 буква: А меня «Буки».

А если нас назвать по порядку «аз, буки…» Что получится?

– слушаем ответ ребят

Получилось слово «Азбука».

Ведущий 1: Вам, дорогие буквы, выпала большая честь стоять в начале Алфавита.

В народе так и говорят: сначала «аз» и «буки», а потом и все науки.

С азов начинается путь каждого из вас в мир знаний.

А к нам спешит ещё одна буква.

– выходит буква.

Представьтесь, пожалуйста!

3 буква: Меня зовут «веди». Я знаю, про всё ведаю

Ведущий 2: Ну, тогда послушай мою загадку.

Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет

3 буква: Алфавит

Ведущий 2: Молодец!

Ну, что ж. Продолжаем знакомство.

– выходит буква

4 буква: Здравствуйте! Я буква «глаголь».

Ведущий 2: Какое красивое у тебя имя! А что же оно значит?

4 буква: Глаголить – значит говорить. Но прежде чем говорить, надо хорошенько … подумать. В народе говорили: «Молвишь – не воротишь, и дорогого бы дал за словечко, да не выкупишь».

Ведущий 2: Вот поэтому, уважаемая «глаголь», тебе надо послушать загадку,

Подумать и дать ответ.
Черные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.

4 буква: Буквы.

Ведущий 2: (ТОЛКАЯ ВЕДУЩЕГО 1):

Смотри, к нам спешит еще одна буква.

– выходит 5 буква.

5 буква: Меня зовут «добро».

Ведущий 1: Какое доброе у тебя имя! А ведь доброта – это черта в характере человека.

– выходят 3 чтеца.

1-й:

Добрым быть совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, не конфета.

2-й:

Только надо очень добрым быть,
Чтобы в беде друг друга не забыть.
И народы будут жить дружнее,
Если мы с тобой добрее.

3-й:

Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.

– уходят.

Ведущий 2: А к нам из азбуки идет новая гостья!

– выходит буква

6 буква:

Здравствуйте! Я буква «люди».
Люди, вы в ладу живёте.
Ласку и любовь несёте.
Лягушонок – да и тот
Без любви не пропадёт.

Ведущий 2: Знакомьтесь, к вам идёт новая буква.

– выходит 7 буква.

7 буква:

Мудрецам давно известно:
Там, где шумным мыслям тесно,
Нет ни зависти, ни скуки,
Мастера там на все руки.
Шить, варить и рисовать,
Звонко петь и танцевать.

Группа учеников исполняет «Русский народный танец»

Ведущий 2:

Есть буквы шипящие,
Есть буквы свистящие,
И только одна из них –
Буква рычащая.

– выходит 8 буква

8 буква: Я буква «рцы». Недаром я собою горжусь, ведь я – начало слова «Русь»

Руст талантами богата,
Русь талантами сильна.
Если будут петь девчата,
Значит, будет жить она.

– звучит русская народная песня в исполнении учениц « Ой, Иван ли ты, Иван!»

Викторина со зрителями.

Что служило материалом для письма в древней Руси? (Береста и писало, пергамент, чернила и гусиное перо).

Сколько букв первоначально имел славянский алфавит? (43 буквы).

Как называется древнейшая рукописная книга? (Остромирово Евангелие)

Назовите древнейшую датированную книгу. (Апостол)

Как называлась металлическая «обложка», предохранявшая рукописную книгу от повреждений? (оклад)

Как называлась иллюстрация рукописной книги? (Миниатюра)

В каком из городов России установлен памятник создателям славянской письменности болгарским просветителям Кириллу и Мефодию? (В Москве)

Ведущий 1: Кириллица, с которой вы сегодня познакомились, состоит из 44-45 букв и просуществовала практически без изменения до времен Петра I, при котором были внесены изменения в начертание некоторых букв: одиннадцать были исключены из алфавита.

В 1918 году была проведена новая реформа алфавита, и кириллица еще потеряла 4 буквы: «ять», «и», «ижицу», «фиту».

– ведущий или помощник убирают с доски название буквы

– выходит чтец

Чтец:

В любой старинной книжице
Ты можешь прочитать:
Жила на свете ИЖИЦА,
А с нею буква ЯТЬ.
Но время быстро движется,
И ЖИЗНЬ УЖЕ НЕ ОТА.
Где нынче буква ИЖИЦА?
Где ЯТЬ? И где ФИТА?
Без них правописание
Сумело обойтись.
Новейшие задания
Без них вступают в жизнь.
Уж так на свете водится,
Как говорил мудрец:
Когда без нас обходится,
То значит нам конец.

– чтец открывает современный алфавит

– выходят 2 чтеца

1-й:

Буква к букве – будет слово.
Слово к слову – речь готова.
И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она.

2-й:

Так восславим буквы эти!
Пусть приходят к нам они.
И пусть будет знаменит

Вместе: Наш славянский алфавит!

Ведущий 2: «Свет разумения книжного», зажженный Кириллом и Мефодием, светит на уже более 12-ти веков.

– выходит чтец

Чтец:

Да здравствует старославянский!
Живут и сейчас в языке
Святые слова золотые,
Хоть каждое взвесь на руке.
Они веселы и суровы,
До наших времен донесли
Значительность каждого слова
В начале российской земли.

Звучит Мусорский «Богатырские ворота» из ц. «Картинки с выставки»

музыка

Ведущий 1: Вот и подошел к концу праздник.

Ведущий 2: Давайте же будем помнить этих людей Кирилла и Мефодия, создателей славянской азбуки.

Поиск

Информатика

Физика

Химия

Педсовет

Классному руководителю

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru